Слайд 1
Контрольный тест по литературе (10 класс) Творчество Ф. И. Тютчева
и А. А. Фета.
Цель: все учащиеся смогут показать степень понимания творчества Ф. И. Тютчева и А. А. Фета; большинство учащихся смогут в ходе самостоятельной деятельности найти ответы на поставленные вопросы и показать необходимый эмоциональный настрой; некоторые учащиеся смогут проявить интерес к изучению творчества Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
Слайд 21 вариант
Задания с выбором ответа
1.Укажите годы жизни Ф. И. Тютчева. 1. 1821-1878 2. 1803-1873 3. 1818-1883 4. 1836-1861
2. Укажите, как назывался первый сборник стихотворений А. А. Фета. 1. «Лирический пантеон» 2. «Вечерние огни» 3. «Стихотворения А. Фета» 4. «Снег» 3. Впервые стихотворения Ф. И. Тютчева были опубликованы: 1. в журнале «Современник» 2. в журнале «Полярная звезда» 3. в журнале «Колокол» 4. за границей 4.Укажите ведущую тему в творчестве А. А. Фета. 1. Поэт и поэзия 2. Любовь и природа 3. Гражданское служение 4. Предназначение человека 5.Укажите, какое из литературных мест России связано с именем Ф. И. Тютчева. 1. Константиново 2. Шахматово 3. Мураново 4. Ясная Поляна 6.Укажите стихотворение А. А. Фета, которое первым было положено на музыку 1. «На заре ты её не буди …» 2. «Сияла ночь. Луной был полон сад» 3. «Жизнь пронеслась без явного следа» 4. «Задрожали листы, облетая …»
Слайд 37.Укажите, какое изобразительно-выразительное средство преобладает во фрагменте стихотворения Ф. И. Тютчева
«Осенний вечер». Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, лёгкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю … 1. Метафора 2. Эпитет 3. Сравнение 4. Гипербола 8. Укажите, кто так отзывался о творчестве А. А. Фета «И откуда у этого добродушного офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов».
1.Н. А. Некрасов 2. Л. Н. Толстой 3.А. П. Чехов 4. Ф. М. Достоевский 9. Укажите стихотворение Ф. И. Тютчева, посвящённое Е. А. Денисьевой. 1. «Весенние воды» 2. «Сон на море» 3. «К. Б. (Я встретил вас …)» 4. «О, как убийственно мы любим …» 10. Укажите стихотворение А. А. Фета, вызвавшее многочисленные пародии и подражания.1. «На стоге сена ночью южной …» 2. «Печальная берёза …» 3. «Ещё майская ночь …» 4. «Шёпот, робкое дыханье …»
Слайд 4Задания с кратким ответом
1. В посольстве какой страны около 20 лет проработал Ф. И. Тютчев.
2. Напишите название журнала, с которым в активно сотрудничал А. А. Фет .
3. Напишите название критической статьи, в которой Н. А. Некрасов высоко оценил творчество Ф. И. Тютчева.
4. Как называется синтаксический приём, который А. А. Фет использует в данном отрывке. Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Покатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.
5. Укажите, каким размером написано следующее стихотворение Ф. И. Тютчева: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить.
Слайд 56. Напишите название последнего сборника стихотворений А. А. Фета.
7. Какой художественный
приём использует Ф. И. Тютчева в следующих строчках: О чём ты воешь, ветер ночной? О чём так сетуешь безумно?.. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно?
Слайд 6Задания для работы с текстом
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте, Сквозя, березник чуть желтеет, И соловей еще не смеет Запеть в смородинном кусте.
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках
Слайд 71. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение.
2. Как
в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой, которое использует А. А. Фет в следующих строчках: «Ещё зарёй гремит телега// На замороженном пути».
3. Укажите название стилистического приёма, который использует А. А. Фет, начиная строки стихотворения с одного и того же слова «ещё».
4. Какой изобразительный приём использует поэт при описании весны в первой строке первой строфы стихотворения?
Слайд 82 вариант
Задания с выбором ответа
1.Укажите годы жизни А. А. Фета. 1. 1821-1878 2. 1820-1892 3. 1823-1886 4. 1836-1861 2. Ф. И. Тютчев около 20 лет проработал в посольстве: 1. в Мюнхене 2. в Персии 3. в Японии 4. в Лондоне 3. А. А. Фет активно сотрудничал с журналом: 1. «Колокол» 2. «Москвитянин» 3. «Современник» 4. «Русские ведомости» 4.Укажите, традиционное название цикла любовной лирики Ф. И. Тютчева. 1. «Стихи о прекрасной даме» 2. «Денисьевский цикл» 3. «Русские женщины» 4. «Цветы зла» 5.Чтобы заслужить дворянский титул, А. А. Фет служил: 1. при посольстве 2. в кавалерии 3. При дворе 4. в Тайной канцелярии 6.Укажите стихотворение Ф. И. Тютчева, на слова которого был написан романс. 1. «Что ты клонишь над водами …» 2. «К. Б. (Я встретил вас …)» 3. «Ещё земли печален вид …» 4. «Как хорошо ты, о море ночное…»
Слайд 97.Укажите, какое изобразительно-выразительное средство использует А. А. Фет в последней строке
четверостишия. Скрип шагов вдоль улиц белых, Огоньки вдали; На стенах оледенелых Блещут хрустали. 1. Метафора 2. Эпитет 3. Сравнение 4. Гипербола 8. Укажите автора критической статьи «Русские второстепенные поэты», который высоко оценил творчество Ф. И. Тютчева. 1.Н. А. Некрасов 2. Л. Н. Толстой 3.А. П. Чехов 4. Ф. М. Достоевский 9. Укажите фамилию великого русского композитора, на музыку которого был написан романс на стихи А. А. Фета «На заре ты её не буди …» 1. Скрябин 2. Чайковский 3. Бородин 4. Мусоргский 10. Какой художественный приём использует Ф. И. Тютчева в следующих строчках: Сияет солнце, воды блещут, На всём улыбка, жизнь во всём, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. 1. Метафора 2. Эпитет 3. Сравнение 4. Олицетворение
Слайд 10Задания с кратким ответом
1.Напишите название журнала, в котором впервые были опубликованы стихотворения Ф. И. Тютчева.
2. Напишите название стихотворения А. А. Фета, на которое Дмитрий Минаев, остроумный сатирик, написал следующую пародию. Топот, радостное ржанье, Стройный эскадрон, Трель горниста, колыханье Веющих знамён … Амуниция в порядке, Отблеск серебра, – И марш-марш во все лопатки, И ура, ура!
3. Какой устаревший синоним к слову фонтан использует Ф. И. Тютчев в одноимённом стихотворении «Фонтан»?
4. Как называется синтаксический приём, который А. А. Фет использует в данном отрывке. Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Покатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.
Слайд 115. Укажите, каким размером написано следующее стихотворение Ф. И. Тютчева:
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать В Россию можно только верить.
6. Напишите название первого сборника стихотворений А. А. Фета.
7. Какой художественный приём использует Ф. И. Тютчева в следующих строчках:
О чём ты воешь, ветер ночной? О чём так сетуешь безумно?.. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно?
Слайд 12Задания для работы с текстом
Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте, Сквозя, березник чуть желтеет, И соловей еще не смеет Запеть в смородинном кусте.
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках
Слайд 131. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение.
2. Как
в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой, которое использует А. А. Фет в следующих строчках: «Ещё зарёй гремит телега// На замороженном пути».
3. Укажите название стилистического приёма, который использует А. А. Фет, начиная строки стихотворения с одного и того же слова «ещё».
4. Какой изобразительный приём использует поэт при описании весны в первой строке первой строфы стихотворения?
1вариант
Задания с выбором ответа
1. 2. 1803-1873
2. 1. «Лирический пантеон»
3. 1. в журнале «Современник»
4. 2. Любовь и природа
5. 3. Мураново
6. 1. «На заре ты её не буди …»
7. 2. Эпитет
8. 1.Н. А. Некрасов
9. 4. «О, как убийственно мы любим …»
10. 4. «Шёпот, робкое дыханье …»
Слайд 15Задания с кратким ответом
1. 1.Германия
2. «Москвитянин»
3. «Русские второстепенные поэты»
4. Синтаксический параллелизм
5. Ямб
6. «Вечерние огни»
7. Олицетворение
Задания для работы с текстом 1 и 2 вариант
1. Пейзажная
2. Метафора
3. Анафора
4. Эпитет
Слайд 162 вариант
Задания с выбором ответа
1. 2. 1820-1892
2. 1. в Мюнхене
3. 2. «Москвитянин»
4. 2. «Денисьевский цикл»
5. 2. в кавалерии
6. 2. «К. Б. (Я встретил вас …)»
7. 1. Метафора
8. 1.Н. А. Некрасов
9. 2. Чайковский
10. 4. Олицетворение
Задания с кратким ответом
1. «Современник»
2. «Шёпот, робкое дыханье …»
3. Водомёт
4. Синтаксический параллелизм
5. Ямб
6. «Лирический пантеон»
7. Олицетворение
Слайд 17Использованные материалы.
1.Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в.
10 класс 1-е полугодие. Изд 3-е, испр. и доп. Обновлённый комплекс уроков. – М.: «ВАКО», 2005. – 336 с. 2. Литература. Типовые тестовые задания/ Е. Л. Ерохина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 63 с. 3. Репин А. В. Литература. 10 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с. 4. Роговик Т. Н., Никулина М. Ю. Репетитор. Литература. Эффективная методика – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 224 с. В Россию можно только верить.