Слайд 1Идейный замысел романа М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени». Жанр и композиция
Слайд 2Цели: напомнить учащимся о характерных особенностях жизни русского общества 30-х годов
XIX века, о судьбе молодого поколения; рассказать об идейном замысле романа «Герой нашего времени» и об откликах на выход произведения; выяснить первоначальные читательские впечатления о романе Лермонтова; остановиться на важнейших особенностях композиции (отсутствие единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трёх рассказчиков – автора, Максима Максимовича и Печорина).
Слайд 3«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов
– это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.
В. Г. Белинский
Слайд 4Роман «Герой нашего времени» был задуман Лермонтовым в конце 1837 года.
Основная работа над ним развернулась в 1838 году и была завершена в 1839 году. В журнале «Отечественные записки» появилась повесть «Бэла» (1838 г.) с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа», в конце 1839 г. увидела свет повесть «Фаталист», а затем и «Тамань». Своему роману Лермонтов сначала дал название «Один из героев начала века». Отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени» вышло в 1840 г.
Слайд 51830–1840-е годы в истории России – мрачные годы николаевской реакции, жестокого
полицейского режима. Невыносимо было положение народа, трагична судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали у Лермонтова вызывал тот факт, что «у будущего поколения нет будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – главные черты современников писателя.
Слайд 6Лермонтов в своём произведении хотел показать, на что обрекала молодое поколение
николаевская реакция. Само название романа «Герой нашего времени» – свидетельство о его важности.
В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал».
(А. И. Герцен).
Слайд 7Печорин – натура, богато одарённая. Герой не переоценивает себя, когда говорит:
«Я чувствую в душе моей силы необъятные». Своим романом Лермонтов отвечает, почему же энергичные и умные люди не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути. Внимание автора обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера героя.
Слайд 8Лермонтов в предисловии к «Журналу Печорина» пишет: «История души человеческой, хотя
бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…».
Особенности жанра. «Герой нашего времени» – это первый русский психологический роман.
Слайд 9Особенности композиции романа.
1. Что такое сюжет художественного произведения?
2. Какие элементы сюжета
вам известны?
3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?
4. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в нём выделить известные вам элементы сюжета?
Слайд 10Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во
времени и пространстве. При этом события не всегда в произведении располагаются в причинно-следственной и временной последовательности.
Сюжет как сложное целое состоит из элементов. Каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог.
Слайд 11Особенность композиции – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти
частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но главный герой объединяет все эти части в единый роман.
Слайд 12Хронологический и композиционный порядок
Слайд 131) Почему именно так строит свой роман Лермонтов?
2) О чём заставляет
задуматься такая композиция?
3) В какой форме написаны первые две повести? три последние?
Слайд 14Выводы. «Печорин – главный герой романа. Действующие лица расположены контрастно. Смысл
в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Композиция произведения (смена рассказчиков, нарушение хронологии событий, жанр путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его».
Слайд 15Отклики на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
1. С. Бурачек:
Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение».
2. С. Шевырев: «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом».
3. В. Белинский: «Печорин… герой нашего времени».
4. А. Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина».
Слайд 161) Кто из критиков более объективен в оценке Печорина?
2) Как сам
Лермонтов говорит о Печорине в предисловии?
«…Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…»
Слайд 17Домашнее задание.
1. Повести «Бэла», «Максим Максимыч». (Герои, содержание, особенности композиции и
жанра, отношение к Печорину.)
2. Составить план повести «Бэла», озаглавить части.