Слайд 1От средневековья к новому времени
Галахова Г.В. Учитель истории и обществознания ФКОУ
СОШ г. Чехов-2 МО
Вводный урок по Новой истории
7 класс
Слайд 2ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
В предметном направлении:
формирование у учащихся представление о сущности
исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории. Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала. Пробудить интерес к изучению темы «От Средневековья к Новому времени». Сформировать у учащихся умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию.
В метапредметном направлении:
формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале.
Развитие у учащихся умения искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление.
В направлении личностного развития:
развитие логического и критического мышления, способности внимательно относиться к документации любого рода, развитие навыков делового сотрудничества.
Задачи:
- развивать интерес к истории, развивать навыки делового общения;
- учить узнавать и применять пройденный материал в нестандартной ситуации;
- воспитывать внимание, ответственность за качественное выполнение своего задания, формировать навыки самооценки.
Слайд 3ВСПОМНИМ:
Какие периоды (эпохи) в истории выделяют ученые?
1. Древний мир
(Конец IV тыс.
до н.э.
– конец V в. н.э)
Средние века
V в. н.э. – XV в.
Слайд 4Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать?
Примитивная техника и технология.
Поступательное
развитие
Условная собственность на землю (земля – высшая ценность, но пользование ею сопровождается условиями: для рыцарей – военной службой сеньеру, для крестьян – уплата феодальной ренты.
Господство натурального хозяйства.
Строгая иерархическая структура общества.
Неограниченная власть монарха.
Теоцентризм – религия пронизывает все сферы жизни общества.
Слайд 5Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать?
IV - VII
вв. Великое переселение народов
622 г. Зарождение ислам
800 г. Образование Франкской империи
962 г. Основание Священной Римской империи
1054 Разделение христианской церкви (схизма) на католическую и православную
1096 - 1270 Крестовые походы
1147 Первое письменное упоминание о Москве
1204 Взятие Константинополя крестоносцами
1215 Великая хартия вольностей
1223 - 1242 Монголо-татарское нашествие на земли Восточной Европы
1265 Возникновение английского парламента
1302 Возникновение Генеральных штатов во Франции
1337 - 1453 Столетняя война между Англией и Францией
1380 Куликовская битва, начало освобождения Московской Руси от монголо-татарского нашествия
XIV - нач. XVI в. Объединение русских земель вокруг Москвы
1419 - 1434 Гуситские войны
1445 Изобретение книгопечатания И.Гутенбергом
1453 Взятие турками Константинополь
1455 - 1485. Война Алой и Белой розы
1480 Конец татарского господства в Северо-Восточной Руси
Слайд 6Когда появляется термин Новое время?
Термин «новое время» появился в Италии в
ХV в. Люди хотели противопоставить себя средневековью, подчеркнуть, что началась эпоха «пробуждения умов».
Появилось другое видение мира, усилился интерес к человеку, к новым знаниям. Люди стали покидать насиженные места и отправлялись в новые путешествия.
Слайд 7Рамки нового времени
Считается, что новое время появилось на рубеже ХV –
XVI вв., время позднего итальянского Возрождения, Великих географических открытий и Реформации. Завершается новое время на рубеже ХIХ – ХХ вв.
Мы с вами будем изучать первый период Нового времени – Раннее новое время (ХV – XVIII вв.).
Слайд 8Какие существуют периоды Нового времени?
Раннее Новое время – XVI – XVIII
вв. (7 класс)
Позднее Новое время – XIXв. (8 класс)
Граница - Наполеоновские войны — от Великой французской революции до Венского конгресса.
Новейшая история – ХХ – по настоящее время
Слайд 9Основные характеристики Нового времени
Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ.
Разнообразные формы
правления (монархия, ограниченная монархия, республика).
Светская культура.
Слайд 10Человек нового времени
Традиционное общество, где люди жили, соблюдая обычаи предков рушится.
Появилось новое общество – где зародился новый тип человека – Человек Нового времени.
Такой человек появился среди незнатных слоев общества – крестьяне, ремесленники, купцы. Их всех объединяла одна цель – разбогатеть. Такие люди обладали предпринимательским духом. Они не боялись рисковать.
Якоб Фуггер: «Я хочу наживаться, пока могу»
Слайд 11Стремление к индустриализации
В ХVI – ХVIII вв. общество все еще было
аграрным, применялся ручной труд. Но стремление к личному успеху заставляло людей создавать новые технологии. Общество станет в XIX веке индустриальным, а пока им предстоит плавно перейти из традиционного к новому индустриальному производству.
Общество XVI – XVIII вв. – это общество раннего нового времени, переходное от традиционного к индустриальному.
Слайд 12Новое время ждет вас
Новое время – это сравнительно недавнее прошлое. Тогда
стали складываться политические системы, написаны первые конституции.
Многих писателей и деятелей культуры Нового времени вы изучаете или будете изучать на уроках литературы и МХК.
В этом году вы познакомитесь с событиями Нового времени. Что-то вам покажется интересным, что-то жестоким и пугающим. Читайте учебник внимательно, а возникшие вопросы обсудите с учителем или с одноклассниками.
Слайд 13По каким источникам изучают историю Нового времени?
Обширную группу составляют документальные источники.
Совершенствование делопроизводства привело к существенному упрощению формы и к унификации документов в западноевропейских странах. Преимущественно на основании этого материала складываются наши представления об экономике и социальных отношениях эпохи.
Слайд 14По каким источникам изучают историю Нового времени?
Богатейшая информация относительно самых разных
сторон социально-экономической жизни содержится в документах государственных учреждений и ведомств: центральных органов (королевских советов, канцелярий, казначейств, адмиралтейств, судебных и счетных палат) и местной администрации. Во второй половине XVI в. зародилась система записи актов гражданского состояния (рождений, браков, смертей) в регистрационных книгах церковных приходов, а позднее — и светских властей. Они являются важным источником сведений по демографии, генеалогии и социальной истории в целом.
Слайд 15По каким источникам изучают историю Нового времени?
В XVI—первой половине XVII в.
были по-прежнему широко распространены традиционные документы, фиксирующие феодальные поземельные отношения: государственные земельные кадастры» сеньориальные описи земель — реитали, записи крестьянских повинностей, общинные уставы. Однако наряду с этим увеличилось число договоров срочной аренды, что свидетельствовало о постепенной замене крестьян-держателей арендаторами.
Слайд 16По каким источникам изучают историю Нового времени?
Обширен фонд документов церковной администрации
на всех ее уровнях — от прихода до римской курии, включающий переписку пап, их буллы, донесения в Рим легатов и нунциев, миссионеров, протоколы заседаний синодов и соборов, собраний кальвинистских общин, церковных судов, инквизиции, индехсы запрещенных книг, послания и программные документы идеологов Реформации и других видных деятелей церкви.
Слайд 17По каким источникам изучают историю Нового времени?
Ценными историческими источниками являются также
памятники художественной культуры: архитектура, живопись, литература этой эпохи с их ярко проявившимися национальными особенностями, а также народная поэзия, песенное творчество, популярная сатира.
Слайд 18Закрепление и рефлексия
1. Когда и в связи с чем появился термин
«новое время»?
2. Укажите хронологические рамки нового времени
3. Какими чертами обладал человек Нового времени?
Что нового узнали?
Что удивило?
Что пригодится в жизни?
Слайд 19Домашнее задание:
Стр.4-7, вопросы после текста
Опережающее задание – сообщения (презентации) о Генрихе
Мореплавателе, Бартоломеу Диаше,
Васко да Гама