Презентация, доклад на тему Дети и война в стихотворениях российских поэтов

Тема нашего исследовательского проекта – «Дети войны…». Предмет исследования – «Дети и война в стихотворениях российских поэтов». Почему военная тема? Как нам кажется, это наиболее актуальная тема сейчас, накануне Великой Победы. Эпиграф к своему проекту мы

Слайд 1Научная работа на тему: «Дети войны…» Дети и война в стихотворениях российских поэтов
ВЫПОЛНИЛИ:

УЧЕНИЦЫ 5-Б КЛАССА
БИЛЫК ОЛЕСЯ И ТСАРМАНИДИ МАРИА
РУКОВОДИТЕЛЬ:
ПОРФИРЬЕВА ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА

МБОУ «Октябрьская школа-гимназия»

Научная работа на тему: «Дети войны…» Дети и война в стихотворениях российских поэтов ВЫПОЛНИЛИ: УЧЕНИЦЫ 5-Б КЛАССАБИЛЫК

Слайд 2Тема нашего исследовательского проекта – «Дети войны…».
Предмет исследования – «Дети

и война в стихотворениях российских поэтов».
Почему военная тема? Как нам кажется, это наиболее актуальная тема сейчас, накануне Великой Победы.
Эпиграф к своему проекту мы взяли из стихотворения современной поэтессы Ирины Савельевой «У войны не детское лицо». Это утверждение, тезис, а доказательства справедливости данного суждения будет целью нашей работы.
Перед нами стояли следующие задачи:
- прочитать стихотворения на данную тему;
- проследить развитие темы в поэзии 20-21 веков;
- постараться донести до читателя высокий патриотизм стихотворений о войне, показать мужество маленьких героев.
Когда мы прочитали стихотворение Ирины Савельевой, мы поняли, в каком направлении проводить наше исследование, потому что в этом стихотворении отразились все трагические испытания детей в годы Великой Отечественной войны.

Тема нашего исследовательского проекта – «Дети войны…». Предмет исследования – «Дети и война в стихотворениях российских поэтов».

Слайд 3У войны не детской лицо!
Но в глаза детей смотрела смерть…
Не щадила

маленьких бойцов,
Им пришлось до срока повзрослеть.
 
Звание такое «сын полка»,
Мужества святого колыбель!
Это ничего, что велика
На него солдатская шинель.
 
У него в отца бойцовский нрав,
Быть и не могло другой судьбы
У того, кто с гордостью читал
В старом Букваре: «Мы не ра-бы!»
 
Храбрости ему не занимать,
По плечу мальчонке ратный труд.
Заслонял собой мальчишка мать,
Ту, что люди Родиной зовут!

У войны не детской лицо!Но в глаза детей смотрела смерть…Не щадила маленьких бойцов, Им пришлось до срока

Слайд 4Детская тема в поэзии первых месяцев войны.
Дети встретили войну в

разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Герой стихотворения А.Иоффе говорит:
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожектором яростной вспышки
К нам в детство врывалась она.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.²
_______________________________________________________________________
 Война застала ребёнка в больших городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, на переднем крае войны и в глубоком тылу.
Детская тема в поэзии первых месяцев войны. Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то

Слайд 5Невозможно спокойно читать строки С.Я.Маршака об одном из таких мальчишек, внезапно

оставшемся без защиты взрослых в стихотворении «Мальчик из села Поповки».
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребёнок –
Последний гражданин села.
 
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
 Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс!
 
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
 
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.¹
 



Невозможно спокойно читать строки С.Я.Маршака об одном из таких мальчишек, внезапно оставшемся без защиты взрослых в стихотворении

Слайд 6Дети блокадного Ленинграда
Ленинград. Какая страшная трагедия заключена в этом слове! Фашисты

хотели уничтожить город, сломить мужество его защитников. Но город выстоял. Выстоял ценой страданий, стойкости, решительности защитников Ленинграда. На протяжении долгих дней и ночей блокады рядом со взрослыми страдали дети.
 
Дети блокадного Ленинграда жили, мечтая о том, чтобы снова наступил мир, чтобы вернулись беззаботные, счастливые довоенные дни.
На войне, от бомбёжек или голода, погибали в лагерях. Дахау, Освенцим, Саласпилс. Последний – самый страшный из них, потому что в нём был детский лагерь смерти. Дети становились подопытным материалом, из них выкачивали кровь. Не щадили никого. Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал ещё 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по пять-шесть суток.

Дети блокадного Ленинграда Ленинград. Какая страшная трагедия заключена в этом слове! Фашисты хотели уничтожить город, сломить мужество

Слайд 7Стихотворение «Дети в Освенциме» написано известным в XX веке поэтом Наумом

Коржавиным.
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины…
А детям было не понять, Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били.
Так же.
Снова.

И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин «идеи» были,
Мужчины мучили детей.
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это – было!
Мужчины мучили детей!¹

Стихотворение «Дети в Освенциме» написано известным в XX веке поэтом Наумом Коржавиным.Мужчины мучили детей.Умно. Намеренно. Умело.Творили будничное

Слайд 8Трагическое противопоставление: сильные мужчины – «защитники» и хрупкие дети! Те, кто

самой природой предназначен охранять уязвимые детские жизни, предстают в стихотворении убийцами и мучителями.
В памятке фашистского солдата были такие слова: «..Нет нервов, сердца. Жалости – ты сделан из немецкого железа. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик».

Трагическое противопоставление: сильные мужчины – «защитники» и хрупкие дети! Те, кто самой природой предназначен охранять уязвимые детские

Слайд 9Поэт Алексей Молчанов. Его герои – дети блокадного Ленинграда, дети войны,

все «13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне». Их памяти посвящено следующее стихотворение.
Тринадцать миллионов детских жизней Сгорело в адском пламени войны. Их смех фонтанов радости не брызнет На мирное цветение весны.
Мечты их не взлетят волшебной стаей Над взрослыми серьезными людьми, И в чём-то человечество отстанет, И в чём-то обеднеет целый мир.
Тех, кто горшки из глины обжигают, Хлеба растят и строят города, Кто землю по-хозяйски обживают Для жизни, счастья, мира и труда.
Без них Европа сразу постарела, На много поколений недород И грусть с надеждой, как в лесу горелом: Когда ж подлесок новый станет в рост?
Им скорбный монумент воздвигнут в Польше, А в Ленинграде – каменный Цветок, Чтоб в памяти людей остался дольше Прошедших войн трагический итог.
Тринадцать миллионов детских жизней — Кровавый след коричневой чумы. Их мертвые глазёнки с укоризной Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Из пепла Бухенвальда и Хатыни, Из бликов пискаревского огня: «Неужто память жгучая остынет? Неужто люди мир не сохранят?»
Их губы запеклись в последнем крике, В предсмертном зове милых мам своих… О, матери стран малых и великих! Услышьте их и помните о них!¹

Поэт Алексей Молчанов. Его герои – дети блокадного Ленинграда, дети войны, все «13 миллионов детей, погибших во

Слайд 10Памятники детям войны

Памятники детям войны

Слайд 11Памятники детям войны

Памятники детям войны

Слайд 12Призыв «хранить память» обращён и к нам, детям 21 века. Об

этом напоминает стихотворение Надежды Горлановой «Детям 21 века».
 
Это праздник мой и твой, Это праздник детский На планете на большой Радуются дети. Пусть во всех краях земли Будет всем уютно Люди мирно жить должны Для детей и внуков. Чтоб трудился человек, Дети все учились, Чтобы двадцать первый век Стал для всех счастливей.
Призыв «хранить память» обращён и к нам, детям 21 века. Об этом напоминает стихотворение Надежды Горлановой «Детям

Слайд 13Заключение
Цель нашего проекта – доказать, что у войны не детское лицо.

Исследуя поэтические произведения о судьбах детей на войне, мы убедились, что война и дети – понятия несовместимые. Дети военного поколения не знали радостей детства, были лишены ласки матери, заботы отца. Многие из них (точнее, 13 миллионов) погибли, не выдержав тяжких испытаний, на которые их обрёк фашизм.
Важнейшей задачей проекта было напомнить об этих трагических событиях в истории нашей Родины, потому что нельзя допустить, чтобы страдали дети..

ЗаключениеЦель нашего проекта – доказать, что у войны не детское лицо. Исследуя поэтические произведения о судьбах детей

Слайд 14Закончить работу мы хотели бы словами из стихотворения Валентины Салий
«О

детях войны»:
Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену
Продержались, выжили, смогли!
 
Дочери страны! Её сыны!
Чистые пред Родиной и Богом!
На земле осталось вас немного.
Девочки и мальчики войны!
 
Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберёт война!²
Закончить работу мы хотели бы словами из стихотворения Валентины Салий «О детях войны»:Детям, пережившим ту войну,Поклониться нужно

Слайд 15Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть