Презентация, доклад на тему Козицина С.В. Презентация Мастер-класс Стихосложение

Содержание

Сочинение стихов способствует развитию речи, литературного и вообще художественного вкуса. Развивается образное мышление, повышается общий интеллектуальный уровень. «Колоссальным ускорителем мышления» назвал поэзию И. Бродский.

Слайд 1МАСТЕР-КЛАСС «СТИХОСЛОЖЕНИЕ»
Козицина Светлана Вячеславовна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Коношская СШ

имени Н.П.Лавёрова»
МАСТЕР-КЛАСС   «СТИХОСЛОЖЕНИЕ»Козицина Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов, МБОУ «Коношская СШ имени Н.П.Лавёрова»

Слайд 2Сочинение стихов способствует развитию речи, литературного и вообще художественного вкуса. Развивается

образное мышление, повышается общий интеллектуальный уровень. «Колоссальным ускорителем мышления» назвал поэзию И. Бродский.
Сочинение стихов способствует развитию речи, литературного и вообще художественного вкуса. Развивается образное мышление, повышается общий интеллектуальный уровень.

Слайд 3Стихосложение учит внимательнее относиться к слову, что, в свою очередь, способствует

повышению грамотности. Причём грамотность понимается здесь в широком смысле – не только как орфография и пунктуация, но и как стилистическая грамотность, как умение правильно пользоваться всеми богатствами русского языка.
Стихосложение учит внимательнее относиться к слову, что, в свою очередь, способствует повышению грамотности. Причём грамотность понимается здесь

Слайд 4«ПОЭТИЧЕСКИМ ДАРОМ ОБЛАДАЮТ НЕМНОГИЕ, НО НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СТИХИ МОЖЕТ КАЖДЫЙ!»
Магическая

форма стихосложения включается в себя следующие понятия: знание + чувства+ воображение = результат творчества. Не зря все говорят про музу, которая посещает человека и наделяет его окрыленными мыслями, вот и получается стихотворение.

«ПОЭТИЧЕСКИМ ДАРОМ ОБЛАДАЮТ НЕМНОГИЕ, НО НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СТИХИ МОЖЕТ КАЖДЫЙ!»  Магическая форма стихосложения включается в себя

Слайд 5Использование художественных средств позволит Вам украшать свое творчество, выражать в скрытой

форме свои чувства, зашифровывать послания читателям и т.д. Важно освоить метафору, метонимию, гиперболу, аллегорию, сравнение - и тогда стихотворение заиграет новыми благодатными красками.

Использование художественных средств позволит Вам украшать свое творчество, выражать в скрытой форме свои чувства, зашифровывать послания читателям

Слайд 6КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ КРАСИВЫЕ СТИХИ?
Есть лишь один способ, который во все

эпохи был популярен у великих поэтов – читать, очень много читать. И наблюдать. Только так можно научиться чувствовать музыку поэзии. Только так можно увеличить словарный запас, расширить свои познания поэтических приемов. Только так можно проникнуться духом творчества. При этом читать нужно и классиков и современников, и прославленных поэтов и неизвестных. Читать авторов, чье мастерство далеко от совершенства тоже полезно. Это позволит осознать, как не надо писать стихи, и избежать ошибок в будущем. Но лучше всего читать настоящих литературных гениев, истинных мастеров слова. Учиться у них, и в своем творчестве стремиться к непрестанному совершенствованию.
КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ КРАСИВЫЕ СТИХИ?  Есть лишь один способ, который во все эпохи был популярен у

Слайд 7Чтобы поэзия была не такая скучная и однообразная, нужно ежедневно читать

классику, восполнять свой словарный запас, учиться формировать предложения, создавая свой, индивидуальный стиль, который будет Вашей визитной карточкой на будущее.

Чтобы поэзия была не такая скучная и однообразная, нужно ежедневно читать классику, восполнять свой словарный запас, учиться

Слайд 8Каким видом поэтического произведения воспользоваться – выбор за автором! Главное, чтобы

вдохновение было рядом, и слова просились на бумагу безустанно.
Наслаждайтесь поэтическим творчеством классиков, современных писателей, творите свои шедевры – и делайте мир краше, добрее и счастливее! Вот основная задача писательского слова!

Каким видом поэтического произведения воспользоваться – выбор за автором! Главное, чтобы вдохновение было рядом, и слова просились

Слайд 9ИНСТРУКЦИЯ
Разбудите воображение. Оно похоже на бесформенный кусок пластилина. Прежде, чем его

размять, нужно его "погреть". Для этого можно послушать красивую музыку и нарисовать ее (а точнее, свои эмоции). Взять любое понравившееся стихотворение и переделать его, изменяя слова, смысл, но сохраняя слог и рифму.
Литературные игры - прекрасные тренажеры. Самая известная - буриме. Менее известная - биномы, когда берутся два не связанных между собой существительных. Например, жираф и телевизор. И сочиняется сказка когда берутся два не связанных между собой существительных. Например, жираф и телевизор. И сочиняется сказка. Например, о том, как одинокому жирафу в зоопарке установили телевизор. Это забавно и безобидно и весело. К тому же в эту игру можно играть со взрослыми и детьми.

ИНСТРУКЦИЯРазбудите воображение. Оно похоже на бесформенный кусок пластилина. Прежде, чем его размять, нужно его

Слайд 10Выработайте наблюдательность. Человек творческий - это всегда соглядатай, он очевидец чужих

судеб, хранитель чужих мыслей, портретов, образов.
Дневник вырабатывает привычку фиксировать окружающий мир и свое состояние. Ведь каждый писатель мыслит образами. Он всегда сопоставляет одно явление с другим. Потому стоит иногда задавать себе вопросы: "Могу ли я назвать эту снежную ветвь зимним кораллом?" или "На какую птицу вырабатывает привычку фиксировать окружающий мир и свое состояние. Ведь каждый писатель мыслит образами. Он всегда сопоставляет одно явление с другим. Потому стоит иногда задавать себе вопросы: "Могу ли я назвать эту снежную ветвь зимним кораллом?" или "На какую птицу похожа эта худая девушка в розовом пальто?"

Выработайте наблюдательность. Человек творческий - это всегда соглядатай, он очевидец чужих судеб, хранитель чужих мыслей, портретов, образов.

Слайд 11Опираться на плечи великанов. Человек, который хочет хорошо писать, должен насыщать

свой язык, обогащать свой словарь, стимулировать свое воображение и анализировать, как мастера выстраивают свои тексты.

Чтение хорошей сложной литературы показано тем, кто хочет писать всерьез и о сложном. Кроме литературной практики им придется осваивать теорию литературы: жанры, тропы, стили, направления. Литература - это целая вселенная.

Опираться на плечи великанов. Человек, который хочет хорошо писать, должен насыщать свой язык, обогащать свой словарь, стимулировать

Слайд 12Поймать вдохновение.
Одному во время творчества важно быть в гармонии с

собой.

Другим для сочинительства нужен экстрим, несчастная любовь и буря в душе.

А третьим для того, чтобы "нажать на курок", стимулировать сочинительство, требуется азарт.

И для того, чтобы написать свой первый в жизни рассказ, надо сказать другу: "Спорим, что я его напишу?" А потом взять и написать.

Поймать вдохновение. Одному во время творчества важно быть в гармонии с собой. Другим для сочинительства нужен экстрим,

Слайд 13ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИЛИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРОПЫ.
Большую роль в стихах имеют средства художественной

выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, инверсия, повторы, антитеза, градация и другие. Они придают стихам красочность, живость, поэтичность, именно они отличают поэтическую речь.
Эпитеты - художественные определения (белеющий снег, легкий морозец, пышное облако).
Метафоры и олицетворения - слова в переносном значении, передающие свойства живых предметов на неживые (волнуется желтеющая нива, ель рукавом мне тропинки завесила, горит восток зарею новой, плачет небо).
Сравнения - сравнение одних явлений, предметов с другими ( лес, будто терем расписной; тропинка, как змейка; лес зеленый, словно лента, убегающая вдаль).
Инверсия - необычный порядок слов в предложении (под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит...)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИЛИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРОПЫ. Большую роль в стихах имеют средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения,

Слайд 14Повторы -
Ищи меня - где волны ходят,
Ищи меня - где облака,
Ищи

меня - где все земное,
Ищи меня - и я твоя.
Антитеза - противопоставление ( черный вечер - белый снег; война и мир, печаль и радость).
Градация - возрастание признака (улыбнулся, засмеялся, а потом захохотал)

Повторы -Ищи меня - где волны ходят,Ищи меня - где облака,Ищи меня - где все земное,Ищи меня

Слайд 15Чтобы писать стихи, нужно уметь рифмовать.
Рифма - созвучие последних слов в

строке (леса - голоса, луг - плуг).

Чтобы писать стихи, нужно уметь рифмовать.Рифма - созвучие последних слов в строке (леса - голоса, луг -

Слайд 16ПРАКТИКУМ
Зарифмуй.
Подобрать рифмы к словам. (рифмы задает учитель)
Экспромт. Составьте четверостишье по заданным

рифмам.
«Как Пушкин».
-Помните ли вы, как отличился на уроке словесности в лицее? Давайте повторим этот опыт (ставится роза в вазе, дети пишут четверостишье).
«Пишем сами».
Дети читают стихи (домашнее задание).
Чтение учителем своих стихов.

ПРАКТИКУМЗарифмуй.Подобрать рифмы к словам. (рифмы задает учитель)Экспромт. Составьте четверостишье по заданным рифмам. «Как Пушкин».-Помните ли вы, как

Слайд 17Игра «Найди рифму».
парта - …(карта)
ученик -…(озорник)
пенал - … (журнал)
указка - …

(сказка)
ручка - … (штучка)
соль - …(фасоль)
доска - …(тоска)
диск - …(риск)
мир - …(пир)
поэт - …(секрет)
Игра «Найди рифму».парта - …(карта)ученик -…(озорник)пенал - … (журнал)указка - … (сказка)ручка - … (штучка)соль - …(фасоль)доска - …(тоска)диск

Слайд 18Буриме – в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая

забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.
На полянку вышел зайка
Видит - там синичек стайка.
Он открыл свою шкатулку
Дал синицам с маком булку.

Буриме – в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все,

Слайд 19Каждая группа выберет  1 пару рифмующихся слов на тему «Школа». Кто

быстрее и лучше сочинит четверостишие?
1  группа: ручка - штучка, тетрадь – писать.
2  группа: книжки – малышки, урок – звонок.
Каждая группа выберет  1 пару рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?1  группа: ручка

Слайд 20 «СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖЕТ ВОСПИТАТЬ ТОЛЬКО СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК».    «УСПЕХ ВОСПИТАННИКУ СОЗДАЕТ ПЕДАГОГ,

КОТОРЫЙ САМ ПЕРЕЖИВАЕТ РАДОСТЬ УСПЕХА»
 «СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖЕТ ВОСПИТАТЬ ТОЛЬКО СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК».      «УСПЕХ ВОСПИТАННИКУ СОЗДАЕТ ПЕДАГОГ, КОТОРЫЙ САМ ПЕРЕЖИВАЕТ

Слайд 21АБРАКАДАБРА
Бывает так, что у малыша не получается рифмовать слова. Ну не

понимает он, что такое рифма, и все тут. Попробуйте поступить следующим образом. Возьмите какое-нибудь хорошо известное стихотворение и перескажите его “своими словами”.
Например, вот так: Хозяйка бросила зайку. Зайка остался под дождем. Не мог слезть со скамейки, Промок весь до ниточки.

Спросите у малыша: это стихотворение? Нет! А почему? Да потому что рифмы в нем нет. Теперь переставляем слова, и все становится на свои места. Найдите вместе с малышом рифмующиеся слова: хозяйка-зайка, не мог-промок. Поиграйте в эту игру-переставлялочку, сначала “портя” стихотворение, а потом его исправляя.

АБРАКАДАБРАБывает так, что у малыша не получается рифмовать слова. Ну не понимает он, что такое рифма, и

Слайд 22АПЛОДИСМЕНТЫ
Для этой игры нам понадобятся ладошки. Вы называете пару слов, а

ребенок должен хлопнуть в ладоши, если рифма есть, и поднять ручки вверх, если слова не рифмуются. Песок-носок: хлоп! Стол-стул: ручки вверх! Такая игра очень быстро поможет малышу разобраться, что к чему.
АПЛОДИСМЕНТЫДля этой игры нам понадобятся ладошки. Вы называете пару слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если

Слайд 23«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Вы называете четыре слова, а ребенок должен выбрать из них

то, которое не рифмуется с тремя остальными. Например, в цепочке “мимоза, берёза, коза, заноза”, лишнее слово, понятно, “коза”.

«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» Вы называете четыре слова, а ребенок должен выбрать из них то, которое не рифмуется с

Слайд 24РИФМОВАННОЕ ЛОТО
Для детей, умеющих читать, можно сделать лото. Возьмите пачку плотных

бумажных листов “для записей” и крупно напишите на каждом по одному слову. Подберите их так, чтобы каждые 3-4 слова рифмовались. Начинаем играть. Карточки перемешиваем и раздаем игрокам по 10 штук. Начинающий игру кладет на стол любую из своих карточек и громко читает слово. Каждый игрок выбирает из своих карточек те, где есть слова, рифмующиеся с названным. Затем следующий по кругу игрок кладет на стол свою карточку и читает слово, а остальные выкладывают карточки со словами-рифмами, если они у них есть. Выигрывает тот, кто первым остался без карточек.
РИФМОВАННОЕ ЛОТО Для детей, умеющих читать, можно сделать лото. Возьмите пачку плотных бумажных листов “для записей” и

Слайд 25«ПОЙМАЙ РИФМУ»
Вы бросаете малышу мячик и называете слово, а он должен

вернуть вам мячик и ответить рифмой: часы-усы, белка-тарелка и т.д. Можно перебрасываться мячиком и рифмовать одно слово, составляя цепочку: кошка-мошка-ложка-брошка-окрошка и т.д. И не беда, что получится не сразу. Немножко тренировки, и появятся замечательные и необычные рифмы. Кстати сказать, в подобные игры гораздо веселее играть с компанией малышей, например, на детском дне рождения или во время прогулки.
«ПОЙМАЙ РИФМУ» Вы бросаете малышу мячик и называете слово, а он должен вернуть вам мячик и ответить

Слайд 26«ЧЕПУ-ЧЕПУ-ЧЕПУХА»
Несколько игроков (можно два, но чем больше, тем лучше) берут по

листку бумаги. Закрывая свой листок рукой от посторонних глаз, пишут сверху любую фразу, например: “Как-то раз у нас под партой” или “Однажды, в студеную зимнюю пору”. Затем складывают листок так, чтобы написанное было закрыто, и передают по кругу, сообщая соседу последнее слово в строке. Теперь задача игроков написать следующую строку в рифму с предыдущей. Затем листок опять складывают и передают дальше. Так продолжается до конца листа или пока не надоест. Затем листок разворачивают и читают написанное вслух. Все игроки покатываются со смеху, потому что получаются бессмысленные, но очень забавные сочетания. Ну, на то она и чепуха. И если вы дождливым осенним вечером рискнете сыграть в эту игру всей семьей, хорошее настроение вам обеспечено, несмотря на унылую погоду.
«ЧЕПУ-ЧЕПУ-ЧЕПУХА»  Несколько игроков (можно два, но чем больше, тем лучше) берут по листку бумаги. Закрывая свой

Слайд 27ЧУДО-ШАРАДЫ
Следующая забава – шарады. В них заданное слово делится на несколько

частей, каждая из которых – самостоятельное слово: фа-соль, верх-ушки и т.п. В старых детских журналах этой полезной игре отводилось много места. И неспроста.
Шарады – замечательное задание на сообразительность и эрудицию. Отгадывание подобных загадок помогает глубже понять родной язык и его многообразие.
У шарад существует множество разновидностей. Самая популярная среди них – анаграмма. В ней слово отыскивается путем перестановки букв. Вот пример: В моря и океаны Пускаю я фонтаны. Наоборот напишешь – В часах меня услышишь. (кит-тик)
Для того чтобы написать анаграмму, нужно подобрать сначала пару слов, а потом на ее основе придумать стихотворение-пояснение. Таких пар существует великое множество, но вот вам для начала: насос-сосна, липа-пила, умница-цунами, банка-кабан, вход-вдох, мошкара-ромашка, парк-карп, волос-слово.

ЧУДО-ШАРАДЫ Следующая забава – шарады. В них заданное слово делится на несколько частей, каждая из которых –

Слайд 28ПОИГРАЕМ В БУРИМЕ?
«Буриме (от франц. bout – конец, rime - рифма)

– это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы.

И это не просто развлечение, а полезное занятие, развивающее творчество, чувство юмора, расширяющее словарный запас.

Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными. Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор. Для малышей используйте рифмы попроще: зайка-стайка-шкатулка-булка. Вот что может получиться:
На полянку вышел зайка. Видит – там синичек стайка. Он открыл свою шкатулку, Дал синицам с маком булку.

ПОИГРАЕМ В БУРИМЕ?«Буриме (от франц. bout – конец, rime - рифма) – это веселая игра, стихотворная задача,

Слайд 29ПОИГРАЕМ В БУРИМЕ?
А потом можно и посложнее: в зоопарке-делом-жарко-мелом. Интересно играть

в буриме, используя рифмы из известных детских стихотворений.
Ну-ка, попробуем сочинить свой вариант из цепочки: на пол-лапу-брошу-хороший или в норке-замолчи-корки-свечи.

А можно поиграть в “угадалки”, попросив малыша вспомнить, в каком стихотворении встречались эти рифмы.
Одной из разновидностей буриме является монорим (от греч. monos – один и франц. rime - рифма). В этой игре берется одно слово-основа, и все стихотворение должно быть построено на одной одинаковой рифме. Можно придумывать строчки по очереди. Например, выбираем слово “утка” и сочиняем такое стихотворение: Жила-была на свете утка, Она любила незабудки. Они цвели в ее желудке. А это, знаете, не шутки! Однажды в гости на минутку… … ну, и так далее.

ПОИГРАЕМ В БУРИМЕ?А потом можно и посложнее: в зоопарке-делом-жарко-мелом. Интересно играть в буриме, используя рифмы из известных

Слайд 30Составлять акростих (отгадка прячется в загадке).

Это такое стихотворение, в котором каждая

строка начинается на определенную букву. Если прочитать подряд эти буквы, то должно получиться какое-то слово:
Маленькая девочка Абрикосы кушает Шаловливой белочкой. Ах, меня не слушает!

Составлять акростих (отгадка прячется в загадке).Это такое стихотворение, в котором каждая строка начинается на определенную букву. Если

Слайд 31ТАВТОГРАММА
Разновидностью акростиха является тавтограмма, в которой все слова начинаются с одной

и той же буквы. Вот где потребуется большой словарный запас: Летит лиловый лепесток, Легкий летний лоскуток…
Если вам удастся заинтересовать малыша играми в рифму, в будущем ему это здорово пригодится. Сочинить веселые пожелания ко дню рождения близкого человека, переделать песню на школьном празднике, придумать анаграммы для студенческого КВНа – где только не понадобится умение писать стихи.
А главное - ребенок получит возможность выразить в творчестве свою нестандартность, свой удивительный внутренний мир, имя которому – детство.

ТАВТОГРАММАРазновидностью акростиха является тавтограмма, в которой все слова начинаются с одной и той же буквы. Вот где

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть