Презентация, доклад на тему Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо

Содержание

Волшебная героическая сказка Тема мирного труда и защиты родной земли. Нравственное превосходство главного героя.

Слайд 1
Русская народная сказка
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

Слайд 2Волшебная героическая сказка
Тема мирного труда и защиты родной земли.

Нравственное превосходство главного героя.
Волшебная героическая сказка  Тема мирного труда и защиты родной земли.  Нравственное превосходство главного героя.

Слайд 3Цели урока:
Работа над составлением плана сказки.
Рассмотреть особенности волшебной сказки.
Прививать учащимся любовь

к Родине на примере образа Ивана-крестьянского сына.

Цели урока:Работа над составлением плана сказки.Рассмотреть особенности волшебной сказки.Прививать учащимся любовь к Родине на примере образа Ивана-крестьянского

Слайд 4План сказки.
Отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать.
2. Сражение Ивана

– крестьянского сына с чудом-юдом:
а) первая битва;
б) вторая битва;
в) третья битва.
4. Столкновение с чудо-юдовым племенем.
5. Братья вернулись домой.





План сказки.Отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать.2. Сражение Ивана – крестьянского сына с чудом-юдом:

Слайд 5
Найдите зачин и концовку сказки. Какая деталь повторилась?
В

зачине мы знакомимся с братьями, выросшими в крестьянской семье. Это люди, занимающиеся земледельческим трудом.
Концовка говорит о возвращении их к этому труду.
Можно ли по этой детали определить вид сказки как бытовая? Какая же это сказка?
Сказку нельзя считать бытовой, так как в основе её содержания – рассказ о подвигах младшего сына во имя родной земли. Мирному пахарю пришлось стать воином-богатырём и сразиться с необыкновенным чудищем. Эта сказка волшебная, но и героическая одновременно.
Найдите зачин и концовку сказки. Какая деталь повторилась?   В зачине мы знакомимся с братьями, выросшими

Слайд 6
- Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об

одном герое и чуде-юде?
Братья отправляются втроём на борьбу с чудом-юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. Поэтому сказка называется «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

- Как вы понимаете слово «герой»? Сколько значений имеет это слово?
Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
Герой – человек, совершивший героический поступок. Мы можем назвать героями , то есть персонажами всех братьев, но героический поступок совершает только младший брат Иван.


- Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде?

Слайд 7
Чем занимались старик и старуха – родители трёх братьев?

Старик и старуха, родители трёх сыновей, были крестьянами. В сказке об этом говорится так: «Жили они – не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали».
Чем занимались старик и старуха – родители трёх братьев?    Старик и старуха, родители трёх

Слайд 8
Почему братьям пришлось уехать из родной деревни?
Братьям

пришлось уехать из родной деревни, потому что они решили вступить в битву с чудом-юдом поганым, которое собиралось «на их землю напасть, всех людей истребить, города-сёла огнём спалить».
Почему братьям пришлось уехать из родной деревни?    Братьям пришлось уехать из родной деревни, потому

Слайд 9- Кого встретили братья в сожжённой деревне? Что убедило братьев, что

не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чудом-юдом сразиться»?
В сожжённой деревне братья встретили старую старуху. Старуха рассказала, что злодей уже все ближние царства «разорил, разграбил, лютой смерти предал». Поняли братья, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с чудом-юдом сражаться. Нужно было победить чудо-юдо и спасти людей от беды.
- Кого встретили братья в сожжённой деревне? Что убедило братьев, что не напрасно они покинули родную землю

Слайд 10
Почему старшие братья не хотели брать Ивана с собой на битву?

Молод ещё, то есть неопытен, не осторожен, не испытан в бою.

Докажите, что их опасения были напрасны.
Именно Иван учит братьев осторожности: «Ну, братцы, заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться».
Иван выиграл три битвы с врагами, пока братья крепко спали; Иван раскрыл коварный замысел чудо-юдовых жён.


Почему старшие братья не хотели брать Ивана с собой на битву?    Молод ещё, то

Слайд 11Как проявили себя братья в дозоре?
Старший брат

первым пошёл в дозор и уснул.

Младшему брату не спалось. Он вышел к реке Смородине, обнаружил предательство брата и стал сам сторожить переезд.

Когда появилось чудо-юдо шестиголовое, он вступил с ним в бой и победил его.

Как проявили себя братья в дозоре?
Старший брат первым пошёл в дозор и уснул.

Младшему брату не спалось. Он вышел к реке Смородине, обнаружил предательство брата и стал сам сторожить переезд.

Когда появилось чудо-юдо шестиголовое, он вступил с ним в бой и победил его.

Как проявили себя братья в дозоре?    Старший брат первым пошёл в дозор и уснул.

Слайд 12
Средний брат в дозоре тоже заснул в

кустах.

Докажите, что во время 2-й битвы Иван проявил не только мужество, но и находчивость.
Он догадался бросить в глаза чудищу песок, чтобы получить необходимую в бою передышку.
Средний брат в дозоре тоже заснул в кустах.Докажите, что во время 2-й битвы

Слайд 13
Перескажите эпизоды первого, второго и третьего боёв. При помощи каких деталей

нагнетается чувство опасности?
Враг сначала был с шестью, потом с девятью и, наконец, с двенадцатью головами.

Усиливается ощущение тревоги и в природе, которая в сказках всегда одушевлена: перед первой битвой «на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали»; перед второй битвой «на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались»; перед третьей битвой «сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали».

Перескажите эпизоды первого, второго и третьего боёв. При помощи каких деталей нагнетается чувство опасности?

Слайд 14- Почему каждый новый бой с чудом-юдом для Ивана – крестьянского

сына становится всё тяжелее?

Ивану было тяжело, потому что он знал о том,
что братья предали не только его, но и всю землю, и ему надеяться не на кого. В третьем бою Иван чуть не погиб от предательства братьев, которые обещали не спать и всё же заснули. Спас от гибели верный конь, который отвлёк внимание чуда-юда о двенадцати головах.

- Почему каждый новый бой с чудом-юдом для Ивана – крестьянского сына становится всё тяжелее?

Слайд 15
Кичится ли. Хвастается ли Иван своими подвигами? Чем он отличается от

старших братьев?
Братья много обещают: «пойдём мы на чудо-юдо», «будем с ним биться насмерть», но ничего не делают.
Иван же напротив, не мастер слова говорить, мастер дело делать.
Кичится ли. Хвастается ли Иван своими подвигами? Чем он отличается от старших братьев?    Братья

Слайд 16
О какой черте характера героя говорит произведённая им разведка у теремов

чудо-юдовых жён?
Иван узнал о замыслах змеевых жён. Это говорит о его острожности, предусмотрительности, бдительности.
«Кто предупреждён, тот вооружён», - говорит пословица.
О какой черте характера героя говорит произведённая им разведка у теремов чудо-юдовых жён?    Иван

Слайд 17Как жёны чуда-юда решили отомстить братьям? Удалось ли им это?

Как жёны чуда-юда решили отомстить братьям? Удалось ли им это?

Слайд 18
Кто выступает в сказке в качестве волшебных помощников?

Добрый конь, выручивший Ивана в третьем бою, кузнецы, спасшие братьев от змеихи-матери.

Кто олицетворяет вражеские силы, зло в сказке?
Три чуда-юда, их жёны, змеиха-мать олицетворяют зло, коварство, насилие, смерть.
Их сопровождают чёрный пёс и чёрный ворон – символы людского горя и бедствия.
Кто выступает в сказке в качестве волшебных помощников?    Добрый конь, выручивший Ивана в третьем

Слайд 19Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале,

середине и конце сказки?

В начале сказки братья называют младшего
Иванушкой: «молод он ещё, чтобы на бой идти».
Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших.

В середине сказки сказитель называет героя Иваном.
Обращение «Иван» - уважительное.

Чудо-юдо, змеиха и сказитель в середине сказки называют его «Иван - крестьянский сын». Это похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говори-ли – Иван Петров сын). Обращение по имени и отчеству надо было заслужить.

Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, середине и конце сказки?

Слайд 20Какие черты Ивана -крестьянского сына раскрываются:

Какие черты Ивана -крестьянского сына раскрываются:

Слайд 21
Сравните финалы сказок «Царевна-лягушка» и «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». В обоих

случаях добро победило зло, но в чём разница?
В обоих сказках герой победил и вознаграждён за свою смелость, ответственность.
Но подвиг Ивана – это и освобождение для родной земли: «Без страху люди жить стали», продолжили заниматься мирным трудом. Победило добро для всех.


Сравните финалы сказок «Царевна-лягушка» и «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». В обоих случаях добро победило зло, но в

Слайд 22 Поэтика сказки Как в этой сказке проявляется цифра 3?
- У старика

и старухи было 3 сына,
- 3 ночи братья в дозор ходили,
- 3 раза Иван – крестьянский сын сражался с чудом-юдом,
- в каждом бою у чуда-юда прибавлялось по 3 головы,
- в последнем бою 3 раза звал Иван своих братьев на помощь,
- у чуда- юда было 3 жены,
- по возвращении домой братьям на пути 3 раза встречались жёны чуда-юда, которые хотели навредить им.
Поэтика сказки Как в этой сказке проявляется цифра 3?    - У старика

Слайд 23Задание на дом:
Выполнить письменно задание 7 на странице

39.
Задание на дом:   Выполнить письменно задание 7 на странице 39.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть