Слайд 1Введение в курс изучения истории
Вводный урок
в 10 классе
Автор: Проценко Е.Ю.
Слайд 2Эпиграф к уроку
История – это учительница жизни. Потому что не знать
того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться ребенком.
Цицерон.
Слайд 3Форма урока – эвристическая беседа.
Оборудование – на доске высказывания известных людей
о значимости истории; меловые схемы «периодизация истории» и «виды исторических источников».
Слайд 4План:
Понятие «история» и вспомогательные исторические дисциплины
Виды исторических источников
Необходимость изучения истории
Периодизация истории
Предмет
изучения истории в 10 классе и краткая характеристика учебника
Требования к изучению истории и ведению тетрадей.
Домашнее задание
Слайд 6История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем,
о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях
Слайд 9Вспомогательные исторические дисциплины
(специальные исторические дисциплины), изучают определенные виды или отдельные
стороны формы и содержания исторических источников.
Слайд 10вспомогательные исторические дисциплины
хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники
и старинное письмо;
дипломатика – исторические акты;
нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли;
метрология – систему мер;
геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей;
сфрагистика – печати;
эпиграфия – надписи на камне, глине, металле;
генеалогия – происхождение городов и фамилий;
топонимика – происхождение географических названий;
краеведение – историю местности, региона, края.
Слайд 11ВИДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ УСТНЫЕ
ПИСЬМЕННЫЕ ВЕЩЕСТВЕННЫЕ
Слайд 12Принципы изучения исторических данных
Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений
и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему.
Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе.
Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления
Слайд 13Предмет истории
закономерности развития общества
человек (личность) в самореализации естественных
прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”
Слайд 15Научные категории
Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом
времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных
историческое пространство -совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории
Исторический факт — это реальное событие прошлого
Слайд 16Теории изучения истории
Религиозно-историческая (Движение человечества к Богу. Высшая ценность ¾ Душа)
Всемирио-историческая
(Общемировое развитие, прогресс человечества. Высшая ценность ¾ материальные блага)
Локально-историческая (Единство человечества и среды его обитания. Высшая ценность ¾ гармония мироздания, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни)
Слайд 17Для чего необходимо изучать историю?
Подумайте, какое значение имеет история для
всего человечества и для вас лично?
?
Слайд 18
Историю необходимо изучать для того, чтобы
Учитывая накопленный человечеством опыт, не повторять
его ошибок, учиться на ошибках других и своих стран, народа, лидеров и т.п.;
Чтобы использовать в своей деятельности уже имеющиеся у человечества знания и опыт в различных областях деятельности, чтобы «не изобретать велосипед»:
История учит осмысливать и анализировать события прошлого, помогает лучше понять и объяснить многие современные проблемы. Кто управляет прошлым, тот правит будущим
Расширить свой кругозор, развить свои способности, быть эрудированным человеком. (Это важно при изучении любого школьного предмета);
Слайд 19А что такое периодизация? Что вам известно о периодизации истории?
Периодизация,
деление процессов развития общества или природы на отличающиеся друг от друга периоды на основе определенных признаков или принципов
Слайд 20Периодизация истории
3 млн. 3 тыс. Н.Э. V
XV XX 2015…
Новейшее время
Новое время
Средние века
Древний мир
Первобытность
Слайд 21Цитаты о значимости истории
Главный урок истории заключен в том, что человечество
необучаемо.
У. Черчилль
Не любить историю может только человек совершенно неразвитый умственно.
Н.Г. Чернышевский
История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого.
В.О. Ключевский
Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.
А.С. Пушкин.
Слайд 22Многие скверные ученики стали знаменитыми историческими личностями. Как видно, историю легче
делать, чем учить ее.
Л. Фелеки
Все действительно всемирно-исторические события происходят дважды: первый раз в виде великой трагедии, во второй - в виде жалкого фарса.
Г. Гегель
Слайд 23История человечества – это непрерывное стремление от темноты к ясности.
Ф. Нансен
Вся история есть не что иное, как образование человека человеческим трудом.
К. Маркс
История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни.
Цицерон
Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю.
Ф. Абрамов
Слайд 24Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит
своей истории
В.М. Васнецов
Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее.
В.Г. Белинский
История — это исключительно процесс очеловечивания человечества.
Л. Фейербах
История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики.
И. Ганди
Слайд 25
История — то происходящее, которое, пересекая время, уничтожая его,
соприкасается с вечным.
К. Ясперс
Чтобы писать историю достойным образом, надо забыть о своей вере, своем
отечестве, своей партии.
П. Буаст
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.
В. Ключевский
История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы. Г. Гегель
Слайд 26Закрепление материала
Проанализируйте текст источников и ответьте на вопросы:
-назовите факторы, повлиявшие на
развитие истории России;
Что создавало препятствия на пути модернизации России?
-в чем исключительность истории России?
Американский социолог и историк Р. Пайпс и английский историк Т. Самуэли так определили исключительность истории России и ее место во всемирно-историческом процессе: 1. Бедность почвенно-климатических условий. 2. Влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства. 3. Заимствование христианства у Византии, которое привело к игнорированию «аналитического разума», к упрочению авторитарной власти. 4. Особые, свойственные русской нации этнические характеристики.
Сравните точки зрения этих ученых с мнением В. О. Ключевского и В. Г. Хорос
Слайд 27В. О. Ключевский. «Курс русской истории»
(Извлечение)
Начиная изучение истории какого-либо народа, встречаем силу, которая
держит в своих руках колыбель каждого народа, — природу его страны.
Россия — не разделяет... выгодных природных особенностей Европы, или, говоря точнее, разделяет их в одинаковой степени с Азией. Море образует лишь малую долю ее границ, береговая линия ее морей незначительна... Однообразие — отличительная черта ее поверхности; одна форма господствует почти на всем ее протяжении: эта форма — равнина, волнообразная плоскость...
От однообразия формы поверхности в значительной мере зависит и климат страны, распределение тепла и влаги в воздухе и частью направление ветров...
Климат этого пространства... обыкновенно характеризуют такими общими чертами: зима не особенно суровая, но продолжительная; ...весна поздняя, с частыми возвратами холодов; лето умеренно теплое, благоприятное для земледелия; температура изменяется часто и быстро зимой и весной, реже и постепеннее летом и осенью.
Слайд 28
В. Г. Хорос. «Русская история в сравнительном освещении»
(Извлечение)
Небольшие группы славянского населения осваивали
обширную территорию, намного большую, чем Западная Европа. Но природные и климатические условия этой громадной равнины были гораздо более трудными, чем в западноевропейском регионе. Значительная часть территории нынешней России находится на широтах, где преобладают лес и лесостепь со сравнительно бедными почвами. В части лесостепи и степи почвы более плодородные. Но климатическая зона здесь такова, что период, пригодный для сельскохозяйственных работ, не превышает 5—6 месяцев (по сравнению с 8—9 месяцами в Западной Европе). В Северной России этот срок сокращается до 4 месяцев. При этом осадки обильнее всего на западе и северо-западе, то есть в районах с неплодородными почвами, тогда как в черноземной зоне и в степной части нередки засухи.
Все это превращает большую часть России в зону так называемого рискованного земледелия. Примерно раз в 3 года случается неурожай. Да и сама урожайность невелика. В России она долгое время (вплоть до XIX в.) не превышала «сам-треть» (т. е. когда одно посеянное зерно дает три), что дает уровень, достаточный лишь для простого воспроизводства либо чуть выше его. Немногим лучше обстояло дело с животноводством. Длинная зима сокращает сроки выпаса скота.
Подобная природная среда обычно диктует прогресс несельскохозяйственного производства, различного рода промыслов. Но, во-первых, малая продуктивность сельского хозяйства приводит к недостаточному производству сырья для промышленности, а также к узости внутреннего рынка в силу бедности и низкой покупательной способности крестьянства. Во-вторых, ряд факторов (отсутствие в течение долгого периода выхода к морям, окружение агрессивных степных народов) мешал развитию внешней торговли и связей с более развитыми странами. Наконец, величина территории, обилие леса, болот при редком населении — все это затрудняло коммуникации, устройство дорог. Правда, территория России богата реками, впадающими в моря. Речная сеть долгое время служила основным средством сообщения.