Слайд 1Блокада Ленинграда
Виноградова Валентина Васильевна
2020
Слайд 2Цель урока:
Сохранение исторической памяти о
мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через интерактивные символы памяти.
«Свеча памяти» о тех кто
прошёл через блокаду Ленингра.
Установлена в Иерусалиме 24.01.2020 г.
Слайд 3 В память о жертвах блокады Ленинграда
сегодня по всей стране проходит акция «Блокадный хлеб», к которой мы присоединяемся, отдавая дань памяти тем, кто сражался и погиб в блокадном городе.
Слайд 4«В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в
Великой Отечественной войне 1941−1945 годов» 2020 год объявлен Указом Президента Российской Федерации Годом памяти и славы.
Слайд 5Одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны стала
блокада Ленинграда.
Кольцо окружения вокруг города сомкнулось 8 сентября 1941 г. Завершилась блокада города – 27 января 1944г., когда войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область.
Тот день стал одним из самых счастливых в жизни сотен тысяч ленинградцев; одним из самых счастливых — и, одновременно, одним из самых скорбных — потому что у каждого дожившего до этого праздничного дня за время блокады умер или родственник, или друг. Сегодня этот день отмечается как День воинской славы России – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Современное название памятной даты было установлено законом, подписанным президентом Владимиром Путиным 1 декабря 2014 года.
Слайд 7
Вспоминая сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу
блокадного Ленинграда - небольшому кусочку хлеба - 125 грамм. Именно такая самая минимальная норма выдачи хлеба была установлена в самый трудный период блокады - зимой 1941/1942 г. Минимальная дневная норма хлеба, продержалась с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. – 125 грамм.
Снижение нормы хлеба послужило тому, что многие жители не смогли пережить этот период. Не имея никаких продовольственных запасов, люди были обречены на смерть. Ведь, кроме заветных 125 г блокадного хлеба, у них ничего не было.
Слайд 10Символ надежды и жизни: Хлеб в блокадном Ленинграде
Слайд 11Руководство советской страны, сами ленинградцы делали все возможное и невозможное, чтобы
решить вопросы жизнеобеспечения города и помощи населению. Уже 12 ноября на тонкий ладожский лед вышли первые разведчики из числа гидрографов Балтийского флота, которые под руководством Михаила Казанского начали исследование скорости и характера намерзания ледяного покрова у южного берега озера, там, где расстояние между ленинградским берегом и Большой землей было наименьшим. А уже на следующий день, 13 ноября, начальник службы тыла Ленинградского фронта генерал-майор Феофан Логунов подписал приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи». Эта трасса вошла в историю блокадного Ленинграда как «Дорога жизни».
Недаром Ладога родная «Дорогой жизни» названа
Слайд 13По «Дороге жизни» через Ладожское озеро осуществлялась связь с Большой Землей:
эвакуация населения и промышленного оборудования, доставка в Ленинград продовольствия, топлива, боеприпасов, вооружения и людских пополнений для войск.
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на Земле
Страшней и радостней дороги.
Ольга Берргольц
Слайд 221. Азбука Морзе
15 ноября 1941 года начался основной этап разведки
траектории будущей трассы ледяной дороги: вместе с военными гидрографами ее вели бойцы 88-го отдельного мостостроительного батальона. В общей сложности 12 групп разведчиков, двигаясь от Осиновца и Коккорево (поселок на юго-западном берегу Ладоги), прошли до восточного берега и убедились, что проложить трассу так, как изначально планировалось, не получится.
4. Интерактивный блок
Слайд 23Результаты ледовой разведки доложили в штаб Ленинградского фронта утром 19 ноября.
И вскоре командующий фронтом генерал-лейтенант Михаил Хозин издал приказ об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро. В тот же день из Коккорево в сторону Кобоны отправился санный обоз в 350 упряжек, который через двое суток вернулся. Это был первый груз, поступивший в Ленинград по «Дороге жизни».
Слайд 24Командир отделения дал вам приказ сообщить генерал-лейтенанту о первых успехах
работы «Дороги жизни», зашифровав послание.
Слайд 25Определите груз, первым доставленный по «Дороге жизни», используя запись сигналов Азбуки
Морзе.
Задание: [-….] […--] [#] [-] [---] [-.] [-.]
[-.--] [#] [--] [..-] [-.-] [..]
Слайд 262. Последнее послание
Вас и вашу группу вызвал капитан. Он рассказал,
что совсем недавно, в апреле 1942 года, на Невском пятачке был оставлен 330-й полк 86 стрелковой дивизии. Около пятисот оставшихся в строю солдат 330-го полка под руководством командира полка Блохина успешно отбивали немецкие атаки. Как бы ни старались пробиться бойцы, они с каждым днем теряли силы. Капитан передал Вам записку о важном задании для майора Блохина. Вам нужно вернуться на Невский пятачок.
Слайд 27Помните, как еще осенью на той стороне Невы, напротив Невской Дубровки,
росли высокие красивые сосны, вдоль берега стояли дома, но сейчас, после нескольких месяцев жестоких, кровопролитных боев, живописный уголок был превращен в лунный пейзаж. Не осталось ни домов, ни деревьев, даже плодородный слой земли был уничтожен снарядами и бомбами.
Слайд 28Вы стали выяснять, как передать записку Блохину. Оказалось, что пока держалась
переправа по льду, связь с 330-м стрелковым полком была надежна и помощь ему могла быть оказана всегда. Но 24 апреля начался ледоход, и защитники плацдарма вместе с Блохиным оказались отрезанными от своих тылов. Немецкие солдаты, воспользовавшись этим, атаковали наши позиции на Невском пятачке. Вскоре немцы во многих местах прорвались к Неве, и плацдарм был рассечен противником на отдельные очаги сопротивления. Это последняя информация, которую получили с той стороны Невы. Связь с защитниками плацдарма прервалась
Слайд 29Ночью раненый майор Соколов под непрекращающимся пулеметным огнем немцев в ледяной
воде, пробиваясь между льдин, доплыл до вашего берега. Он переправился с донесением о тяжелом положении плацдарма и документами по поручению начальника политотдела 86-й стрелковой дивизии ‒ руководителя последнего рубежа обороны Невского пятачка.
Слайд 30Но положение оставшихся в живых защитников плацдарма уже стало безнадежным. Недалеко
от блиндажа защитники плацдарма положили на крутой берег куски белой ткани, чтобы их было видно с вашего берега, и написали красным цветом, скорее всего, кровью, одно слово. Вам до сих пор снится эта страшная картина.
Что они написали?
Слайд 31Завершение урока
В заключении урока давайте подведём итог:
Что нового вы сегодня
узнали?
Что произвело на вас самое сильное впечатление?
Назовите основные факты, понятия, явления, о которых вы узнали в ходе урока.
Сегодня на уроке мы решали небольшие практические задачи, связанные с военным временем. Во время учёбы их осваивают именно в таком игровом формате, но в условиях реальных военных действий их приходится применять при самых тяжёлых обстоятельствах. И трудно представить себе обстоятельства более тяжёлые, чем повседневная жизнь блокадного города. Тем ценнее усилия его жителей, тем важнее знать и помнить об их ежедневной борьбе за жизнь. Ленинградцы боролись не только за выживание в физическом смысле, но за то, чтобы сохранить человечность. Поэтому они, обороняя осаждённый город, продолжали учить детей в школах, заботиться о культурных сокровищах в музеях, укрывать от бомб и пожаров памятники архитектуры. Вот почему мы называем подвигом то, что сделали жители блокадного Ленинграда.