Презентация, доклад на тему Вводный урок по истории в 10 классе

Содержание

Эпиграф к урокуИстория – это учительница жизни. Потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться ребенком.Цицерон.

Слайд 1Введение в курс изучения истории
Вводный урок
в 10 классе
Автор: Проценко Е.Ю.

Введение в курс изучения историиВводный урок в 10 классеАвтор: Проценко Е.Ю.

Слайд 2Эпиграф к уроку
История – это учительница жизни. Потому что не знать

того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться ребенком.
Цицерон.

Эпиграф к урокуИстория – это учительница жизни. Потому что не знать того, что было до твоего рождения,

Слайд 3Форма урока – эвристическая беседа.
Оборудование – на доске высказывания известных людей

о значимости истории; меловые схемы «периодизация истории» и «виды исторических источников».
Форма урока – эвристическая беседа.Оборудование – на доске высказывания известных людей о значимости истории; меловые схемы «периодизация

Слайд 4План:
Понятие «история» и вспомогательные исторические дисциплины
Виды исторических источников
Необходимость изучения истории
Периодизация истории
Предмет

изучения истории в 10 классе и краткая характеристика учебника
Требования к изучению истории и ведению тетрадей.
Домашнее задание

План: Понятие «история» и вспомогательные исторические дисциплиныВиды исторических источниковНеобходимость изучения историиПериодизация историиПредмет изучения истории в 10 классе

Слайд 5Понятие «история»

Понятие «история»

Слайд 6История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем,

о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях
История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в

Слайд 7Исторические науки

Исторические науки

Слайд 8по широте изучения объекта

по широте изучения объекта

Слайд 9Вспомогательные исторические дисциплины
(специальные исторические дисциплины), изучают определенные виды или отдельные

стороны формы и содержания исторических источников.

Вспомогательные исторические дисциплины (специальные исторические дисциплины), изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников.

Слайд 10вспомогательные исторические дисциплины
хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники

и старинное письмо;
дипломатика – исторические акты;
нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли;
метрология – систему мер;
геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей;
сфрагистика – печати;
эпиграфия – надписи на камне, глине, металле;
генеалогия – происхождение городов и фамилий;
топонимика – происхождение географических названий;
краеведение – историю местности, региона, края.

вспомогательные исторические дисциплиныхронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические

Слайд 11ВИДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
 

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ УСТНЫЕ

ПИСЬМЕННЫЕ ВЕЩЕСТВЕННЫЕ





 

ВИДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ 

Слайд 12Принципы изучения исторических данных
Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений

и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему.
Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе.
Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления
Принципы изучения исторических данныхПринцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической

Слайд 13Предмет истории
закономерности развития общества
человек (личность) в самореализации естественных

прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”
Предмет истории закономерности развития общества человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк

Слайд 14Научные категории

Научные категории

Слайд 15Научные категории
Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом

времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных
историческое пространство -совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории
Исторический факт — это реальное событие прошлого
Научные категорииИсторическое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных

Слайд 16Теории изучения истории

Религиозно-историческая (Движение человечества к Богу. Высшая ценность ¾ Душа)
Всемирио-историческая

(Общемировое развитие, прогресс человечества. Высшая ценность ¾ материальные блага)
Локально-историческая (Единство человечества и среды его обитания. Высшая ценность ¾ гармония мироздания, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни)
Теории изучения истории	Религиозно-историческая (Движение человечества к Богу. Высшая ценность ¾ Душа)Всемирио-историческая (Общемировое развитие, прогресс человечества. Высшая ценность

Слайд 17Для чего необходимо изучать историю?
Подумайте, какое значение имеет история для

всего человечества и для вас лично?

?
Для чего необходимо изучать историю? Подумайте, какое значение имеет история для всего человечества и для вас лично?

Слайд 18 Историю необходимо изучать для того, чтобы
Учитывая накопленный человечеством опыт, не повторять

его ошибок, учиться на ошибках других и своих стран, народа, лидеров и т.п.;
Чтобы использовать в своей деятельности уже имеющиеся у человечества знания и опыт в различных областях деятельности, чтобы «не изобретать велосипед»:
История учит осмысливать и анализировать события прошлого, помогает лучше понять и объяснить многие современные проблемы. Кто управляет прошлым, тот правит будущим
Расширить свой кругозор, развить свои способности, быть эрудированным человеком. (Это важно при изучении любого школьного предмета);

Историю необходимо изучать для того, чтобы Учитывая накопленный человечеством опыт, не повторять его ошибок, учиться на

Слайд 19А что такое периодизация? Что вам известно о периодизации истории?

Периодизация,

деление процессов развития общества или природы на отличающиеся друг от друга периоды на основе определенных признаков или принципов
А что такое периодизация? Что вам известно о периодизации истории? Периодизация, деление процессов развития общества или природы

Слайд 20Периодизация истории



3 млн. 3 тыс. Н.Э. V

XV XX 2015…
Новейшее время
Новое время
Средние века
Древний мир
Первобытность




 
 


Периодизация истории3 млн.   3 тыс.  Н.Э.  V

Слайд 21Цитаты о значимости истории
Главный урок истории заключен в том, что человечество

необучаемо.
У. Черчилль
Не любить историю может только человек совершенно неразвитый умственно.
Н.Г. Чернышевский
История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого.
В.О. Ключевский
Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.
А.С. Пушкин.

Цитаты о значимости истории Главный урок истории заключен в том, что человечество необучаемо.						   У. ЧерчилльНе

Слайд 22Многие скверные ученики стали знаменитыми историческими личностями. Как видно, историю легче

делать, чем учить ее.
Л. Фелеки
Все действительно всемирно-исторические события происходят дважды: первый раз в виде великой трагедии, во второй - в виде жалкого фарса.
Г. Гегель


Многие скверные ученики стали знаменитыми историческими личностями. Как видно, историю легче делать, чем учить ее.

Слайд 23История человечества – это непрерывное стремление от темноты к ясности.

Ф. Нансен
Вся история есть не что иное, как образование человека человеческим трудом.
К. Маркс
История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни.
Цицерон
Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю.
Ф. Абрамов

История человечества – это непрерывное стремление от темноты к ясности.					      Ф. НансенВся

Слайд 24Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит

своей истории В.М. Васнецов Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее. В.Г. Белинский История — это исключительно процесс очеловечивания человечества. Л. Фейербах История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики. И. Ганди
Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории 					   В.М.

Слайд 25 История — то происходящее, которое, пересекая время, уничтожая его, соприкасается с вечным.

К. Ясперс Чтобы писать историю достойным образом, надо забыть о своей вере, своем отечестве, своей партии. П. Буаст История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. Ключевский История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы. Г. Гегель
История — то происходящее, которое, пересекая время, уничтожая его, соприкасается с вечным.

Слайд 26Закрепление материала
Проанализируйте текст источников и ответьте на вопросы: -назовите факторы, повлиявшие на

развитие истории России;
Что создавало препятствия на пути модернизации России? -в чем исключительность истории России?
Американский социолог и историк Р. Пайпс и английский историк Т. Самуэли так определили исключительность истории России и ее место во всемирно-историческом процессе: 1. Бедность почвенно-климатических условий. 2. Влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства. 3. Заимствование христианства у Византии, которое привело к игнорированию «аналитического разума», к упрочению авторитарной власти. 4. Особые, свойственные русской нации этнические характеристики.
Сравните точки зрения этих ученых с мнением В. О. Ключевского и В. Г. Хорос
Закрепление материалаПроанализируйте текст источников и ответьте на вопросы: -назовите факторы, повлиявшие на развитие истории России;Что создавало препятствия

Слайд 27В. О. Ключевский. «Курс русской истории» (Извлечение)
      Начиная изучение истории какого-либо народа, встречаем силу, которая

держит в своих руках колыбель каждого народа, — природу его страны.       Россия — не разделяет... выгодных природных особенностей Европы, или, говоря точнее, разделяет их в одинаковой степени с Азией. Море образует лишь малую долю ее границ, береговая линия ее морей незначительна... Однообразие — отличительная черта ее поверхности; одна форма господствует почти на всем ее протяжении: эта форма — равнина, волнообразная плоскость...       От однообразия формы поверхности в значительной мере зависит и климат страны, распределение тепла и влаги в воздухе и частью направление ветров...       Климат этого пространства... обыкновенно характеризуют такими общими чертами: зима не особенно суровая, но продолжительная; ...весна поздняя, с частыми возвратами холодов; лето умеренно теплое, благоприятное для земледелия; температура изменяется часто и быстро зимой и весной, реже и постепеннее летом и осенью.

В. О. Ключевский. «Курс русской истории» (Извлечение)       Начиная изучение истории какого-либо народа, встречаем силу, которая держит в своих руках

Слайд 28 В. Г. Хорос. «Русская история в сравнительном освещении» (Извлечение)
      Небольшие группы славянского населения осваивали

обширную территорию, намного большую, чем Западная Европа. Но природные и климатические условия этой громадной равнины были гораздо более трудными, чем в западноевропейском регионе. Значительная часть территории нынешней России находится на широтах, где преобладают лес и лесостепь со сравнительно бедными почвами. В части лесостепи и степи почвы более плодородные. Но климатическая зона здесь такова, что период, пригодный для сельскохозяйственных работ, не превышает 5—6 месяцев (по сравнению с 8—9 месяцами в Западной Европе). В Северной России этот срок сокращается до 4 месяцев. При этом осадки обильнее всего на западе и северо-западе, то есть в районах с неплодородными почвами, тогда как в черноземной зоне и в степной части нередки засухи.       Все это превращает большую часть России в зону так называемого рискованного земледелия. Примерно раз в 3 года случается неурожай. Да и сама урожайность невелика. В России она долгое время (вплоть до XIX в.) не превышала «сам-треть» (т. е. когда одно посеянное зерно дает три), что дает уровень, достаточный лишь для простого воспроизводства либо чуть выше его. Немногим лучше обстояло дело с животноводством. Длинная зима сокращает сроки выпаса скота.       Подобная природная среда обычно диктует прогресс несельскохозяйственного производства, различного рода промыслов. Но, во-первых, малая продуктивность сельского хозяйства приводит к недостаточному производству сырья для промышленности, а также к узости внутреннего рынка в силу бедности и низкой покупательной способности крестьянства. Во-вторых, ряд факторов (отсутствие в течение долгого периода выхода к морям, окружение агрессивных степных народов) мешал развитию внешней торговли и связей с более развитыми странами. Наконец, величина территории, обилие леса, болот при редком населении — все это затрудняло коммуникации, устройство дорог. Правда, территория России богата реками, впадающими в моря. Речная сеть долгое время служила основным средством сообщения.

В. Г. Хорос. «Русская история в сравнительном освещении»  (Извлечение)       Небольшие группы славянского населения осваивали обширную территорию, намного

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть