Презентация, доклад на тему Формирование выразительности устной речи

Содержание

Правила устной речи и чтения: 1. Не произноси слова скороговоркой. 2. Ясно выговаривай звуки в словах. 3. Говори вразумительно, членораздельно, чтобы тебя могли хорошо слышать и понимать те, к кому ты

Слайд 1 Формирование выразительности

устной речи
Формирование выразительности

Слайд 2 Правила устной речи и чтения: 1. Не

произноси слова скороговоркой. 2. Ясно выговаривай звуки в словах. 3. Говори вразумительно, членораздельно, чтобы тебя могли хорошо слышать и понимать те, к кому ты обращаешься с речью. 4. Говори ровно, не повышай без нужды голос, не кричи. 5. Соблюдай паузы между предложениями и между отдельными смысловыми частями предложения. 6. Старайся говорить и читать так, чтобы заинтересовать слушателей.
Правила устной речи и чтения: 1. Не произноси слова скороговоркой. 2. Ясно

Слайд 3Выразительно прочитать—это значит подать голосом идею и тему произведения
Цель выразительного

чтения:

истолкование внутреннего содержания произведения

выявление темы, предмета изображения

выявление авторского отношения к предмету изображения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, насмешка, восхищение)
Выразительно прочитать—это значит подать голосом идею и тему произведения Цель выразительного чтения:истолкование внутреннего содержания произведениявыявление темы, предмета

Слайд 5 Техника речи
Дыхание
Голос
Дикция

Техника речиДыханиеГолосДикция

Слайд 6
В книге М.Р. Львова “Школа творческого мышления” в

памятке “Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно и выразительно” на первое место ставятся “умение ровно и глубоко дышать - владеть своим дыханием” и “умение говорить звонко, громко, но без крика”.
Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.
В книге М.Р. Львова “Школа творческого мышления” в памятке “Что нужно уметь, чтобы говорить

Слайд 8Учимся дышать правильно

Учимся дышать правильно

Слайд 10Работа над правильностью дыхания
«Выдох со счетом»

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко

считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):
          Как на горке, на пригорке
           Стоят 33 Егорки   (глубокий вдох)
           Раз Егорка, два Егорка ... (и т.д. до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.
Для разогрева голосовых связок предлагаю так называемые распевные упражнения (в III четверти на уроках изучения особенностей построения русских народных сказок заменяли эти упражнения русской народной хороводной песней, например “Во поле береза стояла”).
Работа над правильностью дыхания«Выдох со счетом»Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не

Слайд 11Тон речи
Действенное средство художественной выразительности речи. Придаёт речи особую динамику, живость.

Если произносимая речь будет иметь один и тот же равномерно звучащий темп, она поблекнет, станет безжизненной.

Эмоциональная окраска голоса человека. Отражает чувства, переживания, душевное состояние говорящего, передаёт оттенки радости и горя, печали и веселья, ласки и грубости, похвалы и порицания и т. д.

Темп речи

Зависят от одних и тех же факторов

Тон речиДейственное средство художественной выразительности речи. Придаёт речи особую динамику, живость. Если произносимая речь будет иметь один

Слайд 12 Темп речи (скорость речи)

Произнесите скороговорку
«От топота копыт
пыль по полю летит»
а) напугав,
б) успокоив слушателей,
в) диктуете текст,
г) плохо выучили текст.


Темп речи (скорость речи)    Произнесите скороговорку «От топота копыт пыль

Слайд 22 Логическое ударение
(выделение голосом слова, несущего основную смысловую нагрузку)

Прочитайте вопросительное предложение «Мы поедем сегодня в театр?» так, чтобы слушающий вас должен был ответить на вопросы:
1) Кто поедет сегодня в театр?
2) Как мы отправимся сегодня в театр?
3) Когда мы поедем в театр?
4) Куда мы сегодня поедем ?




Логическое ударение (выделение голосом слова, несущего основную смысловую нагрузку)  Прочитайте вопросительное предложение   «Мы

Слайд 23Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или

фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста! К.С.Станиславский
Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа,

Слайд 25 Прочитайте предложения, правильно делая паузы.
Что, болит? Что болит?
Ну,

что споём? Ну что, споём?
Казнить, нельзя помиловать!
Казнить нельзя, помиловать!

Прочитайте предложения, правильно делая паузы.Что, болит? Что болит?Ну, что споём? Ну что, споём?Казнить, нельзя

Слайд 26Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные

свойства.

Чем сильнее эмоции,
тем больше
отклонений от
обычного звучания.
Выразительность
речи и сообщается
этими отклонениями.

Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы – обо всем этом расскажет тембр вашего голоса

Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Чем сильнее эмоции,тем большеотклонений отобычного

Слайд 28 Произнесите пословицу « Жить – Родине служить» так, как

будто вы:

а)беседуете друг с другом в небольшой комнате;

б)произносите эти слова со сцены театра и хотите быть услышанным всеми зрителями.

Произнесите пословицу « Жить – Родине служить» так, как будто вы:  а)беседуете друг с

Слайд 32 Прослушивание художественных произведе-
ний в исполнении профессиональных актеров
и мастеров

слова.


Подбор музыки для усиления образности и
эмоционального воздействия художественного
текста.


Прослушивание художественных произведе-ний в исполнении профессиональных актерови мастеров слова.   Подбор музыки для

Слайд 34Таким образом, владение интонацией - мелодикой речи, ее темпом, тембром, ритмом,

а также логичес-
ким ударением; использование мимики, жестов, поз для передачи эмоциональных оттенков звучащей
речи ; умение найти и передать основную мысль произведения, обобщив смысл составляющих его
частей; умение выявить скрытый, спрятанный смысл метафорической, афористической речи –
все это помогает найти и передать смысл сказанного
или прочитанного ярко, образно, выразительно.


Таким образом, владение интонацией - мелодикой речи, ее темпом, тембром, ритмом, а также логичес-ким ударением; использование мимики,

Слайд 35Использованная литература
Аксенов В. Н. Искусство художественного слова / Под ред. В.

Н. Шацкой. М., 1962.

Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения: Кн. для учителя. М., 1986.

Коренюк Л.Ю. Некоторые упражнения по технике речи. http://www.detskiysad.ru/ped/virazhenie06.html

Соловьева Н.М. и Майман Р.Р. Выразительное чтение на уроках литературы. http://www.detskiysad.ru/ped/virazhenie03.html

Использованная литератураАксенов В. Н. Искусство художественного слова / Под ред. В. Н. Шацкой. М., 1962.Буяльский Б. А.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть