Слайд 1Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Минеева Ольга Сергеевна,
учитель МБОУ
СШ №24
г. Дзержинск Нижегородской обл.
Слайд 2"О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт –
сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг”
.А.С.Пушкин.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром».
Слайд 3Понятие исследовательской деятельности
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая
деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности
Слайд 4Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная
деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели
Слайд 5В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: "Он призван обеспечить, во-первых,
творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует... черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без неё данная цель недостижима. В результате исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности" (И.И. Лернер).
Слайд 6 Школа ЗУН – школа развития личности – таков вектор поступательного движения.
Роль
учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне.
Слайд 7Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе
и произведенных на его основании новых выводов.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.
Слайд 83 уровня реализации исследовательского обучения
Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников.
Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме
Слайд 9Второй уровень
Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо
экспериментов или другой деятельности практической направленности. Например: это может быть проведение собственных «общественных опросов», анкетирование одноклассников, других групп школьников или иных категорий людей, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала и многое другое (для работ гуманитарной направленности).
Слайд 10Третий уровень
Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны
учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов
Слайд 11Этапы исследования
1. Подготовительный этап
- Вызов интереса к теме работы
- Выделение
проблемы, постановка целей и задач исследования
- Формулирование рабочей гипотезы поиска
- Планирование работы
Слайд 122. Этап продуктивной работы
- Поиск информации
- Анализ и оценка полученной информации
-
Сбор собственного материала
- Обработка материала
- Обобщение, анализ, выводы
Слайд 133. Этап оценки и поощрения
- Оценка результата (сравнение с эталоном, экспертная
оценка; оценка степени достижения цели; формулирование результатов)
- Представление итогов исследования
- Рефлексия: соотнесение выводов с процессом исследования, с существующими ранее знаниями и данными, с объективным знанием.
-Поощрение
Слайд 14Элементы исследовательской деятельности на уроке по произведению Некрасова «Кому на Руси
жить хорошо».
Глава « Сельская ярмонка».
Учитель ставит задачу.
-Почему картина жизни села – это картина жизни Руси? И как это соотносится с современной жизнью?
-Поиск информации учащимися.
Медпункт не работает, училище забито, зато есть две церкви и около сорока питейных заведений.
-Почему так установлено ?
Чтобы народ работал, пил, потом замаливал грехи и не думал о своём плохом житье-бытье.
-Отсутствие внимания к медицине и образованию, наличие большого количества питейных заведений ,религия – вот основа жизни народа в то время.
- Наша современная действительность, конечно, отличается от того времени, но требует изменений.
.
Слайд 152 Составление коллективного сборника «Этимология фамилий русских писателей» в результате уроков
литературы в 10-11 классах.
При изучении биографических данных учащимся интересно узнать не только о самом писателе, но и о его предках. Фамилия человека может много рассказать о его родословной. Обратившись к "Лермонтовской энциклопедии” (М.,1981), учащиеся установили шотландское происхождение рода Лермонтовых. Узнали, что родоначальником русской ветви Лермонтовых является Георг (Юрья) Лермонт, служивший с 1613 года в рядах Московских войск, а дальними родственниками М.Ю.Лермонтова являются популярный в XII веке шотландский бард Томас Лермонт и знаменитый английский поэт Дж. Г. Байрон – потомок Томаса Лермонта.
Фонвизин. Предки писателя – немцы фон Визены. Род фон Визенов – потомков ливонского рыцаря – к XVIII веку окончательно обрусел.
Род Пушкиных происходил от соратника Александра Невского по имени Рача. Фамилия же Пушкин происходит от мирского имени одного из потомков Рачи – Пушка.
Фамилия Твардовский произошла от прозвища деда Александра Трифоновича, отважного николаевского солдата – Твердый.
Ф. М. Достоевский. Предки писателя владели селом Достоево, находящееся в Брестской области.
Слайд 163.Элементы исследования в работе по орфографии.
В основе лежит прием сопоставления и
противопоставления.
Например, при изучении правила правописания приставок на –з учитель пишет на доске несколько слов с обоими вариантами написания одной и той же приставки раз- и рас-: разбить, расстаться, развитие, рассол. Учащиеся озадачены: в одних и тех же приставках пишется то з, то с. Возникает вопрос: от чего это зависит? Так создается проблемная ситуация.
При повторении написания н и нн в прилагательных учитель пишет на доске с пропуском букв такие прилагательные, как туманный, кожаный, утренний, песчаный, рьяный, серебряный, и предлагает учащимся сказать, как бы они написали такие прилагательные. Неизбежно возникнет вопрос: когда надо писать одно н, а когда два.
Слайд 17.
Если уроки-исследования проводятся в системе, то школьники постепенно осознают этапы исследования,
усваивают алгоритмы деятельности в каждом методе, учатся подбирать метод под задачу, корректно его применять.
Слайд 18
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в
жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Слайд 191. Алейникова И. Интеллект будущего / И. Алейникова // Управление школой:
изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 1. - С. 25-27.
2. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы / В. С. Безрукова. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с. - ISBN 5-88753-051-0.
3. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15.
4. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.
5. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 7. - С. 49-53.
6.Лернер Г.И. Курс «Педагогическая теория-современному учителю»: лекция№3. Методы обучения, их специфика.