Презентация, доклад на тему Формирование логико - понятийной культуры обучающихся на примере изучения творчества М.Горького

Содержание

Литературное образование призвано способствовать духовному становлению личности; формированию нравственных позиций, эстетического вкуса; совершенному владению речью. Общеобразовательный курс русского языка и литературы предполагает преподавание предмета как основополагающей учебно-воспитательной базы для реализации задач формирования культурно-языковой личности,

Слайд 1МБОУ «Коневская ООШ»


Формирование логико-понятийной культуры обучающихся на примере изучения творчества М.

Горького






Учить не мыслям, а мыслить
МБОУ «Коневская ООШ» Формирование логико-понятийной культуры обучающихся на примере изучения творчества М. Горького

Слайд 2 Литературное образование призвано способствовать духовному становлению личности; формированию нравственных позиций, эстетического

вкуса; совершенному владению речью. Общеобразовательный курс русского языка и литературы предполагает преподавание предмета как основополагающей учебно-воспитательной базы для реализации задач формирования культурно-языковой личности, обладает мощным гуманитарно – развивающим потенциалом.

Активизация общекультурного потенциала художественного произведения образовательном процессе опирается на следующие принципы:
- широкое привлечение информации из общегуманитарной парадигмы;
- воспитание ассоциативного мышления обучающихся;
- соответствующая организация домашних заданий и тематики творческих работ.
Н.Ю. Русова,
зав. кафедрой методики преподавания литературы
пед. университета.

Литературное образование призвано способствовать духовному становлению личности; формированию нравственных позиций, эстетического вкуса; совершенному владению речью.

Слайд 3
В русской литературе конца 19-го начала 20-го веков наблюдалась общая направленность

на поиски нравственной опоры, противостоящей стихии разрушения. Писатели и поэты стремились утвердить в своих произведениях своеобразный образец, модель идеального человека.
М. Горький отразил в своем творчестве определенную систему ценностей, образцы поведения и восприятия мира. Писатель правдиво изобразил русский национальный характер, народную мечту о воле и счастье. Его произведения учат нас добру, порядочности, нравственности. И поэтому так важно изучать их.

В русской литературе конца 19-го начала 20-го веков наблюдалась общая направленность на поиски нравственной опоры, противостоящей стихии

Слайд 4«Я утверждаю, что если и есть реальное понятие «Россия», или, лучше,

- Русь, - помимо территории, государственной власти, государственной церкви, сословий и прочего, то есть если есть это великое, необозримое, просторное, тоскливое и обетованное, что мы привыкли объединять под именем Руси, то выразителем его приходится считать в громадной степени Горького».

А.Блок




«Я утверждаю, что если и есть реальное понятие «Россия», или, лучше, - Русь, - помимо территории, государственной

Слайд 5Технология критического мышления Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того,

во что верить и что делать. Относится к проблемно – поисковым технологиям

Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер.
Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях.
В России она появилась в 1997 году.
Цель: формирование и развитие у обучающихся рефлексивного мышления, умения самостоятельно формулировать и ставить цели своей деятельности .
Выделяются три стадии процесса обучения.


Технология критического мышления Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что

Слайд 8Стадия рефлексии
 Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации, работа


ведется индивидуально - в парах – группах.
Стадия рефлексии Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах –

Слайд 9Технология развития логико-понятийного мышления
Структурные элементы:
Вызов - активизируется накопленная обучающимися понятийная

система. Обучающиеся вспоминают и записывают все, что знают или думают по указанной им преподавателем теме.
Осмысление - формируются новые связи между освоенными понятиями. После этого обучающимся предлагается текст, на основе которого они определяют, что уже известно, что следует освоить.
Размышление, рефлексия - происходит обогащение понятийной системы обучающихся и развитие их логического мышления.

Кластер – изображение информации, где отдельные блоки связаны между собою смысловыми линиями по принципу "вишенки", а в центре ставится обсуждаемое понятие (cluster – англ.: кисть, гроздь, пучок).

Технология развития логико-понятийного мышленияСтруктурные элементы: Вызов - активизируется накопленная обучающимися понятийная система. Обучающиеся вспоминают и записывают все,

Слайд 10Творческая личность
Происхождение
Образование
Трудовая деятельность
Окружение
Творчество







Творческая личностьПроисхождениеОбразование Трудовая деятельность Окружение Творчество …………………

Слайд 11Слово
Толковый словарь
Словарь синонимов
Словарь антонимов
Философский словарь
Фразеологический словарь
Этимологический словарь
Словарь пословиц и
поговорок
Словообразовательный


словарь
Слово Толковый словарьСловарь синонимовСловарь антонимовФилософский словарьФразеологический словарьЭтимологический словарьСловарь пословиц и поговорокСловообразовательный словарь

Слайд 12Тематика сказки

Тематика сказки

Слайд 13Художественное своеобразие сказки М.Горького «Девушка и Смерть»

Художественное своеобразие сказки М.Горького «Девушка и Смерть»

Слайд 14Словарная статья
Му’дрый, -ая, -ое; мудр, мудра’, му’дро.
1. Обладающий большим умом

(Мудрый старец.).
2. Основанный на больших знаниях, опыте (Мудрая, политики. Мудрое решение. Мудро (нареч.) по­ступать.).
Синонимы: умный; башковитый, мозговитый (прост.); премудрый, вещий (уст.); в значении сказанного: с головой; семи пядей во лбу (шутл.).
Антонимы: глупый, непредусмотрительный, несведущий, неумный, бестолковый. Лучше бедная мудрость, чем богатая глупость.
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» используется слово мудрый в значении обладающий большим умом: «… тот мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам».
Слово му’дрый общеславянское - бодрый, гордый, задорный. Современная форма развилась из православного modryj.
В современном русском языке слово мудрый непроизводное и является вершиной словообразовательного гнезда.
Мудр(ый) ---- мудр-о
---- мудр-ость
---- мудр-ец
---- мудр-и-ть ---- по-мудрить
---- мудр-ствова-ть ---- на-мудрствовать

Словарная статьяМу’дрый, -ая, -ое; мудр, мудра’, му’дро. 1. Обладающий большим умом (Мудрый старец.). 2. Основанный на больших

Слайд 15Результат
Составлены кластеры, отображающие творческий путь М.Горького, своеобразие его личности, идейное содержание

и проблематику произведений.

Составлен словарь нравственно-этических категорий и понятий в рассказе «Старуха Изергиль», содержащий более 30 слов, который дает описание слова с точки зрения лексической семантики, концептуального содержания, фразеологии, этимологии и современного словообразования, грамматических признаков и стилистики.
РезультатСоставлены кластеры, отображающие творческий путь М.Горького, своеобразие его личности, идейное содержание и проблематику произведений.Составлен словарь нравственно-этических категорий

Слайд 16 Участвуя в «Чтении с остановками», «включаясь в активный диалог в поисках

смыслов текста, ученик ощущает себя «сотворцом», чье мнение не только услышано, но и «отвечено» (М.М.Бахтин)» . Логическим завершением такого чтения часто является короткая письменная работа (в терминологии технологии – «эссе»), позволяющая ребенку высказать свои размышления на основе личного восприятия произведения и идей, высказанных одноклассниками.

Комментированное чтение

Цель: прояснить непонятные моменты текста, следить за правильностью понимания детьми авторских смыслов.
Вопросы творческие, а также вопросы на анализ, синтез и оценку, которые являются, безусловно, более продуктивными для организации мыслительной деятельности (Что движет героем в тот или иной момент повествования? Почему он поступил так, а не иначе?..)

Чтение с остановками

Цель: организовать рефлексию по ходу чтения, фиксировать читательскую реакцию, демонстрировать многообразие «отражений».

Вопросы фактические

Участвуя в «Чтении с остановками», «включаясь в активный диалог в поисках смыслов текста, ученик ощущает себя «сотворцом»,

Слайд 17



Двойной дневник
способствует фиксации первичной читательской реакции, но, в отличие от

«Чтения с остановками», в письменном виде и непосредственно по ходу чтения. Записывая свои личностные комментарии к тексту, читатель «протягивает ниточку» от художественного произведения к своему опыту, и восприятие его не отстраненно, а активно и личностно.

Двойной дневник способствует фиксации первичной читательской реакции, но, в отличие от «Чтения с остановками», в письменном виде

Слайд 18Итог: чтение становится более внимательным, вдумчивым, а обсуждение, основанное на записях

в двойном дневнике, - более оживленным.

Дневник 1

Дневник 2

Описание людей в начале рассказа неинтересно.

Зачем нужны эти самые описания природы? Скучно читать.




Неужели Горький не мог изобразить кого – нибудь посимпатичнее?

Автор в самом начале текста показывает нам красоту свободного человека.

Уже с первых страниц М. Горький готовит нас ко встрече с неординарными людьми и событиями. Описание природы помогает настроить читателя на встречу с необычным.


Старуха Изергиль смелая, даже отважная и мудрая. Я понял, что в человеке самое главное не внешность, а то, что скрыто внутри, – духовная красота.

Итог: чтение становится более внимательным, вдумчивым, а обсуждение, основанное на записях в двойном дневнике, - более оживленным.

Слайд 19Синквейн

Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской

поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ею традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.
Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.
Синквейн		Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка,

Слайд 21Изергиль
Мудрая, свободолюбивая
Рассказывает, учит, любит

Изергиль – светлая личность

Романтика
 
Автор
Умный, внимательный
Понимает, сочувствует, слушает
Автору близки

его герои
Уважение

Ларра
Гордый, самолюбивый
Разрушает, презирает, возвеличивается
Ларра – эгоист

Жалость

Данко
Смелый, добрый
Спасает, побеждает, горит
Данко- настоящий герой
Восхищение


ИзергильМудрая, свободолюбиваяРассказывает, учит, любитИзергиль – светлая личностьРомантика АвторУмный, внимательныйПонимает, сочувствует, слушаетАвтору близки его героиУважениеЛарраГордый, самолюбивыйРазрушает, презирает, возвеличиваетсяЛарра –

Слайд 22Результат:

Обучающиеся овладевают такими мыслительными операциями как анализ и синтез.
Обучаются эффективному отбору

информации на основе идей, ее трансформации.
Развивают способности к критическому анализу и самоанализу.
Результат:Обучающиеся овладевают такими мыслительными операциями как анализ и синтез.Обучаются эффективному отбору информации на основе идей, ее трансформации.Развивают

Слайд 23
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть