Слайд 1Интерпретация текста
«Каждый век, приобретая новые факты, приобретает новые глаза» Г Гейне
Любой
текст, попадая в новый культурный контекст наполняется новым смыслом, отличным от той эпохи, когда он был создан. Этим объясняется тот факт, что понимание произведения изменяется от эпохи к эпохе.
Слайд 2Художественный образ
Отличается неисчерпаемостью, бесконечностью смыслов, многозначностью, позволяющей из одной и той
же картины извлекать тысячу неожиданных и интересных мыслей…
Культурные ценности не умирают, а все время обогащаются новым смыслом.
Возникает необходимость интерпретации – истолкования, наполнения новым смыслом текста
Слайд 3Как научиться интерпретации?
Существуют разные приемы и методы толкования текста:
Историко - культурный
комментарий
Работа над лексическим значением слова
Анализ изобразительно- выразительных средств языка
Художественная деталь, ее роль в толковании
Слайд 13Какую сказку напоминает нам это прозведение?
Астрономическое наблюдение славян за движением Месяца
по небосклону от полнолуния ( Чертог Вепря) до новолуния ( Чертог Лисы)
Лебедь, Ворон, Медведь, Волк «съедают» часть Месяца . К Чертогу Лисы ничего от колобка не остается. Названия животных- названия созвездий у славян.
Слайд 14Сказка «Курочка Ряба»
Какими новыми смыслами можно наполнить эту сказку?
Рождение Земли из
яйца.
Разбитие яйца – символ сотворения Вселенной.
Дед- Сварог
Баба-Лада, жена
Кощей- кощун- деревянные таблички с разными текстами, Кощей- хранитель текстов
Слайд 15Художественная деталь
Деталь художественная – подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, событийной –
конкретизируя тот или иной образ.
Словарь литературоведческих терминов
Описание интерьера
Внешности
Природы
Предмета
Не упускать ни одну деталь!
Слайд 16Художественная деталь в произведениях русских писателей
...На нем был халат из персидской
материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани..."
Слайд 17Халат Обломова.
любит свой халат за то, что он мягкий ,гибкий
,незаметный и ненавязчивый .Сам Обломов очень похож на свой халат, будучи мягким, незаметным, ласковым человеком. : "...Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела..."
Слайд 18Комната Плюшкина «Мертвые души» Н.В.Гоголь
На одном столе стоял даже сломанный стул,
и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором..."
по стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения. [...] В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку..."
Слайд 20«Пиковая Дама» А.С Пушкин
Герой повести «Пиковая дама» в эпилоге оказывается в
больнице: «Германн сошел с ума, он сидит в Обуховской больнице в 17 номере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «3,7,туз,3,7, дама …».
Почему герой в конце концов оказался в больнице для душевнобольных?
Что означает эта странная фраза: «3,7,туз,3,7,дама»?
В каком окружении жил герой? С какими людьми встречался, кто был ему близок?
Герой повести «Пиковая дама» в эпилоге оказывается в больнице: «Германн сошел с ума, он сидит в Обуховской больнице в 17 номере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «3,7,туз,3,7, дама …».
Почему герой в конце концов оказался в больнице для душевнобольных?
Что означает эта странная фраза: «3,7,туз,3,7,дама»?
В каком окружении жил герой? С какими людьми встречался, кто был ему близок?
И почему Пушкин обратился именно к теме карточной игры? Это дань моде или …?
Слайд 21Историко- культурный комментарий
Обратимся к истории, посмотрим, что послужило причиной изображения карточной
игры во многих произведениях 30-х годов 19 века, ведь Пушкин не был одинок в показе этой темы:
«Что ни толкуй Вольтер или Декарт,
Мир для меня- колода карт.
Жизнь – банк; рок мечет, я играю
И правила игры я к людям применяю».
(признание шулера Казарина из драмы «Маскарад» М.Ю.Лермонтова).
Слайд 22Историко- культурный комментарий
«В 1830 годы карты и мистика –
вера в потусторонний мир, в чудесное и таинственное – поработили умы столичных дворян. Это увлечение имело под собой идеологическую почву. Время николаевского правления, жандармский режим, искоренение свободной мысли, постоянные гонения и доносы, атмосфера предательства и лжи, создавали особую бездуховную атмосферу жизни. Карты стали отдушиной и имитацией жизни: в этом карточном мире бушевали свои страсти, ежедневно шла битва не на жизнь, а на смерть, шло испытание воли, мужества, чести. Этот мир карточных страстей подчинял человека
Слайд 23Комментарий
как представлено это дворянство в «Пиковой даме»? Какие люди окружали Германна,
с кем мы встречаемся на страницах повести? Но «Пиковая дама» построена на символах, ибо поэтика повести основана на символичности. И правильнее будет говорить об образах-символах, символах-ситуациях, символах-обобщениях…
Что за люди представляли в то время русское дворянство? Каким было отношение А.С.Пушкина к ним?
Слайд 24Комментарий
У А.С.Пушкина была идеалистическая концепция об особой роли русской аристократии в
общественной жизни. Но надежды на русскую аристократию не оправдались. Именно в «Пиковой даме» он рассчитывается со своими иллюзиями конца 1820- годов, когда возлагал надежды на родовое дворянство и клеймил новоявленных аристократов, порожденных петровским и послепетровским царствованиями.
Слайд 25Работа с текстом
Пушкин создает родословную древнего рода Томских, проследив этот род
на протяжении почти столетия, показывает судьбу 3-х поколений графского рода. Бабушка-графиня с мужем жили праздно, не обременяя себя ничем. У них было четверо сыновей: «все четыре - отчаянные игроки». Один из них - отец молодого офицера- участника событий, действие которого происходит в 1830 году. Главное занятие внука - карточная игра.
Вывод: История Томских – это деградация старинного дворянского рода. Это символ упадка, бессилия дворянства, они прожигают жизнь, сидя за карточным столом.
Слайд 26Исторический комментарий
Русские аристократы рисуются на фоне событий предреволюционной Франции .Мы видим
Париж конца 18 века, слышим имена Ришелье, Сен-Жермена, герцога Орлеанского, Казановы. Эти имена символичны. Символична атмосфера жизни парижской аристократии, беззаботность и легкомыслие, разврат и безумная трата денег на удовольствия, карточные игры, интерес к мистическому, фантастическому.
Опыт истории подсказывает нам закономерность гибели этого мира, этой аристократии, утратившей связи с народом, нацией.
Вывод: Веселый блистательный мир Парижа исчез, его смела революция. Не эта ли судьба и ожидает русское дворянство? Есть ли сходство в образе Парижа и Петербурга? Беззаботность, легкомыслие, страсть к картам объединяет Париж и Петербург
Слайд 27Графиня Томская
Какая она сейчас, когда ей 87 лет?
Графиня предстает перед
нами как живая личность, со своим характером и своей речью (ее капризные приказы, помыкание Лизаветой Ивановной).
Какие можно привести художественные детали, которые характеризуют графиню.
(Венера Московская – уродливое и необходимое украшение залы, сохранила привычки молодости, надевала наряды своей молодости и т.д).
Вывод: Старый мир в образе графини уходит в прошлое. Графиня прожила пустую, бесцельную жизнь. Поэтому ее настоящее - уродливо
Слайд 28Германн-символ
Герман – человек заурядный: молодой инженер, без роду без племени –
сын обрусевшего немца. Жил аскетично , мечтал утроить или даже усемерить оставленный ему отцом скромный капитал. Единственное удовольствие – наблюдать за азартной игрой. Его философия лишена значительности, ей чужда поэзия. Смысл и содержание тайной жизни Германна раскрыты исторически и социально точно – он был в душе игрок.
Германн – игрок. Он может сдерживать себя, потому что умеет выжидать. Им руководят азарт и расчет одновременно. Игрокам свойственен авантюризм.
Слайд 29Художественные детали
(Три верные карты – расчет, умеренность, трудолюбие. По национальности –
немец, по профессии- инженер, душа – Мефистофель, профиль – Наполеон. Три злодейства, страсти- сильные, воображение- огненное
Слайд 30Безумие героя- безумие мира
Идеалы Германна, его погоня за призрачной тайной безумны,
т.е. лишены смысла, это безумие, безрассудство.
Мир, развративший Германна, убивший в нем личность, так
же безумен.
Три последние карты, которые повторяет Герман, утверждают фатальную неизбежность поражения после первых удач. Вместо туза обязательно выйдет дама, игрок в решающий момент «обдернется», как «обдернулся» Герман, как «обдернулся» Наполеон в момент своей самой азартной ставки.
«Наполеон- это символ эры индивидуализма, самоутверждения, это- гений века, рождающий безумие Германна».