Презентация, доклад на тему 99-100 уроки. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 в.. 9 класс ФГОС

Содержание

Домашнее задание.Проанализировать письменно текст одного из романсов на стихи русских поэтов XIX века и составить к нему музыковед­ческий комментарий.Индивидуальные задания. Составить вопросы для интервью о романсе и выполнить задание 2 из раздела учебника «Литерату­ра и другие

Слайд 1ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА
Урок 99
УРОК ВНЕКЛАССНОГО

ЧТЕНИЯ

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКАУрок 99УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯУчитель литературы: Муллаянова А. Р.

Слайд 2Домашнее задание.
Проанализировать письменно текст одного из романсов на стихи русских поэтов

XIX века и составить к нему музыковед­ческий комментарий.
Индивидуальные задания. Составить вопросы для интервью о романсе и выполнить задание 2 из раздела учебника «Литерату­ра и другие виды искусства».
Подготовить сообщения об истории создания романсов XX века, авторах сти­хов, композиторах и исполнителях с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», справочной литерату­ры и ресурсов Интернета.
Групповые задания. Подготовиться к конкурсу на лучшее ис­полнение песен на стихи поэтов XX века, составить викторину на знание песен, их авторов и исполнителей.
Подготовить кол­лективный учебный проект.
Проект. Литературно-музыкальная композиция «Песни и ро­мансы на стихи русских поэтов XIX и XX вв.» и её постановка на школьной сцене.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Домашнее задание.Проанализировать письменно текст одного из романсов на стихи русских поэтов XIX века и составить к нему

Слайд 3Основное содержание урока. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного

и музыкального искусства выражающий мыс­ли, переживания, настроения человека. Основные темы и мотивы русского романса. Романсы на стихи русских поэтов в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности. Выразительное чтение стихотворений, прослушивание и исполнение песен и романсов. Рецензирование вырази­тельного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письмен­ный ответ на вопрос. Составление отзыва о песне или романсе.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование целостного мировоззрения и эстетического сознания через освоение художественного наследия русской культуры.
Метапредметные: развитие мотивов своей познавательной деятельнос­ти; умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятель­ность с учителем и сверстниками.
Предметные: обеспечение культурной самоидентификации на основе изучения выдающихся произведений российской культуры.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Основное содержание урока. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий мыс­ли, переживания,

Слайд 4Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства

выражающий переживания, мысли, настроения человека

Прослушивание романса О. Фельцмана на слова стихотво­рения И. Кохановского «Возвращение романса» в исполнении М. Магомаева.
Вступительная беседа:
— Какой музыкально-поэтический жанр только что прозвучал?
— Что такое романс? Какие определения этого жанра даются в словарях (толковом, литературоведческом, музыкальном)?
— Какие романсы вы знаете и чем они вам нравятся?

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человекаПрослушивание романса

Слайд 5Основные положения о происхождении и развитии романса
Романс — это «музыкально-поэтическое произведение

для голоса с инструментальным сопровождением». В его основе ле­жит поэтический текст. Композитор, положивший стихи на му­зыку, привносит в него личные, субъективные интонации. Новые оттенки в понимании стихов и музыки рождаются, когда романс исполняется. И голос певца, и инструментальное сопровождение вносят в произведение свой колорит.
Слово романс имеет латинские корни, испанское romance означает по-романски, то есть по-испански. В Россию слово романс пришло в середине XVIII века. Так называли стихо­творение на французском языке, положенное на музыку, хотя необязательно французом. Романс как жанр русской вокально­поэтической культуры назывался российской песней.
Интересно, что в конце XVIII — начале XIX века не к стихам создавалась музыка, а на всем известные музыкальные образцы слагались тексты. Это были песни для дворянской ин­теллигенции, городского мещанства, крестьян. В них пелось о счастье и несчастье человека, о муках и «усладах» любви, об из­менах и ревности, о жестокой страсти. Человеческие пережива­ния воспринимались серьёзно, без тени иронии и снисхождения.
В первой половине XIX века «российская песня» трансфор­мируется в народно-бытовой романс. Его особенностью была ими­тация фольклорных народных песен (на стихи А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова и др.). Из них в романс пришли параллелиз­мы, сравнения, риторические обращения, синонимические пары (грусть — печаль), минорный лад, напевность. Причина долгой жизни народного романса — его всеобщность. Люди разных со­циальных групп переживали в нём чужую судьбу как свою соб­ственную.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Основные положения  о происхождении и развитии романсаРоманс — это «музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением».

Слайд 6Основные положения о происхождении и развитии романса
Из русской песни с роковым

сюжетом, стремительным действием, драматической символикой и трагической развязкой возникает новая ветвь романса — романс-баллада. Признаки литературной баллады — событийность, элементы фольклора, исторические реалии — сочетаются с музыкальным языком. Повествовательные интонации баллады передаёт речитативная вокальная партия, а драматизм ситуации — экспрессивный, бурный аккомпанемент. Романс-баллада в середине XIX века не­много теряет свой «роковой» характер, приобретая черты элегии.
На русской почве романсами становились и переводные тексты, например стихотворение А. С. Пушкина «Пью за здравие Мери...», имеющее первоисточником стихи англичанина Бэрри Корнуэлла, «Горные вершины...» М. Ю. Лермонтова, назван­ные им «Из Гёте», стихотворение Ивана Козлова «Вечерний звон», являющееся переводом из Томаса Мура и положенное на музыку А. А. Алябьевым. Иноязычные источники романсов забылись, а сами романсы воспринимаются как живые факты русской культуры.
Самый распространённый жанр русского романса — ро­манс-элегия. Стихи А. С. Пушкина и Е. А. Баратынского, М. Ю. Лермонтова и А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, ставшие романсами, имеют черты элегии: грустные интонации, поэтизация прошлого, слёзы об ушедшей молодости и первой любви.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Основные положения  о происхождении и развитии романсаИз русской песни с роковым сюжетом, стремительным действием, драматической символикой

Слайд 7Чтение и обсуждение статьи учебника «Романс и песня». Составление таблицы «Жанровые

черты романса»:

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Чтение и обсуждение статьи учебника  «Романс и песня».  Составление таблицы «Жанровые черты романса»:Учитель литературы: Муллаянова

Слайд 8Основные темы и мотивы русского романса. Романсы на стихи русских поэтов

в актёрском исполнении

Групповая работа.
Прослушивание и анализ романсов:
Группа 1. А. С. Пушкин. «Певец».
Группа 2. Е. А. Баратынский. «Разуверение».
Группа 3. М. Ю. Лермонтов. «Отчего».
Группа 4. Ф. И. Тютчев. «К. Б.».
Группа 5. А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...».
Группа 6. А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»

Примерный план анализа романса:
Первое впечатление о романсе.
Сведения об авторе слов, его эпохе и истории создания стихотворения.
Ключевые образы, тема и главная мысль текста, динамика чувств, особенности сюжета.
Отражение в тексте образа времени, конфликт настоящего и прошлого.
Лексика, синтаксис, стиховые особенности, поэтические интонации и романсово-элегический характер стихотворения.
Сведения о композиторе, его времени и истории создания романса.
Разновидность романса и характеристика его основных признаков.
Музыкальная сторона романса, чувства лирического я, вы­раженные в музыке.
Оценка артистической манеры исполнителя романса и ин­струментального сопровождения.
Итоги наблюдений о романсе, оценка его места в русской культуре.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Основные темы и мотивы русского романса.  Романсы на стихи русских поэтов в актёрском исполненииГрупповая работа. Прослушивание

Слайд 9Обобщающая беседа:
Вопросы 1—2 из разделов учебника «Фонохрестоматия. Слу­шаем актёрское чтение».
Вопросы 3—4

из раздела учебника «Литература и другие ви­ды искусства».
Можно ли утверждать, что музыка, которая делает стихо­творение романсом, продлевает жизнь поэтического текста, ограждает его от забвения?
Итоговый вопрос:
Почему жанр романса — это заметная страница в истории русской лирики и музыкально-поэтической культуры?

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Обобщающая беседа:Вопросы 1—2 из разделов учебника «Фонохрестоматия. Слу­шаем актёрское чтение».Вопросы 3—4 из раздела учебника «Литература и другие

Слайд 10Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Слайд 11ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ XX ВЕКА
Урок 100
УРОК ВНЕКЛАССНОГО

ЧТЕНИЯ

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ XX ВЕКАУрок 100УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯУчитель литературы: Муллаянова А. Р.

Слайд 12Домашнее задание.
ВСЕМ: Прочитать трагедию «Гамлет» (перевод М. Лозинского).
НА ВЫБОР:
Подготовить устный

рассказ об эволюции русского романса (песни).
Составить письменный отзыв на один из русских роман­сов (песен) XX века.
Индивидуальные задания. Ответить на вопросы викторины №17 (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).
Подготовить сообщение об интересных фактах биографии и творчества У. Шек­спира с использованием справочной литературы и ресурсов Интер­нета.
Подготовить краткие сообщения о произведениях У. Шекспира, гуманизме эпохи Возрожде­ния.
Подготовить вырази­тельное чтение монологов Гамлета: 1-й акт, сцена пятая; 3-й акт, сцена первая; 4-й акт, сцена четвёртая.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Домашнее задание.ВСЕМ: Прочитать трагедию «Гамлет» (перевод М. Лозинского). НА ВЫБОР:Подготовить устный рассказ об эволюции русского романса (песни).

Слайд 13Основное содержание урока. Традиции XIX века в русской песне и романсе

XX века. Тема любви и верности в жизни, в суровых испытаниях войны и её отражение в «военном» романсе. Пленительный образ Родины. Вечный мотив дружбы. Оптимизм восприятия жизни. Романсы и песни на стихи русских поэтов в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности. Выразительное чтение стихотворений, прослушивание и исполнение песен. Рецензирование выразительного чте­ния одноклассников, исполнения актёров. Составление плана отзыва о песне, романсе. Конкурс на лучшее исполнение стихотворений, песен и романсов, викторина на знание текстов песен и романсов, их авторов и исполнителей.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование целостного мировоззрения и эстетического сознания через освоение художественного наследия русской культуры.
Метапредметные: развитие мотивов познавательной деятельности, уме­ния организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Предметные: обеспечение культурной самоидентификации на основе изучения выдающихся произведений российской культуры.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Основное содержание урока. Традиции XIX века в русской песне и романсе XX века. Тема любви и верности

Слайд 14Традиции XIX века в русской песне и романсе XX века
Романс преодолевает

пространственные и временные грани­цы, переселяясь из одних стран в другие и видоизменяясь с течением времени. Новый этап эволюции русского романса — XX век: романсная культура следует традициям прошлого, но продолжает волновать сердца слушателей, потому что это чужая и в то же время своя лирическая судьба. Всё это подтверждает мысль о том, что без романса и песни человеческое существова­ние потеряло бы что-то очень важное для духовного мира, стало бы обделённым, ущербным.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Подумаем над те­мой»:
— О. С. Дзюбинская мечтает возродить семейные вечера, где читались бы стихи и звучали романсы. Осуществимо ли это в современном мире?
— В чём она видит «защитительную» функцию романса? Со­гласны ли вы с такой позицией? Обоснуйте свой ответ.
— Вопрос 1 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».
— Чем обогатился романсный репертуар в XX веке?

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Традиции XIX века в русской песне и романсе XX векаРоманс преодолевает пространственные и временные грани­цы, переселяясь из

Слайд 15Тема любви и верности в жизни, в суровых испытаниях войны и её

отражение в «военном» романсе. Романсы и песни на стихи русских поэтов в актёрском исполнении

Групповая практическая работа:
Группа 1. А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...». Вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Группа 2. К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...».
Группа 3. Н. А. Заболоцкий. «Признание».
Пленительный образ Родины
Группа 4. М. Л. Матусовский. «Подмосковные вечера».
Вечный мотив дружбы
Группа 5. Б. Ш. Окуджава. «Пожелание друзьям».
Группа 6. В. С. Высоцкий. «Песня о друге».
Оптимизм восприятия жизни
Группа 7. К. Я. Ваншенкин. «Я люблю тебя, жизнь...».

Составление плана отзыва о песне или романсе.
Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение песен и романсов, викторина на знание песен и романсов, их авторов и исполнителей.
Итоговый вопрос:
Каким стал русский романс в XX веке?

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Примерный план анализа романса:
Первое впечатление о романсе.
Сведения об авторе слов, его эпохе и истории создания стихотворения.
Ключевые образы, тема и главная мысль текста, динамика чувств, особенности сюжета.
Отражение в тексте образа времени, конфликт настоящего и прошлого.
Лексика, синтаксис, стиховые особенности, поэтические интонации и романсово-элегический характер стихотворения.
Сведения о композиторе, его времени и истории создания романса.
Разновидность романса и характеристика его основных признаков.
Музыкальная сторона романса, чувства лирического я, вы­раженные в музыке.
Оценка артистической манеры исполнителя романса и ин­струментального сопровождения.
Итоги наблюдений о романсе, оценка его места в русской культуре.

Тема любви и верности в жизни, в суровых испытаниях войны и её отражение в «военном» романсе.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть