Слайд 1Из опыта работы Маниковской О.В.
Формирование навыков исследовательской
деятельности средствами
урока ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 2Cодержательные координаты образования
Традиционная позиция:
«учитель – ученик» + «предмет –знание»
Диалогическая
позиция:
«сотрудничество – сообщество» + «интегрированное знание» + «индивидуальное образование
на основе интересов»
Слайд 3Характеристики диалога
Педагог, способный на соучастное творческое взаимодействие со своими учениками
Равный собеседник (субъект-субъектные позиции)
Право на собственную позицию
Собственная система ценностей
Индивидуальный способ восприятия мира
Открытое общение
Участники диалога – партнеры, собеседники, соавторы.
Слайд 4Особенности учебного диалога
личное равенство учителя и ученика;
субъект-субъектные отношения;
внимание учителя к интересам
школьников;
сотворчество и согласие;
свобода спора;
стремление к творчеству, личностному росту;
индивидуальный подход к каждому участнику диалога;
ни одно высказывание учебного диалога не может остаться без ответа;
если ученик не активен, это не значит, что у него нет интереса – идет внутренний диалог;
высказывания могут быть представлены развернутым ответом и короткой репликой;
учебный диалог требует предварительной подготовки.
Слайд 5Группы диалога
информативно-проблемный;
оценочно-интерпретационный;
функционально-ролевой.
Слайд 6Технологическая цепочка
урока-диалога
Погружение участников диалога в личностные смыслы, психологическая адаптация к
предстоящей познавательной деятельности (задается личностный контекст урока).
Обозначение темы урока и его задач (задается культурное пространство диалога).
Осознание учащимися своих собственных впечатление и мыслей об изучаемом произведении, возникновение в сознании школьника вопросов себе и другим.
Определение вектора будущего диалога и обозначение совместными усилиями драматургической концепции урока, в основе которой создание контекста для общего переживания, (вопросы-удивление, вопросы-несогласие).
Создание учебных ситуаций, связанных с погружением участников диалога в культурное пространство текста. Переход от стихийного восприятия текста к его анализу, раскрытию его символов.
Слайд 7
Оформление речевых высказываний и взаимный обмен смыслами, создание поля смыслов.
Организация
системы диалогов с героями произведений, автором, критиками, участниками диалога и выход в пространство культур. Происходит проживание читателями чужой жизни как своей собственной, а своей собственной как жизни другого человека, у учащихся появляется стремление высказаться о пережитом и прочувствованном на уроке. Диалогическая жизнь позволяет приобретать жизненный опыт и опыт переживаний.
Интерпретация текста в результате интеграции системы диалогических смыслов.
Возникновение новых учебных ситуаций и познавательных противоречий в диалоге мнений, суждений, наблюдений.
Подведение итогов. Осмысление деятельности и перевод диалога во внутренний план – в индивидуальные сознания участников коммуникации.
Слайд 8Цель преподавания литературы:
воспитание эстетически и этически развитого читателя, способного
самостоятельно понимать и оценивать ПРОИЗВЕДЕНИЕ как модель мира, созданную автором, вести с автором опосредованный произведением «диалог» о главных мировоззренческих проблемах.
Слайд 9
Моделирование системы взаимовлияний диалоговых отношений
Слайд 11Этапы творческого проблемно-смыслового пространства
I этап: «Я и Искусство»
Диалоговые отношения
на начальном этапе предполагают диалог с текстом (понимание контекста жизни личности, её языка).
Личное пространство на этом этапе превалирует над образовательным пространством класса в оценке героев произведений и их ценностей. Происходит смещение нравственных ориентиров.
Слайд 12II этап «Искусство и Я»
Проявляется «примеривание» идей в диалоговом общении.
Происходит
восхождение к «Я» – творческому.
Слайд 13
Факторы становления личности в диалоговых отношениях
«Ниша», «автономия» личности
Это образование внутри целого,
относительно замкнутое личное пространство «обособления».
Анкета-эссе
«Я могу довериться Автору. Стараюсь понять мысли и чувства его героев. Думаю, сопоставляю. И – радуюсь, когда нахожу себя, вернее – обретаю себя в мире, таком сложном иногда… ».
«На уроках литературы меня понимают и принимают с моими ошибками, моей правдой. Мне спокойно на поле диалога».
«Иногда я хочу остаться наедине с героями произведения и ни о чем ни с кем не говорить».
Слайд 14
Творческое ассоциативное мышление
Необходима «поддерживающая дидактика», когда виды деятельности
сменяются творческой паузой самостоятельной работы по созданию, например, синквейна. Наступает этап обмена впечатлениями («эмпатийное слушание») после прослушивания творческих работ:
Природа…
Непослушная? Покорная? Равнодушная?
Спорит, наказывает, спасает.
Она слушает голос человеческий…
Живая!
Слайд 15Спонтанность
эссе по мотивам стихотворений
Ф.И. Тютчева:
«Я –
дома… Тепло. А за окном гуляет непогода. Ей хорошо одной, никого не надо в попутчики. Она ликует! Но недолго была во власти стихия. И вот – за окном я вижу звезды. Они, умывшись, так светятся от счастья, что я радуюсь вместе с ними свежему дыханию ночи. Одиночество мое уходит. Оно крадется неслышно, не хочет нарушать нашей гармонии: в глазах моих отражается спокойный блеск звездочек-подружек. Я – дома. Тепло. А за окном спит природа. Нам хорошо вдвоем».
Слайд 16«Встреча»
совместная оценка проблемы на основе отношений согласия, осмысления идеи и
совместный выбор путей ее реализации, соавторство)
Сочинение-дуэт «Мой Пушкин»
«Мне повезло! Я была там, где жил Александр Сергеевич Пушкин. Михайловское… Здесь все по-прежнему: «прохлада лип, кленов шумный кров», «скат холмов», луга, лес, «дикий садик мой…» и «скромная обитель» поэта».
Созвучие переживаний позволило учителю откликнуться на впечатления ученицы: «Пушкин, узнанный мною в рощах, парках и усадьбах Михайловского, стал для меня еще ближе. Луч света, который пробивается через кроны деревьев, – мой Пушкин! Ручей бежит по дну оврага – мой Пушкин! Поле пахнет душистым сеном, – и это мой Пушкин!».
Слайд 18Письмо литературному герою
«Уважаемый Илья Ильич! С одной стороны,
я понимаю Вас: лежишь себе на диване – благодать… Я до недавнего времени тоже предавался с удовольствием этому занятию, но… понял, что жизнь проходит мимо меня, что настоящее счастье и благополучие заключается не в бесплодных размышлениях и мечтах, а в богатстве чувств. Не надо бояться действительности. Надо действовать».
Слайд 20Письмо - обращение к потомкам
«Дорогие потомки! Я очень
хочу, чтобы вы любили читать. Ведь книга – это такая же категория вечности, как пространство и время. Мое главное пожелание вам – любите. Любите, как любили Петр Гринев и Маша Миронова. Мы одни, сами по себе, ничего не стоим: Человеку нужен Человек. Никогда на поймешь, что такое белое, не увидев черного… Вот и я не знала, оказывается, что такое любовь, пока не прочитала «Капитанскую дочку».
Слайд 21Интернет как «растущее знание» человеческих ценностей и смысла
Технологическая карта -
словесное описание слайда медиапрезентации реферата: «У войны не женское лицо». Выпускник, анализируя повесть В. Закруткина «Матерь Человеческая», отмечает, что «она звучит как гимн русской женщине, прекрасному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого. Мария не была смелой и сильной духом. Маленькая женщина, потерявшая все и всех, по-матерински любила людей». Писатель обыкновенную женщину Марию поднимает до высоты Богоматери (ученик проводит сопоставление с картиной, на текст слайда «наложена» музыка). Мария стала Богоматерью, и многие верующие люди молятся ей и просят о заступничестве и помощи точно так, как это делали два старых человека, мужчина и женщина в повести.
Слайд 22Повесть В. Закруткина
«Матерь Человеческая»
Слайд 23Путь жизненных исканий Андрея Болконского
Этапы (1-9)
Слайд 25Ассоциативный уровень как способ исследования характера героини романа
Слайд 26Обоснование выбора творческой работы
«Говорить на языке графика о Наташе Ростовой
– любимице Толстого – нельзя: «Она – сама жизнь. Она – сложнее и интереснее графика».
Слайд 27Конспект – модель
(иконическая образная модель)
«Озеро – зеркало душевных
переживаний героини, дом - крепость – Наташа - жена и мать. Она естественна, как сама природа: в ней все гармонично. Этот человек открыт миру и жизни».
Слайд 28Диалог с автором
«Уважаемый Михаил Евграфович!
Я благодарен Вам за…»
Слайд 29Синквейн
Великий сын земли родной!
Страдающий, понимающий.
Смеёшься, караешь и плачешь.
Ты не дал «в
обиду мужика».
Русский!
(Сергей)
Слайд 30
Диалог с автором
(работа творческих групп)
(«Легенда об арабском астрологе». В. Ирвинг)
Слайд 31Кластер
легенда
восточная культура
дворец
султан
христианская девушка
волшебные шахматы
флюгер
астролог
копье
посох
обман
войны
скупость
волшебная книга
богатство
роскошь
Сильные характеры
ирония
автор
Слайд 36Творческое проблемно-смысловое пространство становления субъектности
Интегративное системное образование динамического характера, реализующее
в уроке-диалоге субъектные отношения и связи в учебных ситуациях.
Они выстроены по принципу проблемной тематики, отражающей ценности личного мира школьников в диалоговом отношении «живой встречи» с другим субъектом.
Слайд 38Благодарю за внимание!
Творческих
успехов, уважаемые коллеги!