Слайд 1Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках литературы.
Цуканова Л.И., учитель русского
языка и литературы МБОУ СОШ№94
Слайд 2Социальный заказ
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика,
воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования)
Слайд 3ПАМЯТКА
Выпускника школы необходимо снабдить умением находить и использовать новую
информацию, а не только набором фактов, понятий алгоритмов – тем, что мы называли предметными ЗУНами..
Слайд 4Выполняя любое задание, ученик получает реальные приращения:
В усвоении предметных знаний (знаю)
В
формировании метапредметных умений (могу, умею)
В развитии личностных качеств ученика (хочу).
Слайд 5
КАК ФОРМИРОВАТЬ И РАЗВИВАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙС ТВИЯ?
Слайд 6Литература
Один из ведущих гуманитарных предметов в российской школе содействует
формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.
Слайд 7Наиболее эффективные пути и способы развития УУД в контексте уроков литературы
Слайд 9Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Планирование изучения:
тестирование,
анализ выразительных средств языка,
отрывок
наизусть,
написание домашнего сочинения.
в начале изучения новый темы ребята знают какие диагностические работы их ожидают, и сами включаются в процесс планирования учебной деятельности.
Слайд 10Формирование универсальных учебных действий в процессе анализа художественного текста
Слайд 11И.Бунин «Лапти» 7 класс
прогнозирование, критическое мышление
Тема урока «Смерть ради жизни» уже
вызывает недоумение ребят.
Как вы думаете, о чем пойдет разговор на уроке?
Как вы понимаете выражение «Смерть ради жизни»?
Как вы думаете, будет связана тема урока с названием рассказа?
Слайд 12Цели на уроке
Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)
Цель: проанализировать рассказ
и подумать над выражением «смерть ради жизни».
Слайд 13Жанр
Рассказ
Сюжет
Тяжело болен ребёнок. Мать бессильна помочь сыну: вьюга не позволяет позвать
доктора. Деревенский мужик Нефёд хочет выполнить странное желание мальчика - принести ему красные лапти. В пути Нефёд замерзает.
Тема
Самопожертвование ради спасения жизни ребенка
Идея
Необычайная доброта, готовность к самопожертвованию
Проблема
доброты, любви,
милосердия,
самопожертвования
Кластер
Слайд 14Синквейн
развивает регулятивные, коммуникативные и личностные УУД.
Человек
Обычный, решительный
Работает, сопереживает,
отправляется
Погибает ради спасения других
Герой
Слайд 15Домашнее задание по выбору
1) подготовить рассказ о творчестве И.А. Бунина; пересказ
рассказа «Лапти»;
2) составить характеристику Нефёда;
3 ) написать мини-сочинение на тему «В жизни всегда есть место подвигу».
Слайд 16Таким образом, при подготовке к уроку следует помнить, что
задания должны
носить проблемный характер;
нацеливать ученика на поисковую и исследовательскую деятельность;
предполагать индивидуальную или групповую работу, то есть способствовать формированию универсальных учебных действий.
Слайд 17Однако главной задачей учителя, по моему мнению, остается позитивное общение с
детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимым и вежливым.
Не верно
верно
Слайд 18Идея интегрированного обучения
«Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться
в такой же связи».
Ян Амос Коменский
«Великая дидактика»
Использование межпредметных связей в системе дифференцированного, попредметного обучения способствует активизации познавательной деятельности школьников.
Слайд 19Преимущество интегрированных уроков
Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к
предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей - тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.
Слайд 20Результаты интегрированного обучения
проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует
не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской).
Слайд 21Конечный результат технологии интегрированного урока
Знания приобретают качества системности.
Умения становятся обобщенными, способствуют
комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.
Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.
Более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности.
Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.
Слайд 22Конечный результат технологии интегрированного урока
Знания приобретают качества системности.
Умения становятся обобщенными, способствуют
комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.
Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.
Более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности.
Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.