Слайд 1Интегрированный урок – путешествие по страницам истории и литературы на тему:
«Человек и власть, которой он наделён».
Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ
Слайд 2Цели урока: на примере литературных произведений М.Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина,
А.Н. Толстого создать целостное представление о выдающихся представителях русской нации, показать связь истории и литературы на примере исторических источников и способствовать развитию интереса учащихся к истории России и литературе; подготовить учащихся к написанию сочинения в формате ЕГЭ: «Человек и власть, которой он наделён
Слайд 3Повторим!
Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например:
проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.
Выделяют различные категории (виды) проблем.
Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.
Слайд 4Повторим!
Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста
касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Слайд 5
Четыре страницы, по которым предстоит путешествовать
1. Иван Грозный. «Порыв гнева его
– смерть и пытка…»
2. Борис Годунов. Смутное время.
«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».
3. Петр Первый. Время реформ. Петербург.
«Люблю тебя, Петра творенье!»
4. Наше время. Обсуждение фрагмента статьи Г.В. Плеханова «К вопросу о роли личности в истории».
Слайд 6
Первая страница
Иван Грозный.
«… Взгляд очей его – молния, звук речей его
– гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего… но сильного и благородного по природе своей духа…» В.Г. Белинский
Слайд 7Ива́н IV Васи́льевич, прозванный Гро́зным,
(25 августа 1530, село Коломенское[5] под Москвой — 18 (28) марта 1584, Москва)
Слайд 8Положительные и отрицательные стороны правления Ивана Грозного
Внешняя политика 1.Политика
на Западе: Ливонская война (1558-1583) 1.Потеря территорий в Прибалтике (Ям, Копорье, Иван-город). 2.Политическая изоляция (нет выхода в Балтику). 3.Экономический кризис.2.Политика на Востоке: -1552 г. Казанское ханство -1556 г. – Астраханское ханство - 1581-1584 г. – Сибирское ханство
1.Расширение территорий 2. Укрепление границ 3. Развитие и контроль торговых связей со странами Востока 4. Развитие внутренней торговли. Внутренняя политика
1.Реформы «Избранной Рады» сер.50-х гг.16 в.1.Усиление царской власти. 2.Централизация управления. 3.Ограничение боярской оппозиции. 4.Усиление социальной опоры власти-дворянства. 2. Опричнина (1564-1572)1.Уничтожение боярской оппозиции . 2.Усиление самодержавной власти.1.Разорение страны, кризис экономики. 2.Сокращение населения. 3.Недоверие народа к власти. 4.Сожжение Москвы в 1571г
Слайд 9Вторая страница
Борис Годунов. Смутное время. «Да, жалок тот, в ком совесть
нечиста».
Слайд 10Борис Федорович Годунов
Борис Федорович Годунов — дворянин, русский[en] царь с 27 февраля (17 февраля по старому
стилю) 1598 года. Выдвинулся во время опричнины.
Слайд 11Третья страница
Петр Первый. Время реформ. Петербург.
Люблю тебя, Петра творенье!
Слайд 12Пётр I
Император
Последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский.
Родился 9 июня
1672 г., Москва, Россия
Умер8 февраля 1725 г. (52 года), Санкт-Петербург, Российская империя
Слайд 13Итоги правления Петра Первого
Петр Первый, век правления которого изобиловал многими
изменениями, привел Россию к новому направлению в своем развитии. В стране появился довольно сильный флот, а также регулярная армия. Стабилизировалась экономика. Положительное влияние оказало правление Петра Первого и на социальную сферу. Стала развиваться медицина, увеличилось количество аптек, госпиталей. На новый уровень вышла наука и культура. Помимо этого, улучшилось состояние экономики и финансов в стране. Россия вышла на новый международный уровень, а также заключила несколько важных договоров.
Слайд 14Четвертая страница
Наше время. Обсуждение фрагмента статьи Г.В. Плеханова «К вопросу о
роли личности в истории»
Слайд 15Домашнее задание
Написать сочинение по проблеме:
«Человек и власть, которой он наделён».