Презентация, доклад на тему Фантастика как средство осмысления реальности (материал для подготовки к урокам в старшей школе)

Содержание

………Человек стремится создать в себе простую и ясную картину мира, и это не только для того, чтобы преодолеть мир, в котором он живет, но и для того, чтобы в известной мере попытаться заменить этот мир созданной

Слайд 1Фантастика как средство осмысления реальности

Фантастика как средство осмысления реальности

Слайд 2………Человек стремится создать в себе простую и ясную
картину мира, и

это не только для того, чтобы преодолеть мир,
в котором он живет, но и для того, чтобы в известной мере попытаться
заменить этот мир созданной им картиной.
А. Эйнштейн
………Человек стремится создать в себе простую и ясную картину мира, и это не только для того, чтобы

Слайд 327.9.16
Реальное и сверхъестественное в романе М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита»
Писатели всматривается

в окружающий их мир. Они вспоминают. Наблюдают. Предсказывают. Три действия определяющих жанры писателей: история, современность и фантастика.
27.9.16Реальное и сверхъестественное в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»Писатели всматривается в окружающий их мир. Они вспоминают.

Слайд 4«Зачем ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о

которой ты не имеешь представления?» - грозно допрашивал Понтий Пилат Иешуа.

«Зачем ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления?» -

Слайд 5«Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова».
«Ты слишком

замкнут и окончательно потерял веру в людей»
Это царство любви, «когда не будет власти», потому что она просто не будет нужна. Иешуа верит, что люди когда-нибудь освободятся от страданий, которые сами себе и причиняют, ненавидя друг друга.
«Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова». «Ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей»

Слайд 6Спасти бродячего философа и лишиться власти, положения, карьеры, возможно, жизни или

сохранить своё положение, казнив невиновного и поступив против совести; отступив от истины, Пилат выбирает второе
Спасти бродячего философа и лишиться власти, положения, карьеры, возможно, жизни или сохранить своё положение, казнив невиновного и

Слайд 7М.А. Булгаков наделяет Воланда широкими
полномочиями: на протяжении всего романа он
судит
вершит судьбы


решает - жизнь или смерть
осуществляет возмездие, раздавая всем по заслугам: "Не по разуму, не по правильности выбора умственности, а по выбору сердца, по вере!"
Воланд не творит зла, а только обнаруживает его, жертвами его не становятся порядочные, честные люди.
М.А. Булгаков наделяет Воланда широкимиполномочиями: на протяжении всего романа онсудитвершит судьбы решает - жизнь или смерть осуществляет

Слайд 8Во время спектакля в варьете Воланд внимательно наблюдает за поведением публики.

С одной стороны, «…горожане сильно изменились… внешне… как и сам город, впрочем». Однако, Воланда интересует «гораздо более важный вопрос: изменились ли эти люди внутренне?» Действительно ли советской власти удалось воспитать население честным, «морально устойчивым», бескорыстным ?
Во время спектакля в варьете Воланд внимательно наблюдает за поведением публики.

Слайд 9Последняя глава, перед «Эпилогом», заканчивается словами: «Кто-то отпускал на свободу мастера,

как сам он только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат».
Последняя глава, перед «Эпилогом», заканчивается словами: «Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил

Слайд 1027.9.16
Антиутопия Е. Замятина «Мы»

27.9.16Антиутопия Е. Замятина «Мы»

Слайд 11Что такое «мы»: органическое соединение разных неповторимых «я» или нечто безликое,

сплошное, однородное, масса, толпа, стая?

Выстоит ли человек перед её усиливающимся насилием над его совестью, волей, душой?

Что такое «мы»: органическое соединение разных неповторимых «я» или нечто безликое, сплошное, однородное, масса, толпа, стая?Выстоит ли

Слайд 12Мир под названием «мы»
1 группа
2 группа
5 группа
3 группа
4 группа
Единое государство. Государство

и личность

Условия жизни в Едином Государстве

Судьба Д-503

Христианская, числовая символика

Женские образы

Мир под названием «мы»1 группа2 группа5 группа3 группа4 группаЕдиное государство. Государство и личностьУсловия жизни в Едином ГосударствеСудьба

Слайд 13Действие происходит в далеком будущем в некоем Едином Государстве – утопическом

городе всеобщего счастья. Государство полностью взяло на себя заботу о своих жителях, точнее, оно приковало их к счастью: всеобщему, обязательному, равному. В Едином Государстве с изобретением нефтяной пищи побежден давний враг человечества - голод, ликвидирована зависимость от природы и нет необходимости думать о завтрашнем дне.

Жителям Единого Государства не знаком и еще один источник страданий, переживаний человечества - любовь, а вместе с ней - и ревность, нерациональная трата физических, эмоциональных сил, им ничто не мешает «нормально функционировать». Любовь сведена к случайным, медицинским, полезным процедурам по заявкам - розовым талонам.

Действие происходит в далеком будущем в некоем Едином Государстве – утопическом городе всеобщего счастья. Государство полностью взяло

Слайд 14«Проспект полон: в такую погоду послеобеденный личный час - мы, обычно,

тратим на дополнительную прогулку. Как всегда, музыкальный завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства.

Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера - сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди - государственный нумер каждого и каждой. И я - мы, четверо, - одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке»

Условия жизни в Едином Государстве

«Проспект полон: в такую погоду послеобеденный личный час - мы, обычно, тратим на дополнительную прогулку. Как всегда,

Слайд 15Судьба Д-503
Главный герой романа Д-503, математик, первый строитель «Интеграла».
«Так приятно чувствовать

чей-то зоркий глаз, любовно охраняющий от малейшей ошибки, от малейшего неверного шага. Пусть это звучит несколько сентиментально, но мне приходит в голову опять все та же аналогия: ангелы-хранители, о которых мечтали древние. Как много из того, о чем они только мечтали, в нашей жизни материализовалось»

Инженер Д-503 ведет конспект своей жизни в тоталитарном «Едином Государстве». В начале Д-503, один из многих нумеров, с восторгом описывает организацию - основанную на математике - жизни общества. Он и не задумывается о том, что можно жить по-другому: без «Зелёной Стены», квартир со стеклянными стенами, розовыми билетами, «Государственной Газеты», «Бюро Хранителей» и всемогущего «Благодетеля». Но после встречи с революционеркой I-330 его жизнь сильно меняется.

«Вместо стройной и строгой математической поэмы в честь единого Государства – у меня выходит какой-то фантастический авантюрный роман»

«Вам бы, милейший, не математиком быть, а поэтом, поэтом, да! Ей-ей, переходите к нам - в Поэты, а? Ну, хотите - мигом устрою, а?»

Судьба Д-503Главный герой романа Д-503, математик, первый строитель «Интеграла».«Так приятно чувствовать чей-то зоркий глаз, любовно охраняющий от

Слайд 16Женские образы
Милая О! - мне всегда это казалось - что она

похожа на свое имя: сантиметров на 10 ниже Материнской Нормы - и оттого вся кругло обточенная, и розовое О - рот - раскрыт навстречу каждому моему слову. И еще: круглая, пухлая складочка на запястье руки - такие бывают у детей.
Женские образыМилая О! - мне всегда это казалось - что она похожа на свое имя: сантиметров на

Слайд 17«Тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст».
Во время одной из первых встреч:

она «была в коротком, старинном ярко-желтом платье, черной шляпе, черных чулках. Платье легкого шелка — мне было ясно видно: чулки очень длинные, гораздо выше колен, — и открытая шея…»

«Я обернулся. Она была в легком, шафранно-желтом, древнего образца платье. Это было в тысячу раз злее, чем если бы она была без всего. Две острые точки - сквозь тонкую ткань, тлеющие розовым - два угля сквозь пепел. Два нежно-круглых колена…»

«Тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст». Во время одной из первых встреч: она «была в коротком, старинном ярко-желтом платье,

Слайд 18Демонстрацией непокорности I-330. Перемена одежды становится знаковой, она является предощущением развивающегося

впоследствии идеологического противостояния Единому Государству: «Она была в фантастическом костюме древней эпохи: плотно облегающее черное платье, остро подчеркнуто белое открытых плечей и груди и эта теплая, колыхающаяся от дыхания тень между… и ослепительные, почти злые зубы».

И я увидел странное сочетание: высоко вздернутые у висков темные брови - насмешливый острый треугольник, обращенный вершиною вверх - две глубокие морщинки, от носа к углам рта. И эти два треугольника как-то противоречили один другому, клали на все лицо этот неприятный, раздражающий Х - как крест: перечеркнутое крестом лицо.
I подняла голову, оперлась на локоть. По углам губ - две длинные, резкие линии - и темный угол поднятых бровей: крест.
Я молча смотрел на ее лицо: на нем сейчас особенно явственно - темный крест.

Демонстрацией непокорности I-330. Перемена одежды становится знаковой, она является предощущением развивающегося впоследствии идеологического противостояния Единому Государству: «Она была

Слайд 19Ю, это - очень почтенная пожилая женщина».
Единственное, что мне в ней

не нравится, - это то, что щеки у ней несколько обвисли, как рыбьи жабры (казалось бы: что тут такого?).
Протягивая мне сучковатой рукой письмо - Ю вздохнула. Здесь - второй вздох, настолько явно, двумя чертами подчеркнутый, что я оторвался от конверта - и увидел: между жабер, сквозь стыдливые жалюзи спущенных глаз - нежная, обволакивающая, ослепляющая улыбка. И когда в комнате у меня появились знакомые коричневато-розовые жабры - я был очень рад, говорю чистосердечно.
Ю, это - очень почтенная пожилая женщина».Единственное, что мне в ней не нравится, - это то, что

Слайд 2027.9.16
Евгений Замятин изображает борьбу между внутренними стремлениями человеческого духа, проецируя её

на евангельский сюжет. В романе 40 записей. 40 - число сакральное: сорок дней продолжалось искушение Христа в пустыне, сорок дней продолжается Великий пост накануне Пасхи, сорок дней не покидает душа умершего землю - столько времени требуется для перехода из состояния земного в астральное. Сорок дней в судьбе Христа - это история преодоления им сил земного притяжения. Сорок дней в истории Д - 503 - история обретения и утраты им живой души, своего «я», история его окончательного уподобления машине - все нумера, которым удаляют фантазию, воображение становятся не бого, а машиноравными. Введение библейского сюжета подчёркивает трагическое восприятие Замятиным возможности духовного воскрешения личности

Христианская, числовая символика

27.9.16Евгений Замятин изображает борьбу между внутренними стремлениями человеческого духа, проецируя её на евангельский сюжет. В романе 40

Слайд 2127.9.16
Своим романом Замятин решает ряд важнейших общечеловеческих и политических проблем.

Главными в романе являются темы свободы и счастья, государства и личности, столкновение индивидуального и коллективного. Замятин показывает, что не может быть благополучным общество, не считающееся с запросами и интересами своих граждан, с их правом на выбор. В окружающей себя действительности писатель увидел тенденцию к всеобщему уравниванию, обесцениванию человеческой личности. Е. Замятин создает пророческую книгу, в которой рисует модель “нежелательного” будущего – антиутопию.
27.9.16 Своим романом Замятин решает ряд важнейших общечеловеческих и политических проблем. Главными в романе являются темы свободы

Слайд 2227.9.16

27.9.16

Слайд 23«Главное – на Земле, - решил космонавт Иван Жилин, бортинженер фотонного

планетолета «Тахмасиб». – Главное всегда остается на Земле»
«Главное – на Земле, - решил космонавт Иван Жилин, бортинженер фотонного планетолета «Тахмасиб». – Главное всегда остается

Слайд 24Как живут люди в «мире без забот» доктора Опира (Эпикура?). В

Городе, куда прибыл Иван Жилин, по словам местного обывателя, схема такая: «Всем на всё наплевать. Отбарабанил свои четыре часа, выпил - и на дрожку».
Как живут люди в «мире без забот» доктора Опира (Эпикура?). В Городе, куда прибыл Иван Жилин, по

Слайд 2527.9.16
В итоге «завтра-послезавтра»
Шпенглер оказал миру и России неоценимую услугу, обозначив культурно-цивилизационный

символ человека Западной цивилизации - «фаустовского человека»: «Не христианство преобразовало фаустовского человека, а он христианство. Воля к власти также и в области нравственного, стремление придать своей морали всеобщее значение, принудить человечество подчиниться ей, желание всякую мораль переиначить, преодолеть, уничтожить — всё это наше собственное достояние»

В лице Ивана Жилина нет решения «как вернуть людям души, сожранные вещами»

Есть лишь одна проблема – одна-единственная в мире – вернуть людям духовное содержание, духовные заботы. Изречения А. де Сент-Экзюпери.

27.9.16В итоге «завтра-послезавтра»Шпенглер оказал миру и России неоценимую услугу, обозначив культурно-цивилизационный символ человека Западной цивилизации - «фаустовского

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть