Презентация, доклад на тему Антон Чехов Скрипка Ротшильда. Роль подтекста и художественной детали в изображении трагизма мелочей человеческой жизни.

Содержание

Таганрог – родина А.П.Чехова, великого русского писателяЛавка ЧеховаПамятник А. П. Чехова в г. ТаганрогеТаганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник

Слайд 1Антон Павлович Чехов (1860 -1904) – мастер художественного рассказа.
В любых условиях

человек должен оставаться человеком! Более того: величие человеческой души или,
наоборот, ее уничижение не зависит ни от каких обстоятельств.
Каким ты станешь: зависимым или независимым, презренным или достойным, обывателем или гражданином –
ЧЕЛОВЕК ОПРЕДЕЛЯЕТ САМ!
Антон Павлович Чехов  (1860 -1904) –  мастер художественного рассказа.В любых условиях человек должен оставаться человеком!

Слайд 2 Таганрог – родина А.П.Чехова, великого русского писателя
Лавка Чехова
Памятник
А. П.

Чехова
в г. Таганроге

Таганрогский
государственный
литературный и
историко-архитектурный
музей-заповедник

Таганрог – родина А.П.Чехова,  великого русского писателяЛавка ЧеховаПамятник А. П. Чехова в г. ТаганрогеТаганрогский государственный

Слайд 3Таганрог – родина А.П.Чехова, мастера краткого рассказа («краткость –сестра таланта»)
Домик

Чехова
в г. Таганроге

Драматический театр
им. А. П. Чехова
в г. Таганроге

Центральная городская
публичная библиотека
им. А. П. Чехова

Таганрог – родина А.П.Чехова,  мастера краткого рассказа  	(«краткость –сестра  таланта»)Домик Чехова в г. ТаганрогеДраматический

Слайд 4Рассказы А.П. Чехова реалистичны и лаконичны.

Рассказы А.П. Чехова реалистичны и лаконичны.

Слайд 5ЧEХОВ: ЖЕСТОКИЙ РЕАЛИЗМ ГРУСТНОГО РАССКАЗЧИКА

ЧEХОВ: ЖЕСТОКИЙ РЕАЛИЗМ ГРУСТНОГО РАССКАЗЧИКА

Слайд 6Смысл жизни

- Что есть человек?
- В чем смысл, содержание, ценность

человеческой жизни?
- Для чего мы появляемся на свет?
Смысл жизни- Что есть человек? - В чем смысл, содержание, ценность человеческой жизни? - Для чего мы

Слайд 7Антон Чехов «Скрипка Ротшильда». Роль подтекста и художественной детали в изображении

трагизма «мелочей человеческой жизни».

Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.

Счастья нет и не должно быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более.

Антон Павлович Чехов
«Крыжовник»

Антон Чехов «Скрипка Ротшильда». Роль подтекста и художественной детали в изображении трагизма  «мелочей человеческой жизни».Пока молоды,

Слайд 8Рассказ « Скрипка Ротшильда»

Что есть человек?
В чем смысл, содержание, ценность человеческой

жизни?
Для чего мы появляемся на свет?
Рассказ « Скрипка Ротшильда»Что есть человек?В чем смысл, содержание, ценность человеческой жизни?Для чего мы появляемся на свет?

Слайд 9 Из истории написания рассказа «Скрипка Ротшильда»
1892 году А. П. Чехов покупает

имение Мелихово, помогает местным крестьянам как врач, строит школы, участвует во всеобщей переписи населения.
В Мелихово: "Попрыгунья", "Скрипка Ротшильда", "Учитель словесности", "Чайка", "Дядя Ваня" и др. 
Создавался рассказ с середины декабря 1893 года до середины января 1894 года
Из истории  написания рассказа «Скрипка Ротшильда» 1892 году А. П. Чехов покупает имение Мелихово, помогает

Слайд 10Что такое пошлость?
А.П.Чехов:
«Вылечить человечество от этой смертельной для души

болезни, сохранить себя как личность – большой труд, труд ДУШИ.»

Нужно выстраивать себя, формировать свое окружение, интересы.
А главное –не опошлиться.

Пошлость:
- непристойность, безвкусная и безнравственная грубость;
- низкопробность в духовном, нравственном отношении
Что такое пошлость? А.П.Чехов:«Вылечить человечество от этой  смертельной для души болезни, сохранить себя как личность –

Слайд 11Рассказ - это малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объёма с

малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий (одно событие из жизни главного героя)
Рассказ - это малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых

Слайд 12Ассоциативный ряд
Гроб – смерть, тление, темнота, труха, плесень, скорбь, горе.
Скрипка –

музыка, радость, слезы, мечты

Ассоциативный рядГроб – смерть, тление, темнота, труха, плесень, скорбь, горе.Скрипка – музыка, радость, слезы, мечты

Слайд 13Семантика имен
Яков ( Яако́в – букв. «последовал» от ивр. «пятка»)

– библейское (еврейское) имя. Яков, согласно Библии, был близнецом Исава и родился, держась за пятку старшего брата. То есть Яков дословно – последователь, следующий.
Семантика имен Яков ( Яако́в – букв. «последовал» от ивр. «пятка») – библейское (еврейское) имя. Яков, согласно

Слайд 14Детские гробики –убытки.
Не умирают люди –убытки.
Болезнь и смерть жены –убытки.

Убытки
Жизнь прошла,


а жизни – то и не было –
ни радости, ни счастья,
ни любви, ни тепла,
ни даже достатка.
Детские гробики –убытки.Не умирают люди –убытки.Болезнь и смерть жены –убытки.УбыткиЖизнь прошла, а жизни – то и не

Слайд 15Модуль 1 « Болезнь Марфы»
Марфа – согласно библейскому сюжету, сестра

Лазаря и Марии. Лазарь воскрешён за искреннюю веру в Иисуса. Марфа же в свою очередь – свидетельница воскрешения брата
Добродетель, простодушие, нетребовательность, хранительница домашнего очага, тишина.

.

Госпожа, хозяйка, наставница, владычица?


В чем трагедия жизни Марфы?
Две фразы в рассказе: первая сообщает о смерти, вторая –о прошлом.
Почему приближение смерти вызывает у Марфы не ужас, а радость?
Чей голос звучит в семье –мужа или жены?
52 года рядом или вместе?

Модуль 1 « Болезнь Марфы» Марфа – согласно библейскому сюжету, сестра Лазаря и Марии. Лазарь воскрешён за

Слайд 16 Модуль 2. «Гроб для старухи, смерть старухи»

- Что чувствует,

о чем думает герой, когда старуха занемогла?
- На чем еще сэкономил Яков на похоронах Марфы?
- В чем значение образа старухи? Почему события происходят на заре? Что символизирует заря, пробудившая совесть, на какие мысли наталкивает?
( Ничего не исправить)

История о Закхее – сборщике налогов:
Мытарь Закхей был глубоко тронут любовью и милостью Иисуса Христа. В ответ он сделал то, к чему давно побуждала его совесть: возместить убытки всем, кого он обидел и обобрал, движимый своею алчностью: Лука 19:1-8 « Новый завет»

Модуль 2. «Гроб для старухи, смерть старухи» - Что чувствует, о чем думает герой, когда старуха

Слайд 17Модуль 3. «Яков Бронза после похорон.»
После похорон Якова «взяла тоска». С

чем она связана?
Почему автор ведет своего героя к реке?
Что символизирует река?
Какие картины прошлого возникают в его памяти?
На какие размышления и выводы толкают его воспоминания у реки?
Модуль 3.  «Яков Бронза после похорон.»После похорон Якова «взяла тоска». С чем она связана? Почему автор

Слайд 18Символы в рассказе
Край городка – символ черты, границы, переход

с одного мира в другой.
Река –символ скоротечности времени.
Тропинка –символ жизни.
Верба – женская судьба.
Березовый лес – мудрость.
Березка – бессмертность жизни.
Огромные стаи белых лебедей –нереализованные желания.
Краснощекая дама – символ природного здоровья.

Символы в рассказеКрай городка – символ черты,   границы, переход с одного мира в другой.Река –символ

Слайд 19Модуль 4. «Жизненный треугольник Якова»
Марфа
(официальная «подруга жизни)

«…захворал мой предмет», «всякому

насекомому хочется жить», «за все это время он ни разу не подумал о ней, не обратил внимания, как будто она была кошка или собака»

Яков

Скрипка
(душевная подруга)

«Не жаль было умирать, но как только дома он увидел скрипку, у него сжалось сердце и стало жалко. Скрипку нельзя взять с собою в могилу, и теперь она останется сиротой».

Модуль 4. «Жизненный треугольник Якова» Марфа (официальная «подруга жизни)«…захворал мой предмет», «всякому насекомому хочется жить», «за все

Слайд 20Модуль 5. « И все - таки, почему Ротшильду?»
Он (Ротшильд) богат

духовно

Гипотезы определения духовного мира героя

Гипотеза 1. Ротшильд способен глубоко мыслить.

Доказательства. Обратимся к аналогии.
Переосмыслив свою жизнь,«чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка».
Ротшильд всегда и все играл жалобно. Значит, он способен глубоко мыслить.

Модуль 5.  « И все - таки,  почему Ротшильду?»Он (Ротшильд) богат духовноГипотезы определения духовного мира

Слайд 21Гипотеза 2. Ротшильд чувствует музыкальный инструмент, умеет слушать, отличать талантливое исполнение

музыки от неталантливого. Мысли, душа, эмоции и звуки музыкального инструмента для Ротшильда сливаются в единое целое

Доказательства: среди всех исполнителей оркестра только у Ротшильда флейта звучит как выражение душевного проявления: если «скрипка верещит», «контрабас хрипит», то « флейта плачет».
Он единственный со всех героев считает Бронзу не просто хорошим исполнителем, а талантливым.
Именно ему, Ротшильду, дано прочувствовать последнюю лебединую песню Якова и дать этой мелодии другую жизнь, пробудить у мещан человечность, душевность, сделать их лучшими, доказательством чего и есть их слезы.(«…слушатели плачут…И эта новая песня так понравилась в городе»)

Гипотеза 2. Ротшильд чувствует музыкальный инструмент, умеет слушать, отличать талантливое исполнение музыки от неталантливого. Мысли, душа, эмоции

Слайд 22Гипотеза 3. Ротшильд наиболее человечный среди жителей городка.
Вывод: Ротшильд - мыслящий

человек, через музыку передает свое внутренне состояние, наделен самыми важными человеческими качествами.
Потому он и богат.

Богатство человека не измеряется материальными благами,
Духовность, Человечность –это самый большой клад. А.П.Чехов.

Доказательства:
только Ротшильд (и Марфа перед смертью) владеет всем спектром человеческих чувств: ему не чужды чувства жалости, обиды, уважения к другим, вежливости, скорби, сострадания, увлечения, а главное,
Ротшильд умел улыбаться и плакать

Гипотеза 3. Ротшильд наиболее человечный среди жителей городка.Вывод: Ротшильд - мыслящий человек, через музыку передает свое внутренне

Слайд 23Почему же Яков отдает самое дорогое, самое близкое, человеку, который сразу

вызвал у него негодование?

1. Желание искупить свои грехи как перед Марфой, так и перед Ротшильдом.
2. Ощущение того, что Ротшильд – единственный человек в городке, который может достойно владеть его скрипкой.
3. Ротшильд чувствует Якова, сливается с ним в едином катарсисе (в переводе с греческого - возвышение, очищение, оздоровление)
4. Понимание того, что инструмент, как и березка на месте вырубного леса, может остаться никому не нужной.

Почему же Яков отдает самое дорогое, самое близкое, человеку, который сразу вызвал у него негодование?1. Желание искупить

Слайд 24Схематическое изображение трагического пути Якова Бронзы
1 – стена между супругами

через экономность и расчетливость Якова

2 - деградация одного человека может привести к деградации и его близких

3 –Бронза - накопитель – неудачник, пораженный комплексом меньшестоимости

4 – Яков закрыт в себе, «офутляренный»

5 – персонаж задумывается над собственной судьбой и мучится вопросом: « Почему на этом свете так устроено, что жизнь, которая дается человеку один раз, проходит без корысти?», потом заболел.

6 – Чувствуя приближении смерти, он становится творцом –берет в руки скрипку и играет, позже дарит ее еврею Ротшильду.

7- герой видит, как нужно было ему прожить жизнь: не подсчитывать убытки прибыль, а отдавая себя. Но изменить что –либо уже поздно.

8 – Смерть Якова

Схематическое изображение трагического пути Якова Бронзы 1 – стена между супругами через экономность и расчетливость Якова2 -

Слайд 25Смысл ЖИЗНИ
Богатство человека не измеряется материальными благами,
утверждает А.П.Чехов.
Детские гробики –

глупость;
Гроб для Марфы – убыток;
 Душа Бронзы – в гробу.

Духовность, Человечность –
это самый большой клад.

Смысл ЖИЗНИ	Богатство человека не измеряется материальными благами, утверждает А.П.Чехов.Детские гробики – глупость;Гроб для Марфы – убыток; Душа Бронзы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть