Слайд 1Идея страдания в творчестве
Ф.м. Достоевского и
А. И. Солженицына
Слайд 2Объект исследования
является творчество Федора Михайловича Достоевского и Александра Исаевича Солженицына.
Слайд 3Цель работы
– выявить взаимосвязи между творчеством Достоевского и Солженицына,
установить общие черты и различие в понимании писателями значения страдания как очищения и возрождения человека.
Слайд 4Актуальность работы
в сравнении авторов ХIХ и ХХ веков.
Слайд 5Новизна работы
заключается в самой постановке проблемы “идея страдания”, так и
в сопоставлении творчества писателей.
Слайд 6Б.И. Бурсов
«Личность Достоевского»
«Он нередко похож и на тех выдающихся
писателей и мыслителей, с произведениями которых не мог быть знаком».
Слайд 7Владимир Крупин
“В Солженицыне мы видим истинное русское понимание креста, которое
несет писатель в сегодняшнее особенное время. Это, конечно, страдание”.
Слайд 8Ю. Г. Кудрявцев “Три круга Достоевского”
“Тяжелой поступью, с бледным лицом
и горящим взглядом прошел этот великий каторжник, бряцая цепями, по нашей литературе, и до сих пор не может она опомниться и прийти в себя от его безумного шествия. Какие-то еще не разобранные сигналы показал он на вершине русского самосознания, какие-то вещие и зловещие слова произнес он своими опаленными устами, и мы теперь и без него разгадываем”,
Слайд 9Залыгин С. “Год Солженицына”
“Пересилив свою страдальческую судьбу, он отнюдь не пренебрегая
законами сюжета, лиризмом, художественным образом, самой художественной литературой решился… сказать о страдании уже не от своего, а от народного имени”
Слайд 10Залыгин С. “Год Солженицына”
“Рассказанное Достоевским читается нынче как предисловие к Солженицыну.
Не мы, читатели, не они сами так рассудили между собой, так рассудила история, наша действительность последних десятилетий, те события, наступления которых Достоевский и предположить не мог”
Слайд 11Жорж Нива. “Солженицын”
Огромное колесо отчаянно вертится на его горизонте, юная святая горит на костре, и автор-свидетель шепчет самому себе: “Этому огню и тебе, девушка, я обещаю, прочтет о том весь свет”>
Слайд 12Вывод:
Тема катарсиса раскрывает сущность произведений писателей, определяет их значение в
современном литературном процессе, помогает увидеть место Достоевского и Солженицына в истории русской литературы.
Слайд 13Список использованной литературы:
Барабанова, Мария Владимировна. Идея страдания в творчестве Ф. М.
Достоевского и А. И. Солженицына / М. В. Барабанова // Литература в школе : научно-методический журнал : 12 номеров в год . – 2012 . – № 1 . – С. 11-13.
Бурсов Б. И. Личность Достоевского, "Звезда", 1969, № 12. –С. 36-43.
Крупин В. Слово о Солженицыне//Наш современник. – 1990. - № 1. С. 48.
Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. – М. 1991. – С. 8.
Там же. – С. 18.
Слайд 14Залыгин С. Год Солженицына//Новый мир. – 1990. - № 1. –
С. 238.
Паламарчук П. Александр Солженицын: Путеводитель// Литература в школе. – 1989. - № 5. – С. 27-28.
Залыгин С. Год Солженицына//Новый мир. – 1990. - № 1. – С. 241.
Крупин В. Слово о Солженицыне//Наш современник. – 1990. - № 1. С. 50.
Нива Ж. Солженицын// Дружба народов. – 1990. - № 4. – 228.
Там же. – С. 249.