Слайд 1Анализ стихотворения А.С.Пушкина « Анчар»
Слайд 2ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Стихотворение «Анчар» — один из самых значимых трудов поэта.
Работа над его созданием началась автором в конце августа — начале сентября 1828 года. Место написания произведения – Малинники, Тверское поместье Вульфов. Работа была завершена 9 ноября 1828 года, опубликована в альманахе «Северные цветы» (конец 1831 г., приблизительно 24 декабря)
Слайд 3Стихотворение «Анчар» полностью посвящено изображению мира зла. Это самое суровое стихотворение
в творчестве Пушкина. Здесь поэт задумал собрать воедино все черты зла и придать им обобщенный характер.
Обратимся к названию стихотворения, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.
Слайд 4(Анчар - древо яда; тропическое
Южно-азиатское дерево с ядовитым соком,
который
использовался для смазывания
наконечников стрел, которым восточные
воины поражали своих врагов)
О чем говорит нам это название?
Слайд 5Композиция
Стихотворение делится на две части.
В первой части дается описание ядовитого дерева.
Во
второй части рассказывается о всесильном владыке, пославшего на смерть своего раба.
Озаглавить их можно как:
(«Зло в природе» и « Зло в обществе»)
Слайд 6Стихотворение «Анчар» построено по следующему принципу:
— завязка произведения,
— основной конфликт (противоречие),
развитие действия — это вторая композиционная часть
(она начинается с союза «Но»)
— скоротечная развязка
(она начинается с противительного союза «А»)
Слайд 7
1 часть стихотворения.
1 строфа
Прочитав первое
четверостишие, следует выделить в последнем стихе числительное «один».
Первое, что мы узнаем об анчаре, это то, что он один.
Первое слово — «пустыня». Поэт переносит нас в пустой мир и подготавливает тему одиночества ( «стоит один»).
Пустыня получает ряд резко отрицательных характеристик: «чахлая», «скупая». Эти эпитеты обладают признаком одушевленности. Эпитеты, придающие пустыне характер живого и человекоподобного существа, как бы наделяют ее свойствами человека, в том числе волей, активностью. Это заставляет нас воспринимать пустыню в первых строках стихотворения как злое существо , имеющее злую волю и являющееся активным создателем окружающего зла.
Вывод: Первая строфа стихотворения «Анчар» привела нас в мрачный мир всемирного зла. Пушкин прибегает к крупному плану, тем самым подчеркивая значимость образа.
Слайд 82 строфа
Сухая, раскаленная зноем почва — это мертвая почва.
Пушкин создает образ
мира зла, пространства антимира, в котором привычные черты мира разрушены и заменены чудовищно искаженными. Земля здесь — «почва»: синоним, имеющий то же значение, но лишенный всех фольклорно-поэтических ассоциаций, связанных со словом «земля».
Вторая строфа посвящена характеристике анчара, его отношению к Природе.
Природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. Но это противоестественное рождение — «в день гнева».
«Природа жаждущих степей...» (обратите внимание на то, что эпитет «жаждущих» отсылает к символизирующим бесплодность эпитетам первой строфы — «чахлый», «скупой», «раскаленный»). В день гнева порождается анчар. Дары, которыми награждает мать свое дитя, противоестественны:
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила
Слайд 9
И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность,
нарушение обычного и правильного порядка вещей. Выражение «мертвая зелень» содержит оксюморон, т. е. эпитет, который противоречит сущности определяемого слова (типа: сладкая горечь, звонкая тишина).
Оксю́морон (др.-греч. οξύμωρον — «острая глупость») — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).
Слово «зелень» содержит в себе понятие свежести, прохлады, весны — жизни. Сочетание «зелень мертвая» воспринимается читателем как чудовищное нарушение норм природы. В таком ключе должно восприниматься и все стихотворение. У Пушкина природа всегда добра по отношению к человеку, гармонирует с его лучшими чувствами. Именно поэтому та природа, образ которой создается в стихотворении «Анчар», кажется чудовищно искаженной .
Слайд 103 строфа
Глаголы
Деепричастие
«каплет»
«застывает»
«растопясь»
ПЕРЕДАЮТ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТОНОСНОГО ЯДА, МРАЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТИ.
Слайд 11Прием градации усиливает впечатление
губительности «древа смерти»
Что такое градация? (Градация (от лат. gradatio - постепенное возвышение) - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор )
Слайд 12Все живое избегает прикосновения к анчару.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
«ТЛЕТВОРНЫЙ»
Это слово из высокой славянской лексики имеет два корня — тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать). В словаре церковнославянского языка Петра Алексеева (1819) слово «тлетворный» имеет следующее значение: «смертоносный, ядовитый, пагубный», например: «тлетворный воздух», т. е. моровое поветрие. Моровое поветрие — это эпидемия чумы. Пушкин, конечно, знал словарь Петра Алексеева и такое значение слов «тлетворный воздух». Конечно, реальное дерево, называемое «анчар», произрастающее в Индонезии и действительно имеющее ядовитую смолу, не является столь страшным распространителем смерти, и уж конечно, не способно вызывать эпидемию, однако Пушкин, который все это знал, создает не ботаническое описание одного ядовитого дерева, а обобщенную художественную картину зла в природе.
Слайд 145 строфа
Появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление
от мук жажды. Но в извращенном пространстве зла и дождь становится источником смерти:
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей уж ядовит
Стекает дождь в песок горючий.
Слайд 15Ключевые образы первой
части.
Пустыня чахлая и скупая
Почва зноем раскалённая
Степи жаждущие
Зелень мертвая
Вихорь
черный,
тлетворный
Дождь ядовит
День гнева
Песок горючий
Грозный часовой ,один во всей вселенной, древо смерти
Слайд 162 часть
«Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом…»
С начала шестой строфы
в стихотворении происходит идейно-композиционный перелом: до сих пор речь шла о зле в природе, о зле, существующем в самом порядке мира. Теперь начинается рассказ о зле, создаваемом человеком. Союз «но» резко делит интонацию стихотворения на две части.
Слайд 17Образ раба
Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он течет
как река, не в силах изменить свое русло. Образ раба раскрывается в своей человеческой сути:
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями…
Автор сочувствует рабу. Это видно и в глаголах, описывающих его состояние (принес – и ослабел, и лег – и умер), а также в обобщающем эпитете: «бедный раб». Выразительная картина: « И пот по бледному челу/ Струился хладными ручьями» создают образ страдающего человека, жертвы деспотичной воли князя.
Глаголы подчеркивают предопределенность судьбы раба.
«принес», « ослабел» « лег» ,«умер»
Пушкин отдает рабу сострадание и сочувствие, поскольку раб- жертва самовластия и тирании. Перед его самоотверженностью и самоотречением бледнеет власть и слава «непобедимого владыки». Так проявляется пушкинский гуманизм, осуждающий деспотизм, бесчеловечный к судьбам обыкновенных подданных.
Однако нельзя не заметить, что именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота (ведь князь все равно отнял бы у него жизнь, независимо от того, покорился ли бы он или же выразил протест!) объективно служат делу деспотизма. Раб — не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчеркивает это, характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в чужие страны: раб «послушно в путь потек», князь разослал «послушливые стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.
Слайд 18Образ владыки
Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании
и самовластия вообще. Пушкин соотносит страшное зло природы – анчар и страшное зло человеческой жизни – деспотизм. Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное. Тем оно и страшно. Это зло сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние:
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Интересно, что даже повтор однокоренных слов («послушно в путь потек» - «послушливые стрелы») подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит «непобедимому владыке».
Слайд 19Антитеза
В стихотворении прослеживается антитеза «владыка – раб». Она поддержана выразительными эпитетами:
«властный взгляд» - «послушно»,
«бедный раб» - «непобедимый владыка». Глаголы также подчеркивают это противопоставление: «послал» - «потек». Действия князя получают одинаковое выражение: «послал» – «разослал», «послушно» – «послушливые (стрелы)».
Столь же одинаков результат: «умер бедный раб» – « и с ними гибель разослал».
Слайд 20Анафора
В данном стихотворении Пушкин использует и композиционный прием единоначатия (анафоры),
повторяя и усиливая эмоциональное напряжение напряжение:
«Принес он смертную смолу…
Принес – и ослабел и лег…»
Слайд 21Последняя строфа, начинающаяся с противительного союза «А» — рассказывает нам о
том периоде, когда раба уже нет в живых. Для чего нужна была смола царю? Напитать ядом «послушливые стрелы», предназначенные для соседей.
Слайд 22О чём стихотворение «Анчар»?
Это стихотворение о неправедном
мироустройстве, о роли человека в
нём.
Это произведение — о трагических, непримиримых взаимоотношениях между непобедимым владыкой и бедным, бесправным рабом. Пушкин в своём произведении обращается к теме, которая красной нитью проходит через всё его творчество: теме свободы и тирании.
Слайд 23Главная мысль стихотворения.
Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной
власти одного человека над другим. Трагедия заключается в том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.
Слайд 24Идейный смысл.
Идейный смысл этого великого творения Пушкина-изображение губительной для общества власти
самодержавия , призыв к её уничтожению.
Слайд 25Тема стихотворения.
Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с философской,
так и с общечеловеческой точки зрения
Слайд 26Жанр
«Анчар» — произведение философской направленности. Жанр стихотворения — лиро-эпическое сюжетное стихотворение.
Повествование стилизовано под притчу, древнюю легенду.
Слайд 27Размер
Это стихотворение написано в двухсложном размере.
Четырехстопный ямб.
Стихотворение построено по принципу
контраста.
«В пус/ты/не/ чах/лой/ и/ ску/пой/,
На/ поч/ве/ зно/ем/ рас/ка/лен/ной/,
Ан/чар/ как/ гроз/ный/ ча/со/вой/,
Сто/ит-/один/ во/ всей/ все/лен/ной»
Слайд 28Рифма
На протяжении всего стиха мы наблюдаем перекрёстную рифму:
«В пустыне чахлой
и скупой»,
«Анчар как грозный часовой»;
«На почве зноем раскаленной»,
«Стоит- один во всей вселенной».
Слайд 29Звукозапись
Удивительна звукозапись в стихотворении: обилие звуков [ч] со звуками [н] и
[р] (очевидно, слово «анчар» сказалось на всей звуковой структуре) придает всему стихотворению своеобразный мрачный колорит.
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Поражает обилие аллитерации, подчёркивающее мрачно-монотонный колорит( согласные «п» повторяется двадцать три раза ,а звук «ч»-восемнадцать раз
Слайд 30Эпитеты
«бедный раб»
«вихорь черный»
«в пустыне чахлой и скупой»
«песок горючий»
«жаждущие степи»
«непобедимый владыка»
«мертвая зелень»
«лист
дремучий»
Слайд 31Сравнения
«анчар , как грозный часовой»
Слайд 32Метафоры
«послушно в путь потек»
«вихорь набежит»
«вихорь мчится прочь»
«природа напоила»
«на древо смерти набежит»
«пот
по белому челу струился хладными ручьями»
«природа жаждущих степей»
Слайд 33Старославянизмы и архаизмы
«хладными»
«ввечеру»
«вихорь»
«послушливые»
«древо»
«чело»
Слайд 34Всё это - рифма ,метафоры, сравнения, эпитеты , размер - и
передают то настроение и
ту мысль , которую хотел донести до нас автор.
Слайд 35Поэт в небольшом лирическом стихотворении раскрыл суть отношений между людьми. Общество
осуждено им, потому что в нем правят антигуманные законы, потому что социальные отношения превращают одного человека во владыку, действующего сознательно во вред такому же человеку, а другого - в послушного раба. В обоих все человечество искажено.