Слайд 1Как правильно писать итоговое сочинение?
Инструкция по написанию итогового сочинения
Слайд 2Требование №1: Объем итогового сочинения
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество
слов в сочинении не устанавливается.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «НЕЗАЧЕТ» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Слайд 3Требование №2: «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.
Не допускается
списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме).
Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «НЕЗАЧЕТ» за невыполнение требования № 2 и «НЕЗАЧЕТ» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Слайд 4КРИТЕРИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Соответствие теме
Аргументация. Привлечение литературного материала
Композиция и логика рассуждения
Качество письменной
речи
Грамотность
Слайд 5Критерий №1
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на
предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Соответствие теме
Слайд 6Критерий №2
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные
произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Аргументация. Привлечение литературного материала
Слайд 7Критерий №3
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на
предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Композиция и логика рассуждения
Слайд 8Критерий №4
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен
точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Качество письменной речи
Слайд 9Критерий №5
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии, если
на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных
Грамотность
Слайд 10ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
1. Вступление
2. Тезис
3. Связка
4. Аргумент №1
5. Микровывод
6. Связка
7. Аргумент
№2
8. Микровывод
9. Заключение
Слайд 11КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ
Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что
такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать
Слайд 12КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение должно соответствовать вступлению / теме / основному тексту
сочинения по содержанию.
Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
В заключении можно:
- подвести итог всего рассуждения
- использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения
- дать краткий и точный ответ на вопрос темы.
Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.
Слайд 13КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС
Формулировка тезиса зависит от ТЕМЫ сочинения.
Если тема сочинения дана
в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.
Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.
Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить.
Слайд 14ТРЕБОВАНИЕ К АРГУМЕНТАЦИИ
Аргумент должен подтверждать тезис
Кол-во аргументов. Можно использовать 1 аргумент, но в
этом случае необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки, количество не влияет на оценку, важно качество аргумента.
Качество аргумента. Используйте для подтверждения тезиса только то произведение, которое вы читали, чтобы не допустить фактических ошибок. Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы, соответствующие теме и тезису.
Слайд 15ОБРАЗЕЦ АРГУМЕНТА
ТЕМА: Можно ли утверждать, что время лечит?
ТЕЗИС: Можно долго
спорить о том, лечит время, или нет. Кто-то скажет, лечит. Кто-то скажет, нет, и все они будут правы. Это зависит от раны. Но кое-что оспаривать мы не можем – время учит. И оно является самым лучшим учителем. Время учит нас терпению и терпимости к тем, кто любит нас и кого любим мы, учит нас беречь их и ценить каждую секунду рядом с ними».
АРГУМЕНТ: В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Наташа Ростова переживает смерть любимого человека. Она не хочет никого видеть, ни с кем разговаривать, так как считает, что никто не сможет разделить с ней ее горе. Ей не могут помочь ни врачи, ни родные. Выздоровление приносит время. Лишь оно помогло свыкнуться с мыслью о смерти любимого, притупило боль. Вслед за этим к Наташе приходит душевное спокойствие, новая любовь к Пьеру Безухову и счастье. Этот пример ярко иллюстрирует, что время – лучший лекарь для несчастной любви.
Слайд 16ЧТО ТАКОЕ «СВЯЗКА» И «МИКРОВЫВОД»
Связка - это переход от одной мысли
к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, связывая между собой каждое предложение.
Микровывод – вывод после примера из литературы, в котором будет объяснено, как именно данный пример подтверждает тезис.
Слайд 17АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
1) Прочитайте тему.
2) Вспомните произведения, связанные с темой, подберите
аргументы.
3) Напишите тезис и аргументы в черновик.
4) Только потом стоит подумать о вступлении и заключении. Подумайте, как можно ввести тему сочинения, чтобы это не было искусственно.
5) Сформулируйте связки между каждой частью сочинения, прежде чем начнете писать.ошибок.
Слайд 18ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ НАПИСАНИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИ
по рекомендациям экспертов ФИПИ
Слайд 19ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ: ЧАСТЬ 1
Отсутствие связок между содержательными частями сочинения:вступлением и заключением, основной
частью сочинения и заключением.
Пропорциональность частей сочинения. Вступление и заключение в совокупности должны составлять не более 1/3 всего сочинения. Основная часть – 2/3.
Неумение строго следовать теме сочинения в ходе рассуждения.
Неумение композиционно выстраивать свое сочинение в соответствии с темой и основной мыслью.
Огромное количество лишней информации во вступлении и заключении. Однако слишком короткое и необоснованное заключение – это тоже плохо. Оно должно действительно обобщать и подытоживать всю работу. Отсутствие заключения являются серьезной логической ошибкой. Заключение должно содержательно соответствовать вступлению / теме / основному тексту сочинения.
Слайд 20ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ:ЧАСТЬ 2
Отсутствие во вступлении проблемного вопроса (это сама тема) и формулировки
ключевого тезиса, который будете доказывать.
Нечеткое формулирование тезисов, затрудняющее их встраивание в логическую структуру сочинения; Если тезисов несколько, то не должно быть противоречия между тезисами, сформулированными в разных частях сочинения.
Слабые аргументы. Являются таковыми, если не доказывают, неубедительно или поверхностно подтверждают тезис.
Необоснованные повторы одних и тех же мыслей.
Ошибки в делении текста на абзацы и даже полное отсутствие абзацев.
Неумение оперировать абстрактными понятиями.
Неразличение понятий «пример» и «аргумент», неумение формулировать на основе примера микровывод, соотнесенный с выдвигаемым тезисом.
Слайд 21ПРИМЕР ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2019-2020
СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С УТВЕРЖДЕНИЕМ, ЧТО «ЗЛЫХ ЛЮДЕЙ
НЕТ НА СВЕТЕ, ЕСТЬ ТОЛЬКО ЛЮДИ НЕСЧАСТЛИВЫЕ?»
Слайд 22ЧАСТЬ 1: ВСТУПЛЕНИЕ И ТЕЗИС
Добро — это мощнейшая сила, которая способна
спасти мир от злобы, жестокости, равнодушия и хладнокровия. Без проявления доброты, отзывчивости и сострадания жизнь человека становится невыносимой, ведь именно эти качества помогают людям не зачерстветь душой и сохранить человечность. Но что же вынуждает людей творить зло и причинять окружающим боль? Мне кажется, что именно внутренняя боль, пережитые несчастья и утраты способны уничтожить внутри человека свет и могут заставить его причинять ответное зло окружающим людям.
Слайд 23АРГУМЕНТ 1
На страницах мировой художественной литературы писатели нередко доказывали, что несчастный
человек способен творить настоящее зло. Обратимся к известному роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Важнейшую роль в этом произведении играет Аркадий Свидригайлов – двойник Родиона Раскольникова. В начале романа мы узнаем о внутренней злобе этого человека, который хладнокровно творит жестокость. Он планировал отравить свою жену Марфу и, возможно, даже был причастен к её гибели. Кроме того, он был виновен в смерти нескольких своих крестьян, которых он мучил и избивал. Однако ближе к концу романа мы узнаем, что этот герой был глубоко несчастлив внутри. Рядом с ним не было по-настоящему близких людей, и он даже пытался искупить причинённое людям зло, а потому жертвовал деньги Соне и сиротам. В конце произведения герой кончает жизнь самоубийством, и это ещё раз показывает, насколько он был несчастлив в глубине души. Ф. М. Достоевский подводит нас к выводу, что злоба — это понятие относительное, и чаще всего она возникает внутри того, кто очень несчастлив.
Слайд 24АРГУМЕНТ 2 И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обратимся к роману М. А. Булгакова «Мастер и
Маргарита», в котором писатель показывает, что зло не может существовать само по себе. Настоящим воплощением добра в этом произведении является Иешуа Га-Ноцри, которого считают прообразом Христа. Этот герой проповедует добро всему миру и призывает людей быть милосердными по отношению друг к другу. «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые», — так считает Га-Ноцри, целью которого является сделать мир светлее и счастливее. М. А. Булгаков на примере своего героя доказывает, что злоба и несчастье неразрывно связаны, ведь именно внутренняя горечь, обида и боль вынуждают человека быть жестоким и агрессивным.
Таким образом, каждый из нас должен стремиться быть счастливым, наполнять себя радостью и светом, ведь тогда не захочется причинять остальным людям боль и зло. Лишь тот, кто несчастлив в глубине своей души, опасен для окружающих и распространяет зло вокруг себя.
(370 слов)
Слайд 25УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
"Война и мир" Л.Н. Толстой
"Капитанская дочка", "Евгений Онегин" А.С.
Пушкин
"Горе от ума" А.С. Грибоедов
"Мцыри", "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов
"Шинель", "Мертвые души" Н.В. Гоголь
"Отцы и дети" И.С. Тургенев
"Премудрый пискарь" М.Е. Салтыков-Щедрин
"Обломов" И.А. Гончаров
"Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский
"На дне" М. Горький
"Гроза" А.Н. Островский
"Судьба человека" М.А. Шолохов
"Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков
"Матренин двор" А.И. Солженицын
"Студент", "Ионыч", "Человек в футляре", "Дама с собачкой", "Смерть чиновника", "Хамелеон", "Вишневый сад" А.П. Чехов
"Господин из Сан-Франциско" И.А. Бунин
"И дольше века длится день" Ч.Т. Айтматов
"Уроки французского" В.Г. Распутин
"Обелиск" В.В. Быков
"Недоросль" Д.И. Фонвизин
"Мы" Е.И. Замятин
"Чучело" В.К. Железников
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
"Гарри Поттер" Дж. Роулинг
"Маленький принц" А.де Сент-Экзюпери
"1984" Дж. Оруэлл
"Портрет Дориана Грея" О. Уайльд
"451 градус по Фаренгейту" Р. Брэдбери
"Мартин Иден" Дж. Лондон
"Три товарища" Э.М. Ремарк
"Ромео и Джульетта" У. Шекспир
"Облачный атлас Д. Митчелл
Рассказы О.Генри
Трилогия желания Т. Драйзер
"Большие надежды" Ч. Диккенс
"Ярмарка тщеславия" У. Теккерей
"Повелитель мух" У. Голдинг
"Позитронный человек" А. Азимов
"Форрест Гамп" У. Грум
"Убить пересмешника" Х. Ли
"Цветы для Элжернона" Д. Киз
"Колыбель для кошки" К. Воннегут
Слайд 26СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ НА САЙТЕ: РУСТЬЮТОРС