Презентация, доклад на тему Капитанская дочка, урок по главам 3-5

Содержание

Глава 3Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьем; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку.Солдатская песня.Старинные люди, мой батюшка. Недоросль.Какое настроение выражено в этой песне?

Слайд 1Проблемы чести и достоинства в романе. Гринев и Швабрин (главы 3-5)

Проблемы чести и достоинства в романе. Гринев и Швабрин (главы 3-5)

Слайд 2Глава 3
Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьем; А как лютые

враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку.
Солдатская песня.
Старинные люди, мой батюшка. Недоросль.

Какое настроение выражено в этой песне?

Глава 3Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьем; А как лютые враги Придут к нам

Слайд 3Какой представлялась Петруше боевая крепость в его воображении и что оказалось

на самом деле?
Какой представлялась Петруше боевая крепость в его воображении и что оказалось на самом деле?

Слайд 4Какие чувства вызвало у Петруши место его будущей службы?
«И вот

в какой стороне осужден я проводить свою молодость! Тоска взяла меня...»
Какие чувства вызвало у Петруши место его будущей службы? «И вот в какой стороне осужден я проводить

Слайд 5 Перескажите эпизод «военного учения» под руководством капитана.
«Только слава,

что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь...».

Учение в Белогорской крепости.
Художник А. Иткин

 Учение в Белогорской крепости.
Художник В. Сысков. 1986

Перескажите эпизод «военного учения» под руководством капитана.«Только слава, что солдат учишь: ни им служба

Слайд 6Учение в Белогорской крепости.
Художник П. Соколов. 1891
Тем не менее, пристальнее

вглядевшись в обитателей крепости, Гринев испытывает к ним теплые чувства. Что произошло? Почему так хорошо стало Петруше в Белогорской крепости?
Учение в Белогорской крепости. Художник П. Соколов. 1891Тем не менее, пристальнее вглядевшись в обитателей крепости, Гринев испытывает

Слайд 7Какое впечатление при знакомстве произвел на Гринева Швабрин?

Какое впечатление при знакомстве произвел на Гринева Швабрин?

Слайд 8(Гринев уже знал, что Швабрин был выслан в крепость за «смертоубийство»

- за дуэль. «Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен».)
(Гринев уже знал, что Швабрин был выслан в крепость за «смертоубийство» - за дуэль. «Швабрин был очень

Слайд 9Почему на обеде у МироновыхГринев смотрел на Машу «с предубеждением»?

Почему на обеде у МироновыхГринев смотрел на Машу «с предубеждением»?

Слайд 10 Ин изволь, и стань же

позитуру.
Посмотришь, приколю как я
твою фигуру!
Княжнин

Позитура – поза, положение,
принимаемое при дуэли на
шпагах.

Глава VI. Поединок

Ин изволь, и стань же

Слайд 11Какова обстановка вокруг крепости?
Вокруг крепости «нехристи» в «рысьих шапках» «рыщут».
«...Небось, на

нас не сунутся; а насунутся, так я такую задам острастку, что лет на десять угомоню».
Какова обстановка вокруг крепости?Вокруг крепости «нехристи» в «рысьих шапках» «рыщут».«...Небось, на нас не сунутся; а насунутся, так

Слайд 12Кто и почему распоряжается в крепости? Почему изменилось мнение Гринева о капитанской

семье?
Кто и почему распоряжается в крепости? Почему изменилось мнение Гринева о капитанской семье?

Слайд 13«Поединок». Художник С. Герасимов
Что послужило причиной, а что поводом к ссоре

между Гриневым и Швабриным? Хороши ли ,по–вашему, стишки Гринева?
«Поединок». Художник С. ГерасимовЧто послужило причиной, а что поводом к ссоре между Гриневым и Швабриным? Хороши ли

Слайд 14Причина была в том, что Гриневу не нравились «всегдашние шутки» Швабрина

насчет семьи коменданта, он начал понимать, что Швабрин - нечестный и недобрый человек. Швабрина же Гринев раздражал своей открытостью и простотой, тем, что он любит Машу, к которой Швабрин безуспешно сватался. Поводом же для ссоры и дуэли послужила не просто «грубая и злая насмешка», а «обдуманная клевета» Швабрина, будто Машу можно купить за пару серег. Ссора назревала давно и была неизбежной.

Причина была в том, что Гриневу не нравились «всегдашние шутки» Швабрина насчет семьи коменданта, он начал понимать,

Слайд 15План анализа эпизода
1. Установить границы эпизода.
2. Определить основную мысль и дать


название эпизода.
3. Указать, через какие образы выражена
основная мысль.
4. Проследить смену настроений и чувств.
5. Выяснить авторскую позицию.
6. Выявить изобразительно – выразительные
средства, художественные приёмы,
которые использует автор, и
сформулировать цель их использования.
7. Какова роль эпизода и «законы его
сцепления» с другими элементами.

План анализа эпизода1. Установить границы эпизода.2. Определить основную мысль и дать     название эпизода.3.

Слайд 16Две дуэли. На основе анализа эпизодов.
Вопросы для сравнения эпизодов:
Что предшествует дуэли?


Какие чувства испытывает Гринев
накануне поединка?
3. Как ведут себя герои во время дуэли?
4. Что следует после дуэли?
!!! Считаете ли вы повторную дуэль между
Швабриным и Гриневым неизбежной?
!!! Какую роль играют эти эпизоды
в раскрытии замысла Пушкина?

Две дуэли. На основе анализа эпизодов. Вопросы для сравнения эпизодов:Что предшествует дуэли? Какие чувства испытывает Гринев накануне

Слайд 17Найдите слова, показывающие отношение разных людей к дуэли:
Василисы Егоровны, Ивана

Игнатьевича, Марьи Ивановны, Савельича, Гринева и Швабрина.

Найдите слова, показывающие отношение разных людей к дуэли: Василисы Егоровны, Ивана Игнатьевича, Марьи Ивановны, Савельича, Гринева и

Слайд 18Найдите в письме А.П. Гринева Петруше слова, выражающие его отношение к

дуэли как способу защиты дворянской чести. Справедливо ли негодование отца и чем оно вызвано?

«…Я упал и лишился чувств».
Художник В. Сысков. 1984

Найдите в письме  А.П. Гринева Петруше слова, выражающие его отношение к дуэли как способу защиты дворянской

Слайд 19Путь чести и выполнения долга Гриневым.
Получив

наставления отца, Петр Гринев неуклонно следует ему, расширяя понятие чести и долга до общечеловеческого и гражданского значения.

1.В Симбирске, проиграв крупную сумму денег, Гринев ни на секунду не сомневается в том, что должен расплатиться со своим кредитором, хотя и понимал, что был обманут. Он следует законам дворянской чести, по которым требовалось незамедлительно расплачиваться за проигрыш в азартных играх.

2.Вступается за честь женщины и принимает участие в дуэли, в которой не роняет своего достоинства: сражается лучше Швабрина и не пытается воспользоваться его ошибками.

3.Ни разу не изменил присяге, данной императрице. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочёл первое. Пройдя все испытания, выпавшие на его долю, ни разу не уронил своего достоинства, не поступился своей совестью, хотя возможностей было предостаточно.

Путь чести и выполнения долга Гриневым.     Получив наставления отца, Петр Гринев неуклонно следует

Слайд 20Швабрин
Столичный дворянин, офицер

гвардии, светски блестящий, но поверхностно образованный, по характеру очень беспринципный. Его патриотизм показной, он изменяет присяге. Все его действия о себе самом, он эгоист, переходит на сторону восставших, не разделяя их интересы, а думая о собственной выгоде. Пушкин на его образе показывает, что, предав однажды, будешь предавать и далее.
Его поступки бесчестны:
очерняет любимую им девушку в глазах Гринева,
нечестно ведет себя на дуэли, не соблюдает дуэльный кодекс,
изменяет присяге, да и Пугачева обманывает,
пишет донос на Гринева и старается его очернить перед всеми…
От убийства человека( из-за чего сослан в Белогорскую крепость), подлости по отношению к женщине, которую любил, нечестности по отношению к Гриневу и всем, с кем ему приходится сталкиваться , Швабрин дойдет до измены присяге и предательству.
Понятие чести и достоинства нельзя применить к человеку, поступившему моральными принципами ради достижения корыстных целей. Смотреть на людей со сломленной совестью страшнее, чем на убитых.
Швабрин, «раскаявшись» перед государством, дает показания против Гринева, совершая еще одну подлость: у него нет совести, а также понятий чести и долга.
Каждый из героев поступает в соответствии со своим пониманием этих высоких качеств.

Швабрин        Столичный дворянин, офицер гвардии, светски блестящий, но поверхностно образованный,

Слайд 21«Любовь». Объяснение в любви. Художник А. Бенуа
Как эпиграф к V главе

соотносится с характером Маши Мироновой?

Ах ты, девка, девка красная!  Не ходи, девка, молода замуж;  Ты спроси, девка, отца, матери,  Отца, матери, роду-племени;  Накопи, девка, ума-разума,  Ума-разума, приданова.
Песня народная
Буде лучше меня найдешь, позабудешь.  Если хуже меня найдешь, воспомянешь.
То же

«Любовь». Объяснение в любви. Художник А. БенуаКак эпиграф к V главе соотносится с характером Маши Мироновой?Ах ты,

Слайд 22Почему Маша, любя Гринева, отказывается
выйти за него замуж?
Письмо от батюшки. Художник

С. Герасимов
Почему Маша, любя Гринева, отказываетсявыйти за него замуж?Письмо от батюшки. Художник С. Герасимов

Слайд 24Домашнее задание
Прочитать главы 6-12.
Заполнить таблицу.

Домашнее задание Прочитать главы 6-12.Заполнить таблицу.

Слайд 25Задание на каникулы:

Задание на каникулы:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть