Слайд 1
К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»
Черты народной
сказки
Белышева Г.Н.
учитель литературы
Слайд 2Литературная сказка
К.Паустовский
«Теплый хлеб»
Проанализировать поступок главного героя.
Обозначить сказочные мотивы произведения.
Определить выразительные средства языка.
Слайд 4 Попробуй, перескажи.
Если бы понадобилось пересказать эту
сказку одним предложением, как бы вы это сделали?
В сказке говорится о том, как один мальчик поссорился с конём, и из-за этого целая деревня, в которой они жили, могла погибнуть, однако добрые люди подсказали мальчику, как исправить положение.
Слайд 5 Главные герои.
Мальчик Филька, по
прозвищу «Ну Тебя»
Вороной конь
Панкрат
Бабка
Слайд 6ПЛАН
1.История раненого коня.
2.Панкрат-колдун.
3.Трудная зима.
4.Филька по прозвищу «Ну Тебя».
5.Злорадный окрик Фильки.
6.Обезумевшая метель.
7.Рассказ
бабки.
8.Решение Фильки.
9.Разговор Фильки с Панкратом.
10.Сорока.
11.Работа у мельницы. Тёплый ветер.
12.Запах хлеба.
13.Примирение.
Слайд 7 История раненого коня
Когда кавалеристы проходили
через деревню Бережки,
немецкий снаряд разорвался и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне…Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди- помогал Панкрату чинить плотину.
Слайд 8 Панкрат-колдун.
мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала
серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.
Слайд 9 Трудная зима.
Панкрату трудно было
прокормить
коня, и конь начал ходить по дворам «побираться».Постоит, пофыркает, постучит мордой о калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или черствого хлеба…
…каждый считал своей обязанностью его покормить.
Слайд 10 Филька по прозвищу «Ну Тебя»
Жил в Бережках со своей бабкой
мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя».Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было:
«Да ну тебя!»
Слайд 11Жестокий поступок Фильки.
Филька наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал
головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:
-На вас не напасёшься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!
Слайд 12
Зима в Бережках
Какие выразительные средства
использует автор, создавая зимний пейзаж?
Слайд 13Обезумевшая метель.
…тотчас в голых
деревьях, в изгородях
и печных трубах завыл,
засвистел
пронзительный
ветер, вздул снег…
Ревела,
обезумев, метель…
Слайд 15Решение Фильки.
Филька запахнул
тулупчик, выскочил
на улицу и побежал
к мельнице.
Слайд 16Совет Панкрата.
Панкрат посоветовал изобрести спасение от стужи.
Он дал Фильке на это
час с четвертью.
Слайд 17 Сорока.
…полетела прямо на юг.
Сорока была опытная, старая и нарочно летала у самой земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замерзнуть.
Слайд 18 Что придумал Филька?
…соберу со всей деревни ребят.
…будем рубить
лёд у лотка около мельницы,покамест не дорубимся до воды
Слайд 20Тёплый ветер.
Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее.
С крыш падали и со звоном разбивались сосульки.
Слайд 21Запах хлеба.
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной
корочкой…
Слайд 22Примирение с конем.
Филька принес коню
буханку свежего хлеба.
Конь съел
хлеб и положил
голову Фильке на плечо.
Слайд 23Тест по сказке «Тёплый хлеб»
1.Какой масти был раненый конь?
а)белый;
б) чёрный;
в) вороной;
2.Какое
прозвище было у Фильки?
а) Фу Тебя;
б) Ну Тебя;
в) да ну тебя
Слайд 24Тест по сказке «Тёплый хлеб»
3.Сколько лет назад, по словам бабки, был
такой же случай?
а) 50;
б) 200;
в) 100.
4.Сколько времени дал Фильке Панкрат?
а)два часа;
б) час с четвертью;
в) полтора часа.
Слайд 25Тест по сказке «Тёплый хлеб»
5.Почему Филька отправился к Панкрату за советом?
а)
захотел сам;
б) послали ребята;
в) посоветовала бабка.
6.Что посоветовал Панкрат Фильке?
а) изобрести спасение от стужи;
б) извиниться перед конём;
в) стать добрее.
Слайд 26Тест по сказке «Тёплый хлеб»
7.Какую роль сыграла сорока в спасении людей?
а)
помогла им советом;
б) позвала тёплый ветер;
в) мешала им своим стрекотанием.
Слайд 27Ответы к тесту «Теплый хлеб»
1- в
2- б
3- в
4- б
5- в
6- а
7-
б
Слайд 28Пословицы и поговорки о хлебе.
Хоть хлеба хороши, а пашню паши.
Хлеба нет,
так и друзей не бывало.
Хлеб с солью не бранится.
Хлеб-соль ешь, а правду говори.
Голодному хлеб на уме.
Хлеб в пути не тягость.
Хлеб за брюхом не ходит.
Слайд 29Пословицы и поговорки о хлебе.
Хотя палата бела, да без хлеба скушна.
Чужой
хлеб вкусен.
Хлеба ни куска и в городе тоска.
Хлеб-соль кушай,а добрых людей слушай.
Хлеб да вода- здоровая еда.
Снег глубок и хлеб хорош.
Слайд 30Жанр произведения.
Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.
Слайд 31Реальные мотивы
1. Война, раненый конь, голод, людская злоба, равнодушный озлобленный
мальчик.
2.Инвалид, просящий подаяние.
3. Решение Фильки идти за помощью к людям.
4.Совместная работа, растопившая льды, возвращение к жизни мельницы и деревни.
Слайд 32Сказочные мотивы
1.Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека.
2.Рассказ бабки (легенда).
3.Сорока,
летящая за помощью к тёплому ветру.
Слайд 33«Теплый хлеб»
Вывод:
Злое дело надо исправить, но вообще-то лучше зла
не делать никогда и никому.
Слайд 34Домашнее задание
1.Найдите выражения в сказке, которые могут быть поговорками, пословицами, выражающими
народную мудрость.
2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Цена хлеба» или запишите рецепты приготовления блюд из чёрствого хлеба.
Выразительное чтение рассказа Паустовского «Заячьи лапы»