Слайд 1И.С. Тургенев. 1843 – 1844
Э. Лами.
«Поэт, талант, аристократ, красавец,
богач, умён, образован, 25 лет – я не знаю, в чём природа отказала ему?
Наконец: характер неистощимо
прямой, прекрасный,
выработанный в доброй школе».
Ф.И. Достоевский
Значение данного портрета – в самом времени его создания, определившем творческую и личную судьбу Тургенева – начало литературной карьеры
и знакомства с Полиной Виардо.
Слайд 2Поэтому не было ничего удивительного в том, что вдохновенное пение юной
испанки (Полине было тогда 22 года) потрясло восторженного молодого Тургенева, которому едва минуло 25 лет
Мысленно перенесемся в зимний Петербург начала 40-х годов 19 столетия. Музыкальный сезон 1843-1844 годов был удивительным: в северной столице возобновились представления парижской Итальянской оперы. Среди певиц особо выделялась Полина Виардо, выступавшая с огромным успехом.
По воспоминаниям современников, в особенности на зрителей действовала необычайная страстность ее игры.
Начало истории любви
Слайд 3М.-П. Виардо-Гарсиа. 1843 П.Ф. Соколов.
Осенью 1843г. Тургенев впервые услышал пение Полины
Виардо и был буквально околдован её необыкновенным голосом и артистизмом. С этой
минуты вся жизнь его, талант, богатство были положены к ногам этой женщины.
Слайд 4Дочь знаменитого испанского тенора Мануэля Гарсиа. С детства знала театр, слушала
оперы, росла среди аристократов. С 16 лет выступала. Лондон, Париж, Итальянская опера. Красотою не славилась. В разговоре жива, блестяща, смела. Характер имела властный. В Петербурге открыла гастроли «Севильским цирюльником» и имела потрясающий успех.
Полина Виардо.
Слайд 5 Знала ли она, что
именно здесь встретит
русского классика,
который превзойдет её
в славе?
Что на сорок
лет будет он прикреплен
к ней? Что её собственная
жизнь переплетется с его
жизнью?..
Слайд 6Знакомство с
Полиной Виардо
«Я ничего не видел на свете лучше Вас…
Встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни, моя преданность и благодарность не имеют границ и умрут только вместе со мной»
1844 год
К
Слайд 7Пленительная дурнушка.
По общим отзывам, Виардо не была красива. Сутуловатая, с крупными
чертами лица, она многим казалась даже уродливой, но то была пленительная дурнушка.
Некто из русских меломанов, почитателей ее таланта, справедливо замечал, что она не блистала красотой, но на сцене преображалась до неузнаваемости: «Некрасива! – произнес мой сосед сзади! В самом деле», – подумал я. Вдруг совершилось что-то необыкновенное: раздались такие восхитительные бархатные ноты, каких, казалось, никто никогда не слыхивал. И уста ее были прелестны! Кто сказал «некрасива»? – Нелепость!»
Для самого же Тургенева Полина была красавицей.
Слайд 8И.С. Тургенев. Рис. П. Виардо
Только Виардо оказалось
подвластным то, перед чем были
бессильны профессиональные
художники. Она завоевала не только его сердце – ей были послушны даже невидимые другим
нюансы его внешности.
Слайд 9«В будущий вторник исполниться семь
лет с тех пор, как я первый
раз был у Вас…
И мне радостно сказать Вам… что
встретить Вас на своем пути – было
величайшим счастьем моей жизни…»
(И.С. Тургенев – П. Виардо)
Слайд 10Тургенев во Франции.
Летом 1845 года Тургенев впервые отправился во Францию по
приглашению госпожи Виардо.
Там он познакомился и подружился с ее семьей.
Слайд 11Муж, Луи Виардо – литератор, журналист, искусствовед был старше Полины на
20 лет.
Слайд 12 Личная жизнь Тургенева сложилась не совсем удачно. Прожив 38 лет
в тесном общении с семьёй Виардо, писатель чувствовал себя глубоко одиноким. В этих условиях сформировалось тургеневское изображение любви, но любви не совсем характерной для его меланхоличной творческой манеры. В его произведениях почти не бывает счастливой развязки, а последний аккорд чаще грустный. Но тем не менее почти никто из русских писателей не уделил столько внимания изображению любви, никто в такой мере не идеализировал женщину, как Иван Тургенев.
Характеры женских персонажей его произведений 1850-х — 1880-х годов сформировали литературный феномен «тургеневской девушки» — типичной героини его произведений. Таковы Лиза в повести «Дневник лишнего человека», Наталья Ласунская в романе «Рудин», Ася в одноимённой повести, Вера в повести «Фауст», Елизавета Калитина в романе «Дворянское гнездо», Елена Стахова в романе «Накануне», Марианна Синецкая в романе «Новь» и другие.
«Образ тургеневской девушки»
Слайд 13
Характеры женских персонажей его произведений 1850-х — 1880-х годов, — образы цельных, чистых,
самоотверженных, нравственно сильных героинь в сумме сформировали литературный феномен «тургеневской девушки» — типичной героини его произведений.
Л. Н. Толстой, отмечая заслуги писателя, говорил, что Тургенев написал удивительные портреты женщин, и что Толстой и сам наблюдал потом тургеневских женщин в жизни
Тургеневская героиня не удовлетворяется обыкновенными домашними заботами, она «многого требует от жизни, она читает, мечтает... о любви... но для нее это слово много значит». Она ждет героя, в котором для нее воплощено все: «и счастье, и любовь, и мысль», — героя, который способен изменить ход жизни, противостоять «людской пошлости». Поверив в героя, героиня Тургенева «благоговеет перед ним... учится, любит».
«Образ тургеневской девушки»
Слайд 14Ссылка
В апреле 1852 за отклик на
смерть Н. В. Гоголя, запрещенный
в Петербурге
и опубликованный в
Москве, Тургенев по высочайшему
повелению посажен на съезжую.
В мае выслан в Спасское, где
живет до декабря 1853.
Слайд 15В конце февраля 1852 г. Тургенев узнал о смерти Н.В. Гоголя.
Тургенев был с ним знаком, хотя и не близко; Гоголь высоко ценил автора "Параши" и "Хоря и Калиныча" и считал самым даровитым из молодого поколения писателей.
Тургенев откликнулся на смерть создателя "Ревизора" и "Мертвых душ" некрологической заметкой, которую предложил в газету "С.-Петербургские ведомости". Председатель цензурного комитета М.Н. Мусин-Пушкин запретил печатать тургеневскую заметку, назвав Гоголя "лакейским писателем" и добавив, что не допустит появления в печати каких бы то ни было статей об этом литераторе. Впрочем, Мусин-Пушкин не объявил Тургеневу официального запрета на печатание некролога где бы то ни было. Тогда Тургенев, резонно решивший, что запрет Мусина-Пушкина касается только "С.-Петербургских ведомостей", переслал некролог в газету "Московские ведомости". 13 марта заметка "Письмо из Петербурга" за подписью "Т…….ъ", которая не могла никого обмануть, появилась в газете "Московские ведомости".
Слайд 16"Гоголь умер! – писал Тургенев. – Какую русскую душу не потрясут
эти два слова? Он умер. Потеря наша так жестока, так внезапна, что нам всё еще не хочется ей верить. В то самое время, когда мы все могли надеяться, что он нарушит наконец свое долгое молчание, что он обрадует, превзойдет наши нетерпеливые ожидания, - пришла эта роковая весть! Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертию, назвать великим; человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся как одной из слав наших! Он умер, пораженный в самом цвете лет, в разгаре сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников… Его утрата возобновляет скорбь о тех незабвенных утратах, как новая рана возбуждает боль старинных язв".
Слайд 17Некролог Тургенева не содержал никаких предосудительных мыслей. Но в печати не
принято было (пусть даже в форме намека) вспоминать о дуэли, приведшей к гибели Пушкина; равно нежелательны были напоминания о смерти Лермонтова на поединке (государь император Николай Павлович автора "Героя нашего времени" сильно не любил). Тургенев же об этих двух безвременных смертях сказал, пусть и глухо, а Гоголю придал великое общественное значение.
Мусин-Пушкин поспешил расправиться с составителем заметки о Гоголе: к императору было отправлено всеподданнейшее донесение о неблагонадежном литераторе, будто бы осмелившемся нарушить указание председателя цензурного комитета, строго запретившего печатать статьи о кончине литератора Гоголя. 16 апреля Тургенев был посажен на месяц под арест в полицейскую часть, после чего сослан в свое имение Спасское-Лутовиново без права покидать пределы Орловской губернии. Спустя полтора года по прошению ссыльного ему разрешили покинуть Спасское, но право выезда за границу предоставили только в 1856 г.
Слайд 18Во время ссылки Тургенева Полина
Виардо была приглашена петь в
Петербург. Чтобы увидеть
ее, Тургенев
приезжал в Москву с поддельным
паспортом.
Об этом событии вспоминал
Анненков: « Мы видели подложный
паспорт какого-то мещанина,
приобретенный им где-то, с которым
он явился однажды в Москву к
изумлению и ужасу своих приятелей».
Перед этой встречей Тургенев не видел Полину несколько лет. Возможность вступить в брак предоставлялась ему не раз. Но в целом свете для него имела значение только одна женщина. Он говорил, что это его судьба, иначе и быть не может.
Слайд 19На краешке чужого гнезда
После помилования и разрешения
выезжать за границу Тургенев еще
какое-то
время жил в Петербурге,
а в 1856 году вернулся во Францию.
Там он вскоре зажил в тени Полины
Виардо и ее семьи.
Брат Николай, приезжавший с ним повидаться, писал жене: «Дети
Виардо относятся к нему, как к отцу. Я не желаю разносить
сплетни. Думаю, что когда-то в прошлом между ним и Полиной
существовала более тесная связь, но, по-моему, сейчас он просто
живет с ними вместе, став другом семьи».
С одной стороны, Тургенев был счастлив, находясь рядом с любимой
женщиной, с другой – это счастье вносило в его душу смятение, ведь он
любил эту женщину, и его мучило, что приходится жить «на краешке
чужого гнезда».
Слайд 20Тургенев Полине Виардо: «О мой горячо любимый друг, я постоянно, день
и ночь, думаю о Вас, и с такой бесконечной любовью! Каждый раз, когда Вы обо мне думаете, Вы спокойно можете сказать: «Мой образ стоит теперь перед его глазами. И он поклоняется мне». Это буквально так».
Читая подобное, понимаешь, что Полина Виардо приносила писателю не только душевные страдания. Именно она была источником творческого вдохновения писателя, и во многом потому, что проявляла живой неподдельный интерес ко всем произведениям, выходившим из-под его пера.
Слайд 21
Сама Виардо заметила однажды в шутку: «Ни одна строка Тургенева не
попала в печать прежде, чем он не познакомил меня с нею. Вы, русские, не знаете, насколько вы обязаны мне, что Тургенев продолжает писать и работать».
Действительно, несмотря на личную семейную драму, на всю сложность происходящего в семье Виардо, в 60-70-е годы Тургенев много времени уделяет литературному труду.
Он пишет романы, повести, рассказы, стихи в прозе.
Слайд 22Вторая Полина в жизни Тургенева.
Хотя писатель и называл себя бессемейным бобылем,
у него была дочь (1842-1919) – от мимолетной связи с белошвейкой своей матери, о существовании которой ему стало известно несколько лет спустя, в 1850 году, после возвращения из-за границы.
Тургенев, узнав новость, сразу принял заботы о дочери на себя, а Полина Виардо, которой он сообщил об этом, предложила ему отправить девочку к ней. Та в 1850 году навсегда покинула Россию, превратившись из Пелагеи в Полину, и вскоре совершенно забыла русский язык, была воспитана вместе с детьми Виардо, которая сумела дать дочери Тургенева достойное дворянское воспитание и образование. Эта история и послужила основой для сюжета повести «Ася».
Слайд 23Полина (Пелагея)
Тургенева
дочь писателя
Полина Тургенева до конца жизни сохранила неприязненное отношение
к Виардо, хотя получила в ее доме все, о чем можно только мечтать, так как сердцем отца всецело владела только певица. Иван Сергеевич безукоризненно выполнял отцовский долг: дал дочери достойное воспитание и образование и всю жизнь безропотно нес все возраставшее бремя материальных и моральных забот о ней. Семейная жизнь дочери не сложилась: в 1865 году она неудачно вышла замуж за французского коммерсанта Гастона Брюэра.
У них родились дети: в 1872 – Жанна, в 1875- Жорж Альбер, появления которых писатель ждал с нетерпением. Внуков он любил, проявлял к ним неизменный интерес, был заботливым дедом.
Слайд 24Творческая судьба Тургенева была прекрасна: всемирная известность пришла к нему при
жизни, «он читан на всех языках, как Байрон, Шиллер, Гете и Диккенс». Но драматична и до конца непостижима его человеческая судьба: свою жизнь Тургенев разделил между Россией и Европой. Почему же так получилось, что русский писатель, любивший родину, годами, десятилетиями жил во Франции?
Русский европеец
Слайд 25И.С. Тургенев. 1880. Фотография М.М. Панова
Каждый приезд Тургенева на родину был
большим
праздником для множества людей. Писателю было 60 лет, но он выглядел гораздо старше; в глазах его, добрых и ласковых, чувствовалось утомление, какая-то затаённая грусть.
Слайд 26В романе «Рудин» Тургенев пишет: «Россия без каждого из нас обойтись
может, но никто из нас без нее обойтись не может. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится».
Слайд 27В повести «Ася» видим взрыв безграничной тоски по родине: «Помнится, я
шел домой, ни о чем не размышляя, но со странной тяжестью на сердце, как вдруг меня поразил сильный, знакомый, в Германии русский запах. Я остановился и увидел возле дороги небольшую грядку конопли. Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле. Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я чужой стороне между чужими? — воскликнул я. И мертвенная тяжесть, которую я ощущал на сердце, разрешилась внезапно в горькое и жгучее волнение».
Это голос самого Тургенева, так как этот эпизод из его жизни, когда в 1856-57 гг. летом он находился на лечении в курортном немецком городке Зиннциг и где по вечерам он любил бродить по городу, по окрестностям.
Слайд 28И.С. Тургенев за работой в кабинете.
С картины бр. Курнаковых
Ещё будучи
молодым, Тургенев писал П.Виардо: «Какая прекрасная и благородная вещь – труд!». Обращаясь к начинающим писателям он постоянно повторял: «Работайте
стойко, спокойно, без нетерпения… Читайте как можно больше, трудитесь!..» Эта «стойкость» в труде была очень свойственна ему самому. Несмотря ни на что, он упорно
продолжал работать; закончив одну вещь, он тотчас принимался за другую.
Слайд 29Разрыв с журналом «Современник» 1860 г.
После романа «Накануне» и
посвященной ему
статьи
Н. А. Добролюбова «Когда же
придет настоящий день?»
(1860) происходит разрыв
Тургенева с
радикализировавшимся
«Современником» (в
частности, с Н. А. Некрасовым;
их разрыв продолжался почти
до смерти Некрасова).
Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом «Отцы и дети»
Слайд 30В этот же период у него не складывались отношения с Л.Толстым,
Ф. Достоевским и даже со старинным другом А.Герценом. В итоге, оставленный русскими друзьями, Тургенев все больше привязывался к семейству Виардо.
Таким образом, Тургенев не был понят русским обществом: находил холодность, доходившую до негодования, во многих симпатичных ему людях и признательность тех, кто мог бы считаться врагом прогрессивной мысли.
Слайд 31Последний раз Тургенев побывал на родине в мае 1881г. Друзьям он
неоднократно высказывал свою «решимость вернуться в Россию и там поселиться». «Когда вы будете
в Спасском, – просил он одного из друзей, – поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, – родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу».
Слайд 32Спасское-Лутовиново. Фортепиано в столовой
Творчество Тургенева неотделимо от музыкальной культуры. Музыка звучит
во многих его произведениях, сам писатель не знал наслаждения выше.
Романс «Утро туманное, утро седое..» - песнь любви к милой сердцу родине
Слайд 33Они часто встречались вместе: сначала на воскресных собраниях в маленькой гостиной
Флобера, затем на ежемесячных обедах в кафе «Риш», которые получили название «обедов пяти», так как их неизменными участниками оставались Флобер, Золя, Доде и Эдмон Гонкур.
Иван Сергеевич знакомил писателей с лучшими представителями русской реалистической литературы: Пушкиным, Гоголем, Толстым.
Ближе всех Тургенев сошелся с Флобером. По его собственному признанию, у него было всего два друга: в России – Белинский, а во Франции – Гюстав Флобер.
Тургенев знакомится и сближается с лучшими французскими литераторами: Флобером, Золя, Мериме, Мопассаном, Доде, Готье, братьями Гонкур, Жорж Санд.
Слайд 34И. Тургенев – почетный доктор Оксфордского университета
Слайд 35Фотография 1880г.
«Русский язык». Автограф. 1882г
«Стихотворения в прозе» справедливо считаются заключительным аккордом
литературной деятельности писателя. В них нашли отражение искания, раздумья, противоречия последних лет, тяжёлые переживания, личная неустроенность.
«Я никогда ни одной строчки в жизни не напечатал не на русском языке»
И.С. Тургенев
Слайд 36 «Стихотворения в прозе» впервые появляются в журнале «Вестник Европы» в 1882
году. В эту публикацию по цензурным соображениям не было включено только одно стихотворение – «Порог». Однако оно еще при жизни И.С. Тургенева широко распространялось в списках, а сразу после его кончины было напечатано в посвященной его памяти прокламации «Народной воли». В легальной печати «Порог» был опубликован только после революции 1905 года.
Тридцать два стихотворения в прозе Тургенев по разным причинам печатать не намеревался, и поэтому некоторые из них остались неотделанными. Эта серия была напечатана лишь в 1929 году в переводе на французский язык, а в 1931 – опубликована на языке оригинала.
Над стихотворениями в прозе И.С. Тургенев работал в 1876 – 1882 годах.
Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу.
И.С. Тургенев
Слайд 37 Последние годы жизни Тургенева стали для него вершиной славы как в
России, где писатель вновь стал всеобщим любимцем, так и в Европе, где лучшие критики того времени причислили его к первым писателям века.
Его приезды в Россию в 1878—1881 годах стали настоящими триумфами. Тем тревожнее в 1882 году были вести о тяжёлом обострении его обычных подагрических болей. Весной 1882 года обнаружились и первые признаки заболевания, вскоре оказавшегося для Тургенева смертельным. При временном облегчении болей он продолжал.
Парижские врачи поставили писателю диагноз — грудная жаба; вскоре к ней присоединилась межрёберная невралгия. Последний раз Тургенев был в Спасском-Лутовинове летом 1881 года. Зимы больной писатель проводил в Париже, а на лето его перевозили в Буживаль в имение Виардо.
К январю 1883 года боли усилились настолько, что он не мог спать без морфия. Ему сделали операцию по удалению невромы в нижней части брюшной полости, но операция помогла незначительно, поскольку никак не облегчала болей в грудной области позвоночника. Болезнь развивалась, март и апрель писатель так мучился, что окружающие начали замечать минутные помутнения рассудка, вызванные отчасти приёмами морфия. Писатель полностью осознавал свою близкую кончину и смирился с последствиями болезни, которая лишила его возможности ходить или просто стоять.
Противостояние между «невообразимо мучительным недугом и невообразимо сильным организмом» (П. В. Анненков) завершилось. Иван Сергеевич Тургенев скончался от миксосаркомы (злокачественной опухоли костей позвоночника). Врач С. П. Боткин свидетельствовал, что истинная причина смерти была выяснена лишь после вскрытия, во время которого учёными-физиологами был также взвешен его мозг. Как оказалось, среди тех, чей мозг был взвешен, Иван Сергеевич Тургенев обладал самым большим мозгом (2012 граммов, что почти на 600 граммов больше среднего веса).
Слайд 38 Умер Тургенев 3 сентября 1883 года во Франции. Незадолго до смерти
он высказал пожелание быть похороненным в Петербурге, на Волковом кладбище, рядом с Белинским. Последняя воля писателя была выполнена.
Слайд 39Гравюра похорон
И. Тургенева в Петербурге
Скончался Иван Сергеевич 22 августа 1883
года. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга).
На церемонии отпевания присутствовал «целый мирок людей богатырского роста с расплывчатыми чертами лица, бородатых, как
Бог-Отец, – подлинная Россия в миниатюре, о существовании которой в Париже и не подозревали».
Тело писателя было
отправлено в Россию и
согласно завещанию похоронено на Волковом
кладбище. Причем, в Петербурге ему устроили
такое торжественное погребение, какого не
видывали со времен кончины Пушкина.
Слайд 40А в Париже на проводах гроба с
телом писателя в Россию
французский писатель
и
публицист Эдмон Абу сказал: «Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы того пожелали, но Вы всегда оставались верным России…»
Слайд 41«Нет счастья вне родины…»
«В России каждый писатель был воистину и резко
индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление – понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле».
М. Горький
Слайд 42 Смерть Тургенева в Росси была воспринята как «горе общее, всенародное».
Проводить
великого писателя в последний путь собрались тысячи людей. Прибыло множество депутаций с венками. Опасаясь политических демонстраций, правительство отдало приказ «не допускать речей», кроме заранее заявленных. В процессии находилось свыше ста агентов «наблюдательной охраны», на кладбище — еще сто тридцать. На всякий случай по всему пути следования траурной процессии были размещены войска. Запрещено было вывешивать траурные флаги. На кладбище допускались только лица, имевшие специальные билеты.
Как писал один из участников похорон, «везде, на всем протяжении пройденного нами пространства, толпа облегала улицы сплошными шпалерами. Крыши, заборы, деревья, балконы, подъезды, фонарные столбы, рогатки, которыми были загорожены боковые улицы,— все это было унизано народом».
Слайд 43Литературное наследие и вклад в развитие русской литературы
Собрание сочинений в 30
томах
Все его произведения явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни.
И.С. Тургенев пришел в литературу с новыми темами, с новыми героями: тема «лишних людей», демократов – разночинцев, тема русской женщины.
И.С. Тургенев – певец русской природы и русской женщины.
Полный веры в русский народ, И.С. Тургенев показал его одаренность, его душевную красоту.
Воспел язык русского народа
Слайд 44Мы еще повоюем!
Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!
Полный раздумья,
шел я однажды по большой дороге.
Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.
Я поднял голову… Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.
И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!
Особенно один из них так и надсаживал бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и чёрт ему не брат! Завоеватель — и полно!
А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.
Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся — и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
И пускай надо мной кружит мой ястреб…
— Мы еще повоюем, чёрт возьми!
Слайд 45Могила И.С. Тургенева на Волковом кладбище
в Санкт-Петербурге
Слайд 46 Памятники Муму
Россия, Санкт-Петербург
Франция, Онфлер