Презентация, доклад на тему 3-4 уроки. Державин. 10 класс ФГОС

Знакомство с удивительной биографией поэта и периодизация его творчества.С личностью и творчеством Гавриила Державина, поэта, воина, государственного деятеля, вы уже встречались в средних классах и убедились, что произведения Державина сложны и неоднозначны.«Бывший статс-секретарь при императрице Екатерине

Слайд 1«Совершенно особый путь». Личность и судьба Г. Р. Державина. Основные этапы его

жизни и творчества. Поэтический смысл стихотворений «Ключ», «Бог», «Русские девушки».

Урок 3 
Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

«Совершенно особый путь».  Личность и судьба Г. Р. Державина.  Основные этапы его жизни и творчества.

Слайд 2Знакомство с удивительной биографией поэта и периодизация его творчества.
С личностью и

творчеством Гавриила Державина, поэта, воина, государственного деятеля, вы уже встречались в средних классах и убедились, что произведения Державина сложны и неоднозначны.
«Бывший статс-секретарь при императрице Екатерине Второй, сенатор и Коммерц-коллегии президент, потом при императоре Павле член верховного Совета и государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и разных орденов кавалер» — так начинаются автобиографические «Записки» Державина, над которыми он увлеченно работал в последние годы жизни.
Если сопоставить «Записки» Державина с «Капитанской дочкой» Пушкина, то можно обнаружить много сходного в судьбах Державина и Петра Гринева. Они близки во взглядах на жизнь, характеры их соответствуют духу времени, образ мыслей — настроениям прогрессивного дворянства.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Знакомство с удивительной биографией поэта и периодизация его творчества.С личностью и творчеством Гавриила Державина, поэта, воина, государственного

Слайд 3Основные этапы жизни и творчества Державина.
1743—1775 гг. «Ученичество»
Рождение. Учеба в Казанской

гимназии. Смерть отца. Петербург. Служба рядовым в Преображенском полку. Участие в дворцовом перевороте. Первый офицерский чин. Борьба с повстанцами в период Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.
«Кропание стихов». Подражание А. Кантемиру и В. Тредиаковскому, основоположникам русской литературы XVIII в., «просветителям» М. В. Ломоносову и А. П. Сумарокову, Ф. А. Козловскому, прапорщику Преображенского полка, где Державин был рядовым. Увлечение живописью. Рисовать и писать стихи Державин начал одновременно, профессиональным художником не стал, но интерес к живописи сохранил на всю жизнь.
1776—1803 гг. «Особый путь»
«Хотел парить и не мог... а для того в 1779 году избрал... совершенно особый путь», — вспоминал Державин. Пойти по особому, не ломоносовскому пути — это значило прежде всего не писать торжественных од. Поиски новой поэтической манеры, «особого пути» Державин ведет в разных направлениях. Он смело нарушает теорию «трех штилей» и смешивает в своих стихах слова «высокие» и «низкие». Возникает новое поэтическое качество: стихотворный образ превращается в картину, в словесную живопись.
Эти положения можно аргументировать на примере стихотворения «Ключ».

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Основные этапы жизни и творчества Державина.1743—1775 гг. «Ученичество»Рождение. Учеба в Казанской гимназии. Смерть отца. Петербург. Служба рядовым

Слайд 4Вопросы и задания к стихотворению «Ключ»
1. Найдите в стихотворении устаревшие слова

и выражения, которые не употребляются в современном языке. Дайте их толкование. Какой колорит они придают тексту?
2. Найдите в стихотворении сменяющие друг друга картины источника при разном освещении, в разное время суток. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт для создания этих картин? С какой целью он это делает?
3. Как поэту удается создать «говорящие», «живые» картины, воспроизвести словом цвет? Какое настроение придает тексту его живописный колорит?
4. Какова структура поэтической строфы в стихотворении? В чем ее своеобразие? Как форма строфы помогает понять содержание и мысли автора?
5. Что общего у ключа и «лирного гласа» поэта? В чем символический смысл прекрасного источника?
Стремление Державина «живописать» словом получило поддержку в львовском кругу. Поэт сближается с молодыми литераторами Н. А. Львовым, И. И. Хемницером, В. В. Капнистом, художниками В. Л. Боровиковским и Д. Г. Левицким.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Вопросы и задания к стихотворению «Ключ»1. Найдите в стихотворении устаревшие слова и выражения, которые не употребляются в

Слайд 5Вопросы и задания к оде «Бог»
Идя по своему «особому пути», Державин

обращается к философской проблематике. В конце 70-х гг. XVIII в. в русском обществе распространяется учение о религиозно-нравственном самоусовершенствовании и самовоспитании как наиболее действенном пути построения разумного и гармоничного миропорядка.
Вопросы и задания к оде «Бог»
1. Почему именно это стихотворение Державин считал вершиной своего творчества?
2. Почему оно получило мировую известность и переведено на многие языки мира?
3. Каким настроением проникнута ода? Меняется ли это настроение по ходу текста?
4. Каковы ключевые образы оды? Как они взаимосвязаны?
5. Каким предстает в оде человек? Что характерно для его личности? Какие слова и выражения рисуют образ человека?
6. Почему в оде с названием «Бог» центральным становится образ человека?
Гимн Богу, созданный Державиным в оде, есть одновременно и гимн Человеку, выражение веры в его божественную сущность, которая могла бы стать спасительной для современного поэту человечества. «Бог» — произведение чрезвычайно емкое, многослойное, при анализе очень важен его подтекст, выявляющий космизм мысли, энергию чувств.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Вопросы и задания к оде «Бог»Идя по своему «особому пути», Державин обращается к философской проблематике. В конце

Слайд 6Основные этапы жизни и творчества Державина (продолжение).
1804—1816 гг. «Анакреонтические песни»
В 1804

г. выходит сборник стихов Державина «Анакреонтические песни», в которых воспеваются радости частной жизни, любовь, веселье.
Вопросы и задания к стихотворению «Русские девушки»
1. Прочитайте выразительно стихотворение «Русские девушки». Какое настроение является в нем главным?
2. Какие образные картины вам представились?
3. Какие художественные средства использует поэт, передавая динамику и своеобразие русского танца?
4. В чем, по-вашему, проявляется русский национальный колорит в этом стихотворении?
Поэт Державин был близким другом великого полководца Суворова и посвятил ему несколько стихотворений. Одно из них — «Снигирь» (название дается в авторской орфографии). Стихи эти поразили читателей именно суворовским единством простоты и величия.
При выразительном чтении этого стихотворения обратите внимание на особенности его ритма, цезуру в середине каждого стиха и особенности рифмовки последних стихов каждого шестистишия.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Основные этапы жизни и творчества Державина (продолжение).1804—1816 гг. «Анакреонтические песни»В 1804 г. выходит сборник стихов Державина «Анакреонтические

Слайд 7Итог урока.
Произведения Державина по выбору тематики и особенностям поэтического стиля

стали художественным открытием в русской литературе конца XVIII — начала XIX в.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Итог урока. Произведения Державина по выбору тематики и особенностям поэтического стиля стали художественным открытием в русской литературе

Слайд 8Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Слайд 9«Где добродетель обитает...» Традиции и новаторство в творчестве Державина. Содержание и жанровые

особенности оды «Фелица».

Урок 4 
Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

«Где добродетель обитает...»  Традиции и новаторство в творчестве Державина.  Содержание и жанровые особенности оды «Фелица».Урок

Слайд 10Домашнее задание.
Подготовить краткие сообщения о биографии и творчестве крупнейших романтиков:
Э.

Т. А. Гофмана (Германия);
поэтов «озерной школы»,
В. Скотта,
Дж. Байрона (Англия);
В. Гюго,
Жорж Санд (Франция);
В. Ирвинга,
Дж. Ф. Купера,
Э. По (США).

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Домашнее задание.Подготовить краткие сообщения о биографии и творчестве крупнейших романтиков: Э. Т. А. Гофмана (Германия); поэтов «озерной

Слайд 11В центре урока — чтение и изучение оды «Фелица».
Вопросы и задания

к оде «Фелица»
1. Какова история создания оды?
2. Почему Екатерина II плакала при чтении оды и дала ей высокую оценку?
3. Объясните смысл названия оды. Как ее содержание связано с литературным творчеством императрицы?
4. В чем новаторство Державина в содержании и языке оды «Фелица»?
5. В чем смысл сопоставления Фелицы и ее вельможи?
6. Черты каких литературных жанров можно найти в оде «Фелица»?
7. Индивидуальное задание. Сопоставьте оду «Фелица» Державина с «Одой на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» Ломоносова. Что общего и различного в облике героинь этих произведений? Какие художественные приемы используют поэты для создания центрального образа каждой из од? Почему, несмотря на один и тот же стихотворный размер, оды звучат по-разному? Сопоставьте лексику, синтаксис и поэтические интонации этих произведений. Есть ли в одах сатирическое изображение действительности?

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

В центре урока — чтение и изучение оды «Фелица».Вопросы и задания к оде «Фелица»1. Какова история создания

Слайд 12Выразительное чтение и обсуждение проблематики стихотворений «Соловей» и «Памятник».
Что общего и

что особенного в этих стихотворениях?
Какая мысль их объединяет?
Сопоставьте стихотворение Державина «Памятник» с одноименными одами Горация и Ломоносова и выявите черты сходства и различия в этих текстах.
Для самостоятельных учебных исследований, рефератов, творческих работ предлагаю тему «Традиции Державина в творчестве русских поэтов XIX—XX вв.». Для ее раскрытия необходимо проанализировать «Думы» К. Рылеева, стихи В. Кюхельбекера, А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, В. Брюсова, Н. Заболоцкого, И. Бродского, найти в них аналогии с лирикой Державина.
В финале урока прочитаем и обсудим стихотворение Д. Самойлова «Старик Державин».

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Выразительное чтение и обсуждение проблематики стихотворений «Соловей» и «Памятник».Что общего и что особенного в этих стихотворениях?Какая мысль

Слайд 13Г. Р. Державин. «Памятник»
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он

и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

Гораций. «Памятник» (перевод А.Фета)
Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
И зданий царственных превыше пирамид;
Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,
Ни ряд бесчисленных годов не истребит.
 
 Нет, весь я не умру, и жизни лучшей долей
Избегну похорон, и славный мой венец
Все будет зеленеть, доколе в Капитолий
С безмолвной девою верховный ходит жрец.
 
И скажут, что рожден, где Ауфид говорливый
  Стремительно бежит, где средь безводных стран
С престола Давн судил народ трудолюбивый,
Что из ничтожества был славой я избран
 
За то, что первый я на голос эолийский
Свел песнь Италии. О, Мельпомена, свей
 Заслуге гордой в честь сама венец дельфийский
И лавром увенчай руно моих кудрей.
(1854)
М. Ломоносов. «Памятник»
Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. 5 Не вовсе я умру, но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид,  10 Где Давнус  царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатной род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски  И перьвому звенеть Алцейской лирой.  15 Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу Дельфийским лавром. 
(1747)

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Г. Р. Державин. «Памятник»Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,Металлов тверже он и выше пирамид;Ни вихрь его, ни

Слайд 14Стихотворение Д. Самойлова «Старк Державин».
Рукоположения в поэты Мы не знали. И старик Державин Нас

не заметил, не благословил… В эту пору мы держали Оборону под деревней Лодвой. На земле холодной и болотной С пулеметом я лежал своим.
Это не для самооправданья: Мы в тот день ходили на заданье И потом в блиндаж залезли спать. А старик Державин, думая о смерти, Ночь не спал и бормотал: «Вот черти! Некому и лиру передать!»
А ему советовали: «Некому? Лучше б передали лиру некоему Малому способному. А эти, Может, все убиты наповал!» Но старик Державин воровато Руки прятал в рукава халата, Только лиру не передавал.
Он, старик, скучал, пасьянс раскладывал. Что-то молча про себя загадывал. (Все занятье — по его годам!) По ночам бродил в своей мурмолочке, Замерзал и бормотал: «Нет, сволочи! Пусть пылится лучше. Не отдам!» Был старик Державин льстец и скаред, И в чинах, но разумом велик. Знал, что лиры запросто не дарят. Вот какой Державин был старик!
(1962)

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Стихотворение Д. Самойлова «Старк Державин».Рукоположения в поэты Мы не знали. И старик Державин Нас не заметил, не благословил…

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть