Слайд 1«Внеклассное мероприятие, посвящённое битве под Москвой».
Разработала: Есипова. М. А. –учитель истории
и обществознания.
Слайд 2Задачи:
на основе знакомства с новыми
фактами воссоздать ход
Московской битвы,
2.поддерживать
интерес учащихся к истории своей страны;
3.развивать навыки отбора и
обработки научной информации
Слайд 3В немногих строчках не опишешь
Накал той страсти огневой,
Когда отцы наши, сражаясь,
Разбили
немцев под Москвой.
Мы отступали, огрызаясь,
На дальних подступах к Москве:
Смоленск и Ельня, под Можайском
Их было много, мы в меньшинстве.
7-ое ноября. Парад на Красной.
Последние резервы там прошли,
Чтобы сказать всем псам немецким.
-Москвы не взять. Вы не страшны.
Слайд 4Дивизии, что защищали
Москву от полчищ ига зла,
Стояли намертво, не сделав шагу
Назад
к Москве. Туда нельзя!
Панфиловцы и катуковцы,
Сибиряки и казаки,
Рабочие с Урала, Волги
И ополченцы москвичи.
Их час пробил. И армии Резерва
От обороны перешли
В решительное наступленье,
Погнали немцев от Москвы.
То был великий подвиг.
Там впервые развеян миф
Непобедимости врага.
Их гнали до Берлина
Четыре года.
Шаг первый сделала Москва.
(Кочетков Борис Андреевич.)
Слайд 5
Вопрос. Назовите настоящее имя девушки.
Задание 1 тура: командам:
1.В декабре 1941
г.в селе Петрищево под Москвой немцы казнили
за поджог молодую партизанку, назвавшуюся Таней.
Ею оказалась ученица 10 класса школы № 201 Октябрьского района Москвы. Перед уходом на фронт, прощаясь с матерью, она сказала: «Не плачь, родная. Вернусь или умру героем…».
Слайд 6Вопрос. Укажите место, где проходило заседание. Почему было выбрано именно это
место?
2. В осажденной Москве 6 ноября в весьма необычном месте состоялось заседание руководства страны по случаю годовщины Октябрьской революции. На нем выступил И.В.Сталин . В своей речи он высмеивал нацистов: «И эти люди, лишенные совести и чести, люди с моралью животных , имеют наглость призывать к уничтожению великой русской нации, нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого…»
Слайд 7Вопрос. Кому принадлежат эти слова?
3. 7 ноября 1941 г. в Москве
прошел парад , с которого бойцы сразу отправлялись на фронт. Тогда на Красной площади прозвучала речь: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова , Михаила Кутузова!...»
Слайд 8Вопрос: Назовите район, в котором появились немцы?
4. В ноябре 1941 г.
немцы продолжили успешное наступление. Германские генералы могли рассматривать Москву в бинокли. Отряду немецких мотоциклистов удалось прорваться в один из окраинных районов Москвы.
Слайд 9Вопрос: Перечислите города в порядке их сдачи немецко-фашистским захватчикам?
5.В ходе наступления
немецко-фашистской
армии на Московском направлении пали
русские города: Вязьма, Солнечногорск,
Можайск, Волоколамск..
Слайд 10Вопрос: Назовите фельдмаршала, который командовал этой группой германских войск?
6.Осуществление операции
«Тайфун» было поручено группе армий «Центр» .
Назовите фельдмаршала, который командовал этой группой германских войск?
Слайд 11Солдат спит, а… .
-Автомат да лопата- … .
-Вчерашней славой… .
-Пуля- дура,…
-Плох то солдат,…
Задание 2 тура: Продолжи пословицу,
поговорку.
Слайд 12Задание 3 тура: Работа историческим источником.
Для команды 1.
Что решает она,
Кроме школьных задачек несложных,
Ей пока лишь мечта
Да нехитрое дело под стать.
Угловатая девочка.
Что она может сегодня:
Помогать своей маме?
Почти без ошибок писать?
А ещё она может
В раскрытые волны - с разбегу.
А ещё она может,
Коль тяжкое время придёт,
Мимо дымных штыков
Босиком -
по горящему снегу,
А ещё она может
Запеть,
восходя на немой эшафот. О ком идёт речь в стихотворении?
Оком идёт речь в стихотворении?
Слайд 13Задание команде 2:
Вырос из душистых трав
На земле киргизов он.
Бросил, юношей собрав,
Аджидару вызов он.
Из джигитов молодых
Мудрых сделал он солдат,
В битвах ярых души их
Закаляя, как орлят.
Дальнобойною грозой,
Ливнем пуль врагов гоня,
Первым он кидался в бой,
В пропасть смертную огня.
И свинцом ужален вдруг,
Под Москвой он пал в снегах,
Храбрецы из мёртвых рук
Подняли победный стяг.
О каком полководце рассказывает это стихотворение?
Слайд 14Задание команде 3:
Дай же мне, память, воочью и прямо
Снова увидеть
тот памятный час!
Падая тихо на древний камень,
Вьются снежинки между штыками.
Шелест тревожных зенитных трасс
Ветер доносит до нас упрямо.
В небе нахмуренном, как из оконца,
В тесном просвете между облаков
Выглянет тусклое дымное солнце -
Вспыхнут холодные свечи штыков.
Рота за ротой, сурово и строго,
Шагом железным идём и идём
Все - на передний, туда, где тревога.
Где от Москвы огневая дорога
Стала единственным верным путём.
Какому событию посвящено это стихотворение?
Слайд 15Задание 4 тура: Работа с текстом «Операция Тайфун».
Ответить на вопросы:
Что собой
представлял план. операции «Тайфун»?
Какого числа началось наступление немецко-фашистских войск?
Кто был назначен командиром войсками Западного фронта?
Что такое Московская зона обороны?
Какого числа началось контрнаступление советских войск?
Слайд 16Работа с текстом «Москва военная».
Ответить на вопросы:
Как происходила дезориентация противника в
военной Москве?
Какую помощь фронту оказывали женщины и дети?
что было в Москве самым безопасным и просторным бомбоубежищем?
Как москвичи спасали музейные ценности?
Слайд 17Работа с текстом «Герои Московской битвы».
Ответить на вопросы:
Каким именем Зоя Космодемьянская
назвалась немцам?
За что казнили Зою Космодемьянскую?
За что звание Героя советского Союза получил Виктор Талалихин?
Кто такие панфиловцы?
Слайд 18Вы думали: история- забвение,
Архив, куда грехи свои сдают?
Она тот Высший суд,
где нет прощения,
Где срока давности не признают.
Вы думали: история- что сказочка,
Где можно все напутать, переврать,
Но это вам всего лишь только кажется,
Что можно ход истории прервать!