Слайд 1Федор Михайлович Достоевский
Слайд 2Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в
Москве на улице Новая Божедомка (ныне: ул. Достоевского, д. 2)в казённой квартире лекаря Мариинской больницы для бедных Московского воспитательного дома и был вторым сыном из восьми детей семейства.
Родители Федора не были богатыми людьми, однако они неустанно трудились, чтобы обеспечить семью и дать детям хорошее образование. Впоследствии Достоевский не раз признавался, что безмерно благодарен отцу и матери за прекрасное воспитание и образование, которое стоило им тяжелого труда.
Биография
Слайд 3Михаил Андреевич - врач московской больницы для бедных, потомственный дворянин. В
1831 приобрел село Даровое Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню.
По воспитанию детей, отец был человеком независимым, образованным, заботливым семьянином, но обладал характером вспыльчивым и подозрительным.
После смерти жены в 1837 вышел в отставку, поселился в Даровом. По документам, умер от апоплексического удара, но по воспоминаниям родственников, был убит своими крестьянами.
Отец
Слайд 4Мария Фёдоровна (урожденная Нечаева). Была, по воспоминаниям детей, прекрасной и доброй
женщиной. Мать и нянюшка писателя свято чтили религиозные традиции, воспитывая детей в глубоком уважении к православной вере. Мать Федора Михайловича умерла рано, в возрасте 36 лет. Умерла от чахотки в 1815.
Похоронили ее на Лазаревском кладбище.
Мать
Слайд 6Юность
В юности Михаила и Федора обучал на дому Н.И. Драшусов, преподаватель
Александровского и Екатерининского училищ. С его помощью старшие сыновья Достоевских изучали французский язык, а сыновья преподавателя, А.Н. Драшусов и В.Н. Драшусов, обучали мальчиков математике и словесности соответственно. В период с 1834 по 1837 годы Федор и Михаил продолжили обучение в столичном пансионе Л.И. Чермака, который тогда был весьма престижным учебным заведением.
Когда Достоевскому было 16 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Михаила и Фёдора, в пансион К. Ф. Костомарова в Петербурге для подготовки к поступлению в Главное инженерное училище. Михаил и Фёдор Достоевские желали заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей, и настоял на их поступлении в инженерное училище, служба по окончании которого гарантировала материальное благополучие. В «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал, как по дороге в Петербург с братом «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни».
Слайд 7Перечить воле отца мальчики не смели. Федор Михайлович успешно прошел обучение
в пансионе, поступил в училище и окончил его, однако все свободное время он посвящал чтению. Шекспир, Гофман, Байрон, Гёте, Шиллер, Расин, Гомер, Лермонтов, Гоголь, Пушкин – произведения всех этих прославленных авторов он глотал взахлеб, вместо того, чтобы увлеченно постигать азы инженерной науки.
В 1838 году Достоевский вместе с приятелями даже организовали в Главном инженерном училище собственный литературный кружок, в который, помимо Федора Михайловича, вошли Григорович, Бекетов, Витковский, Бережецкий. Уже тогда писатель начал создавать свои первые произведения, но все же не решался окончательно встать на путь литератора. Завершив обучение в 1843 году, он даже получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго. В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку.
Инженерное училище
Слайд 8Ещё во время учёбы в училище Достоевский с 1840 по 1842
год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», отрывки из которых читал брату в 1841 году. В январе 1844 года Достоевский писал брату, что закончил драму «Жид Янкель». Эти первые юношеские произведения не сохранились. В конце 1843 и начале 1844 года Достоевский переводил роман Эжена Сю «Матильда», и, немного позднее, роман Жорж Санд «Последняя из Альдини», одновременно начав работу над собственным романом «Бедные люди». Оба перевода не были завершены. В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены. Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа «Евгения Гранде» Бальзака, опубликованный в журнале «Репертуар и пантеон» в 1844 году без указания имени переводчика. В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди». При посредничестве Д. В. Григоровича с рукописью ознакомились Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский. «Неистовый Виссарион» поначалу высоко оценил это произведение. Достоевский радушно был принят в кружок Белинского и стал знаменитым до публикации романа Н. А. Некрасовым в январе 1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе».
Первые литературные опыты
Слайд 9Весной 1846 года А. Н. Плещеев познакомил Достоевского с почитателем Ш.
Фурье М. В. Петрашевским. Но Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы» с конца января 1847 года, где главными обсуждаемыми вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. Среди петрашевцев существовало несколько самостоятельных кружков. Весной 1849 года Достоевский посещал литературно-музыкальный кружок С. Ф. Дурова, состоявший из участников «пятниц», которые разошлись с Петрашевским по политическим взглядам. Осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Н. А. Спешневым, вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество. Достоевский стал членом этого общества, целью которого было создание нелегальной типографии и осуществление переворота в России. В кружке С. Ф. Дурова Достоевский несколько раз читал запрещённое «Письмо Белинского Гоголю». Вскоре после публикации «Белых ночей» ранним утром 23 апреля 1849 года писатель в числе многих петрашевцев был арестован и провёл 8 месяцев в заключении в Петропавловской крепости.
Петрашевцы
Слайд 10В том же 1848 году был опубликован роман Федора Михайловича «Белые
ночи», но, увы, насладиться заслуженной славой ему не удалось. Те самые связи с радикально настроенной молодежью сыграли против писателя, и 23 апреля 1849 года его арестовали, как и многих других петрашевцев. Достоевский свою вину отрицал, но ему вспомнили и «преступное» письмо Белинского, 13 ноября 1849 года приговорив писателя к смертной казни. До этого он в течение восьми месяцев томился в заключении в Петропавловской крепости.
К счастью для русской литературы, жестокий приговор для Федора Михайловича исполнен не был. 19 ноября генерал счел его не соответствующим вине Достоевского, в связи с чем смертную казнь заменили на восьмилетнюю каторгу. А в конце того же месяца император Николай I еще больше смягчил наказание: писателя сослали на каторгу в Сибирь на четыре года вместо восьми. При этом он был лишен дворянского чина и состояния, а по окончании каторжных работ был произведен в рядовые солдаты.
Каторга
Слайд 11Годы, которые Федор Михайлович провел на каторге, произвели на него неизгладимое
впечатление. Писатель тяжело переживал бесконечные страдания и одиночество. Кроме того, у него ушло немало времени на то, чтобы наладить нормальное общение с другими арестантами: те долго не принимали его из-за дворянского титула.
В 1856 году новый император Александр II даровал прощение всем петрашевцам, а в 1857 году Достоевский был помилован, то есть получил полную амнистию и был восстановлен в правах на публикацию своих произведений. И если в молодости Федор Михайлович был не определившимся в своей судьбе человеком, пытающимся найти правду и построить систему жизненных принципов, то уже в конце 1850-ых годов он стал зрелой сформировавшейся личностью. Тяжелые годы на каторге сделали из него глубоко религиозного человека, коим он оставался до самой смерти.
Слайд 12Произведения после каторги
«Дядюшкин сон» - повесть,
«Село Степанчиково и его обитатели» -
повесть,
«Записки из Мертвого дома» - повесть,
«Униженные и оскорбленные» - роман,
«Скверный анекдот» - рассказ,
«Зимние заметки о летних впечатлениях» - публицистический очерк,
«Записки из подполья» - повесть,
«Игрок» - роман.
Слайд 13К наиболее значительным произведениям писателя литературоведы относят уникальный в русской и
мировой литературе моножурнал философско-литературной публицистики «Дневник писателя» и так называемое «великое пятикнижие», в которое входят последние романы:
«Преступление и наказание» (1866),
«Идиот» (1868),
«Бесы» (1871—1872),
«Подросток» (1875),
«Братья Карамазовы» (1879—1880).
Известные романы
Слайд 14«Преступление и наказание»
«Преступление и наказание» — социально-психологический и социально-философский роман Фёдора
Михайловича Достоевского, над которым писатель работал в 1865—1866 годах. Впервые опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник».
Выход «Преступления и наказания» в свет вызвал бурную полемику в литературном сообществе России; отзывы рецензентов варьировались в диапазоне от восторга до полного неприятия. В 1880-х годах произведение было переведено на французский, немецкий, шведский, английский, польский, венгерский, итальянский, датский, норвежский, финский языки. Произведение оказало влияние на мировой литературный процесс: во французской, итальянской, немецкой литературе появились романы-«спутники», продолжавшие развитие темы, заданной Достоевским. Роман был неоднократно инсценирован (первые моноспектакли появились в 1880-х годах, первая театральная постановка в России осуществлена в 1899 году, первая зарубежная сценическая версия представлена в Париже в 1888 году) и экранизирован.
Слайд 15Замысел нового романа
Достоевский вынашивал его шесть лет. За это время были
написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья», главной темой которых являлись истории бедных людей и их бунта против существующей действительности.
Сюжет романа «Преступление и наказание» первоначально был задуман писателем как небольшая повесть объемом пять-шесть печатных листов. Последний сюжет (история семейства Мармеладовых) вошел в конце концов в рассказ о преступлении и наказании Раскольникова. С самого начала своего возникновения замысел об «идейном убийце» распадался на две неравные части: первая – преступление и его причины и вторая, главная, – действие преступления на душу преступника. Идея двучастного замысла отразилась и на названии произведения – «Преступление и наказание», и на особенностях его структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять – влиянию совершенного преступления на душу Раскольникова.
Таким образом, в творческом процессе, в постижении замысла «Преступления и наказания» столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Судя по черновым тетрадям, Достоевский стоял перед выбором: или оставить одну из идей, или сохранить обе. Но понимая, что исчезновение одной из этих идей обеднит замысел романа, Достоевский решил совместить обе идеи, изобразить человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове в окончательном тексте романа, «два противоположных характера поочередно сменяются».
Слайд 16Сюжет, композиция, жанр
Первоначальный замысел об «идейном убийце» распадается на две неравные
части, которые и составляют основу сюжета.
Особенности композиции романа также связаны с его содержанием
Преступление
Наказание
Занимает 1 часть повествования
Рассказывается о замысле и совершении преступления
Описывается в 5 частях
Влияние преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию
Слайд 17Родион Раскольников
Центральным образом романа является Родион Раскольников – молодой человек с
привлекательной внешностью, студент-разночинец, исключенный по бедности из университета. Единственным источником его существования были деньги, которые присылала ему небогатая мать. Обитает Раскольников под самой крышей большого дома, в тесной и низкой каморке, похожей на гроб, в полном уединении, сторонясь людей и избегая всякого общения. У него нет ни работы, ни друзей, готовых прийти на помощь. Его окружают только нищие, пьяницы, срывающие зло на детях. Наблюдая за этим городом и обществом, герой видит, как богатые угнетают бедных, что жизнь последних полна нужды и отчаяния.
Добрый, гуманный, болезненно переживающий все несправедливости человек, который терзается при виде человеческих страданий, Раскольников видит несправедливость окружающего мира, тягости жизни других людей. Он желает изменить мир в лучшую сторону, хочет сделать тысячи добрых дел, стремится принести благо людям, нуждающимся в помощи. И он готов взять их страдания на себя, помочь им ценою собственного несчастья.
Слайд 18Теория Раскольникова
Обыкновенные люди
«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных».
Живут в
послушании.
Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям».
«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи.
Необыкновенные люди
«Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово».
Переступают закон во имя лучшего.
Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь».
Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.
Слайд 19Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и
должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.
Основная формула теории Раскольникова:
За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.
Одна смерть и сто жизней взамен.
Слайд 20Старуха процентщица
Старуха-процентщица (Алена Ивановна), «…сухая старушонка, лет 60-ти, с вострыми и
злыми глазками с маленьким вострым носом… Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длиной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье… ». Этот образ – символ никчемной и даже вредной жизни. Алена Ивановна наживается на горе других людей. Она берет под проценты ценные вещи. Пользуясь тем, что часто ее клиенты находятся в безвыходном положении, старуха назначает огромные проценты и по сути обкрадывает людей. Ее изображение должно вызывать отвращение и отчасти оправдывать убийство Раскольникова. Но, по мысли Достоевского, эта старуха – тоже человек. Поэтому насилие над ней, как и над любым другим человеком, является преступлением нравственного закона.
Слайд 21Этот образ связан с одной из ведущих тем в творчестве Достоевского
– темой нищеты и унижения, в которых погибает достойный человек.
Мармеладов - титулярный советник, отец Сонечки. «Это был человек лет уже за 50,… с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки.» Мармеладов лишился места в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить. Он рассказал Раскольникову, что пропил вещи своей второй жены, Катерины Ивановны. Из-за пьянства Мармеладова и страшной нищеты их семьи Сонечка пошла на панель. Мармеладов сознавал всю свою ничтожность и глубоко раскаивался во всех своих грехах. Но в то же время он не имел сил что-то изменить. Свою слабость и свои пороки герой представлял как драму вселенского масштаба. Часто он вел себя очень театрально. В конце концов Мармеладов погиб, попав пьяным под копыта лошадей.
Мармеладов Семен Захарович
Слайд 22Аркадий Иванович Свидригайлов
Дворянин, служивший в кавалерии, Свидригайлов «шлялся» потом в Петербурге,
был шулером. Он - вдовец. В свое время был выкуплен женой из тюрьмы, 7 лет жил в деревне. Циничный и развратный человек. На его совести самоубийство слуги, 14-летней девочки, возможно, отравление жены.
Свидригайлов сыграл и роковую роль в жизни сестры Раскольникова, Дуни. Из-за его домогательств она потеряла место работы. Позже, рассказав девушке о том, что ее брат - убийца, герой шантажирует Дуню. Боясь насилия, девушка стреляет в Свидригайлова и промахивается. Свидригайлов является «отрицательным двойником» Раскольникова. Герой утверждает, что они – «одного поля ягоды». Но Аркадий Иванович уже сделал свой выбор: он на стороне зла и не испытывает никаких сомнений. Он считает себя свободным от нравственного закона. Но это осознание не приносит герою радости. Он испытывает мировую скуку. Свидригайлов развлекается как может, но ничто не помогает. По ночам герою являются привидения загубленных им душ.
Слайд 23Соня Мармеладова
Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ
Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Из рассказа Мармеладова мы узнаем о несчастной судьбе дочери, ее жертве ради отца, мачехи и ее детей. Она пошла на грех, отважилась на то, чтобы продать себя. Но при этом она не требует и не ожидает никакой благодарности. Она ни в чем не винит Катерину Ивановну, она просто смиряется со своей судьбой. Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова.
Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Здесь-то мы видим Сонечкину теорию — “теорию Бога”. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу.
Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников, она также преступила нравственный закон: “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, - говорит ей Раскольников, только он преступил через жизнь другого человека, а она- через свою. Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь прийти к истине через страдание.
Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Раскольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был.
Слайд 24Дуня
Дуня (Авдотья Романовна) - сестра главного героя Раскольникова Родиона. Внешне
девушка молода, привлекательна и грациозна, а потому не обделена вниманием со стороны противоположного пола. Ей 22 года. Девушка сильна характером и самоуверенна. В своем желании выйти замуж за Лужина она преследует скорее цель не обогатиться, а помочь как-то брату с учебой.
Эта гордая и благородная девушка не только хороша собой, но и знает себе цену. Из-за бедности Дуня вынуждена работать гувернанткой в богатом доме, где терпит страдания и унижения со стороны Свидригайлова, испортившего уже однажды жизнь своей жене. Дуня неплохо образованна и умеет переносить жизненные трудности.
Будучи девушкой храброй и непугливой, она без колебаний стреляет в Свидригайлова, чтобы предотвратить его домогательства, но, к счастью, промахивается. Он после мучительных колебаний неожиданно отпускает ее. Лужину девушка в конце произведения также отказывает. Раскольникову удается раскрыть ей на него глаза. Как пишет автор, этому алчному человеку нужно от нее только то, что она бедна и не будет ничего от него требовать. Лужин настолько расчетлив, что у него каждая копейка на счету.
В конце романа мы узнаем, что она выходит замуж за друга своего брата по любви. Разумихин - достойный и благородный человек, который обещает позаботиться о ней и ее матери после признания Раскольникова. Дуня, наконец, осознает, что не способна из личной выгоды быть с человеком, которого не уважает.
Слайд 25Остальные персонажи романа:
Лужин
Разумихин
Катерина Ивановна
Старуха-процентщица
Пульхерия Александровна (мать Раскольникова)
Лизавета
Порфирий Петрович
Марфа Петровна
Лебезятников
Зосимов
Заметов
Никодим Фомич
Илья Петрович
Миколка
(Николай)
Амалия Ивановна Липпевехзель
Настасья
Слайд 26В романе «Преступление и наказание» имеет значение буквально все: и числа,
и имена, и фамилии, и петербургская топография, и время действия, и ситуации, в которые попадают герои, и даже отдельные слова.
Слайд 31«Закон, правда и человеческая природа взяли свое», – писал Достоевский. Этим
писатель подчеркивал народную основу Сониной правды, которая опровергла «больную теорию» Раскольникова, пытается предложить свой выход из социального капиталистического тупика, путем смирения и любви к людям. Но при всей своей гениальности Достоевский так и не смог найти решение вопроса, который постоянно вставал перед ним как во время создания этого романа, так и позднее: как же сохранить те блага, которые несет обществу освобожденная личность, и в то же время избавить и ее саму и человечество от антиобщественных, отрицательных начал и задатков, порожденных буржуазной цивилизацией.
Но остановившись на позиции кротости и смирения, Достоевский не мог оставаться безразличным к грозным и мятежным порывам человеческого духа. Без острой мысли Раскольникова, без его диалектики, «отточенной, как бритва», фигура его потеряла бы для читателя свое обаяние. Совершенное Раскольниковым необычное, «идейное» преступление также придает его образу особый трагический интерес. Достоевский в своих романах не поэтизирует зло, он ценит в своих героях непримиримость к историческому застою, душевную мятежность, способность жить не личными, эгоистическими интересами, а тревожными вопросами жизни всех людей. Писатель заставляет читателей задуматься над смыслом жизни, над вечной борьбой добра и зла.