Слайд 1Поэма
А. Т. Твардовского
«По праву памяти»
Слайд 2Цели урока: определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы «По праву
памяти».
Слайд 3Поэму-цикл «По праву памяти» Твардовский написал в последние годы жизни (1966—1969).
Это произведение трагедийного звучания. Это социальное и лирико-философское раздумье о мучительных путях истории, о судьбах отдельных личностей, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев. Будучи глубоко личностной исповедальной, «По праву памяти» вместе с тем выражает народную точку зрения на трагические явления прошлого.
Слайд 4Хотя поэма «По праву памяти» создавалась в 60-е годы, но была
опубликована только много лет спустя — в 1987 году, долгие годы она находилась под запретом. Задумывалось новое произведение как «Глава дополнительная» к поэме «За далью — даль». Работа над новой главой была продиктована ощущением некоторой недосказанности о «времени и о себе».
Слайд 5Позже «Глава дополнительная» вылилась в совершенно новое произведение. Она отразила острую
реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов. В его словах: «Да, жизнь. Сплошная тьма надвинулась», «дни глухие», «в нынешней муторной обстановке...» — глубокое ощущение ситуации, в которой приходилось работать, точнее, определение того, что происходило тогда в стране: попытки реабилитировать Сталина; вновь возвеличить его, замалчивание решений ХХ съезда, осудившего культ личности Сталина, опасность возрождения нового культа — брежневского, беспредельная сила тоталитаризма, обрушившегося на духовные основы общества, власть жёсткой цензуры...
Слайд 6Инспирированное дело Солженицына, процессы Синявского, Даниэля, генерала Григоренко, заказные статьи-доносы (например,
«письмо одиннадцати»), сфабрикованные «письма трудящихся», публиковавшиеся в центральной печати, — всё это приметы времени.
Слайд 7Твардовский, по признанию многих, — личность, уже как бы своим присутствием
влияющая на духовный климат времени. В стихотворении Расула Гамзатова «Костер Твардовского» есть такие строки:
И у свободы он в почёте,
И не подвластен никому.
И ложь в сусальной позолоте
Не может подступить к нему.
Слайд 8Становилось всё заметнее, что направление журнала «Новый мир», в котором работал
Твардовский (1950-1954, 1958-1970), объективно приобретало оппозиционный характер. И это главному редактору «Нового мира» отомстилось.
Слайд 910 августа 1968 года А. Твардовский писал А. Кондратовичу: «Дела с
журналом архитяжкие... Никогда ещё, так называемые, события международной жизни не касались так непосредственно журнала и моей собственной». Твардовский имел в виду чехословацкие события. В августе 1968 года советские войска вошли в Чехословакию, на улицах Праги появились советские танки. В рабочей тетради поэта появилась такая запись (от 29 августа 1968 года):
Что делать мне с тобой, моя присяга,
Где взять слова, чтоб рассказать о том,
Как в сорок пятом нас встречала Прага
И как встречает в шестьдесят восьмом.
Слайд 10Осудив эту акцию, Твардовский отказался поставить свою подпись под открытым письмом
писателям Чехословакии, «подписанным виднейшими литераторами Советского Союза». Гонцу, который приезжал к Твардовскому на дачу с письмом, поэт сказал: «Я бы мог все подписать, но только до танков и вместо танков». А в его письме в Союз писателей говорилось: «Письмо писателям Чехословакии подписать решительно не могу, так как его содержание представляется мне весьма невыгодным для чести и совести советского писателя».
Слайд 11Это Поступок. Человеческий. Гражданский. В словах Твардовского — сила нравственного и
духовного сопротивления. И это вызвало раздражение у чиновников от литературы, недругов поэта. Враги журнала — секретари ЦК, редакторы Главлита, цензоры, инструкторы, консультанты — целый щедринский мир — ополчились на «Новый мир» и его главного редактора. Все попытки опубликовать поэму оказались тщетными. «Я почувствовал, — говорил Твардовский, - что я упираюсь в резиновую стенку».
Слайд 12Поэму «По праву памяти» называют «завещанием» не только поэта, но и
деятеля русской литературы. А. Твардовский: «...почувствовал... то, что мне… нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни...»
Слайд 13«По праву памяти»: чтение, анализ, обсуждение.
— Каковы основные темы произведения?
тема раскаяния
и личной вины человека;
тема памяти и забвения;
тема исторического возмездия;
тема «сыновней ответственности».
— Что из себя представляет композиция поэмы?
Слайд 14Поэма «По праву памяти» представляет собой трёхчастную композицию.
Первая глава «Перед
отлётом» по своему содержанию примыкает к главе «друг детства» из поэмы «За далью — даль», как бы предваряет её. Писалась эта глава как обращение к другу юности. Стихи передают атмосферу доверительности, в которой и можно вести разговор о сокровенном.
Слайд 15К этому побуждали сами обстоятельства: друзья покидали отчий дом. «Перед отлётом»
— сама по себе эта ситуация романтическая:
Мы собирались в путь далекий
Из первой юности своей.
Слайд 16Высота помыслов, юношеский максимализм, романтическая мечта раскрывают их облик. Два друга
— «мыслитель и поэт» — прекрасны:
Мы жили замыслом заветным
Дорваться вдруг
До всех наук
Со всем запасом их несметным —
И уж не выпускать из рук.
Готовы были мы к походу
Что проще может быть.
Не лгать,
Не трусить,
Верным быть народу,
Любить родную землю-мать,
Чтоб за неё в огонь и в воду
А если — то и жизнь отдать.
Слайд 17Лирическая концовка главы «Перед отлетом» исполнена глубокого смысла: жизнь проходит, а
верность юношеским идеалам сохранилась. По ним поэт выверяет свою судьбу.
Слайд 18Первая и вторая главы контрастны по своей интонации. «Сын за отца
не отвечает» — эти слова вынесены в заглавие второй части поэмы, с них она начинается. Повторяясь, эти слова получают всё новое и новое смысловое и эмоциональное наполнение. Именно повтор позволяет проследить за развитием темы «пяти слов».
Слайд 19Вторая глава занимает особое место в поэме «По праву памяти». Являясь
ключевой, она «держит» всю поэму. Твардовский знал, что ее напечатать нельзя. «А тогда на чем же будет держаться цикл? Получается жидковато». В теме Сталина автор вычленил аспект, которого до него никто не трогал, — тему «пяти слов»: «Сын за отца не отвечает». Она оказалась необычайно емкой. Восстанавливая некогда замалчиваемые страницы советской истории, автор обозначил и масштабы народной трагедии, и глубину личной трагедии.
Слайд 20«Так это было» — эти слова можно отнести и к поэме
«По праву памяти». Образ Сталина, картина порядков, им насаждаемых, даны в произведении крупно, бескомпромиссно.
Сын за отца не отвечает —
Пять слов по счету, ровно пять.
Но что они в себе вмещают.
Вам, молодым, не вдруг обнять.
Их обронил в кремлевском зале
Тот, кто для всех нас был одним
Судеб вершителем земным,
Кого народы величали
На торжествах отцом родным.
Слайд 21В поэме «По праву памяти» Твардовский выступает не бесстрастным летописцем, а
свидетелем обвинения. Его волнует судьба конкретных людей, которых он хорошо знал: друга детства, тётки Дарьи — в поэме «За далью — даль», отца — в последней поэме.
Слайд 22«О памяти» — глава особая. Она синтезирует мысли, мотивы, заявленные в
её названии. Глава полемична. Твардовский спорит с теми, кого он называет «молчальниками». Это они хотят «на памяти бессонной поставить крест». «Не помнить — память под печать» — вот их позиция:
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую быль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль — забыть?
Слайд 23Раздумья Твардовского о забвенье и памяти завершаются твердо высказанным убеждением:
Одна неправда
нам в убыток,
И только правда ко двору!
Нет, все былые недомолвки
Домолвить ныне долг велит,
Разговор с современниками Твардовский не ограничивает публицистическими заключениями. Он говорит по-философски глубоко.
И кто сказал, что взрослым людям
Страниц иных нельзя прочесть?
Иль нашей доблести убудет
И на миру померкнет честь?
Что нынче счесть большим, что малым —
Как знать, но люди не трава:
Не обратить их всех навалом
В одних непомнящих родства.
Слайд 24Беседа по вопросам
— Расскажите о трагедии русского крестьянства и народа в
целом в 1930—1940 годы, используя строки из поэмы.
— Можно ли определить жанр поэмы как «семейную трагедию»?
— Расскажите, используя цитаты, об образе отца в поэме. Почему многократно повторяются слова «Сын за отца не отвечает»?
— Как показан «отец народный» Сталин в поэме?
Слайд 25— Почему ночь, когда умер Сталин, автор поэмы называет «благом»?
— Когда
и как употреблены автором ключевые слова поэмы: память, правда, быль, боль? Выпишите эти определения. Какие поэтические обороты можно назвать афоризмами?
— Понятны ли вам, людям «из другого поколения» (А. Твардовский), мысли автора? Или для вас это уже «страницы далекого прошлого»?
Слайд 26Домашнее задание:
Перечитать поэму А. Т. Твардовского «Василий Теркин».