Презентация, доклад на тему 103-104 уроки. Гете Фауст. 9 класс ФГОС

Содержание

Домашнее задание.Подготовить сообщение о личности и творчестве И.-В. Гёте. Ответить устно на вопрос 4 из раздела учебника «Проверьте се­бя». Составить письменную сопоставительную характеристику Фауста и Мефистофеля.Ответить на итоговый вопрос урока («В чём трагедия «Фауст» является порождением

Слайд 1И.-В. ГЁТЕ. «ФАУСТ»: СЮЖЕТ И ПРОБЛЕМАТИКА обзор с чтением отдельных сцен
Урок 103
Учитель

литературы: Муллаянова А. Р.
И.-В. ГЁТЕ. «ФАУСТ»:  СЮЖЕТ И ПРОБЛЕМАТИКА обзор с чтением отдельных сценУрок 103Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Слайд 2Домашнее задание.
Подготовить сообщение о личности и творчестве И.-В. Гёте.
Ответить устно

на вопрос 4 из раздела учебника «Проверьте се­бя».
Составить письменную сопоставительную характеристику Фауста и Мефистофеля.
Ответить на итоговый вопрос урока («В чём трагедия «Фауст» является порождением эпохи Про­свещения?»).
Индивидуальные задания. Подготовить выразительное чте­ние и анализ фрагментов трагедии (сцены «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», диалог Фауста и Мар­гариты со слов «Твой милый рядом и мгновенно...», финальный монолог Фа­уста).
Под­готовить рассказ на тему «Любовь Фауста и Маргариты».

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Домашнее задание.Подготовить сообщение о личности и творчестве И.-В. Гёте. Ответить устно на вопрос 4 из раздела учебника

Слайд 3Основное содержание урока. Слово о поэте. Гёте и русская литера­тура. Характеристика

особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» как фи­лософская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противосто­яние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля.
Основные виды деятельности. Конспектирование лекции учителя. Вы­разительное чтение. Выявление характерных для трагедии тем, образов и приёмов изображения человека. Характеристика сюжета «Фауста», его тема­тики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование коммуникативной компетентности и эстети­ческого сознания через освоение наследия мировой литературы.
Метапредметные: развитие интересов познавательной деятельности, умения работать в группе; совершенствование навыков смыслового чтения.
Предметные: осознание значимости изучения литературы как средства познания мира и себя в этом мире; воспитание читателя, способного участ­вовать в обсуждении прочитанного, планировать своё досуговое чтение.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Основное содержание урока. Слово о поэте. Гёте и русская литера­тура. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» как фи­лософская

Слайд 4Слово о поэте. И.-В. Гёте и русская литература
Актуализация имеющихся знаний о

И.-В. Гёте:
— Что вам известно о личности и произведениях Гёте, о его эпохе?
— Выразительное чтение стихотворений русских поэтов, на­писанных под влиянием Гёте: В. А. Жуковский. «Лесной царь», М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», А. А. Фет. «Майская пе­сня», «Границы человечества» (из Гёте). Почему русские поэты создавали переводы и «перепевы» из Гёте?
— Выразительное чтение стихотворения В. А. Жуковско­го «К портрету Гёте». Какие черты И.-В. Гёте подчёркивает В. А. Жуковский!
Основные положения биографии:
1749 г. — рождение И.-В. Гёте.
Начало творческого пути писателя в эпоху развития лите­ратурного движения «Буря и натиск».
1774 г. — выход романа в письмах «Страдания молодого Вертера». (Сообщение учащегося.}
Государственная служба Гёте в Веймаре. Создание баллад. (Сообщение учащегося о балладе «Лесной царь».)
Романы о Вильгельме Мейстере.
1786—1788 гг. — поездка Гёте в Италию, изучение куль­туры Античности и Возрождения. Создание трагедии «Ифигения в Тавриде» и драмы «Эгмонт».
1773—1831 гг. — работа над трагедией «Фауст».
1832 г. — смерть Гёте. Выразительное чтение стихотворе­ний Е. А. Баратынского «На смерть Гёте» и Ф. И. Тютчева «На древе человечества высоком...».

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Слово о поэте. И.-В. Гёте и русская литератураАктуализация имеющихся знаний о И.-В. Гёте:— Что вам известно о

Слайд 5Характеристика особенностей эпохи Просвещения
Информация об основных чертах эпохи Просвещения:
Просвещение — это

эпоха безграничной веры в человече­ский разум, в возможность перестройки общества на разумных основаниях, эра крушения теологического догматизма, торжества науки над средневековой схоластикой и мракобесием.
Просвещение (XVII—XVIII века) тесно связано с Возрож­дением и унаследовало от него гуманистические идеалы, пре­клонение перед Античностью, исторический оптимизм, свободо­мыслие. Но идеология Просвещения возникла на более зрелой стадии формирования капиталистического уклада и антифео­дальной борьбы.
Просветительская критика была острее ренессансной, затрагивала всю структуру общества и государства. Идеологи Просвещения критиковали не только церковь, но и абсолютную монархию, феодальный строй с его системой сословных приви­легий.
Утверждение принципов материализма, борьба с церковью связаны со специфическим характером религиозности, идеей «естественной религии» в эпоху Просвещения (вначале стали говорить о пантеизме, но это был первый шаг на пути к мате­риализму).
Ф. Энгельс: «Просветители XVIII столетия выступали крайне ре­волюционно... Религия, понимание природы, общество, государственный строй — всё было подвергнуто самой беспощадной критике; всё должно было предстать перед судом разума и либо оправдать своё существова­ние, либо исчезнуть... Теперь впервые взошло солнце, и отныне суеверие, несправедливость, привилегии и угнетение должны уступить место вечной истине, вечной справедливости, равенству, вытекающему из самой при­роды, и неотъемлемым правам человека».
Обобщающая беседа:
Вопросы 1—3 из раздела учебника «Проверьте себя».

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Характеристика особенностей эпохи ПросвещенияИнформация об основных чертах эпохи Просвещения:Просвещение — это эпоха безграничной веры в человече­ский разум,

Слайд 6«Фауст» как философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и компози­ция трагедии. «Пролог

на небесах» - ключ к основной идее трагедии

Сообщение об истории создания трагедии «Фауст». Краткий пересказ содержания трагедии.
Групповая работа:
Группа 1. Прочитайте выразительно «Посвящение» к «Фа­усту» (перевод Б. Л. Пастернака). О чём говорит автор в «По­священии»? Какой давний замысел взволновал его? Прочитайте «Театральное вступление». Почему Директор театра, Поэт и Ко­мический актёр рассуждают об искусстве по-разному?
Группа 2. Прочитайте по ролям «Пролог на небе». Почему можно считать эту часть завязкой трагедии? В чём причины конфликта Господа, Архангелов и Мефистофеля? Почему «ме­стом» сражения добра и зла Бог и Мефистофель избирают душу Фауста?

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

«Фауст» как философская трагедия эпохи Просвещения.  Сюжет и компози­ция трагедии.  «Пролог на небесах» - ключ

Слайд 7Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития,

динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины

Групповая работа:
Группа 3. Прочитайте выразительно монолог Фауста из сце­ны «Ночь» со слов «Я богословьем овладел...» до слов «Ответьте мне на этот зов». Что стало причиной разочарования Фауста в жизни? *Как это связано с философией эпохи Просвещения? Прочитайте выразительно диалог Фауста и Духа со слов «Кто звал меня?» до слов «Несносный, ограниченный школяр». В чём конфликт диалога Фауста и Духа? Прочитайте по ролям диалог Фауста и Мефистофеля из сцены «Рабочая комната Фа­уста» со слов «Вот, значит, чем был пудель начинён!» до слов «Лишь скуки на меня не наведи». Как понять слова Мефисто­феля о себе: «Часть силы той, что без числа / Творит добро, всему желая зла»? Прочитайте по ролям диалог Фауста и Ме­фистофеля со слов «А что ты требуешь в уплату?» до слов «Се­бя находит человек». На что надеются Фауст и Мефистофель, заключая пари, требующее «остановить мгновенье»?
Группа 4. Прочитайте по ролям фрагмент сцены «У ворот» со слов «Мне, доктор, поручил народ...» до слов «Ни притворялись эти невидимки». Почему Фауст сожалеет, что не смог разгадать загадки жизни? Что различает Фауста и Вагнера в их взглядах на жизнь? Прочитайте по ролям диалог студента и Мефистофеля: сцена «Рабочая комната Фауста» (вторая) со слов «Простите, я вас отвлеку...» до слов «Подобье Божие утратив в заключенье!». Как понять слова Мефистофеля «Теория, мой друг, суха, / Но зеленеет жизни древо»?

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста

Слайд 8Обобщающая беседа:
Как в трагедии «Фауст» отразилась философия эпохи Про­свещения?
Почему сцена «Пролог

на небе» — ключ к основной идее трагедии?
В чём смысл сопоставления Фауста и Вагнера?
Почему борьба добра и зла является движущей силой разви­тия мира?
Почему композиционной основой трагедии является противо­стояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомне­ния Мефистофеля?
Итоговый вопрос:
В чём трагедия «Фауст» является порождением эпохи Про­свещения?

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Обобщающая беседа:Как в трагедии «Фауст» отразилась философия эпохи Про­свещения?Почему сцена «Пролог на небе» — ключ к основной

Слайд 9Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Слайд 10И.-В. ГЁТЕ. «ФАУСТ»: ИДЕЙНЫЙ СМЫСЛ ТРАГЕДИИ обзор с чтением отдельных сцен
Урок 104
Учитель

литературы: Муллаянова А. Р.
И.-В. ГЁТЕ. «ФАУСТ»:  ИДЕЙНЫЙ СМЫСЛ ТРАГЕДИИ обзор с чтением отдельных сценУрок 104Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Слайд 11Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос: «Чем интересен „Фауст“ для современного читателя?»


Ответить на вопросы учебника (раздел «Повторение»).
Составить «Советы чтецам» на основе рекомендаций профес­сиональных исполнителей (см. статьи учебника, ч. 2: В. С. Лано­вой. «На пути к поэзии»; А. М. Бруссер. «Перед чтением стихов вслух. Несколько практических советов»).

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Домашнее задание.Письменно ответить на вопрос: «Чем интересен „Фауст“ для современного читателя?» Ответить на вопросы учебника (раздел «Повторение»).Составить

Слайд 12Основное содержание урока. Трагизм любви Фауста и Гретхен. По­иски Фаустом справедливости

и разумного смысла жизни человечества. Итоговый смысл трагедии. Особенности жанра трагедии: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Углубление понятия о драматической поэме.
Основные виды деятельности. Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих тер­минов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие драматическая поэма.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование коммуникативной компетентности и эстети­ческого сознания через освоение наследия мировой литературы.
Метапредметные: развитие интересов познавательной деятельности, умения работать в группе; совершенствование навыков смыслового чтения.
Предметные: осознание значимости изучения литературы как средст­ва познания мира и себя в этом мире; воспитание читателя, способно­го участвовать в обсуждении прочитанного, планировать своё досуговое чтение.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Основное содержание урока. Трагизм любви Фауста и Гретхен. По­иски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. Итоговый

Слайд 13Трагизм любви Фауста и Гретхен
Рассказ учащегося на тему «Любовь Фауста и

Гретхен».
Групповая работа:
Группа 1. Прочитайте по ролям фрагмент сцены «Сад» со слов «О радость ты моя!» до слов «...проклятья и гнев Творца». Какие черты Фауста и Маргариты проявились в этом диалоге? Подтвердите примерами нравственную чистоту Маргариты. Как Мефистофелю удалось толкнуть её на совершение греха? Про­читайте выразительно монолог Гретхен (сцена «На городском валу»). Почему Гретхен молится Богоматери?
Группа 2. Прочитайте по ролям сцену «Ночь. Улица перед домом Гретхен». Почему Валентин так тяжело переживает бес­честье сестры? Как в этом отражена мораль века? Почему он хочет расправиться с Мартой? Почему он винит в своей смерти Маргариту, говоря: «Ты мне сама из-за угла / Удар бесчестьем нанесла»? Почему Фауст скрывается с места преступления?
Группа 3. Прочитайте выразительно диалог Фауста и Мар­гариты со слов «Твой милый рядом и мгновенно...» до слов «В последней, смертной тишине!» (сцена «Тюрьма»). Докажите, что Маргаритой овладело безумие. Почему она отказывается бежать с Фаустом из тюрьмы? *Чем монологи Маргариты близки репли­кам Офелии после смерти отца? В жертву чему Фауст приносит свою любовь к Маргарите? Почему Гёте не мог закончить траге­дию картиной счастья Фауста и Маргариты?

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Трагизм любви Фауста и ГретхенРассказ учащегося на тему «Любовь Фауста и Гретхен».Групповая работа:Группа 1. Прочитайте по ролям

Слайд 14Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. Итоговый смысл трагедии
Аналитическая

беседа:
— Что происходит с Фаустом во второй части трагедии? До­кажите, что теперь он путешествует не в пространстве, а во вре­мени.
— Почему Фауст не может спасти Германию от разорения при помощи выпуска бумажных денег?
— Почему его любовь с Еленой Прекрасной не может длить­ся вечно?
— Ради чего Фауст идёт на гибель стариков — Филемона и Бавкиды?
— В чём символический смысл потери Фаустом зрения?
Групповая работа:
Группа 4. Прочитайте выразительно финальный монолог Фауста со слов «Болото тянется вдоль гор...» до слов «Я высший миг сейчас переживаю» (часть II, 5-й акт, сцена «Большой двор перед дворцом»). Как понять слова Фауста: «Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, / Жизнь и свободу заслужил»? Почему в финале одна из кающихся, прежде называвшаяся Гретхен, хочет стать для Фауста вожатой в ином мире? Чем последняя сцена «Фауста» напоминает «Божественную комедию» Данте?

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. Итоговый смысл трагедииАналитическая беседа:— Что происходит с Фаустом во

Слайд 15Особенности жанра трагедии: сочетание в ней реальности и элементов условности и

фантастики

Практическая работа.
Составление таблицы «Реальность и фантастика в трагедии ,,Фауст“».

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Особенности жанра трагедии: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастикиПрактическая работа. Составление таблицы «Реальность и

Слайд 16Фауст как вечный образ мировой литературы
Сообщение о воплощении образа Фауста в

русской и мировой литературе с примерами из следующих произведений:
А. С. Пушкин. «Сцены из „Фауста**» (1825);
Г. Гейне. «Фауст» (1851);
Т. Манн. «Доктор Фаустус» (1949);
И. С. Тургенев. «Фа­уст» (1855);
Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы» (1880): разговоры Ивана с чёртом;
М. А. Булгаков. «Мастер и Маргари­та» (1940): образ Воланда и др.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Фауст как вечный образ мировой литературыСообщение о воплощении образа Фауста в русской и мировой литературе с примерами

Слайд 17Углубление понятия о драматической поэме
Основные положения:
Термином драматическая поэма с конца XVIII

— начала XIX века обозначался особый тип стихотворно-драматических произведений с доминирующей в них морально-философской проблематикой. В определении жанра таких произведений ис­пользовался немецкий термин «Lesedrama» (драма для чтения).
Жанр драматической поэмы стал особенно популярен в творчестве романтиков (Дж. Г. Байрон. «Манфред», «Каин», «Небо и Земля»; П. Б. Шелли. «Освобождённый Прометей» и др.). Они использовали его, как и просветители, для пропаганды общественно-политических убеждений.
Обращение в драматической поэме к преданию, а не к исто­рическому факту давало поэту большую свободу для развёртывания сюжета в нужном ему направлении, позволяло превратить положи­тельного героя в выразителя собственных чувств и настроений.
Драматическая поэма занимает промежуточное место между эпическим и драматургическим родом. Для неё характерна диа­логическая форма, что позволяет относить её к драматургии. Но большинство теоретиков видит в драматической поэме господство эпического начала.
Будучи синтетическим жанром, драматическая поэма от­крыта и для лирики, и для эпоса, и для драмы. Любые роды литературы находят в ней место, однако обретают его только на путях последовательно поэтической образности, которая является движущей силой поэмы.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Углубление понятия о драматической поэмеОсновные положения:Термином драматическая поэма с конца XVIII — начала XIX века обозначался особый

Слайд 18Обобщающая беседа:
Вспомните, что такое драма, поэма, лиро-эпическое произве­дение.
Можно ли доказать, что

в «Фаусте» присутствуют черты всех трёх родов литературы: эпоса, драмы и лирики? Обоснуйте свой ответ.
Покажите, как в «Фаусте» в поэму проникают элементы дра­мы.
Итоговый вопрос:
Вопрос 5 из раздела учебника «Проверьте себя».

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Обобщающая беседа:Вспомните, что такое драма, поэма, лиро-эпическое произве­дение.Можно ли доказать, что в «Фаусте» присутствуют черты всех трёх

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть