Слайд 1Алексеева В.В
учитель русского языка и литературы
ИРМО МОУ «ХСОШ №1»
с.Хомутово
«
Голос маленькой
неизвестной жизни …»
Слайд 2А.П. Платонов Сказка-быль "Неизвестный цветок"
Нам часто незаметно
То, что безответно.
И.Шевелев
Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.
Гораций
Слайд 4.Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он
есть на земле
Как вы думаете, где и как рос этот цветок?
Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.
Какое же отношение имел «дедушка-ветер» к неизвестному цветку?
Слайд 5А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в
ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.
Так начал жить на свете тот маленький цветок.
- Как вы считаете, легко ли было цветку?
Слайд 6Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя,
упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.
Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться от одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.
Слайд 7Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось
маленькому цветку, и уже не хватало у него сил жить и расти.
- Какой же была жизнь на пустыре?
А каким вы представляете себе этот цветок?
Цветок, однако, не хотел жить печалью; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.
Слайд 8В середине лета цветок распустил венчик кверху. До этого он был
похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.
С чем сравнивает автор этот цветок?
А считал ли сам цветок себя звездой?
И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.
Слайд 9На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких
цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери-розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.
"Может, этот цветок скучает там по своей матери, как я?" - подумала Даша.
Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка - ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде
Слайд 10Она села на землю возле цветка и спросила его:
- Отчего ты
такой?
- Не знаю, - ответил цветок.
- А отчего ты на других непохожий?
Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.
- Оттого, что мне трудно, - ответил цветок.
- А как тебя зовут? - спросила Даша
- Меня никто не зовет, - сказал маленький цветок, - я один живу.
Даша осмотрелась в пустыре.
- Тут камень, тут глина, - сказала она. - Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?
- Не знаю, - ответил цветок.
Даша склонилась к нему и
Чем, на ваш взгляд, завершится эта встреча?
Как поступит Даша? Может, она сорвёт цветок?
Слайд 11поцеловала его в светящуюся головку.
Представьте, что вы на месте Даши хотите
убедить друзей прийти на пустырь. С помощью, каких слов вы бы сумели «достучаться» до сердец?
На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:
- Слышите, как хорошо пахнет? Это он так дышит.
Как вы полагаете, что сделают дети?
Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.
Слайд 12- Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?
Они хотели, чтобы
и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.
Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.
Слайд 13А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский
лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.
Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки, от цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.
Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камней и глины, уже не было.
А что же произошло с прошлогодним цветком?
Слайд 14Должно быть, он умер в минувшую осень. [...] И Даше стало
грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цветок, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.
Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.
Слайд 151) Какое впечатление произвела на вас эта сказка?
2) Что в этой
истории – от были, а что – сказочное?
3)Какой эпизод запомнился вам больше всего? Почему?
4) Какие чувства вы испытали, узнав о судьбе героев?
5)Сделали ли вы какие-либо выводы для себя?
Слайд 16Неизвестный
цветок
Семья
Человек
Цветок - сын
Корни
Отчий дом
Слайд 17Корни
Отчий дом
Неизвестный
цветок
Семья
Цветок - сын
Человек
Слайд 18Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца
– сады.
Слайд 19Домашнее задание
Творческий вопрос (запишите его в тетрадь). «Что может сделать
каждый из нас, чтоб вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?»