Слайд 1Презентация
к открытому уроку по
литературному чтению для 3 класса на
тему
«Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой»
Составитель
Попова Виктория Владимировна
Учитель начальных классов
Ломоносовской школы «ИНТЕК»
Москва, 2017 г.
Слайд 2Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки, и былины.
Его сама Россия
нянчила
Руками крепостной Арины.
Слайд 3Тема урока
«Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой»
А.С. Пушкин «Зимний вечер»
Слайд 4Александр Сергеевич
Пушкин
1799-1837
Арина Родионовна
Яковлева(Матвеева)
1758-1828
Слайд 5Так вот кто первая вдохновительница, первая муза первого истинного русского поэта,
это – няня…
Да будет же ей, этой няне, от лица русского общества вечная благодарность.
И.С.Аксаков.
Слайд 6Мастерица ведь была,
И откуда что брала!
А куда разумны шутки,
Приговоры,
прибаутки…
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы , и не ел,
Все бы слушал да сидел.
Слайд 7Интервью с Александром Сергеевичем Пушкиным
Всё!!!
Мрачную тоску на
душу мне наводит.
А.С.Пушкин
Слайд 15Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет,
как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Слайд 16Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у
окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Слайд 17Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет
веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Слайд 18Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет,
как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Слайд 19Анализ стихотворения
«Зимний вечер»
Понравилось ли вам стихотворение?
Какова тема данного произведения?
Тема: описание
бури и беседа с няней.
3. От чьего имени ведётся рассказ?
Рассказ ведётся от имени автора.
4. Какое настроение у рассказчика?
Чувствуется грусть, тоска, одиночество, тревога.
5. К какому жанру относится данное литературное произведение?
Жанр – лирическое стихотворение. Пейзажная лирика
6. Что такое композиция?
Композиция это состав и последовательность расположения частей литературного произведения.
Слайд 20Любое стихотворение состоит из строф.
Сколько строф(частей) в данном произведении?
Ответ – 4
строфы.
8. Определите тему каждой строфы и озаглавьте каждую часть строками из стихотворения.
ПЛАН (композиция)
«Буря»
«Ветхая лачужка»
«Спой мне песню»
«Сердцу будет веселей»
9. В стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» 4 строфы, каждая строфа состоит из стихотворных строк. Определите, сколько строк содержится в каждой строфе.
В каждую строфу вошло 8 стихотворных строк.
Слайд 2110. У каждого стихотворного произведения есть своя энергетика. Сила стихотворения заключается
в ритме. Мелодию ритма создает размер стихотворения. Основа размера это комбинация ударных и безударных слогов, которые повторяются в строке энное количество раз. Такая комбинация ударных и безударных слогов называется стопа. Давайте определим размер стихотворения.
Существует 5 родов комбинаций (род стоп)
1 – ямб __ _/_
2 – хорЕй _/_ __
3 – дАктиль _/_ __ __
4 – амфибрАхий __ _/_ __
5 – анАпест __ __ _/_
Слайд 22Буря мглою небо кроет, _/_ __ _/_ __
_/_ __ _/_ __
Вихри снежные крутя; _/_ __ _/_ __ _/_ __ _/_
То, как зверь, она завоет, _/_ __ _/_ __ _/_ __ _/_ __
То заплачет, как дитя. _/_ __ _/_ __ _/_ __ _/_
стопа
Четырехстопный хорей
1
2
3
4
Размер стихотворения
Слайд 2311. Определим рифму стихотворения. Для этого проследим какая строчка с какой
рифмуется и нарисуем схему рифмовки.
ААББ – парная (смежная, параллельная)
АБАБ – перекрёстная
АББА – кольцевая
Слайд 24
Буря мглою небо кроет, А
Вихри снежные крутя;
Б перекрёстная
То, как зверь, она завоет, А рифмовка
То заплачет, как дитя, Б
То по кровле обветшалой А
Вдруг соломой зашумит, Б перекрёстная
То, как путник запоздалый, А рифмовка
К нам в окошко застучит. Б
Слайд 25Какие средства художественной речи использовал поэт для описания природы, создавая образ
бури?
Олицетворение (Перенос человеческих качеств и действий на неодушевленные предметы.)
Буря небо кроет
Буря вихри крутит
Буря воет
Буря плачет
Буря шумит
Буря стучит
2. Сравнение (Сопоставление предметов и явлений по их сходству.)
- Буря, как зверь, воет
Буря, как дитя, плачет
3. Аллитерация (или звукопись) (автор использует такой приём, когда в словах подобраны сочетания звуков передающие определённые шумы)
Слайд 263. Аллитерация (или звукопись) (автор использует такой приём, когда в словах
подобраны сочетания звуков передающие определённые шумы)
За, зв – завывание ветра.
Бу, ою, ое – вой вьюги.
Ш- шуршание соломы.
П,т,д,к – стук.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Слайд 274. Контраст – резко выраженная противоположность (1 и 2 строфы)
2 строфа
Маленький старенький домик, в котором находится лирический герой со своей няней, занесен снегом и тоже кажется одиноким
1 строфа
Поэт рисует образ бури, которая напоминает, то зверя, то ребенка, то ветер, то шум соломы, то путника
Слайд 285. Эпитеты - художественно-образные определения какого-либо предмета или явления.
Ветхая лачужка
Печальная
лачужка
Бедная юность
Добрая подружка
Снежные вихри
6. Как поэт обращается к няне? Можно ли утверждать, что он благодарен этой русской женщине?
- Добрая подружка
Мой друг
Моя старушка
Слайд 297. Повторы строк . Как вы думаете, зачем Пушкин в четвертой
строфе повторяет сточки?
- Повтором он усиливает настроение от злой бури и хочет избавиться от печального чувства
Слайд 32«Да будет же ей, этой няне, от лица русского общества вечная
благодарность»
И.С. Аксаков
Слайд 33Урок подготовила
Попова Виктория Владимировна
Учитель начальных классов
Ломоносовской школы «ИНТЕК»