Презентация, доклад на тему А. Т. Твардовский. По праву памяти

Содержание

Цели урока: определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы «По праву памяти».

Слайд 1Поэма
А. Т. Твардовского
«По праву памяти»

Поэма А. Т. Твардовского «По праву памяти»

Слайд 2Цели урока: определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы «По праву

памяти».
Цели урока: определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы «По праву памяти».

Слайд 3Поэму-цикл «По праву памяти» Твардовский написал в последние годы жизни (1966—1969).

Это произведение трагедийного звучания. Это социальное и лирико-философское раздумье о мучительных путях истории, о судьбах отдельных личностей, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев. Будучи глубоко личностной исповедальной, «По праву памяти» вместе с тем выражает народную точку зрения на трагические явления прошлого.
Поэму-цикл «По праву памяти» Твардовский написал в последние годы жизни (1966—1969). Это произведение трагедийного звучания. Это социальное

Слайд 4Хотя поэма «По праву памяти» создавалась в 60-е годы, но была

опубликована только много лет спустя — в 1987 году, долгие годы она находилась под запретом. Задумывалось новое произведение как «Глава дополнительная» к поэме «За далью — даль». Работа над новой главой была продиктована ощущением некоторой недосказанности о «времени и о себе».
Хотя поэма «По праву памяти» создавалась в 60-е годы, но была опубликована только много лет спустя —

Слайд 5Позже «Глава дополнительная» вылилась в совершенно новое произведение. Она отразила острую

реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов. В его словах: «Да, жизнь. Сплошная тьма надвинулась», «дни глухие», «в нынешней муторной обстановке...» — глубокое ощущение ситуации, в которой приходилось работать, точнее, определение того, что происходило тогда в стране: попытки реабилитировать Сталина; вновь возвеличить его, замалчивание решений ХХ съезда, осудившего культ личности Сталина, опасность возрождения нового культа — брежневского, беспредельная сила тоталитаризма, обрушившегося на духовные основы общества, власть жёсткой цензуры...
Позже «Глава дополнительная» вылилась в совершенно новое произведение. Она отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки

Слайд 6Инспирированное дело Солженицына, процессы Синявского, Даниэля, генерала Григоренко, заказные статьи-доносы (например,

«письмо одиннадцати»), сфабрикованные «письма трудящихся», публиковавшиеся в центральной печати, — всё это приметы времени.
Инспирированное дело Солженицына, процессы Синявского, Даниэля, генерала Григоренко, заказные статьи-доносы (например, «письмо одиннадцати»), сфабрикованные «письма трудящихся», публиковавшиеся

Слайд 7Твардовский, по признанию многих, — личность, уже как бы своим присутствием

влияющая на духовный климат времени. В стихотворении Расула Гамзатова «Костер Твардовского» есть такие строки:

И у свободы он в почёте,
И не подвластен никому.
И ложь в сусальной позолоте
Не может подступить к нему.

Твардовский, по признанию многих, — личность, уже как бы своим присутствием влияющая на духовный климат времени. В

Слайд 8Становилось всё заметнее, что направление журнала «Новый мир», в котором работал

Твардовский (1950-1954, 1958-1970), объективно приобретало оппозиционный характер. И это главному редактору «Нового мира» отомстилось.
Становилось всё заметнее, что направление журнала «Новый мир», в котором работал Твардовский (1950-1954, 1958-1970), объективно приобретало оппозиционный

Слайд 910 августа 1968 года А. Твардовский писал А. Кондратовичу: «Дела с

журналом архитяжкие... Никогда ещё, так называемые, события международной жизни не касались так непосредственно журнала и моей собственной». Твардовский имел в виду чехословацкие события. В августе 1968 года советские войска вошли в Чехословакию, на улицах Праги появились советские танки. В рабочей тетради поэта появилась такая запись (от 29 августа 1968 года):

Что делать мне с тобой, моя присяга,
Где взять слова, чтоб рассказать о том,
Как в сорок пятом нас встречала Прага
И как встречает в шестьдесят восьмом.

10 августа 1968 года А. Твардовский писал А. Кондратовичу: «Дела с журналом архитяжкие... Никогда ещё, так называемые,

Слайд 10Осудив эту акцию, Твардовский отказался поставить свою подпись под открытым письмом

писателям Чехословакии, «подписанным виднейшими литераторами Советского Союза». Гонцу, который приезжал к Твардовскому на дачу с письмом, поэт сказал: «Я бы мог все подписать, но только до танков и вместо танков». А в его письме в Союз писателей говорилось: «Письмо писателям Чехословакии подписать решительно не могу, так как его содержание представляется мне весьма невыгодным для чести и совести советского писателя».
Осудив эту акцию, Твардовский отказался поставить свою подпись под открытым письмом писателям Чехословакии, «подписанным виднейшими литераторами Советского

Слайд 11Это Поступок. Человеческий. Гражданский. В словах Твардовского — сила нравственного и

духовного сопротивления. И это вызвало раздражение у чиновников от литературы, недругов поэта. Враги журнала — секретари ЦК, редакторы Главлита, цензоры, инструкторы, консультанты — целый щедринский мир — ополчились на «Новый мир» и его главного редактора. Все попытки опубликовать поэму оказались тщетными. «Я почувствовал, — говорил Твардовский, - что я упираюсь в резиновую стенку».
Это Поступок. Человеческий. Гражданский. В словах Твардовского — сила нравственного и духовного сопротивления. И это вызвало раздражение

Слайд 12Поэму «По праву памяти» называют «завещанием» не только поэта, но и

деятеля русской литературы. А. Твардовский: «...почувствовал... то, что мне… нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни...»
Поэму «По праву памяти» называют «завещанием» не только поэта, но и деятеля русской литературы. А. Твардовский: «...почувствовал...

Слайд 13«По праву памяти»: чтение, анализ, обсуждение.
— Каковы основные темы произведения?
тема раскаяния

и личной вины человека;
тема памяти и забвения;
тема исторического возмездия;
тема «сыновней ответственности».
— Что из себя представляет композиция поэмы?
«По праву памяти»: чтение, анализ, обсуждение.— Каковы основные темы произведения?тема раскаяния и личной вины человека;тема памяти и

Слайд 14Поэма «По праву памяти» представляет собой трёхчастную композицию.
Первая глава «Перед

отлётом» по своему содержанию примыкает к главе «друг детства» из поэмы «За далью — даль», как бы предваряет её. Писалась эта глава как обращение к другу юности. Стихи передают атмосферу доверительности, в которой и можно вести разговор о сокровенном.
Поэма «По праву памяти» представляет собой трёхчастную композицию. Первая глава «Перед отлётом» по своему содержанию примыкает к

Слайд 15К этому побуждали сами обстоятельства: друзья покидали отчий дом. «Перед отлётом»

— сама по себе эта ситуация романтическая:
 
Мы собирались в путь далекий
Из первой юности своей.
К этому побуждали сами обстоятельства: друзья покидали отчий дом. «Перед отлётом» — сама по себе эта ситуация

Слайд 16Высота помыслов, юношеский максимализм, романтическая мечта раскрывают их облик. Два друга

— «мыслитель и поэт» — прекрасны:
 
Мы жили замыслом заветным
Дорваться вдруг
До всех наук
Со всем запасом их несметным —
И уж не выпускать из рук.

Готовы были мы к походу
Что проще может быть.
Не лгать,
Не трусить,
Верным быть народу,
Любить родную землю-мать,
Чтоб за неё в огонь и в воду
А если — то и жизнь отдать.

Высота помыслов, юношеский максимализм, романтическая мечта раскрывают их облик. Два друга — «мыслитель и поэт» — прекрасны: Мы

Слайд 17Лирическая концовка главы «Перед отлетом» исполнена глубокого смысла: жизнь проходит, а

верность юношеским идеалам сохранилась. По ним поэт выверяет свою судьбу.
Лирическая концовка главы «Перед отлетом» исполнена глубокого смысла: жизнь проходит, а верность юношеским идеалам сохранилась. По ним

Слайд 18Первая и вторая главы контрастны по своей интонации. «Сын за отца

не отвечает» — эти слова вынесены в заглавие второй части поэмы, с них она начинается. Повторяясь, эти слова получают всё новое и новое смысловое и эмоциональное наполнение. Именно повтор позволяет проследить за развитием темы «пяти слов».
Первая и вторая главы контрастны по своей интонации. «Сын за отца не отвечает» — эти слова вынесены

Слайд 19Вторая глава занимает особое место в поэме «По праву памяти». Являясь

ключевой, она «держит» всю поэму. Твардовский знал, что ее напечатать нельзя. «А тогда на чем же будет держаться цикл? Получается жидковато». В теме Сталина автор вычленил аспект, которого до него никто не трогал, — тему «пяти слов»: «Сын за отца не отвечает». Она оказалась необычайно емкой. Восстанавливая некогда замалчиваемые страницы советской истории, автор обозначил и масштабы народной трагедии, и глубину личной трагедии.
Вторая глава занимает особое место в поэме «По праву памяти». Являясь ключевой, она «держит» всю поэму. Твардовский

Слайд 20«Так это было» — эти слова можно отнести и к поэме

«По праву памяти». Образ Сталина, картина порядков, им насаждаемых, даны в произведении крупно, бескомпромиссно.
 Сын за отца не отвечает —
Пять слов по счету, ровно пять.
Но что они в себе вмещают.
Вам, молодым, не вдруг обнять.
Их обронил в кремлевском зале
Тот, кто для всех нас был одним
Судеб вершителем земным,
Кого народы величали
На торжествах отцом родным.
«Так это было» — эти слова можно отнести и к поэме «По праву памяти». Образ Сталина, картина

Слайд 21В поэме «По праву памяти» Твардовский выступает не бесстрастным летописцем, а

свидетелем обвинения. Его волнует судьба конкретных людей, которых он хорошо знал: друга детства, тётки Дарьи — в поэме «За далью — даль», отца — в последней поэме.
В поэме «По праву памяти» Твардовский выступает не бесстрастным летописцем, а свидетелем обвинения. Его волнует судьба конкретных

Слайд 22«О памяти» — глава особая. Она синтезирует мысли, мотивы, заявленные в

её названии. Глава полемична. Твардовский спорит с теми, кого он называет «молчальниками». Это они хотят «на памяти бессонной поставить крест». «Не помнить — память под печать» — вот их позиция:

Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую быль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль — забыть?

«О памяти» — глава особая. Она синтезирует мысли, мотивы, заявленные в её названии. Глава полемична. Твардовский спорит

Слайд 23Раздумья Твардовского о забвенье и памяти завершаются твердо высказанным убеждением:
 
Одна неправда

нам в убыток,
И только правда ко двору!
Нет, все былые недомолвки
Домолвить ныне долг велит,

Разговор с современниками Твардовский не ограничивает публицистическими заключениями. Он говорит по-философски глубоко.
 
И кто сказал, что взрослым людям
Страниц иных нельзя прочесть?
Иль нашей доблести убудет
И на миру померкнет честь?
Что нынче счесть большим, что малым —
Как знать, но люди не трава:
Не обратить их всех навалом
В одних непомнящих родства.
 

Раздумья Твардовского о забвенье и памяти завершаются твердо высказанным убеждением: Одна неправда нам в убыток, И только правда

Слайд 24Беседа по вопросам
— Расскажите о трагедии русского крестьянства и народа в

целом в 1930—1940 годы, используя строки из поэмы.
— Можно ли определить жанр поэмы как «семейную трагедию»?
— Расскажите, используя цитаты, об образе отца в поэме. Почему многократно повторяются слова «Сын за отца не отвечает»?
— Как показан «отец народный» Сталин в поэме?
Беседа по вопросам— Расскажите о трагедии русского крестьянства и народа в целом в 1930—1940 годы, используя строки

Слайд 25— Почему ночь, когда умер Сталин, автор поэмы называет «благом»?
— Когда

и как употреблены автором ключевые слова поэмы: память, правда, быль, боль? Выпишите эти определения. Какие поэтические обороты можно назвать афоризмами?
— Понятны ли вам, людям «из другого поколения» (А. Твардовский), мысли автора? Или для вас это уже «страницы далекого прошлого»?
 
— Почему ночь, когда умер Сталин, автор поэмы называет «благом»?— Когда и как употреблены автором ключевые слова

Слайд 26Домашнее задание:
Перечитать поэму А. Т. Твардовского «Василий Теркин».
 

Домашнее задание:Перечитать поэму А. Т. Твардовского «Василий Теркин». 

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть