Слайд 115. Внутренняя и внешняя
политика царя
Алексея Михайловича.
Слайд 2XVII в. вошел в историю под названием «бунташный» (от слова «бунт»).
Для выплаты жалованья служилым людям казне все время не хватало денег. Правительство придумывало новые налоги.
Слайд 3Соль — это продукт, нужный всем, и правительство рассчитывало, введя на
него налог, пополнить казну. Цены на соль выросли в 3-4 раза. Потребление соли в стране сократилось. Но без нее невозможно было заготовить еду на зиму. Основным продуктом питания в городах была соленая рыба. Тысячи пудов рыбы без соли сгнили на Волге.
Слайд 4В результате общего недовольства в 1648 г. в Москве разразился «соляной
бунт». Народ штурмовал ворота Кремля. Были убиты близкие царю люди. Двор боярина Морозова, которого считали главным виновником повышения налога на соль, разграбили.
Слайд 5В 1648-1650 гг. по стране прокатилась волна городских восстаний. Налог на
соль был отменен, но народ требовал навести порядок в государстве и обуздать своеволие чиновников.
(В Англии в это же время восставшие отрубили голову королю. Во Франции «король-солнце» был вынужден бежать из восставшего Парижа.)
Слайд 6Царь Алексей Михайлович созвал Земский собор и помирился с представителями сословий.
Собор в
1649 г. принял Уложение, приведя законы в соответствие с новым положением в стране.
Слайд 7В 60-е гг. XVII в. по указу царя были выпущены медные
деньги, а по стоимости их приравняли к серебряным. Медные монеты наводнили страну. Это привело к падению стоимости денег. Их отказывались брать. В 1662 г. в Москве вспыхнул «медный бунт».
Слайд 8...Толпы народа отправились в село Коломенское.
Там в это время находился
царь...
Слайд 9
Самое крупное восстание в столице вспыхнуло в 1682 г. Народное недовольство
захватом власти боярами, посадившими на престол 10-летнего Петра, возглавили стрельцы и «выборные» (гвардейцы) солдаты московского гарнизона. Восставшие расправились с теми, кто безнаказанно притеснял народ, и три месяца держали власть в столице. Восстание охватило и другие города и гарнизоны России.
Слайд 10Неспокойно было и в районе реки Дон. Туда бежали помещичьи
крестьяне,
поскольку там действовало правило «с Дону выдачи нет». Массовое бегство крестьян из центральных районов России привело к созданию нового слоя — «молодых, голутвенных» казаков, т. е. Голытьбы. В 60-е гг. XVII в. на Дону начался голод. Это вызвало недовольство
голытьбы.
Слайд 11Во главе голутвенного казачества встал атаман Василий Ус. Его отряды в
1666 г. направились к Москве. По дороге они громили поместья, дома богатых. Против них было послано царское войско. Не дожидаясь прихода армии, отряды Василия Уса возвратились на Дон.
Слайд 12В 1667 г. с Дона на Волгу двинулись новые отряды голытьбы.
Возглавил поход атаман Степан Разин. Отряды Разина грабили купцов, что плыли по Волге. В 1668-1669 гг. корабли Разина прошли по Каспию до Персии, где разбили персидский флот и взяли большую добычу. Затем двинулись через Астрахань на Дон.
Слайд 13...Расправившись с воеводами, боярами, приказными людьми, Разин оставил в Астрахани атамана
Уса,
а сам двинулся вверх по Волге. Города Саратов и Самара были хорошо укреплены, но сдались без боя.
Народ был на стороне восставших.
Слайд 14Царь Алексей Михайлович, напуганный размахом восстания, двинул к Симбирску большую армию.
Произошло сражение. Разин показал себя храбрым воином, но его ранили, и восставшие были вынуждены отступить к Царицыну, а оттуда на Дон. Там «домовитые» казаки выдали его царским войскам. В 1671 г. Разина казнили в Москве.
Слайд 15Очаги восстания не затухали многие годы.
Слайд 16В 1652 г. новым патриархом Московским и всея Руси стал митрополит
Новгородский Никон.
(В миру его звали Никита Минов. В 19 лет стал сельским
священником, женился, но после смерти своих детей ушел из мира, избрав путь монашеского смирения.)
Слайд 17При Никоне была проведена церковная реформа, которую не приняли многие верующие.
Так страна разделилась на два стана по религиозному признаку.
Слайд 18Реформа в основном касалась правил проведения церковного обряда.
Предписывалось, чтобы молящийся
совершал крестное знамение тремя перстами (пальцами), как было заведено в греческой
церкви, вместо двух, как существовало ранее на Руси; вводились поясные поклоны во время молитвы вместо земных; предписывалось
во время службы в церкви петь «Аллилуйя» (прославление) не два, а три раза; во время крестного хода двигаться не по солнцу (посолонь), а против; имя Иисус писать с двумя «и», а не с одним, как раньше.
Слайд 19Неисправленные книги и иконы подвергались публичному сожжению. Никон стремился укрепить церковную
власть и сделать ее равной царской. Но царь Алексей Михайлович не собирался с этим мириться...
Слайд 20Через много лет Никона судил Церковный собор. Его
лишили сана патриарха
и сослали. Но Собор поддержал церковную реформу Никона и предал проклятию ее противников. Та часть населения, которая не приняла реформу, стала называться староверами или старообрядцами.
Слайд 21Традиционно в русской религиозности придавали огромное значение обрядам, считая их основой
веры. По мнению многих православных, греки «пошатнулись» в вере, за что и были наказаны утратой «православного царства» (падением Византии). Поэтому «старорусская старина», считали они, и есть единственно правильная вера.
Слайд 22Духовным вождем старообрядцев стал протопоп Аввакум.
...Его заключили в монастырскую тюрьму
и предложили отречься от своих взглядов. Он этого не сделал. Тогда его сослали в Сибирь. Но он и там не смирился. На Церковном соборе его лишили сана и прокляли. В ответ Аввакум сам предал проклятию Церковный собор. Его сослали в заполярный острог Пустозерск,
где он 14 лет просидел со своими сподвижниками в земляной яме.
В заточении Аввакум написал автобиографическую книгу «Житие». 14 апреля 1682 г. его вместе с союзниками сожгли на костре.
Слайд 23Боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова была сторонницей старообрядцев. Свой богатый дом она
сделала убежищем для всех гонимых «за старую веру». Морозова не поддавалась на уговоры отойти от старой веры.
Слайд 24В середине XVII в. большая часть Украины находилась в составе Польско-Литовского
государства. Там назревало недовольство против крепостного гнета и ущемления православной веры. Главной силой недовольных стало казачество. Оно было городовое (в городах) и вольное (Запорожская Сечь за Днепровскими порогами).
Слайд 25В 1648 г. запорожские казаки под руководством гетмана Богдана Хмельницкого начали
войну против Речи Посполитой. Хмельницкому был нужен сильный союзник. Он неоднократно обращался с просьбой о подданстве к России. Но царь не решался начать войну с Речью Посполитой. В конце 1653 г. собрался
Земский собор, который удовлетворил просьбу Украины о принятии ее «под высокую государеву руку».
Слайд 26В городе Переяславе на Украине в январе 1654 г.
было принято
решение о вхождении Украины в состав
России (Переяславская рада).
Слайд 27В 1654 г. началась война с Польско-Литовским государством (Речью Посполитой). Первоначально
она
шла удачно для России. Русские войска взяли Смоленск
и более 30 городов в белорусских землях.
Слайд 28Начало войны со Швецией тоже было удачным. Русские взяли Дерпт и
ряд крепостей в Прибалтике, осадили Ригу. Однако вскоре обстановка изменилась. Хмельницкий умер, а новый гетман присягнул Речи Посполитой, которая возобновила войну с Россией.
Слайд 29Против двух стран одно временно Россия воевать не могла...
В 1661 г.
Россия заключила мир со Швецией.
По этому миру Россия потеряла все
завоевания в Прибалтике.
Война с Речью Посполитой длилась с перерывами 13 лет (с 1654
по 1667 г.). Противники истощили друг друга. В итоге было заключено Андрусовское перемирие. Россия получила Смоленск, Чернигово-Северские земли, Левобережную Украину и на правом берегу Днепра — Киев.
Слайд 30На Украину претендовала Турция. Это привело в 1672 г. к войне
России, Речи Посполитой и Турции. В 1681 г. был заключен мир Левобережная Украина и Киев оставались за Россией. Турецкий султан обязался «не помогать врагам России».
Слайд 31В итоге войн во второй половине XVII в. Россия не получила
выхода к Балтийскому морю. На западных границах в состав страны вернулись утраченные в период Смуты Смоленские и Черниговские земли.
Слайд 3216. Культура России в XVII веке.
Слайд 33Вся жизнь православного человека в то время была связана с церковью.
При рождении его крестили в церкви; молодоженов — венчали в церкви; умершего — отпевали в церкви. В некоторых семьях читались нравоучительные книги о житиях святых.
Слайд 34Взимание государством налогов в конце XVII в. с «двора» способствовало тому,
что крестьянские семьи продолжали жить «одним двором». Под одной крышей объединялось несколько поколений одной семьи. Это давало возможность старшим передавать свой опыт и знания, а младшим — ухаживать за старшими, воспитывая в себе чувство уважения к старости.
Слайд 35Семья считалась хозяйственной и нравственной основой правильного образа жизни. На холостого
человека, без семьи, смотрели с сожалением или презрением. Холостой образ жизни считался отклонением от нормы. Такое миропонимание отразилось в поговорках, например: «Семейное счастье всего дороже».
Слайд 36Традиционность в крестьянской культуре прослеживалась в народном творчестве и фольклоре. Зимой
молодежь собиралась «на посиделки» в какой-нибудь просторной избе. Там рассказывались и легенды, пелись старинные песни. Летом — водили хороводы, устраивали игры с песнями и речитативами.
Слайд 37Жизнь в городе менялась быстрее, чем на селе. Именно городская жизнь
определила в дальнейшем развитие страны.
Слайд 38В городах и богатых селах открывались «палаты учительные», где за плату
грамотные люди из подьячих обучали «малых робяток». Знатные приглашали учителей
домой. В Москве были школы, где учили греческому языку, латыни, грамматике и риторике, арифметике и геометрии, истории и географии, ОБЖ и обществознанию.
Слайд 39В середине XVII в. в Москве священники были грамотны
на 100
%, монахи и купцы — на 70 %, а горожане —
на 20 %. К концу столетия в столице уже отсутствовали неграмотные дворяне и купцы, а многие из них владели иностранными языками.
В среднем по России были грамотны (т. е. умели писать, читать, считать и петь по нотам) 96 % купцов, 75 % монахов и более 40 % посадских людей. При этом учились мальчики и девочки; среди читателей книг было много женщин.
Слайд 40В 80-х гг. XVII в. открылась Славяно-греко-латинская академия. Возглавляли ее ученые
греки. Обучение начиналось на греческом, потом переходили на латынь. Изучались духовные и философские науки, логика. Для лучшего усвоения знаний устраивались диспуты.
Слайд 41На Печатном дворе в середине XVII в. работало 165 человек. Там
печатали богослужебные книги, выпускали буквари, которые пользовались очень большим спросом. В середине XVII в. появилась печатная «Славянская
грамматика» Милентия Смотрицкого; открылась первая книжная лавка в Москве.
Слайд 42Дворяне, монахи, подьячие и даже крестьяне
описывали события своего времени в
летописных и личных
воспоминаниях. Среди образованных людей принято было писать друг другу письма и стихи.
Слайд 43Во время правления Алексея Михайловича выпускалась первая в России рукописная газета
«Куранты». Стали налаживаться первые почтовые линии, с помощью которых своевременно передавались важные сообщения.
Слайд 44Теремной дворец Московского Кремля был построен в 1635-1636 гг. для царских
детей.
Слайд 45Теремной дворец Московского Кремля был построен в 1635-1636 гг. для царских
детей.
Слайд 46Теремной дворец Московского Кремля был построен в 1635-1636 гг. для царских
детей.
Слайд 47Теремной дворец Московского Кремля был построен в 1635-1636 гг. для царских
детей.
Слайд 48В XVII в. продолжает развиваться иконопись. Выдающимся иконописцем того времени был
Симон Ушаков (1626-1686). Он имел специальную грамоту от патриарха для наблюдения за качеством работы при написании икон, за соответствием их церковным канонам. Ему принадлежат росписи Архангельского и Успенского соборов, некоторые иконы в храме Василия Блаженного.
Слайд 49Наряду с иконами в XVII в. возникает портретная живопись. Первые портреты
писались на доске и назывались парсунами.
Слайд 50В XVII в. в народе пользовались популярностью представления скоморохов— актеров-комедиантов. Они
были музыкантами, певцами, дрессировщиками (в основном медведей), исполнителями комедийных и сатирических сцен из тогдашней жизни (высмеивали жадность, глупость, пороки людей). На ярмарках народ потешал также традиционный театр Петрушки.
Слайд 51Царь Алексей Михайлович любил театральные представления. Спектакли, которые смотрел царь со
своими приближенными, были на библейские сюжеты. В селе Преображенском под Москвой построили "специальную хоромину". Это был первый на Руси придворный театр.
И уж совсем необычным стало то, что царь смотрел
эти представления не один, а с семьей. Правда, женщины не сидели рядом с мужчинами. Они могли наблюдать за театральным представлением из особого помещения.
Слайд 52Канцлер, то есть хранитель государственной печати, Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (ок. 1605-1680)
участвовал в заключении
Андрусовского перемирия, в результате которого прекратилась война с Польшей и за Россией были закреплены Левобережная Украина и Киев. Он являлся сторонником войны со Швецией за выход в Балтийское море.
Слайд 53Артамон Сергеевич Матвеев
(1625-1682)
управлял Посольским, Малороссийским и Стрелецким приказами. Он был
образованным человеком. Руководил
составлением «Истории русских государей». Дом содержал на европейский манер.