Презентация, доклад на тему Идейный замысел романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени. Жанр и композиция.

Содержание

Цели: напомнить учащимся о характерных особенностях жизни русского общества 30-х годов XIX века, о судьбе молодого поколения; рассказать об идейном замысле романа «Герой нашего времени» и об откликах на выход произведения; выяснить первоначальные читательские впечатления о

Слайд 1Идейный замысел романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция

Идейный замысел романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция

Слайд 2Цели: напомнить учащимся о характерных особенностях жизни русского общества 30-х годов

XIX века, о судьбе молодого поколения; рассказать об идейном замысле романа «Герой нашего времени» и об откликах на выход произведения; выяснить первоначальные читательские впечатления о романе Лермонтова; остановиться на важнейших особенностях композиции (отсутствие единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трёх рассказчиков – автора, Максима Максимовича и Печорина).
Цели: напомнить учащимся о характерных особенностях жизни русского общества 30-х годов XIX века, о судьбе молодого поколения;

Слайд 3«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов

– это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.

В. Г. Белинский
«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один

Слайд 4Роман «Герой нашего времени» был задуман Лермонтовым в конце 1837 года.

Основная работа над ним развернулась в 1838 году и была завершена в 1839 году. В журнале «Отечественные записки» появилась повесть «Бэла» (1838 г.) с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа», в конце 1839 г. увидела свет повесть «Фаталист», а затем и «Тамань». Своему роману Лермонтов сначала дал название «Один из героев начала века». Отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени» вышло в 1840 г.
Роман «Герой нашего времени» был задуман Лермонтовым в конце 1837 года. Основная работа над ним развернулась в

Слайд 51830–1840-е годы в истории России – мрачные годы николаевской реакции, жестокого

полицейского режима. Невыносимо было положение народа, трагична судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали у Лермонтова вызывал тот факт, что «у будущего поколения нет будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – главные черты современников писателя.
1830–1840-е годы в истории России – мрачные годы николаевской реакции, жестокого полицейского режима. Невыносимо было положение народа,

Слайд 6Лермонтов в своём произведении хотел показать, на что обрекала молодое поколение

николаевская реакция. Само название романа «Герой нашего времени» – свидетельство о его важности.

В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал».
(А. И. Герцен).
Лермонтов в своём произведении хотел показать, на что обрекала молодое поколение николаевская реакция. Само название романа «Герой

Слайд 7Печорин – натура, богато одарённая. Герой не переоценивает себя, когда говорит:

«Я чувствую в душе моей силы необъятные». Своим романом Лермонтов отвечает, почему же энергичные и умные люди не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути. Внимание автора обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера героя.
Печорин – натура, богато одарённая. Герой не переоценивает себя, когда говорит: «Я чувствую в душе моей силы

Слайд 8Лермонтов в предисловии к «Журналу Печорина» пишет: «История души человеческой, хотя

бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…».

Особенности жанра. «Герой нашего времени» – это первый русский психологический роман.
Лермонтов в предисловии к «Журналу Печорина» пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли

Слайд 9Особенности композиции романа.
1. Что такое сюжет художественного произведения?
2. Какие элементы сюжета

вам известны?
3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?
4. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в нём выделить известные вам элементы сюжета?
Особенности композиции романа.1. Что такое сюжет художественного произведения?2. Какие элементы сюжета вам известны? 3. Что называется композицией

Слайд 10Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во

времени и пространстве. При этом события не всегда в произведении располагаются в причинно-следственной и временной последовательности.

Сюжет как сложное целое состоит из элементов. Каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог.
Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. При этом события

Слайд 11Особенность композиции – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти

частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но главный герой объединяет все эти части в единый роман.
Особенность композиции – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых

Слайд 12Хронологический и композиционный порядок

Хронологический и композиционный порядок

Слайд 131) Почему именно так строит свой роман Лермонтов?
2) О чём заставляет

задуматься такая композиция?
3) В какой форме написаны первые две повести? три последние?
1) Почему именно так строит свой роман Лермонтов?2) О чём заставляет задуматься такая композиция?3) В какой форме

Слайд 14Выводы. «Печорин – главный герой романа. Действующие лица расположены контрастно. Смысл

в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Композиция произведения (смена рассказчиков, нарушение хронологии событий, жанр путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его».
Выводы. «Печорин – главный герой романа. Действующие лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является

Слайд 15Отклики на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
1. С. Бурачек:

Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение».
2. С. Шевырев: «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом».
3. В. Белинский: «Печорин… герой нашего времени».
4. А. Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина».
Отклики на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».1. С. Бурачек: Печорин – «чудовище», «клевета на целое

Слайд 161) Кто из критиков более объективен в оценке Печорина?
2) Как сам

Лермонтов говорит о Печорине в предисловии?

«…Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…»

1) Кто из критиков более объективен в оценке Печорина?2) Как сам Лермонтов говорит о Печорине в предисловии?«…Герой

Слайд 17Домашнее задание.
1. Повести «Бэла», «Максим Максимыч». (Герои, содержание, особенности композиции и

жанра, отношение к Печорину.)
2. Составить план повести «Бэла», озаглавить части.
 
Домашнее задание.1. Повести «Бэла», «Максим Максимыч». (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.)2. Составить план

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть