Слайд 1Гуцу Валентина Николаевна
Учитель русского языка и литературы высшей категории.
Теоретический лицей им.
Штефана чел Маре, мун. Бэлць, Республика Молдова.
+37379895933, valentinagutu1987@yandex.ru
Слайд 2
Урок русской литературы в 10 классе. Тема урока: « «Гений чистой
красоты.» Личность А. С. Пушкина.»
Цели урока:
расширить знания учащихся о личности А. С. Пушкина;
определить место поэта в русской литературе;
совершенствовать умение составлять монолог, логично и правильно излагать свои мысли, аргументировать, отбирать необходимый материал;
Развивать интерес к личности поэта.
Слайд 3Эриграф к уроку
Пушкин – наше всё:
Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным, после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности…
Аполлон Григорьев.
- Как вы понимаете слова Аполлона Григорьева об А. С. Пушкине?
Слайд 4Мозговой штурм
Русский историк Василий Осипович Ключевский закончил
свое выступление перед аудиторией Общества любителей российской словесности такими словами:
- О Пушкине всегда хочется сказать слишком много, всегда наговоришь много лишнего и никогда не скажешь всего, что следует.
- Согласны ли вы с историком В. О. Ключевским?
Аргументируйте свой ответ.
Слайд 5Слово учителя
А. С. Пушкин – классик
нашей русской литературы, немеркнущий и загадочно недостижимый для неё идеал. Это – солнце русской классической литературы. Он завершил более чем столетний процесс формирования новой русской литературы и ее языка. В творчестве Пушкина наша литература впервые и навсегда обрела свой зрелый, национально определившийся характер и заняла почетное место в кругу других литератур Европы.
В каждой литературе есть имена являющиеся свидетельством ее вершины, дающие на века этой литературе духовно-эстетический идеал. В Италии – это Петрарка, во Франции – Расин, в Германии – Гете, в Англии – Шекспир, а в России – Пушкин. Особенностью таких писателей является их «вечная современность», и они воспринимаются как «начало всех начал».
Слайд 6Проблемная ситуация
В критическом эссе Владимира Набокова
«Пушкин, или правда и правдоподобие» есть такие слова:
«Жизнь иногда обещает нам праздники, которые никогда не состоятся, или дарит нам готовых персонажей для книг, которых мы никогда не напишем. А бывает, что она нам преподносит подарок, а его неожиданную полезность мы оцениваем гораздо позже…»
Таким подарком в своей жизни В. Набоков считает встречу с произведениями А. С. Пушкина. И далее Набоков ставит вопрос: - А знаем ли мы, русские, личность Пушкина, его произведения? - Как вы думаете, почему писатель ставит такой вопрос? Как бы вы ответили на этот вопрос?
Слайд 7Составление коллективного рассказа об А. С. Пушкине
- Подробно с биографией А. С. Пушкина мы знакомились в 9 классе. Давайте вспомним известный вам уже материал и вместе составим рассказ о жизни Пушкина.
Учащиеся по цепочке воспроизводят биографию А. С. Пушкина.
Слайд 8Работа с гравюрами
Рассмотрите внимательно два изображения: «Пушкин-юноша» Е. Гейтмана и «Пушкин-лицеист»
В. Фаворского. Сопоставьте гравюры Гейтмана и Фаворского, вспомните о детстве и юности Пушкина, подумайте и скажите, на какой из гравюр в большей степени угадывается будущий поэт и почему?
Слайд 9Работа с портретами Пушкина
Рассмотрите репродукции портретов Пушкина, выполненные О. Кипренским и
В. Тропининым. Как вы оцениваете эти изображения? Какой из этих портретов кажется вам наиболее удачным и почему?
Слайд 10Пушкин о себе
О. А. Кипренский писал
портрет Пушкина в 1827 году по заказу барона А. Дельвига. Художника часто упрекали в приукрашенности модели. Сам Пушкин позднее скажет: «Себя, как в зеркале я вижу. Но это зеркало мне льстит.»
Н. Кукольник о портрете Кипренского писал: «Пушкинской простоты не видно.» Ф. Булгарин отметил: «Это живой Пушкин.» М. Юзефович воскликнул: «Похож безукоризненно!» А вот словесный портрет Пушкин описал в стихотворении «Мой портрет». Таким он увидел себя в пятнадцать лет.
- Чтение стихотворения «Мой портрет» учителем. Каким вы увидели Пушкина в его стихотворении? На что автор обратил внимание?
Слайд 11Современные поэты о Пушкине
- Выразительное чтение стихотворения Б.
Ахмадулиной «К портрету» учеником.
Каков? – Таков: как в Африке, курчав
и рус, как здесь, где вы и я, где север.
Когда влюблен – опасен, зол в речах.
Когда весна – хмур, нездоров, рассеян.
Ужасен, если оскорблен. Ревнив.
Рожден в Москве. Истоки крови – родом
из чуждых пекл, где закипает Нил.
Пульс – бешеный. Куда там нильским водам!
Гневить не следует: настигнет и убьет.
Когда разгневан страшно смугл и бледен.
Когда железом ранен в жизнь, в живот –
Не стонет, не страшится, кротко бредит.
Что нового увидели вы в портрете А. С. Пушкина, созданного Б. Ахмадулиной?
Слайд 12«Кинохроника» воспоминаний о Пушкине
- Разговаривая и споря с
приятелем, Пушкин всегда держал в руках перо или карандаш, которым набрасывал на бумагу карикатуры разного рода. Но довольно часто вдруг в середине беседы он смолкал, оборвав на полуслове свою горячую речь, и странно повернув голову к плечу, как бы внимательно прислушиваясь к чему-то внутри себя, долго сидел в таком состоянии неподвижно. Затем с таким же выражением напряженного к чему-то внимания он снова принимал прежнюю позу у письменного стола и начинал быстро и непрерывно водить по бумаге пером, уже, очевидно, не слыша и не видя ничего ни внутри себя, ни вокруг. ( Е. Францева)
- Получив известие о наводнении в Петербурге в 1824 году, Пушкин пишет брату Льву: «Этот потоп с ума мне нейдет… Если тебе вздумается помочь какому-нибудь несчастному, помогай из Онегинских денег». (Г. Волков)
- Лежа на смертном одре и испытывая жесточайшие мучения, он вдруг вспоминает, что из-за дуэли не мог прийти на похороны сына Н. И. Греча, хотя сам Греч – человек из враждебного ему литературного круга. (Г. Волков)
Подумайте и ответьте, каким предстает Пушкин в кинохронике воспоминаний о нем?
Слайд 13Комментирование высказываний о Пушкине
Какое из утверждений о Пушкине вам близко и
почему?
- А. С. Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставив следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего.
В. Г. Белинский
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет.
Н. В. Гоголь.
Он (Пушкин) победил и время, и пространство.
А. Ахматова
Составьте свое высказывание о Пушкине. Запишите его на тех листьях деревьев, которые вы нарисовали к сегодняшнему уроку. Вашими осенними листочками мы украсим это дерево. (Дерево нарисовано на листе ватмана)
Слайд 14Анкетирование
Назовите произведение А. С. Пушкина, которое читали однажды?
Назовите произведения Пушкина, которые
перечитывали?
Какие стихотворения или отрывки из поэм Пушкина знаете наизусть?
Какие книги о поэте вы читали в этом году? Раньше?
Что особенно понравилось из прочитанного?
Составили ли вы себе представление о личности поэта?
Что для вас самое главное в личности и в поэзии А. С. Пушкина?
Слайд 15Заключительное слово учителя
Закончить сегодняшний разговор я
хотела бы фрагментом из статьи «Дом и мир» В. Сорокина:
- Не постареет Пушкин, не затуманится в веках. Смертельно раненый в своем поколении, Пушкин явился к нам юным, красивым, пророчески яростным. Он дал нам образ человека, рожденного Вселенной, его слово летит и соединяет нас откровениями героев, откровениями целых народов…
Я люблю Пушкина, цветущего, шумящего, катающему громы.
Пушкин дал нам и образ поэта!.. Разве трагически уставший В. Маяковский пришел к Пушкину лишь «поговорить по душам» и снять «накопившееся и наболевшее» за годы бурь молодости? Маяковский пришел к Пушкину – пришел к истоку, к Родине, к себе, говорящему сердцем отвоеванную в боях истину…
С Пушкиным ты – дома, с Пушкиным ты – в родном краю, где бы ни находился, куда бы ни ехал, ни плыл. И с Пушкиным ты – на людях, в мире!..
Спасибо за внимание!