Слайд 1Фасиль Ахметов
Тема работы: «Жизнь и творчество Фасиля Ахметова»
Автор:
Муллин Ильназ Галимуллович
ученик
9 класса
МБОУ «ООШ имени Фасиля Ахметова с.Каркаусь»
Руководитель:
МухаметовАйнур Расилевич
учитель истории и обществознания.
Каркаусь
2016
Слайд 2Введение
Актуальность темы обусловлено тем, что сейчас забываются культурные ценности народа. Именно
поэтому тема моего выступления связана с жизнью и творчеством нашего земляка, татарского композитора Фасиля Ахметова
Исследования проводилось с целью изучения истории, культуры, народных традиций родного края, расширения представления о жизни знаменитого композитора.
Слайд 3Цель моей исследовательской работы: расширение и углубление знаний о- композиторе-земляке Фасиле
Ахметове.
Задачи:
побывать на родине композитора,
составить родословную
провести тест-анкетирование
привлечение людей к сохранению культурных ценностей.
ознакомиться с его жизнью и творчеством
Проблема:малоизученность творчества композитора
Слайд 4Жизнь Фасиля Ахметова
Родной край Фасиля Ахметова - деревня
в Кукморском районе, на р. Каркаусь, в 22 км к юго-востоку от пгт Кукмор.
В роду Ахметовых все были людьми музыкальными, эмоциональными, тонко и глубоко чувствующими жизнь и искусство. Ахмет, отец будущего композитора Фасиля Ахметова, слыл в округе лучшим гармонистом. Мама Бибисара красиво пела старинные татарские протяжные песни.
Хорошо знавшие Ахмета односельчане называли его «несгибаемый и правдолюбивый Тукай». Еще живя в Казани, он с большим желанием и интересом смотрел спектакли в татарском театре, часто бывал на концертах, был знаком с Салихом Сайдашевым, на скромны сбережения купил гармонь и вскоре прослыл знаменитым гармонистом.
Слайд 7Фасиль в 11 месяцев уже уверенно топал маленькими ножками по избе.
Однако в семью неожиданно пришла беда: Ахмета по ложному обвинению объявили врагом народа, арестовали и увезли в Казань. А молодую Бибисару, мать троих малолетних детей, насильно отправили на колхозные работы. Фасиль часами ждал маму, сидя на холодном полу избы. Порой его штанишки примерзали к дверному порогу. Через 4 месяца отец смог оправдаться и вернулся домой. К сожалению, любимый Фасиль в его отсутствие получил неизлечимую болезнь, в результате которой обе ноги высохли до костей и он всю жизнь вынужден был ходить, опираясь на палочку. В утешение Ахметгали дал сыну гармошку и тот, начиная с двух годиков в течение 60 лет не расставался с гармонью, баяном, фортепиано.
Слайд 8Учёба Фасиля Ахметова
Правда, физический недуг, инвалидность сильно мешали юноше. Поэтому в
школе он начал учиться лишь в 10 лет. Когда его ровесники закончили среднюю школу, он – лишь семилетку. Счастливый случай помог ему поступить в музыкальное училище. Директором училища был замечательный человек, музыкант, педагог Ильяс Ваккасович Аухадеев, который разглядел в скромном деревенском пареньке-гармонисте талант и зачислил его без экзамена в класс баяна, а затем на теоретико-композиторское отделение. Играл на баяне виртуозно. На последних курсах училища стал интересоваться композицией, сочинил свои первые песни. Вскоре эти песни стали очень популярными. Первые успехи окрылили молодого композитора, помогли поверить в себя. Вдохновленный Фасиль Ахметов сочинил пьесы для баяна и для скрипки. Таким образом появилось желание стать композитором. Уже в училище Фасиль со своим другом Мирсаитом Яруллиным брал уроки композиции у известного профессора Альберта Лемана.
Слайд 9Ф.Ахметов, Д.Шостакович, А.Леман
Слайд 10Творчество
Поступив в консерваторию, продолжил учебу в классе Альберта Семеновича Лемана. Фасиль
Ахметов вспоминал, что все преподаватели были очень внимательными к его таланту, старались подбодрить деревенского паренька, вселить уверенность в правильности выбранного пути. А он, в свою очередь, старался учиться еще прилежнее и старательнее. Истинное признание пришло к Фасилю в консерватории. Приехавший в Казань Дмитрий Шостакович, прослушав струнный квартет начинающего композитора, во всеуслышание воскликнул: «Да этот парень – прирожденный симфонист!» Эти слова сильно подняли авторитет Фасиля среди профессионалов, побудили его к интенсивному творчеству
Вскоре эти песни стали очень популярными. Первые успехи окрылили молодого композитора, помогли поверить в себя. Вдохновленный Фасиль Ахметов сочинил пьесы для баяна и для скрипки. Таким образом появилось желание стать композитором.
Слайд 11Первый струнный квартет молодого композитора, написанный еще в студенческие годы, получил
высокую оценку Дмитрия Шостаковича и вошел в репертуар всемирно известного Квартета имени Бородина. А уже первое крупное симфоническое произведение Ф.Ахметова - "Памяти Фарита Яруллина" - было удостоено Государственной премии Российской Федерации имени М.Глинки. Внутренний мир современника с его сомнениями, раздумьями вдохновил композитора на создание симфонии, получившей впоследствии название "Казанская" и ставшей одной из самых значительных творческих вершин татарской симфонической музыки. Ее исполнение стало кульминацией юбилейного вечера Ф.Ахметова. В свое время за это сочинение композитор был удостоен Тукаевской премии.
Слайд 12
Опрос школьников
В опросе были заданы следующие вопросы:
1. Знаете ли вы Фасиля
Ахметова?
2. В какой деревне он родился?
3. Год рождения композитора?
4. Достижения Фасиля Ахметова?
Слайд 131. Знаете ли вы Фасиля Ахметова?
2. В какой деревне он родился?
3.
Год рождения композитора?
4. Достижения Фасиля Ахметова
Начальные классы
Старшие классы
1.Из опрошенных учеников начальных классов, правильно ответили 80%.
2. На второй вопросе ответили правильно 70% учеников.
3. Только 40% учеников смогли правильно ответить.
4.А на последний вопрос правильно ответили только 2 ученика
1.На первый вопрос правильно ответили все ученики.
2.90% учеников ответили правильно на вопрос где родился Фасиль Ахметов.
3.Только 50% сказали правильно его год рождения.
4.И только 30% ответили на последний вопрос.
Слайд 14 Заключение
Мы должны хранить культурные ценности и передавать
другим поколениям. И в этом нам как раз помогает примеры с жизни деятелей исскуства. Они умели находит эти ценности, изучать, хранить и передавать их нам. Вся наша культура является плодом их работы. Без них культура не существовала бы. В этом и заключалась цель моего исследования. Я смог изучить жизнь Фасиля Ахметова и понял важность сохранения культуры.
Имя Фасиля Ахметова увековечена. Его именем названа МБОУ «ООШ с.Каркаусь» и на родине композитора 2001 году открылся музей Фасиля Ахметова.При его открытии известный писатель, профессор, депутат Фоат Галимуллин сказал : «Я поклоняюсь этим местам, где родился и вырос Фасиль Ахметов. Спасибо этой деревне за такого великого композитора.»