Презентация, доклад на тему Конспект Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина.

Содержание

В историю России А. С. Пушкин вошел как явление необычайное. Это не только величайший поэт, но и основоположник русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы. «Муза Пушкина», по словам В. Г. Белинского, «была вскормлена и воспитана

Слайд 1Тема урока
1. Основные темы и мотивы лирики Пушкина.

Тема урока1. Основные темы и мотивы лирики Пушкина.

Слайд 2В историю России А. С. Пушкин вошел как явление необычайное. Это

не только величайший поэт, но и основоположник русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы. «Муза Пушкина», по словам В. Г. Белинского, «была вскормлена и воспитана творениями предшествующих поэтов». На протяжении всего своего творческого пути поэт был с «веком наравне», оставаясь великим оптимистом, светлым жизнелюбцем, великим гуманистом, объединяющим людей высокой нравственности, благородства, возвышенных чувств. Поэзия, драматургия, проза, критические статьи, заметки и письма — все виды литературы, к которым прикасался А. С. Пушкин, несут на себе печать его гения.
В историю России А. С. Пушкин вошел как явление необычайное. Это не только величайший поэт, но и

Слайд 3Поэт оставил потомкам неувядаемые образы вольнолюбивой, философской, любовной, пейзажной лирики. Но

никто не писал так много в прозе и стихах о Поэте, о его гражданской позиции, об отношениях с миром, как Пушкин.
2. Вольнолюбивая лирика. Первая четверть XIX века — время появления новых политических идей, зарождения декабристского движения, подъема общественной мысли после победы в войне 1812 года. В 1812 году А. С. Пушкин поступает в Царскосельский лицей. Именно здесь начинается творческая жизнь юного поэта. Настроения, вызванные войной 1812 года, идеи освободительного движения были близки Пушкину и находили благодатную почву в среде лицеистов.
Поэт оставил потомкам неувядаемые образы вольнолюбивой, философской, любовной, пейзажной лирики. Но никто не писал так много в

Слайд 4На развитие свободомыслия Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева, сочинения французских

просветителей XVIII века, встречи с Чаадаевым, беседы с Карамзиным, общение с друзьями-лицеистами — Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом. Лицейские стихи Пушкина проникнуты пафосом свободы, мыслью о том, что народы благоденствуют только там, где нет рабства. Эта идея ярко выражена в стихотворении «Лицинию» (1815). Свободой Рим возрос, а рабством погублен! В петербургский период лирика Пушкина особенно насыщена свободолюбивыми политическими идеями и настроениями, ярче всего выраженными в оде «Вольность», в стихах «К Чаадаеву» и «Деревня».
На развитие свободомыслия Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева, сочинения французских просветителей XVIII века, встречи с Чаадаевым,

Слайд 5Ода «Вольность» (1817) с сокрушительной силой обличала самодержавие и деспотию, властвовавшие

в России: Самовластительный злодей!                  Тебя, твой трон я ненавижу,                  Твою погибель, смерть детей                  С жестокой радостию вижу.                  Читают на твоем челе                  Печать проклятия народы,                  Ты ужас мира, стыд природы,                  Упрек ты Богу на земле.   Поэт призывает «на тронах поразить порок» и к воцарению Закона:
Ода «Вольность» (1817) с сокрушительной силой обличала самодержавие и деспотию, властвовавшие в России:

Слайд 6 Владыки! вам

венец и трон                  Дает Закон — а не природа;                  Стоите выше вы народа,                  Но вечный выше вас закон. Ненавидя тиранию, он восклицает:                  Тираны мира! трепещите!                  А вы, мужайтесь и внемлите,                  Восстаньте, падшие рабы! Ода «Вольность» написана стихом, близким к одам Ломоносова и Державина,— это высокий, торжественный стих, подчеркивающий важность темы. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) внутренний сюжет развивает мысль о гражданском
Владыки! вам венец и трон                  Дает Закон

Слайд 7взрослении человека. Любовь, надежда, тихая слава, одушевляющие юношу, уступают место самоотверженной

борьбе с «самовластьем»: Пока свободою горим,                  Пока сердца для чести живы,                  Мой друг, отчизне посвятим                  Души прекрасные порывы! Пушкин видит силы, препятствующие освобождению отчизны. «Гнет власти роковой» противостоит порывам «нетерпеливой души». Лучшее время жизни поэт призывает посвятить отчизне:  Товарищ, верь: взойдет она,                  Звезда пленительного счастья,                 
взрослении человека. Любовь, надежда, тихая слава, одушевляющие юношу, уступают место самоотверженной борьбе с «самовластьем»:

Слайд 8

Россия вспрянет ото сна,         И на обломках самовластья                 Напишут наши имена! В стихотворении «Деревня» (1819) Пушкин страстно заклеймил основы крепостного строя — беззаконие, произвол, рабство, обнажил «страдание народов». В стихотворении контрастно противопоставлены идиллическая первая часть и трагическая вторая. Первая часть «Деревни» — приготовление к гневному приговору, который произнесен во второй части. Поэт поначалу замечает «везде следы довольства и труда», так как в деревне поэт приобщается к природе, к вольности, освобождается «от суетных оков». Безграничность горизонта — естественный символ свободы.
Россия вспрянет ото сна,        

Слайд 9И только такой человек, которому деревня «открыла» свободу и которого сделала

«другом человечества», способен ужаснуться «барству дикому» и «рабству тощему». Поэт негодует: О, если б голос мой умел сердца тревожить!         Почто в груди моей горит бесплодный жар         И не дан мне судьбой витийства грозный дар?   Этот «грозный дар» мог бы заставить очнуться Россию, разбудить народ, приблизить свободу, которой достоин человек. Не призывом, а вопросом завершается стихотворение «Деревня»:  Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный                  И рабство, падшее по манию царя,                 
И только такой человек, которому деревня «открыла» свободу и которого сделала «другом человечества», способен ужаснуться «барству дикому»

Слайд 10

И над отечеством свободы просвещенной                Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Свобода уже видится поэту не далекой «звездой пленительного счастья», а «прекрасной зарей». От пылкого послания «К Чаадаеву» и горького гнева «Деревни» Пушкин движется к сомнению, продиктованному нетерпением («Кто, волны, вас оставил...»), к кризису 1823 года («Сеятель»), вызванному тем, что Пушкин оказывается свидетелем подавления и гибели европейских революций. Он не уверен в готовности народов к борьбе за свободу: Свободы сеятель пустынный,                  Я вышел рано, до звезды;                  Рукою чистой и безвинной                 
И над отечеством свободы просвещенной

Слайд 11 В порабощенные

бразды                  Бросал живительное семя —                  Но потерял я только время,                  Благие мысли и труды...   Сравнив народ со стадом, автор говорит о том, что человеку, не понимающему, что такое свобода, она не нужна. Лишь внутренняя свобода — истинная, и к ней надо стремиться. К петербургским годам относятся и эпиграммы Пушкина на Аракчеева и других реакционных деятелей александровского царствования. Именно в эти годы Пушкин становится выразителем идей передовой молодежи своего времени, прогрессивных национальных чаяний и антикрепостнических народных настроений.
В порабощенные бразды                  Бросал живительное семя —

Слайд 12В период южной ссылки поэзия Пушкина отразила подъем революционных настроений в

среде декабристов, она полна откликов и намеков, связанных с освободительным движением. В послании «Дельвигу» (1821) Пушкин подтверждает: Одна свобода мой кумир...   В послании «В. Л. Давыдову» (1821) он выражает надежду на близость революции. В том же году поэт пишет стихотворение «Кинжал». Призывающее к борьбе с самовластием путем прямого, революционного насилия:Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона,                  Свершитель ты проклятий и надежд,                 
В период южной ссылки поэзия Пушкина отразила подъем революционных настроений в среде декабристов, она полна откликов и

Слайд 13 Ты кроешься

под сенью трона,                  Под блеском праздничных одежд.                  ……………………………………                  Немое лезвие злодею в очи блещет,                  И, озираясь, он трепещет...   В ссылке в Михайловском Пушкин под впечатлением юга пишет элегию «К морю», где в сознании поэта слились стихия моря и свободы. Мятежная свобода моря рождает в воображении поэта образы Наполеона, Байрона: 

…………………………………                  Воспоминанья величавы:                  Там угасал Наполеон.                  Там он почил среди мучений.                 
Ты кроешься под сенью трона,                  Под блеском

Слайд 14 И вслед

за ним, как бури шум,                  Другой от нас умчался гений,                  Другой властитель наших дум.                  Исчез, оплаканный свободой,                  Оставя миру свой венец...    В элегии «К морю» жажда свободы-стихии сталкивается с трезвым сознанием «судьбы людей», которые живут по своим законам. А пока поэту остается только одно — сохранить память о прекрасной неукротимой стихии:  В леса, в пустыни молчаливы                  Перенесу, тобою полн,                  Твои скалы, твои заливы,                  И блеск, и тень, и говор волн.
И вслед за ним, как бури шум,                 

Слайд 15Тема свободы в самых разных вариациях проявляется и в стихотворениях «Зачем

ты послан был и кто тебя послал?», «К Языкову», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Заступники кнута и плети» и др. На протяжении всей жизни А. С. Пушкин был верен идеалам декабризма. Он не скрывал своей духовной связи с декабристским движением. И поражение декабристов 14 декабря 1825 года не подорвало преданности поэта свободе. Друзьям- декабристам, сосланным в Сибирь, он пишет послание «Во глубине сибирских руд» (1827), в котором выражает веру в то, что  Оковы тяжкие падут,                  Темницы рухнут — и свобода                  Вас примет радостно у входа,                  И братья меч вам отдадут.
Тема свободы в самых разных вариациях проявляется и в стихотворениях «Зачем ты послан был и кто тебя

Слайд 16 А в стихотворении «Арион» свою преданность друзьям он подтверждает словами:

Я гимны прежние пою... Хотя поэт и остался один, он верен друзьям, верен идеалам свободы. В стихотворении «Памятник», подводя итог своей жизни, творчеству, поэт говорит, что потомки будут его помнить за то, что «в жестокий век восславил... свободу и милость к падшим призывал».   3. Тема поэта и поэзии Тема поэта и поэзии проходит через все творчество А. С. Пушкина, получая с годами различную трактовку, отражая изменения, происходящие в
 А в стихотворении «Арион» свою преданность друзьям он подтверждает словами:

Слайд 17мировоззрении поэта. Знаменательно, что в своем первом печатном произведении, послании «К другу

стихотворцу» (1814), Пушкин говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом:                  Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет                  И, перьями скрипя, бумаги не жалеет.                  Хорошие стихи не так легко писать... Да и судьба, уготованная истинному поэту, нелегка, и путь его тернист:  Судьбой им не даны ни мраморны палаты,                Ни чистым золотом набиты сундуки.                Лачужка под землей, высоки чердаки -                
мировоззрении поэта. Знаменательно, что в своем первом печатном произведении, послании «К другу стихотворцу» (1814), Пушкин говорит о

Слайд 18 Вот пышны их дворцы, великолепны

залы...            Их жизнь — ряд горестей... Пушкину-лицеисту чужд образ казенного «угрюмого рифмотворца» («К Галичу», 1815), «скучного проповедника» («Моему Аристарху», 1815) и мил образ вольнолюбивого поэта-мыслителя, огненно-сурового обличителя пороков:                  Хочу воспеть свободу миру,                  На тронах поразить порок... В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824) поэт и книгопродавец в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии. Взгляд автора на литературу, на поэзию здесь несколько
Вот пышны их дворцы, великолепны залы...            Их жизнь — ряд горестей...

Слайд 19приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии. Герой стихотворения поэт говорит о

поэзии, приносящей душе «пламенный восторг». Он избирает свободу духовную и поэтическую. Но книгопродавец заявляет:  Наш век торговли; в сей век железный                  Без денег и свободы нет. И книгопродавец и поэт по-своему правы: законы жизни распространились и на «священную» область поэзии. И поэта вполне устраивает позиция, которую предлагает ему книгопродавец:                  Не продается вдохновенье,                  Но можно рукопись продать.
приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии. Герой стихотворения поэт говорит о поэзии, приносящей душе «пламенный восторг». Он

Слайд 20Пушкин рассматривает свой труд-поэзию не только как «детище» вдохновения, но и

как средство к существованию. Однако же на вопрос книгопродавца: «Что ж изберете вы?» — поэт отвечает: «Свободу». Постепенно приходит понимание того, что никакая политическая свобода невозможна без свободы внутренней и что только духовная гармония даст человеку почувствовать себя независимым. После расправы с декабристами Пушкин пишет стихотворение «Пророк» (1826). Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: «Глаголом жечь сердца людей». Очищать мир от скверны невозможно без страданий. Поэт — избранник, провидец и учитель, призванный служить своему народу, быть вещим, мудрым, поднимать на борьбу
Пушкин рассматривает свой труд-поэзию не только как «детище» вдохновения, но и как средство к существованию. Однако же

Слайд 21за правду и свободу. Мотив избранничества звучит здесь особенно сильно. Поэт

выделяется из общей массы. Он выше ее. Но это избранничество покупается муками творчества, ценой великих страданий. И только «Бога глас» дарует герою его великий путь. Процесс преображения человека есть не что иное, как рождение поэта. «Открылись вещие зеницы» для того, чтобы видеть окружающий мир, «жало мудрыя змеи» дано вместо языка, а вместо трепетного сердца — «угль, пылающий огнем». Но и этого недостаточно, чтобы стать избранником. Нужна еще высокая цель, идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл всему тому, что он так чуткослышит и видит. «Бога глас» повелевает «жечь сердца людей» поэтическим словом, показывая подлинную правду жизни:
за правду и свободу. Мотив избранничества звучит здесь особенно сильно. Поэт выделяется из общей массы. Он выше

Слайд 22    Восстань, пророк, и виждь,

и внемли,                  Исполнись волею моей                  И, обходя моря и земли,                  Глаголом жги сердца людей. Стихотворение имеет аллегорический смысл, но в данном случае поэт утверждает божественную природу поэзии, а это значит, что и ответственность поэт несет только перед Творцом. В стихотворении «Поэт» (1827) также появляется мотив божественного избрания поэта. И когда нисходит вдохновенье, «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт ощущает свою избранность, ему становятся чужды суетные забавы света:  Бежит он, дикий и суровый,                 
          Восстань, пророк, и виждь, и внемли,                  Исполнись волею моей

Слайд 23 И звуков

и смятенья полн,                  На берега пустынных волн,                  В широкошумные дубровы...   В стихотворениях «Поэту», «Поэт и толпа» Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от «толпы», «черни», понимая под этими словами «светскую чернь», людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит никаких материальных благ:  Как ветер, песнь его свободна,                  Зато как ветр она бесплодна:                  Какая польза нам от ней?
И звуков и смятенья полн,                  На берега

Слайд 24 Такое отношение «непосвященной» толпы вызывает раздражение поэта, и он с презрением

бросает толпе:                  Молчи, бессмысленный народ,                  Поденщик, раб нужды, забот!                  Несносен мне твой ропот дерзкий,                  Ты червь земли, не сын небес...                  ……………………………………                  Подите прочь — какое дело                  Поэту мирному до вас!                  В разврате каменейте смело,                  Не оживит вас лиры глас! Поэзия — удел избранных:
 Такое отношение «непосвященной» толпы вызывает раздражение поэта, и он с презрением бросает толпе:                   Молчи, бессмысленный

Слайд 25                  Мы рождены для вдохновенья,                  Для звуков сладких и молитв. Так

формулирует Пушкин цель, во имя которой поэт приходит в мир. «Звуки сладкие» и «молитвы», красота и Бог — вот те ориентиры, которые ведут его по жизни. Тем же настроением проникнуто стихотворение «Поэту» (1830). Пушкин призывает поэта быть свободным от мнения толпы, которая никогда не поймет избранника: Поэт! не дорожи любовию народной.            Восторженных похвал пройдет минутный шум;            Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,            Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
                 Мы рождены для вдохновенья,                  Для звуков сладких и молитв.   Так формулирует Пушкин

Слайд 26Пушкин призывает поэта быть требовательным к своему творчеству:                Ты сам свой высший

суд;                Всех строже оценить умеешь ты свой труд... Размышляя о назначении поэзии в судьбе поэта, Пушкин сравнивает себя с эхом (стихотворение «Эхо», 1831). Эхо откликается на все звуки жизни, оно, как и поэт, влюблено в мир:                  На всякий звук                  Свой отклик в воздухе пустом                  Родишь ты вдруг.



Пушкин призывает поэта быть требовательным к своему творчеству:                 Ты сам свой высший суд;                Всех строже оценить

Слайд 27В этих словах слышится готовность принять мир во всех его проявлениях,

даже тогда, когда «нет отзыва». Для поэта главное — служение вечным ценностям: добру, свободе, милосердию, а не прихоти «толпы» и «черни». Именно об этом напишет Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836):           И долго буду тем любезен я народу,           Что чувства добрые я лирой пробуждал,           Что в мой жестокий век восславил я Свободу            И милость к падшим призывал.    Пушкин в этом стихотворении ставит поэзию выше славы царей и полководцев, ибо она ближе к Богу: Веленью Божию, о муза, будь послушна.
В этих словах слышится готовность принять мир во всех его проявлениях, даже тогда, когда «нет отзыва». Для

Слайд 28Человек смертен, а творения его духа обретают вечную жизнь:          Нет, весь я

не умру — душа в заветной лире          Мой прах переживет и тленья убежит.     4. Философская лирика Предметом поэзии Пушкина всегда была сама жизнь. В его стихах мы найдем все: и реальные портреты времени, и философские размышления о главных вопросах бытия, и вечное изменение природы, и движения человеческой души. Пушкин был больше чем прославленный поэт мирового масштаба. Это был историк, философ, литературный критик, великий человек, являющий собой эпоху..
Человек смертен, а творения его духа обретают вечную жизнь:           Нет, весь я не умру — душа

Слайд 29Жизнь поэта в лирике увидена «сквозь магический кристалл» прекрасного и человечного.

Мера прекрасного для него заключалась в самой жизни, в ее гармонии. Пушкин чувствовал и понимал, сколь несчастлив человек, не сумевший построить свою жизнь по законам красоты. Философские раздумья поэта о смысле и цели существования, о жизни и смерти, о добре и зле звучат в стихотворениях «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Телега жизни» (1823), «Анчар» (1828), «Сцена из Фауста» (1825), «О нет, мне жизнь не надоела...» и других. Поэта преследует неотвратимая грусть и тоска («Зимняя дорога»), мучает душевная неудовлетворенность («Воспоминание», 1828; «Безумных лет угасшее веселье», 1830), страшит предчувствие надвигающихся бед («Предчувствие», 1828).    
Жизнь поэта в лирике увидена «сквозь магический кристалл» прекрасного и человечного. Мера прекрасного для него заключалась в

Слайд 30Но все эти невзгоды не привели к отчаянию и безысходности. В

стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» поэт говорит:  Печаль моя светла. В стихотворении «Элегия» (1830) трагические нотки первой части Мой путь уныл,                  Сулит мне труд и горе                  Грядущего волнующее море... сменяются порывом к жизни несмотря ни на что: Но не хочу, о други, умирать,                  Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) отражены мечты Пушкина о переменах в России:
Но все эти невзгоды не привели к отчаянию и безысходности. В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная

Слайд 31 Россия вспрянет

ото сна,                  И на обломках самовластья                  Напишут наши имена! Тема бесконечности бытия и преемственности поколений, нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего звучит в стихотворении «...Вновь я посетил...» (1835), которое Пушкин написал во время своего последнего приезда в Михайловское. Созерцание родных мест, русской природы рождает в нем воспоминания и настраивает на философские размышления. Вид трех сосен, «молодой семьи», «племени младого, незнакомого», навеял Пушкину мысли о вечности бытия.


Россия вспрянет ото сна,                  И на обломках

Слайд 32Это не только радость вечного обновления жизни, но и уверенность в

том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях. В лирике 30-х годов, когда творческие силы поэта достигли высшего расцвета, переживания лирического героя Пушкина стали особенно разнообразны: сердечная тоска и светлое прозрение, боль одиночества и мысли о поэтическом призвании, наслаждение природой и нравственно-философские искания. Но лирику последних лет пронизывает печаль:  Мне не спится, нет огня;                  Всюду мрак и сон докучный.                  Ход часов лишь однозвучный                  Раздается близ меня...
Это не только радость вечного обновления жизни, но и уверенность в том, что человеку дано возрождение в

Слайд 33Но поэт не поддается унынию и находит опору в «лелеющей душу

гуманности», видя в ней проявление общечеловеческого жизненного опыта:                  Здравствуй, племя                  Младое, незнакомое! не я                  Увижу твой могучий поздний возраст,                  Когда перерастешь моих знакомцев                  И старую главу их заслонишь                  От глаз прохожего. Но пусть мой внук                  Услышит ваш приветный шум... Пушкин был не только гениальным поэтом, но и зрелым человеком, гражданином, наделенным широтой философского, трезвостью политического и конкретностью исторического мышления.
Но поэт не поддается унынию и находит опору в «лелеющей душу гуманности», видя в ней проявление общечеловеческого

Слайд 34  5. Пейзажная лирика. Пейзажная лирика занимает

важное место в поэтическом мире А. С. Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил прекрасный мир природы, но и открыл его красоту читателям. Поэзия для Пушкина — это не только слияние с миром природы, но и полная гармония, растворенная в «вечной красоте» этого мира. Именно природа в ее вечном круговороте творит самого художника. В своих стихах поэт так же многозвучен и сложен, как природа. К романтическим произведениям А. С. Пушкина, содержащим картины природы, можно отнести такие стихотворения, как «Редеет облаков могучая гряда», «Погасло дневное светило...», «К морю» и другие. В стихотворении «Погасло дневное светило» (1820) поэт передает
       5. Пейзажная лирика. Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире

Слайд 35грустное состояние души лирического героя, стремящегося в своих воспоминаниях к «брегам

печальным туманной родины». Сумрак вечера превратил море в «угрюмый океан», который навевает грусть, тоску и не излечивает «прежних сердца ран».   А в стихотворении «К морю» (1824) поэт рисует «торжественную красу» моря, вдохновляющую поэта:                  Как я любил твои отзывы,                  Глухие звуки, бездны глас,                  И тишину в вечерний час,                  И своенравные порывы!   Свободной стихии моря противостоит «скучный, неподвижный брег». Стихия моря олицетворяла
грустное состояние души лирического героя, стремящегося в своих воспоминаниях к «брегам печальным туманной родины». Сумрак вечера превратил

Слайд 36свободу, приверженцем которой был Пушкин. Прощаясь со «свободной стихией», поэт дает

клятву в верности ей:                  Прощай же, море! Не забуду                  Твоей торжественной красы                  И долго, долго слышать буду                  Твой гул в вечерние часы... В стихотворении «Зимнее утро» (1829) отражена гармония состояния природы и настроения человека. Когда вечером «вьюга злилась», подруга поэта «печальная сидела», но с изменением погоды настроение тоже меняется. Здесь Пушкин рисует замечательную картину зимнего утра:                


свободу, приверженцем которой был Пушкин. Прощаясь со «свободной стихией», поэт дает клятву в верности ей:                  

Слайд 37  Под голубыми небесами                 

Великолепными коврами,                  Блестя на солнце, снег лежит,                  Прозрачный лес один чернеет,                  И ель сквозь иней зеленеет,                  И речка подо льдом блестит. А. С. Пушкин был настоящим поэтическим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта. В стихотворении «Осень» (1833) А. С. Пушкин многозвучен и сложен, как и сама природа. Поэт не любит времен года, кажущихся ему однотонными, однообразными. Зато каждая строка, создающая образ любимого времени года — осени, наполнена любовью и восхищением:                
         Под голубыми небесами                  Великолепными коврами,                  Блестя на

Слайд 38  Унылая пора! очей

очарованье!                  Приятна мне твоя прощальная краса —                  Люблю я пышное природы увяданье,                  В багрец и в золото одетые леса...   Поэту осень мила «красою тихою, блистающей смиренно», «из годовых времен он рад лишь ей одной». Осенью поэт испытывает подъем душевных, физических и поэтических сил:                  И забываю мир — и в сладкой тишине                  Я сладко усыплен моим воображеньем,                  И пробуждается поэзия во мне...                  ……………………………………………                  И мысли в голове волнуются в отваге,                  И рифмы легкие навстречу им бегут,                 
         Унылая пора! очей очарованье!                  Приятна мне твоя прощальная

Слайд 39 И пальцы просятся к перу, перо

к бумаге,           Минута — и стихи свободно потекут.   «Гаснет краткий день», но «пробуждается поэзия». «Пробуждается поэзия» только тогда, когда сам поэт «жизни полон». А. С. Пушкин написал стихотворение «...Вновь я посетил...» (1835) во время своего последнего приезда в Михайловское. Созерцание знакомых, родных мест русской природы рождает в нем воспоминания и настраивает на философские размышления. Он рисует реальный пейзаж Михайловского, но не ради деталей, а для подготовки читателя к восприятию своих размышлений. Природа вдохновила поэта на написание этого стихотворения, навеяла Пушкину мысли о вечности бытия.
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,           Минута — и стихи

Слайд 40Поэт обращается к потомкам с надеждой, с верой в их лучшее

предназначение. Он завещает им те благородные стремления, высокие идеалы, служению которым была посвящена жизнь лучших умов его поколения. И финал стихотворения открывается строфой, в которой звучит радость:   Здравствуй, племя                  Младое, незнакомое!.. Обращение поэта к свежей сосновой поросли передает эстафету воспоминаний — эту «связь времен» — грядущим поколениям. Стихотворение «...Вновь я посетил...» пронизано чувством связи разных эпох человеческой жизни, поколений, природы и человека.
Поэт обращается к потомкам с надеждой, с верой в их лучшее предназначение. Он завещает им те благородные

Слайд 41  6. Тема дружбы и

любви. В лицее зарождается присущий Пушкину культ дружбы. На протяжении всей жизни поэта меняется содержание и значение дружбы. Что объединяет друзей? В стихотворении «Пирующие студенты» (1814) дружба для Пушкина — счастливый союз вольности, радости. Друзей объединяет беззаботное настроение. Пройдут годы, и в стихотворении <19 октября» (1825) дружба для поэта — защита от «сетей судьбы суровой» в годы одиночества. Мысль о друзьях, которых судьба разбросала по свету, помогла поэту пережить ссылку и преодолеть замкнутость «дома опального». Дружба противостоит гонениям судьбы.                  ...Поэта дом опальный,                
 6. Тема дружбы и любви. В лицее зарождается присущий Пушкину

Слайд 42  О Пущин мой,

ты первый посетил;                  Ты усладил изгнанья день печальный,                  Ты в день его лицея превратил.                  Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,                  Хвала тебе — фортуны блеск холодный                  Не изменил души твоей свободной:                  Все тот же ты для чести и друзей.                  ……………………………………………                  Мы встретились и братски обнялись.                  О Дельвиг мой: твой голос пробудил                  Сердечный жар, так долго усыпленный,                  И бодро я судьбу благословил.   Дружба для Пушкина — щедрость душевная, благодарность, доброта. И выше уз дружбы для поэта нет ничего.




         О Пущин мой, ты первый посетил;                  Ты усладил

Слайд 43  Друзья мои, прекрасен

наш союз!                  Он как душа неразделим и вечен —                  Неколебим, свободен и беспечен —                  Срастался он под сенью дружных муз.                  Куда бы нас ни бросила судьбина,                  И счастие куда б ни повело,                  Все те же мы нам целый мир чужбина;                  Отечество нам Царское Село.  Тяжело переживал поэт неудачу восстания декабристов, среди которых было много его друзей и знакомых. «Повешенные повешены, — писал он, — но каторгаста двадцати друзей, братьев, товарищей ужасна». Поэт пишет друзьям своим стихотворение «Во глубине сибирских руд...», поддерживая их в трудные минуты, и послания «К Чаадаеву»,
         Друзья мои, прекрасен наш союз!                  Он как душа

Слайд 44«И. И. Пущину», «К Языкову» и другие. В стихотворении «19 октября»

(1827) глубокое переживание за судьбы друзей вдохновляет Пушкина:    Бог помочь вам, друзья мои,                  И в бурях, и в житейском горе,                  В краю чужом, в пустынном море,                  И та мрачных пропастях земли! Последней лицейской годовщине Пушкин посвящает стихотворение «Была пора: наш праздник молодой...». Здесь сопоставлены начало жизни и ее конец; время меняет чувства, облик, историческую панораму века, но нерушима верность редеющему год от года лицейскому братству, его светлым мечтам
«И. И. Пущину», «К Языкову» и другие. В стихотворении «19 октября» (1827) глубокое переживание за судьбы друзей

Слайд 45и надеждам. Всему пора: уж

двадцать пятый раз            Мы празднуем лицея день заветный.            Прошли года чредою незаметной,            И как они переменили нас!            Недаром — нет! — промчалась четверть века!            Не сетуйте: таков судьбы закон;            Вращается весь мир вкруг человека, —            Ужель один недвижим будет он?   Любовная лирика Пушкина — это искренность, благородство, восторг, восхищение, но не ветреность. Красота для поэта — «святыня» (стихотворение «Красавица»). В лицее любовь предстает поэту как одухотворяющее страдание
и надеждам.         Всему пора: уж двадцать пятый раз            Мы

Слайд 46(«Певец», «К Морфею», «Желание»).  

Мне дорого любви моей мученье —                  Пускай умру, но пусть умру любя! В период южной ссылки любовь — слияние со стихией жизни, природы, источник вдохновения (стихотворения «Редеет облаков летучая гряда», «Ночь»). Любовная лирика Пушкина, отражая сложные перипетии жизни, радостные и горестные, приобретает высокую искренность и задушевность. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье...» (1825) — гимн красоте и любви. Любовь не только обогащает, но и преображает человека. Это «чудное мгновенье» — стихия человеческого сердца. Любовь оказывается не убитой ни томленьями «грусти
(«Певец», «К Морфею», «Желание»).              Мне

Слайд 47безнадежной», ни «тревогой шумной суеты». Она воскресает, и мгновенье оказывается сильнее, чем

годы.   И сердце бьется в упоенье,                  И для него воскресли вновь                  И божество, и вдохновенье,                  И жизнь, и слезы, и любовь. Явление «гения чистой красоты» внушило поэту и восхищение идеалом, и упоение любовью, и просветленное вдохновение. Без любви нет жизни, божества и вдохновенья. Грусть, разлука, страдания, безнадежность сопутствуют самым лучшим любовным стихам Пушкина, достигшим вершин сердечности и поэтичности: «Не пой, красавица, при
безнадежной», ни «тревогой шумной суеты». Она воскресает, и мгновенье оказывается сильнее, чем годы.  

Слайд 48мне...» (1828), «Я вас любил...» (1829), «На холмах Грузии...» (1829), «Что в

имени тебе моем-?..» (1830), «Прощание» (1830). Эти стихи чаруют переливами подлинно человеческих чувств — безмолвных и безнадежных, отвергнутых, взаимных и торжествующих, но всегда безмерно нежных и чистых.   Я вас любил безмолвно, безнадежно,                  То робостью, то ревностью томим;                  Я вас любил так искренно, так нежно,                  Как дай вам Бог любимой быть другим. Каждым своим стихотворением о любви Пушкин как бы говорит, что любовь, даже безответная, неразделенная, — огромное счастье,
мне...» (1828), «Я вас любил...» (1829), «На холмах Грузии...» (1829), «Что в имени тебе моем-?..» (1830), «Прощание»

Слайд 49облагораживающее человека. Творчество А. С. Пушкина, многообразное по темам и жанрам,

является совершенным отражением одного из величайших этапов русской истории. Окруженный толпой врагов, которые не могли простить ему смелую независимость, сдавленный железным контролем Николая I, он не сдался, не отступил и до конца продолжал следовать своей «дорогою свободной». Он знал, что его подвиг смогут оценить будущие поколения и с думой о них создавал свои бессмертные произведения. В начале творческого пути в одном из стихотворений он вопрошал: Мои летучие посланья                  В потомстве будут ли цвести?..    
облагораживающее человека.  Творчество А. С. Пушкина, многообразное по темам и жанрам, является совершенным отражением одного из

Слайд 50 А незадолго до смерти, как бы подводя итог своего творчества,

выразил твердую уверенность в том, что к нему «не зарастет народная тропа». Мечта Пушкина о «нерукотворном памятнике» сбылась, а его творчество во всех поколениях будет пробуждать «чувства добрые». Лирика Пушкина дала все основания Гоголю сказать: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».




А незадолго до смерти, как бы подводя итог своего творчества, выразил твердую уверенность в том, что

Слайд 51Поэма «Медный всадник» ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПОВЕСТЬ

ПРЕДИСЛОВИЕ
Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине.

Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом.
Поэма «Медный всадник» ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПОВЕСТЬ ПРЕДИСЛОВИЕ Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы

Слайд 52ВСТУПЛЕНИЕ
На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним

широко Река неслася; бедный чёлн По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел.
       И думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен На зло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе. Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво; Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые воды Свой ветхой невод, ныне там По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся; В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Темно-зелеными садами Ее покрылись острова, И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей

ВСТУПЛЕНИЕНа берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный

Слайд 53Порфироносная вдова. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное

теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса2.  Люблю зимы твоей жестокой Недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль Невы широкой, Девичьи лица ярче роз,

И блеск, и шум, и говор балов, А в час пирушки холостой Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей, Пехотных ратей и коней Однообразную красивость, В их стройно зыблемом строю Лоскутья сих знамен победных, Сиянье шапок этих медных, На сквозь простреленных в бою. Люблю, военная столица, Твоей твердыни дым и гром, Когда полнощная царица Дарует сына в царской дом, Или победу над врагом Россия снова торжествует, Или, взломав свой синий лед, Нева к морям его несет И, чуя вешни дни, ликует.

Порфироносная вдова.  Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее

Слайд 54Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия, Да умирится же с тобой И

побежденная стихия; Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра!
Была ужасная пора, Об ней свежо воспоминанье... Об ней, друзья мои, для вас Начну свое повествованье. Печален будет мой рассказ.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Над омраченным Петроградом Дышал ноябрь осенним хладом. Плеская шумною волной В края своей ограды стройной, Нева металась, как больной В своей постеле беспокойной. Уж было поздно и темно; Сердито бился дождь в окно, И ветер дул, печально воя. В то время из гостей домой Пришел Евгений молодой... Мы будем нашего героя Звать этим именем. Оно Звучит приятно; с ним давно Мое перо к тому же дружно. Прозванья нам его не нужно, Хотя в минувши времена Оно, быть может, и блистало И под пером Карамзина В родных преданьях прозвучало; Но ныне светом и молвой

Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия; Вражду

Слайд 55Оно забыто. Наш герой Живет в Коломне; где-то служит, Дичится знатных и не

тужит Ни о почиющей родне, Ни о забытой старине. Итак, домой пришел, Евгений Стряхнул шинель, разделся, лег. Но долго он заснуть не мог В волненье разных размышлений. О чем же думал он? о том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь; Что мог бы бог ему прибавить Ума и денег. Что ведь есть Такие праздные счастливцы, Ума недальнего, ленивцы, Которым жизнь куда легка! Что служит он всего два года; Он также думал, что погода Не унималась; что река Всё прибывала; что едва ли

С Невы мостов уже не сняли И что с Парашей будет он Дни на два, на три разлучен. Евгений тут вздохнул сердечно И размечтался, как поэт: «Жениться? Мне? зачем же нет? Оно и тяжело, конечно; Но что ж, я молод и здоров, Трудиться день и ночь готов; Уж кое-как себе устрою Приют смиренный и простой И в нем Парашу успокою. Пройдет, быть может, год-другой — Местечко получу, Параше Препоручу семейство наше И воспитание ребят... И станем жить, и так до гроба Рука с рукой дойдем мы оба, И внуки нас похоронят...»

Оно забыто. Наш герой Живет в Коломне; где-то служит, Дичится знатных и не тужит Ни о почиющей

Слайд 56Так он мечтал. И грустно было Ему в ту ночь, и он

желал, Чтоб ветер выл не так уныло И чтобы дождь в окно стучал Не так сердито...        Cонны очи Он наконец закрыл. И вот Редеет мгла ненастной ночи И бледный день уж настает... Ужасный день!        Нева всю ночь Рвалася к морю против бури, Не одолев их буйной дури... И спорить стало ей невмочь... Поутру над ее брегами Теснился кучами народ, Любуясь брызгами, горами И пеной разъяренных вод. Но силой ветров от залива Перегражденная Нева Обратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова,

Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась. Пред нею Всё побежало, всё вокруг Вдруг опустело — воды вдруг Втекли в подземные подвалы, К решеткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь как тритон, По пояс в воду погружен.
Осада! приступ! злые волны, Как воры, лезут в окна. Челны С разбега стекла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам!

Так он мечтал. И грустно было Ему в ту ночь, и он желал,  Чтоб ветер выл

Слайд 57Народ Зрит божий гнев и казни ждет. Увы! всё гибнет: кров и пища! Где

будет взять?        В тот грозный год Покойный царь еще Россией Со славой правил. На балкон, Печален, смутен, вышел он И молвил: «С божией стихией Царям не совладеть». Он сел И в думе скорбными очами На злое бедствие глядел. Стояли стогны озерами, И в них широкими реками Вливались улицы. Дворец Казался островом печальным. Царь молвил — из конца в конец, По ближним улицам и дальным В опасный путь средь бурных вод Его пустились генералы4  Спасать и страхом обуялый И дома тонущий народ.

Тогда, на площади Петровой, Где дом в углу вознесся новый, Где над возвышенным крыльцом С подъятой лапой, как живые, Стоят два льва сторожевые, На звере мраморном верхом, Без шляпы, руки сжав крестом, Сидел недвижный, страшно бледный Евгений. Он страшился, бедный, Не за себя. Он не слыхал, Как подымался жадный вал, Ему подошвы подмывая, Как дождь ему в лицо хлестал, Как ветер, буйно завывая, С него и шляпу вдруг сорвал. Его отчаянные взоры На край один наведены Недвижно были. Словно горы, Из возмущенной глубины Вставали волны там и злились, Там буря выла, там носились

Народ Зрит божий гнев и казни ждет. Увы! всё гибнет: кров и пища! Где будет взять?       

Слайд 58Обломки... Боже, боже! там — Увы! близехонько к волнам, Почти у самого

залива — Забор некрашеный, да ива И ветхий домик: там оне, Вдова и дочь, его Параша, Его мечта... Или во сне Он это видит? иль вся наша И жизнь ничто, как сон пустой, Насмешка неба над землей?
И он, как будто околдован, Как будто к мрамору прикован, Сойти не может! Вкруг него Вода и больше ничего! И, обращен к нему спиною, В неколебимой вышине, Над возмущенною Невою Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Но вот, насытясь разрушеньем И наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, Своим любуясь возмущеньем И покидая с небреженьем Свою добычу. Так злодей, С свирепой шайкою своей В село ворвавшись, ломит, режет, Крушит и грабит; вопли, скрежет, Насилье, брань, тревога, вой!.. И, грабежом отягощенны, Боясь погони, утомленны, Спешат разбойники домой, Добычу на пути роняя.
Вода сбыла, и мостовая Открылась, и Евгений мой Спешит, душою замирая, В надежде, страхе и тоске К едва смирившейся реке. Но, торжеством победы полны,


Обломки... Боже, боже! там — Увы! близехонько к волнам, Почти у самого залива — Забор некрашеный, да

Слайд 59Еще кипели злобно волны, Как бы под ними тлел огонь, Еще их пена

покрывала, И тяжело Нева дышала, Как с битвы прибежавший конь. Евгений смотрит: видит лодку; Он к ней бежит как на находку; Он перевозчика зовет — И перевозчик беззаботный Его за гривенник охотно Чрез волны страшные везет.
И долго с бурными волнами Боролся опытный гребец, И скрыться вглубь меж их рядами Всечасно с дерзкими пловцами Готов был челн — и наконец Достиг он берега.           Несчастный Знакомой улицей бежит В места знакомые. Глядит, Узнать не может. Вид ужасный!


Всё перед ним завалено; Что сброшено, что снесено; Скривились домики, другие Совсем обрушились, иные Волнами сдвинуты; кругом, Как будто в поле боевом, Тела валяются. Евгений Стремглав, не помня ничего, Изнемогая от мучений, Бежит туда, где ждет его Судьба с неведомым известьем, Как с запечатанным письмом. И вот бежит уж он предместьем, И вот залив, и близок дом... Что ж это?..     Он остановился. Пошел назад и воротился. Глядит... идет... еще глядит. Вот место, где их дом стоит; Вот ива. Были здесь вороты — Снесло их, видно. Где же дом? И, полон сумрачной заботы,


Еще кипели злобно волны, Как бы под ними тлел огонь, Еще их пена покрывала, И тяжело Нева

Слайд 60Все ходит, ходит он кругом, Толкует громко сам с собою — И

вдруг, ударя в лоб рукою, Захохотал.        Ночная мгла На город трепетный сошла; Но долго жители не спали И меж собою толковали О дне минувшем.        Утра луч Из-за усталых, бледных туч Блеснул над тихою столицей И не нашел уже следов Беды вчерашней; багряницей Уже прикрыто было зло. В порядок прежний всё вошло. Уже по улицам свободным С своим бесчувствием холодным Ходил народ. Чиновный люд, Покинув свой ночной приют, На службу шел. Торгаш отважный, Не унывая, открывал

Невой ограбленный подвал, Сбираясь свой убыток важный На ближнем выместить. С дворов. Свозили лодки. Граф Хвостов, Поэт, любимый небесами, Уж пел бессмертными стихами Несчастье невских берегов.
Но бедный, бедный мой Евгений ... Увы! его смятенный ум Против ужасных потрясений Не устоял. Мятежный шум Невы и ветров раздавался В его ушах. Ужасных дум Безмолвно полон, он скитался. Его терзал какой-то сон. Прошла неделя, месяц — он К себе домой не возвращался. Его пустынный уголок Отдал внаймы, как вышел срок, Хозяин бедному поэту.



Все ходит, ходит он кругом,  Толкует громко сам с собою — И вдруг, ударя в лоб

Слайд 61Евгений за своим добром Не приходил. Он скоро свету Стал чужд. Весь день

бродил пешком, А спал на пристани; питался В окошко поданным куском. Одежда ветхая на нем Рвалась и тлела. Злые дети Бросали камни вслед ему. Нередко кучерские плети Его стегали, потому Что он не разбирал дороги Уж никогда; казалось — он Не примечал. Он оглушен Был шумом внутренней тревоги. И так он свой несчастный век Влачил, ни зверь ни человек, Ни то ни сё, ни житель света, Ни призрак мертвый... Раз он спал У невской пристани. Дни лета Клонились к осени. Дышал

Ненастный ветер. Мрачный вал Плескал на пристань, ропща пени И бьясь об гладкие ступени, Как челобитчик у дверей Ему не внемлющих судей. Бедняк проснулся. Мрачно было: Дождь капал, ветер выл уныло, И с ним вдали, во тьме ночной Перекликался часовой... Вскочил Евгений; вспомнил живо Он прошлый ужас; торопливо Он встал; пошел бродить, и вдруг Остановился — и вокруг Тихонько стал водить очами С боязнью дикой на лице. Он очутился под столбами Большого дома. На крыльце С подъятой лапой, как живые, Стояли львы сторожевые, И прямо в темной вышине Над огражденною скалою Кумир с простертою рукою


Евгений за своим добром Не приходил. Он скоро свету Стал чужд. Весь день бродил пешком, А спал

Слайд 62Сидел на бронзовом коне. Евгений вздрогнул. Прояснились В нем страшно мысли. Он

узнал И место, где потоп играл, Где волны хищные толпились, Бунтуя злобно вкруг него, И львов, и площадь, и того, Кто неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой Под морем город основался... Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?

Кругом подножия кумира Безумец бедный обошел И взоры дикие навел На лик державца полумира. Стеснилась грудь его. Чело К решетке хладной прилегло, Глаза подернулись туманом, По сердцу пламень пробежал, Вскипела кровь. Он мрачен стал Пред горделивым истуканом И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной, «Добро, строитель чудотворный! —Шепнул он, злобно задрожав, — Ужо тебе!..» И вдруг стремглав Бежать пустился. Показалось Ему, что грозного царя, Мгновенно гневом возгоря, Лицо тихонько обращалось... И он по площади пустой Бежит и слышит за собой — Как будто грома грохотанье —


Сидел на бронзовом коне.  Евгений вздрогнул. Прояснились В нем страшно мысли. Он узнал И место, где

Слайд 63Тяжело-звонкое скаканье По потрясенной мостовой. И, озарен луною бледной, Простерши руку в вышине, За ним

несется Всадник Медный На звонко-скачущем коне; И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы ни обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал. И с той поры, когда случалось Идти той площадью ему, В его лице изображалось Смятенье. К сердцу своему Он прижимал поспешно руку, Как бы его смиряя муку, Картуз изношенный сымал, Смущенных глаз не подымал И шел сторонкой.   Остров малый На взморье виден. Иногда Причалит с неводом туда

Рыбак на ловле запоздалый И бедный ужин свой варит, Или чиновник посетит, Гуляя в лодке в воскресенье, Пустынный остров. Не взросло Там ни былинки. Наводненье Туда, играя, занесло Домишко ветхой. Над водою Остался он как черный куст. Его прошедшею весною Свезли на барке. Был он пуст И весь разрушен. У порога Нашли безумца моего, И тут же хладный труп его Похоронили ради бога.


Тяжело-звонкое скаканье По потрясенной мостовой. И, озарен луною бледной, Простерши руку в вышине, За ним несется Всадник

Слайд 64Краткое содержание поэмы.
«На берегу пустынных волн» Невы стоит Петр и думает о городе, который

будет здесь построен и который станет окном России в Европу. Прошло сто лет, и город «из тьмы лесов, из топи блат / Вознёсся пышно, горделиво». Творенье Петра прекрасно, это торжество гармонии и света, пришедшее на смену хаосу и тьме.
Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Поздним вечером возвращается домой в свою каморку в бедном районе Петербурга, называемом Коломной, мелкий чиновник по имени Евгений. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стёрлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Он ложится, но не может заснуть, развлечённый мыслями о своём положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной, Парашей, живущей на другом берегу. Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.
Краткое содержание поэмы.«На берегу пустынных волн» Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен и который станет окном

Слайд 65«Редеет мгла ненастной ночи / И бледный день уж настает...» Наставший день приносит страшное

несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его. Погода свирепела все больше, и скоро весь Петербург оказался под водой. Разбушевавшиеся волны ведут себя, как солдаты неприятельской армии, которая взяла город штурмом. Народ видит в этом Божий гнев и ждёт казни. Царь, правивший в тот год Россией, выходит на балкон дворца и говорит, что «с Божией стихией / Царям не совладеть».
В это время на Петровой площади верхом на мраморном изваянии льва у крыльца нового роскошного дома сидит недвижный Евгений, не чувствуя, как ветер сорвал с него шляпу, как поднимающаяся вода мочит его подошвы, как дождь хлещет ему в лицо. Он смотрит на противоположный берег Невы, где совсем близко от воды живут в своём бедном домишке его возлюбленная со своей матерью. Как будто околдованный мрачными мыслями, Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простёртою рукою кумир на бронзовом коне».
«Редеет мгла ненастной ночи / И бледный день уж настает...» Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего

Слайд 66Но вот наконец Нева вошла в берега, вода спала, и Евгений, замирая душой, спешит

к реке, находит лодочника и переправляется на другой берег. Он бежит по улице и не может узнать знакомых мест. Все разрушено наводнением, кругом все напоминает поле сражения, валяются тела. Евгений спешит туда, где стоял знакомый домик, но не находит его. Он видит иву, росшую у ворот, но нет самих ворот. Не в силах перенести потрясения, Евгений захохотал, лишившись рассудка.
Новый день, встающий над Петербургом, уже не находит следов давешних разрушений, все приведено в порядок, город зажил привычной жизнью. Лишь Евгений не устоял против потрясений. Он скитается по городу, полный мрачных дум, и в ушах его все время раздаётся шум бури. Так в скитаниях проводит он неделю, месяц, бродит, питается подаянием, спит на пристани. Злые дети бросают ему камни вслед, а кучера хлещут плетьми, но, кажется, он ничего этого не замечает. Его все ещё оглушает внутренняя тревога. Однажды ближе к осени, в ненастную погоду, Евгений просыпается и живо вспоминает прошлогодний ужас.
Но вот наконец Нева вошла в берега, вода спала, и Евгений, замирая душой, спешит к реке, находит лодочника и переправляется на другой берег.

Слайд 67Он встаёт, торопливо бродит и внезапно видит дом, перед крыльцом которого стоят мраморные

изваяния львов с поднятыми лапами, и «над ограждённою скалою» на бронзовом коне сидит всадник с простёртою рукой. Мысли Евгения внезапно проясняются, он узнает это место и того, «чьей волей роковой / Под морем город основался...». Евгений обходит вокруг подножия памятника, дико глядя на изваяние, он чувствует необычайное волнение и гнев и в гневе грозит памятнику, но вдруг ему показалось, что лицо грозного царя обращается к нему, а в глазах его сверкает гнев, и Евгений бросается прочь, слыша за собой тяжёлый топот медных копыт. И всю ночь несчастный мечется по городу и ему кажется, что всадник с тяжёлым топотом скачет за ним повсюду. И с этой поры, если случалось ему проходить по площади, на которой стоит изваяние, он смущённо снимал перед ним картуз и прижимал руку к сердцу, как бы прося прощения у грозного истукана.
На взморье виден малый пустынный остров, куда иногда причаливают рыбаки. Наводненье занесло сюда пустой ветхий домишко, у порога которого нашли труп бедного Евгения и тут же «похоронили ради Бога». 

Он встаёт, торопливо бродит и внезапно видит дом, перед крыльцом которого стоят мраморные изваяния львов с поднятыми лапами, и «над ограждённою

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть