Слайд 1Направление «Искусство и ремесло»
Подготовила учитель МБОУ Калитвенской СОШ
Желтова О. А.
Слайд 2Пояснения по направлению «Искусство и ремесло» от ФИПИ
Как можно раскрыть тему
«Искусство и ремесло»
Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.
Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.
Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.
Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.
Слайд 3Размышления по теме
Искусство - крайне тонкая материя, требующая особого подхода и
понимания. Где та грань, где заканчивается ремесло и начинается искусство? Как отличить бездарность от гения? В чем предназначение художника? Какова сила творчества? Все эти вопросы заключает в себе данное направление.
Искусство включает в себя очень много направлений: музыка, литература, танец, скульптура, кинематограф, театр, живопись и пр. Каждый может найти то, что будет близко ему. Через отношение к искусству раскрывается внутренний мир персонажа, будь то созидатель или сторонний наблюдатель.
Что такое ИСКУССТВО
Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
Умение, мастерство, знание дела.
Самое дело, требующее такого умения, мастерства.
Что такое РЕМЕСЛО
Профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом.
Слайд 5Темы сочинений:
Что такое настоящее искусство?
Как отличить настоящее искусство от ремесла?
Почему люди
путают искусство и ремесло?
В чём ценность искусства?
Можно ли без любви к своему делу стать профессионалом?
Над каким искусством время невластно?
Верите ли вы, что можно стать хорошим ремесленником за короткое время?
Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть искусством?
Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?
Слайд 6Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
Что такое талант?
Чем отличается истинное искусство
от фальшивого?
Почему искусство называют вечным?
Можно ли научиться искусству?
Кого можно назвать истинным творцом?
Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?
Как взаимосвязаны между собой ремесло и искусство?
Всегда ли ремеслу предстоит стать настоящим искусством?
Каким должно быть ремесло, чтобы оно стало искусством?
Что значит для человека ремесло и искусство, как они отражаются в его жизни, на что влияют?
Слайд 7Что можно считать подлинным искусством?
В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?
В
чем разница между ремеслом и искусством?
Может ли ремесленник стать художником?
Как вы понимаете высказыванием Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»?
Могут ли способности превратиться в талант?
Кто такой талантливый человек?
Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик?
Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?
Какова роль искусства в развитии человечества?
Чем настоящее искусство привлекает человека?
Слайд 8Список литературных произведений на тему
«Искусство и ремесло»
М. А. Булгаков: «Мастер
и Маргарита»;
А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
М. Горький: «На дне»;
А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
Л. Н. Толстой: «Война и мир»;
М.Е. Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил»;
А. Куприн: «Гранатовый браслет»;
Н.С. Лесков: «Левша»,
А. Пушкин «Моцарт и Сальери»
К. Паустовский «Рождение рассказа»
Слайд 9Цитаты и афоризмы:
Изучайте науку искусства и искусство науки. Леонардо да Винчи
Искусство
жить всегда слагалось в основном из умения глядеть вперед. Леонид Максимович Леонов
Пусть твоя жизнь будет равна тебе, пусть ничто не противоречит одно другому, а это невозможно без знания и без искусства, позволяющих познать божественное и человеческое. Луций Анней Сенека (Младший)
Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни! Ф. Ницше
Музыка должна высекать огонь из людских сердец. Людвиг ван Бетховен
Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцa. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному. Марк Аврелий
Искусство ревниво, оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело. Микеланджело Буонаротти
В руках таланта все может служить орудием к прекрасному. Николай Васильевич Гоголь
Слайд 10Аргументы по направлению «Искусство и ремесло»
Л. Н. Толстой. «Война и мир»
Влияние
искусства на восприятие мира человеком показано в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Крупно проигравшись в карты, Николай Ростов не знает, как сообщить об этом семье, переживающей финансовые трудности. Но его переживания развеивает пение сестры Наташи. Услышав великолепное исполнение композиции, он успокаивается и понимает несущественность своих душевных терзаний в сравнении с величием искусства.
Наташа Ростова не только обладала великолепным голосом, но и тонко чувствовала музыку. Восторг у девушки вызывали не только композиции, звучащие на приемах и балах, ей не чуждо было пуститься в пляс под гитару, зазывающую задорными мотивами. Этим автор показывает, что подлинное искусство не подчиняется временам и нравам.
А. Твардовский. «Василий Теркин»
Простой парень Василий Теркин предстает перед читателем мужественным солдатом и одновременно большим оптимистом. Его задор не раз поднимает боевой дух у сослуживцев. Однажды среди зимы его подбирает проезжающий грузовик с солдатами. Веселый по нраву парень играет им на гармони, от чего бойцам становится теплее, и они пускаются в пляс. Таким образом, музыка помогла людям отвлечься от тяжелых мыслей о происходящем и на время забыть на войне.
Слайд 11Аргументы (проблемы):
Н. В. Гоголь. «Портрет»
В повести «Портрет» Н. В. Гоголь рассказывает
о двух художниках, один из которых трудился над картинами вдохновленно, бескорыстно, оттачивая и совершенствуя свой талант, второй же растратил данный ему дар, превратив в источник дохода. Такая проблема выбора встает перед каждой творческой личностью на пути ее становления. Но, как известно, истинные шедевры искусства живут и прославляют их авторов в веках, а созданные ради обогащения приносят лишь материальные блага.
М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Ремесленничество в сфере искусства ярко показано в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Столичные литераторы давно поставили на поток свои произведения, их больше волнует отпуск на даче, путевки в Ялту и пресловутый «квартирный вопрос».
Отношение Мастера к творчеству совсем иное: роман о Понтие Пилате поглощает его полностью. Чтобы свободно творить писатель снимает небольшой подвальчик на Арбате, на все выигранные в лотерее деньги скупает литературу с нужными для книги сведениями. Когда на роман обрушивается критика, и его не пускают в печать, Мастер чувствует себя опустошенным, сжигает рукописи, а после попадает в психиатрическую лечебницу. Таким образом видим, как истинное творчество подменяется шаблонными произведениями, выполняемыми в угоду власти.
Слайд 12А. С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»
Отношение к творчеству как к
товару вызывало отвращение у А. С. Пушкина, и свои размышления по этому поводу он отображает в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Проблема рассматривается с двух противоположных сторон. Книгопродавец – ловкий предприниматель, считает, что художественные произведения – это такой же товар, как и изделия ремесленников, главное – знать вкусы и предпочтения потребителя. Поэт же пытается спорить с торгашом, рассказывая тому о вдохновении и душевных порывах. Книгопродавец отвечает, что в мире правят деньги, и только тот, у кого они есть, может чувствовать свободу. В конечном счете поэт соглашается продать свое произведение, а стихотворение Пушкина заканчивается нерифмующейся фразой, словно намек на умирающее творчество.
А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»
Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» повествует о двух композиторах, взгляды которых на создание музыки кардинально расходились. Молодой Моцарт талантлив, и у него получается творить где угодно и когда угодно, главное – вдохновение. Старый Сальери уверен, что искусство подобно ремеслу, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но тайну великого таланта все равно не узнает, ведь дар дается человеку свыше.
Аргументы (проблемы):
Слайд 13А. П. Чехов. «Скрипка Ротшильда»
Гробовщик Яков Иванов подрабатывает скрипачом вместе со
своим товарищем евреем Ротшильдом. Второй часто фальшивит, чем раздражает друга. Но сам Яков не относится к музыке серьезно, лишь только после смерти жены, узнав, что и ему осталось жить недолго, играет на скрипке проникновенно, вызывая у окружающих слезы. Гробовщик завещает инструмент другу еврею и умирает. Ротшильд, проникшийся до глубины души услышанной мелодией, воспроизводит ее на подаренной скрипке. Композиция приносит ему славу и признание, становится бессмертной.
В. Короленко. «Слепой музыкант»
Петр родился слепым, но обладал хорошим слухом и осязанием. С детства мальчик интересовался игрой конюха Иохима на свирели, сам начал осваивать дудочку, а после и фортепиано. Музыка помогала ему воспринимать и «видеть» мир. Петру пришлось преодолеть много испытаний, чтобы принять себя таким, каким он есть. Но талантливому музыканту удалось добиться признания окружающих и обрести личное счастье.