Слайд 1МАСТЕР-КЛАСС
«СТИХОСЛОЖЕНИЕ»
Козицина Светлана Вячеславовна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Коношская СШ
имени Н.П.Лавёрова»
Слайд 2Сочинение стихов способствует развитию речи, литературного и вообще художественного вкуса. Развивается
образное мышление, повышается общий интеллектуальный уровень. «Колоссальным ускорителем мышления» назвал поэзию И. Бродский.
Слайд 3Стихосложение учит внимательнее относиться к слову, что, в свою очередь, способствует
повышению грамотности. Причём грамотность понимается здесь в широком смысле – не только как орфография и пунктуация, но и как стилистическая грамотность, как умение правильно пользоваться всеми богатствами русского языка.
Слайд 4«ПОЭТИЧЕСКИМ ДАРОМ ОБЛАДАЮТ НЕМНОГИЕ, НО НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СТИХИ МОЖЕТ КАЖДЫЙ!»
Магическая
форма стихосложения включается в себя следующие понятия: знание + чувства+ воображение = результат творчества. Не зря все говорят про музу, которая посещает человека и наделяет его окрыленными мыслями, вот и получается стихотворение.
Слайд 5Использование художественных средств позволит Вам украшать свое творчество, выражать в скрытой
форме свои чувства, зашифровывать послания читателям и т.д. Важно освоить метафору, метонимию, гиперболу, аллегорию, сравнение - и тогда стихотворение заиграет новыми благодатными красками.
Слайд 6КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ КРАСИВЫЕ СТИХИ?
Есть лишь один способ, который во все
эпохи был популярен у великих поэтов – читать, очень много читать. И наблюдать. Только так можно научиться чувствовать музыку поэзии. Только так можно увеличить словарный запас, расширить свои познания поэтических приемов. Только так можно проникнуться духом творчества. При этом читать нужно и классиков и современников, и прославленных поэтов и неизвестных. Читать авторов, чье мастерство далеко от совершенства тоже полезно. Это позволит осознать, как не надо писать стихи, и избежать ошибок в будущем. Но лучше всего читать настоящих литературных гениев, истинных мастеров слова. Учиться у них, и в своем творчестве стремиться к непрестанному совершенствованию.
Слайд 7Чтобы поэзия была не такая скучная и однообразная, нужно ежедневно читать
классику, восполнять свой словарный запас, учиться формировать предложения, создавая свой, индивидуальный стиль, который будет Вашей визитной карточкой на будущее.
Слайд 8Каким видом поэтического произведения воспользоваться – выбор за автором! Главное, чтобы
вдохновение было рядом, и слова просились на бумагу безустанно.
Наслаждайтесь поэтическим творчеством классиков, современных писателей, творите свои шедевры – и делайте мир краше, добрее и счастливее! Вот основная задача писательского слова!
Слайд 9ИНСТРУКЦИЯ
Разбудите воображение. Оно похоже на бесформенный кусок пластилина. Прежде, чем его
размять, нужно его "погреть". Для этого можно послушать красивую музыку и нарисовать ее (а точнее, свои эмоции). Взять любое понравившееся стихотворение и переделать его, изменяя слова, смысл, но сохраняя слог и рифму.
Литературные игры - прекрасные тренажеры. Самая известная - буриме. Менее известная - биномы, когда берутся два не связанных между собой существительных. Например, жираф и телевизор. И сочиняется сказка когда берутся два не связанных между собой существительных. Например, жираф и телевизор. И сочиняется сказка. Например, о том, как одинокому жирафу в зоопарке установили телевизор. Это забавно и безобидно и весело. К тому же в эту игру можно играть со взрослыми и детьми.
Слайд 10Выработайте наблюдательность. Человек творческий - это всегда соглядатай, он очевидец чужих
судеб, хранитель чужих мыслей, портретов, образов.
Дневник вырабатывает привычку фиксировать окружающий мир и свое состояние. Ведь каждый писатель мыслит образами. Он всегда сопоставляет одно явление с другим. Потому стоит иногда задавать себе вопросы: "Могу ли я назвать эту снежную ветвь зимним кораллом?" или "На какую птицу вырабатывает привычку фиксировать окружающий мир и свое состояние. Ведь каждый писатель мыслит образами. Он всегда сопоставляет одно явление с другим. Потому стоит иногда задавать себе вопросы: "Могу ли я назвать эту снежную ветвь зимним кораллом?" или "На какую птицу похожа эта худая девушка в розовом пальто?"
Слайд 11Опираться на плечи великанов. Человек, который хочет хорошо писать, должен насыщать
свой язык, обогащать свой словарь, стимулировать свое воображение и анализировать, как мастера выстраивают свои тексты.
Чтение хорошей сложной литературы показано тем, кто хочет писать всерьез и о сложном. Кроме литературной практики им придется осваивать теорию литературы: жанры, тропы, стили, направления. Литература - это целая вселенная.
Слайд 12Поймать вдохновение.
Одному во время творчества важно быть в гармонии с
собой.
Другим для сочинительства нужен экстрим, несчастная любовь и буря в душе.
А третьим для того, чтобы "нажать на курок", стимулировать сочинительство, требуется азарт.
И для того, чтобы написать свой первый в жизни рассказ, надо сказать другу: "Спорим, что я его напишу?" А потом взять и написать.
Слайд 13ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИЛИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРОПЫ.
Большую роль в стихах имеют средства художественной
выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, инверсия, повторы, антитеза, градация и другие. Они придают стихам красочность, живость, поэтичность, именно они отличают поэтическую речь.
Эпитеты - художественные определения (белеющий снег, легкий морозец, пышное облако).
Метафоры и олицетворения - слова в переносном значении, передающие свойства живых предметов на неживые (волнуется желтеющая нива, ель рукавом мне тропинки завесила, горит восток зарею новой, плачет небо).
Сравнения - сравнение одних явлений, предметов с другими ( лес, будто терем расписной; тропинка, как змейка; лес зеленый, словно лента, убегающая вдаль).
Инверсия - необычный порядок слов в предложении (под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит...)
Слайд 14Повторы -
Ищи меня - где волны ходят,
Ищи меня - где облака,
Ищи
меня - где все земное,
Ищи меня - и я твоя.
Антитеза - противопоставление ( черный вечер - белый снег; война и мир, печаль и радость).
Градация - возрастание признака (улыбнулся, засмеялся, а потом захохотал)
Слайд 15Чтобы писать стихи, нужно уметь рифмовать.
Рифма - созвучие последних слов в
строке (леса - голоса, луг - плуг).
Слайд 16ПРАКТИКУМ
Зарифмуй.
Подобрать рифмы к словам. (рифмы задает учитель)
Экспромт. Составьте четверостишье по заданным
рифмам.
«Как Пушкин».
-Помните ли вы, как отличился на уроке словесности в лицее? Давайте повторим этот опыт (ставится роза в вазе, дети пишут четверостишье).
«Пишем сами».
Дети читают стихи (домашнее задание).
Чтение учителем своих стихов.
Слайд 17Игра «Найди рифму».
парта - …(карта)
ученик -…(озорник)
пенал - … (журнал)
указка - …
(сказка)
ручка - … (штучка)
соль - …(фасоль)
доска - …(тоска)
диск - …(риск)
мир - …(пир)
поэт - …(секрет)
Слайд 18Буриме – в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая
забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.
На полянку вышел зайка
Видит - там синичек стайка.
Он открыл свою шкатулку
Дал синицам с маком булку.
Слайд 19Каждая группа выберет 1 пару рифмующихся слов на тему «Школа». Кто
быстрее и лучше сочинит четверостишие?
1 группа: ручка - штучка, тетрадь – писать.
2 группа: книжки – малышки, урок – звонок.
Слайд 20 «СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖЕТ ВОСПИТАТЬ ТОЛЬКО СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК».
«УСПЕХ ВОСПИТАННИКУ СОЗДАЕТ ПЕДАГОГ,
КОТОРЫЙ САМ ПЕРЕЖИВАЕТ РАДОСТЬ УСПЕХА»
Слайд 21АБРАКАДАБРА
Бывает так, что у малыша не получается рифмовать слова. Ну не
понимает он, что такое рифма, и все тут. Попробуйте поступить следующим образом. Возьмите какое-нибудь хорошо известное стихотворение и перескажите его “своими словами”.
Например, вот так:
Хозяйка бросила зайку.
Зайка остался под дождем.
Не мог слезть со скамейки,
Промок весь до ниточки.
Спросите у малыша: это стихотворение? Нет! А почему? Да потому что рифмы в нем нет. Теперь переставляем слова, и все становится на свои места. Найдите вместе с малышом рифмующиеся слова: хозяйка-зайка, не мог-промок. Поиграйте в эту игру-переставлялочку, сначала “портя” стихотворение, а потом его исправляя.
Слайд 22АПЛОДИСМЕНТЫ
Для этой игры нам понадобятся ладошки. Вы называете пару слов, а
ребенок должен хлопнуть в ладоши, если рифма есть, и поднять ручки вверх, если слова не рифмуются. Песок-носок: хлоп! Стол-стул: ручки вверх! Такая игра очень быстро поможет малышу разобраться, что к чему.
Слайд 23«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Вы называете четыре слова, а ребенок должен выбрать из них
то, которое не рифмуется с тремя остальными. Например, в цепочке “мимоза, берёза, коза, заноза”, лишнее слово, понятно, “коза”.
Слайд 24РИФМОВАННОЕ ЛОТО
Для детей, умеющих читать, можно сделать лото. Возьмите пачку плотных
бумажных листов “для записей” и крупно напишите на каждом по одному слову. Подберите их так, чтобы каждые 3-4 слова рифмовались. Начинаем играть. Карточки перемешиваем и раздаем игрокам по 10 штук. Начинающий игру кладет на стол любую из своих карточек и громко читает слово. Каждый игрок выбирает из своих карточек те, где есть слова, рифмующиеся с названным. Затем следующий по кругу игрок кладет на стол свою карточку и читает слово, а остальные выкладывают карточки со словами-рифмами, если они у них есть. Выигрывает тот, кто первым остался без карточек.
Слайд 25«ПОЙМАЙ РИФМУ»
Вы бросаете малышу мячик и называете слово, а он должен
вернуть вам мячик и ответить рифмой: часы-усы, белка-тарелка и т.д. Можно перебрасываться мячиком и рифмовать одно слово, составляя цепочку: кошка-мошка-ложка-брошка-окрошка и т.д. И не беда, что получится не сразу. Немножко тренировки, и появятся замечательные и необычные рифмы. Кстати сказать, в подобные игры гораздо веселее играть с компанией малышей, например, на детском дне рождения или во время прогулки.
Слайд 26«ЧЕПУ-ЧЕПУ-ЧЕПУХА»
Несколько игроков (можно два, но чем больше, тем лучше) берут по
листку бумаги. Закрывая свой листок рукой от посторонних глаз, пишут сверху любую фразу, например: “Как-то раз у нас под партой” или “Однажды, в студеную зимнюю пору”. Затем складывают листок так, чтобы написанное было закрыто, и передают по кругу, сообщая соседу последнее слово в строке. Теперь задача игроков написать следующую строку в рифму с предыдущей. Затем листок опять складывают и передают дальше. Так продолжается до конца листа или пока не надоест. Затем листок разворачивают и читают написанное вслух. Все игроки покатываются со смеху, потому что получаются бессмысленные, но очень забавные сочетания. Ну, на то она и чепуха. И если вы дождливым осенним вечером рискнете сыграть в эту игру всей семьей, хорошее настроение вам обеспечено, несмотря на унылую погоду.
Слайд 27ЧУДО-ШАРАДЫ
Следующая забава – шарады. В них заданное слово делится на несколько
частей, каждая из которых – самостоятельное слово: фа-соль, верх-ушки и т.п. В старых детских журналах этой полезной игре отводилось много места. И неспроста.
Шарады – замечательное задание на сообразительность и эрудицию. Отгадывание подобных загадок помогает глубже понять родной язык и его многообразие.
У шарад существует множество разновидностей. Самая популярная среди них – анаграмма. В ней слово отыскивается путем перестановки букв. Вот пример:
В моря и океаны
Пускаю я фонтаны.
Наоборот напишешь –
В часах меня услышишь.
(кит-тик)
Для того чтобы написать анаграмму, нужно подобрать сначала пару слов, а потом на ее основе придумать стихотворение-пояснение. Таких пар существует великое множество, но вот вам для начала: насос-сосна, липа-пила, умница-цунами, банка-кабан, вход-вдох, мошкара-ромашка, парк-карп, волос-слово.
Слайд 28ПОИГРАЕМ В БУРИМЕ?
«Буриме (от франц. bout – конец, rime - рифма)
– это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы.
И это не просто развлечение, а полезное занятие, развивающее творчество, чувство юмора, расширяющее словарный запас.
Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными. Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор. Для малышей используйте рифмы попроще: зайка-стайка-шкатулка-булка. Вот что может получиться:
На полянку вышел зайка.
Видит – там синичек стайка.
Он открыл свою шкатулку,
Дал синицам с маком булку.
Слайд 29ПОИГРАЕМ В БУРИМЕ?
А потом можно и посложнее: в зоопарке-делом-жарко-мелом. Интересно играть
в буриме, используя рифмы из известных детских стихотворений.
Ну-ка, попробуем сочинить свой вариант из цепочки: на пол-лапу-брошу-хороший или в норке-замолчи-корки-свечи.
А можно поиграть в “угадалки”, попросив малыша вспомнить, в каком стихотворении встречались эти рифмы.
Одной из разновидностей буриме является монорим (от греч. monos – один и франц. rime - рифма). В этой игре берется одно слово-основа, и все стихотворение должно быть построено на одной одинаковой рифме. Можно придумывать строчки по очереди. Например, выбираем слово “утка” и сочиняем такое стихотворение:
Жила-была на свете утка,
Она любила незабудки.
Они цвели в ее желудке.
А это, знаете, не шутки!
Однажды в гости на минутку…
… ну, и так далее.
Слайд 30Составлять акростих (отгадка прячется в загадке).
Это такое стихотворение, в котором каждая
строка начинается на определенную букву. Если прочитать подряд эти буквы, то должно получиться какое-то слово:
Маленькая девочка
Абрикосы кушает
Шаловливой белочкой.
Ах, меня не слушает!
Слайд 31ТАВТОГРАММА
Разновидностью акростиха является тавтограмма, в которой все слова начинаются с одной
и той же буквы. Вот где потребуется большой словарный запас:
Летит лиловый лепесток,
Легкий летний лоскуток…
Если вам удастся заинтересовать малыша играми в рифму, в будущем ему это здорово пригодится. Сочинить веселые пожелания ко дню рождения близкого человека, переделать песню на школьном празднике, придумать анаграммы для студенческого КВНа – где только не понадобится умение писать стихи.
А главное - ребенок получит возможность выразить в творчестве свою нестандартность, свой удивительный внутренний мир, имя которому – детство.