Слайд 1Идейно – художественное своеобразие романа
И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Слайд 2«Я всегда держал руку на пульсе современности»
И.С.Тургенев
Слайд 3
«Отцы и дети»
- едва ли не самая шумная
и скандальная книга
в русской литературе.
П. Вайль, А. Генис.
Слайд 4 Я не запомню , чтобы какое-нибудь литературное
произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева «Отцы и дети». Можно положительно сказать, что «Отцы и дети» были прочитаны даже такими людьми, которые со школьной скамьи не брали книги в руки.
А. Панаева
Слайд 5« Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и
нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру»
Слайд 6Сократ
«Наша молодёжь … насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков.
Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям.»
Слайд 7А. Грибоедов
«Горе от ума»
Павел Афанасьевич Фамусов
Покойник был
почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат
Александр Андреевич Чацкий
Служить бы рад – прислуживаться тошно.
Слайд 8А. С. Пушкин
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку
занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог…
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!"
Слайд 9 Мир так устроен, что «молодость» и «старость»
в нем взаимно уравновешивают друг друга: старость сдерживает порывы неопытной юности, молодость преодолевает чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивая жизнь вперед. Такова идеальная гармония бытия и в представлении Тургенева.
Ю.В. Лебедев
Слайд 10 История создания романа
Разрыв И. С. Тургенева с журналом «Современник».
Слайд 11Тургенев и Добролюбов
И. С. Тургенев
Н. А. Добролюбов
Слайд 12 Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева
в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжилась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И.С.Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник.
Слайд 13В мае 1861 года писатель вернулся домой в Спасское-Лутовиново. К августу
1861 года роман был в основном завершен, а в феврале 1862 года опубликован в очередном номере журнала «Русский вестник».
«На меня действовали натуры энтузиастические, - вспоминал Тургенев. – Белинский принадлежал к их числу».
«Вообще Русь он понимает, - говорил критик. – Во всех его суждениях виден характер и действительность. Он враг всего неопределенного, к чему я довольно падок».
Слайд 15«…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной
сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели»
И.С.Тургенев
Слайд 16Нигилисты
«…нет любви, есть физиологическое влечение».
«Материя и сила!»
И. Репин.
Студент-нигилист.
Слайд 20Биография «отцов»
Николай Петрович Кирсанов
Художник
Д. Боровский
Слайд 21Биография «отцов»
Павел Петрович Кирсанов
Художник
Е. Рудаков.
1946–1947
Слайд 22Павел и Николай Кирсановы
Художник П. Боклевский. 1880-е
Слайд 23Биография «отцов»
Родители Базарова: Арина Власьевна и Василий Иванович.
Художник Д. Боровский
Слайд 24Важное для «отцов»
Семья
Дети
Традиции
Принципы
Уют
Слайд 25Е. Базаров
А. Кирсанов
Кукшина
Ситников
Слайд 27 Порядочный химик
в 20 раз полезнее
всякого
поэта.
Слайд 28Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному
взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.
Слайд 29Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься
каждою отдельною березой.
Слайд 30 В романе «Отцы и дети» нашел отражение исторический
процесс смены поколений.
40-е годы XIX века в России были временем либерально настроенных дворян. Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами», «романтиками».
В 50 – 60-е годы на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом.
Слайд 31Время действия в романе
20 мая 1859 – зима 1860
Что это
за время?
1855 – Россия с позором проиграла войну с Турцией
Умер Николай I, закончилась эпоха репрессий
На престол взошел Александр II – процветает образованность различных слоев населения
Разночинцы становятся реальной общественной силой
Аристократия утрачивает свою передовую роль.
Слайд 32 «Отцы и дети» – роман в жанровом отношении
многоплановый. Наличие семейно-бытовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Таким образом, жанр «Отцы и дети» определяют как
ЖАНР
роман социально-психологический.
Слайд 33 Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в
центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.
Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базаровку. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.
КОМПОЗИЦИЯ
Слайд 34Кольцевая композиция
Марьино
(усадьба Кирсановых)
Родители Базарова
(небольшой домик
мелкопоместных дворян)
Никольское
(имение Одинцовой)
Слайд 35Главные герои романа
Евгений Васильевич Базаров
Слайд 42Базаров Василий Иванович
Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и
в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков …
Слайд 43Базарова Арина Власьевна
Сердобольная, прекрасная женщина, она без хитростей …
Слайд 44Василий Перов.
Старики-родители на могиле сына.
1874. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва,
Россия.