Презентация, доклад на тему Гений чистой красоты. Личность А. С. Пушкина

Урок русской литературы в 10 классе. Тема урока: « «Гений чистой красоты.» Личность А. С. Пушкина.» Цели урока: расширить знания учащихся о личности А. С. Пушкина; определить место поэта в русской литературе; совершенствовать умение составлять

Слайд 1Гуцу Валентина Николаевна
Учитель русского языка и литературы высшей категории.
Теоретический лицей им.

Штефана чел Маре, мун. Бэлць, Республика Молдова.
+37379895933, valentinagutu1987@yandex.ru
Гуцу Валентина НиколаевнаУчитель русского языка и литературы высшей категории.Теоретический лицей им. Штефана чел Маре, мун. Бэлць, Республика

Слайд 2 Урок русской литературы в 10 классе. Тема урока: « «Гений чистой

красоты.» Личность А. С. Пушкина.»

Цели урока:
расширить знания учащихся о личности А. С. Пушкина;
определить место поэта в русской литературе;
совершенствовать умение составлять монолог, логично и правильно излагать свои мысли, аргументировать, отбирать необходимый материал;
Развивать интерес к личности поэта.

Урок русской литературы в 10 классе. Тема урока: « «Гений чистой красоты.» Личность А. С. Пушкина.»

Слайд 3Эриграф к уроку
Пушкин – наше всё:

Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным, после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности…
Аполлон Григорьев.

- Как вы понимаете слова Аполлона Григорьева об А. С. Пушкине?
Эриграф к уроку     Пушкин – наше всё: Пушкин - представитель всего нашего душевного,

Слайд 4Мозговой штурм
Русский историк Василий Осипович Ключевский закончил

свое выступление перед аудиторией Общества любителей российской словесности такими словами:
- О Пушкине всегда хочется сказать слишком много, всегда наговоришь много лишнего и никогда не скажешь всего, что следует.

- Согласны ли вы с историком В. О. Ключевским?
Аргументируйте свой ответ.
Мозговой штурм    Русский историк Василий Осипович Ключевский закончил свое выступление перед аудиторией Общества любителей

Слайд 5Слово учителя
А. С. Пушкин – классик

нашей русской литературы, немеркнущий и загадочно недостижимый для неё идеал. Это – солнце русской классической литературы. Он завершил более чем столетний процесс формирования новой русской литературы и ее языка. В творчестве Пушкина наша литература впервые и навсегда обрела свой зрелый, национально определившийся характер и заняла почетное место в кругу других литератур Европы.
В каждой литературе есть имена являющиеся свидетельством ее вершины, дающие на века этой литературе духовно-эстетический идеал. В Италии – это Петрарка, во Франции – Расин, в Германии – Гете, в Англии – Шекспир, а в России – Пушкин. Особенностью таких писателей является их «вечная современность», и они воспринимаются как «начало всех начал».
Слово учителя     А. С. Пушкин – классик нашей русской литературы, немеркнущий и загадочно

Слайд 6Проблемная ситуация
В критическом эссе Владимира Набокова

«Пушкин, или правда и правдоподобие» есть такие слова:
«Жизнь иногда обещает нам праздники, которые никогда не состоятся, или дарит нам готовых персонажей для книг, которых мы никогда не напишем. А бывает, что она нам преподносит подарок, а его неожиданную полезность мы оцениваем гораздо позже…»

Таким подарком в своей жизни В. Набоков считает встречу с произведениями А. С. Пушкина. И далее Набоков ставит вопрос: - А знаем ли мы, русские, личность Пушкина, его произведения? - Как вы думаете, почему писатель ставит такой вопрос? Как бы вы ответили на этот вопрос?
Проблемная ситуация     В критическом эссе Владимира Набокова «Пушкин, или правда и правдоподобие» есть

Слайд 7Составление коллективного рассказа об А. С. Пушкине

- Подробно с биографией А. С. Пушкина мы знакомились в 9 классе. Давайте вспомним известный вам уже материал и вместе составим рассказ о жизни Пушкина.

Учащиеся по цепочке воспроизводят биографию А. С. Пушкина.
Составление коллективного рассказа об А. С. Пушкине      - Подробно с биографией А.

Слайд 8Работа с гравюрами
Рассмотрите внимательно два изображения: «Пушкин-юноша» Е. Гейтмана и «Пушкин-лицеист»

В. Фаворского. Сопоставьте гравюры Гейтмана и Фаворского, вспомните о детстве и юности Пушкина, подумайте и скажите, на какой из гравюр в большей степени угадывается будущий поэт и почему?
Работа с гравюрамиРассмотрите внимательно два изображения: «Пушкин-юноша» Е. Гейтмана и «Пушкин-лицеист» В. Фаворского. Сопоставьте гравюры Гейтмана и

Слайд 9Работа с портретами Пушкина
Рассмотрите репродукции портретов Пушкина, выполненные О. Кипренским и

В. Тропининым. Как вы оцениваете эти изображения? Какой из этих портретов кажется вам наиболее удачным и почему?
Работа с портретами Пушкина Рассмотрите репродукции портретов Пушкина, выполненные О. Кипренским и В. Тропининым. Как вы оцениваете

Слайд 10Пушкин о себе
О. А. Кипренский писал

портрет Пушкина в 1827 году по заказу барона А. Дельвига. Художника часто упрекали в приукрашенности модели. Сам Пушкин позднее скажет: «Себя, как в зеркале я вижу. Но это зеркало мне льстит.»
Н. Кукольник о портрете Кипренского писал: «Пушкинской простоты не видно.» Ф. Булгарин отметил: «Это живой Пушкин.» М. Юзефович воскликнул: «Похож безукоризненно!» А вот словесный портрет Пушкин описал в стихотворении «Мой портрет». Таким он увидел себя в пятнадцать лет.
- Чтение стихотворения «Мой портрет» учителем. Каким вы увидели Пушкина в его стихотворении? На что автор обратил внимание?
Пушкин о себе     О. А. Кипренский писал портрет Пушкина в 1827 году по

Слайд 11Современные поэты о Пушкине
- Выразительное чтение стихотворения Б.

Ахмадулиной «К портрету» учеником.

Каков? – Таков: как в Африке, курчав
и рус, как здесь, где вы и я, где север.
Когда влюблен – опасен, зол в речах.
Когда весна – хмур, нездоров, рассеян.
Ужасен, если оскорблен. Ревнив.
Рожден в Москве. Истоки крови – родом
из чуждых пекл, где закипает Нил.
Пульс – бешеный. Куда там нильским водам!
Гневить не следует: настигнет и убьет.
Когда разгневан страшно смугл и бледен.
Когда железом ранен в жизнь, в живот –
Не стонет, не страшится, кротко бредит.

Что нового увидели вы в портрете А. С. Пушкина, созданного Б. Ахмадулиной?
Современные поэты о Пушкине   - Выразительное чтение стихотворения Б. Ахмадулиной «К портрету» учеником. Каков? –

Слайд 12«Кинохроника» воспоминаний о Пушкине
- Разговаривая и споря с

приятелем, Пушкин всегда держал в руках перо или карандаш, которым набрасывал на бумагу карикатуры разного рода. Но довольно часто вдруг в середине беседы он смолкал, оборвав на полуслове свою горячую речь, и странно повернув голову к плечу, как бы внимательно прислушиваясь к чему-то внутри себя, долго сидел в таком состоянии неподвижно. Затем с таким же выражением напряженного к чему-то внимания он снова принимал прежнюю позу у письменного стола и начинал быстро и непрерывно водить по бумаге пером, уже, очевидно, не слыша и не видя ничего ни внутри себя, ни вокруг. ( Е. Францева)
- Получив известие о наводнении в Петербурге в 1824 году, Пушкин пишет брату Льву: «Этот потоп с ума мне нейдет… Если тебе вздумается помочь какому-нибудь несчастному, помогай из Онегинских денег». (Г. Волков)
- Лежа на смертном одре и испытывая жесточайшие мучения, он вдруг вспоминает, что из-за дуэли не мог прийти на похороны сына Н. И. Греча, хотя сам Греч – человек из враждебного ему литературного круга. (Г. Волков)
Подумайте и ответьте, каким предстает Пушкин в кинохронике воспоминаний о нем?
«Кинохроника» воспоминаний о Пушкине   - Разговаривая и споря с приятелем, Пушкин всегда держал в руках

Слайд 13Комментирование высказываний о Пушкине
Какое из утверждений о Пушкине вам близко и

почему?
- А. С. Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставив следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего.
В. Г. Белинский
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет.
Н. В. Гоголь.
Он (Пушкин) победил и время, и пространство.
А. Ахматова
Составьте свое высказывание о Пушкине. Запишите его на тех листьях деревьев, которые вы нарисовали к сегодняшнему уроку. Вашими осенними листочками мы украсим это дерево. (Дерево нарисовано на листе ватмана)
Комментирование высказываний о ПушкинеКакое из утверждений о Пушкине вам близко и почему?-  А. С. Пушкин принадлежит

Слайд 14Анкетирование
Назовите произведение А. С. Пушкина, которое читали однажды?
Назовите произведения Пушкина, которые

перечитывали?
Какие стихотворения или отрывки из поэм Пушкина знаете наизусть?
Какие книги о поэте вы читали в этом году? Раньше?
Что особенно понравилось из прочитанного?
Составили ли вы себе представление о личности поэта?
Что для вас самое главное в личности и в поэзии А. С. Пушкина?

АнкетированиеНазовите произведение А. С. Пушкина, которое читали однажды?Назовите произведения Пушкина, которые перечитывали?Какие стихотворения или отрывки из поэм

Слайд 15Заключительное слово учителя
Закончить сегодняшний разговор я

хотела бы фрагментом из статьи «Дом и мир» В. Сорокина:
- Не постареет Пушкин, не затуманится в веках. Смертельно раненый в своем поколении, Пушкин явился к нам юным, красивым, пророчески яростным. Он дал нам образ человека, рожденного Вселенной, его слово летит и соединяет нас откровениями героев, откровениями целых народов…
Я люблю Пушкина, цветущего, шумящего, катающему громы.
Пушкин дал нам и образ поэта!.. Разве трагически уставший В. Маяковский пришел к Пушкину лишь «поговорить по душам» и снять «накопившееся и наболевшее» за годы бурь молодости? Маяковский пришел к Пушкину – пришел к истоку, к Родине, к себе, говорящему сердцем отвоеванную в боях истину…
С Пушкиным ты – дома, с Пушкиным ты – в родном краю, где бы ни находился, куда бы ни ехал, ни плыл. И с Пушкиным ты – на людях, в мире!..
Спасибо за внимание!
Заключительное слово учителя     Закончить сегодняшний разговор я хотела бы фрагментом из статьи «Дом

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть