Литература XIX века
социальная
культурная
Главные вопросы эпохи
Кто виноват?
Что делать?
Главный герой русской литературы – и реалистический, и романтический – ищет достойную человеческого назначения форму практической деятельности.
жизнь страны
К. Н. Батюшков
А. Н. Майков
А. А. Григорьев
Е. А. Баратынский
П. А. Вяземский
К. Ф. Рылеев
А. В. Кольцов
И. А. Крылов
В. А. Жуковский
М.Ю.Лермонтов
Расцвет русской поэзии
А. С. Грибоедов
60-е годы XIX века
Русская культура
наука
живопись
литература
музыка
театр
журналистика
II половина XIXвека
Новое слово в медицине своими работами сказали врачи С. П. Боткин и Н. И. Пирогов.
Неизгладимый след в истории науки оставили труды великих учёных: химиков Н.Н. Зинина и А. М. Бутлерова, математика П. Л. Чебышева, исследователей-путешественников Н. М. Пржевальского и Н. Н. Миклухо-Маклая.
В 60-е годы стали появляться первые женщины-врачи и учёные: дочь крестьянина Н. П. Суслова, печатавшаяся в «Современнике»; М. А, Бокова – доктор медицины Гейдельбергского университета (Германия), перевёдшая на русский язык книгу Брема «Жизнь животных»; С. В. Ковалевская – знаменитый математик, профессор Стокгольмского университета и другие.
В 60-е годы определился интерес к естественным наукам у таких выдающихся учёных, как прославившиеся впоследствии Д. И. Менделеев, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев, И. П. Павлов.
25 пьес!
«Банкрот», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Гроза»,
« Волки и овцы», «Доходное место», « Бесприданница», «Снегурочка»…
II половина XIX века
А. С. Даргомыжский
(1813 – 1869)
Основные произведения:
Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы»,увертюры, романсы, арии,песни.
В 1835 году встретился с Глинкой, и это знакомство сыграло решающую роль в судьбе Даргомыжского. С этого момента композитор посвящает себя созданию опер и романсов.
Основные произведения: оперы «Русалка», «Эсмеральда», опера-балет «Торжество Вакха», «Каменный гость», пьесы для фортепиано, романсы и песни на слова Пушкина, Лермонтова, Кольцова.
П. И. Чайковский ( 1840-1893)
Основные произведения: оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», « Орлеанская дева», « Чародейка», «Иоланта», «Мазепа», «Черевички», балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Всенощное бдение», симфония №6, романсы и др.
М. П. Мусоргский (1839-1881)
А. П. Бородин (1834-1887)
Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908)
Закончил школу гвардейских прапорщиков, с 1858 г на госслужбе, одновременно работает над своими музыкальными произведениями.Основные произведения:Оперы: «Саламбо», «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», произведения для оркестра, песни, романсы, обработка русских народных песен.
Своей профессией считал химию. В 1877г получает звание академика. .Основные произведения: оперы: «Князь Игорь», «Богатыри», опера-балет «Млада», три симфонии, фортепианные пьесы, романсы, камерно-инструментальные ансамбли. Тесная связь с русским фольклором.
Первую симфонию написал в 19 лет. Служил в военно-морском флоте и занимался творческой деятельностью. Основные произведения: оперы «Садко», «Снегурочка». «»Золотой петушок», три симфонии, песни, хоровые и камерные произведения. Всё творчество проникнуто «русским духом».
Ц. А. Кюи (1835-1908)
Военный инженер. Основные произведения: оперы: «Кавказский пленник», «Вильям Ратклиф», «Сарацин», «Пир во время чумы», более 300 романсов.
Газета начала издаваться с 1 июля 1857 года, сначала раз в месяц, затем – два раза в месяц, а в иные годы –еженедельно. «Колокол» приобрёл огромное влияние, сыграв исключительную роль в революционной истории России. Герцену пересылалось со всех концов страны множество различных материалов, разоблачавших язвы и уродства русской жизни. Вдохновенные статьи Герцена, боровшегося за победу народа над царизмом , звавшего к революции, властно увлекали читателей. Тираж – 2500 экземпляров. Издавался в течение десяти лет, за это время вышло 245 номеров газеты.
«Библиотека для чтения»
«Русский вестник»
Критик А .Дружинин выступил с программой «чистого искусства»,не связанного с реальной жизнью. Журнал не имел успеха у широких кругов общества 60-х годов.
Журнал Каткова(изд. с1856г).Был центром притяжения для многих либеральных и консервативных писателей.
15июня 1862г «Современник» был закрыт на восемь месяцев, а спустя тир недели был арестован, заключён в Петропавловскую крепость, а затем сослан в Сибирь идейный вождь и вдохновитель журнала Н. Г. Чернышевский. 8 месяцев длилось молчание, но когда в 1863 г. Появился первый(двойной) номер журнала, читающая публика убедилась, что журнал остался верен традициям Чернышевского и Добролюбова.
В июне 1866 г. «Современник» был снова закрыт и на этот раз –навсегда.
Редакция журнала «Современник»
П. А. Шумахер. «Кто она?»
Тятька! Эвон что народу
Собралось у кабака…
Ждут каку-то всё свободу:
Тятька, кто она така?
Цыц! Никши! Пущай гуторят,
Наше дело сторона…
Вот возьмут тебя да вспорят,
Так узнаешь, кто она!
1862г.
Главная задача – сделать наглядной ситуацию, довести свой рассказ до зрителя.
«Искусство должно говорить правду о жизни… искусство должно быть национальным…Художник – критик общественных явлений…Только чувство общественности даёт силу художнику и удесятеряет его силы… Без идеи нет искусства, но в то же время, и ещё более того, без живописи, живой и разительной, нет картин, а есть только благие намерения и только!»
14 бунтарей во главе с И. Н. Крамским покинули Академию художеств и организовали в 1863г «Артель свободных художников», которая просуществовала до 1870г.Позже «Товарищество передвижных выставок».
В. И. Якоби (1834-1902)
«Привал арестантов»
Г. Г. Мясоедов (1834-1911)
«Знахарь», «Земство обедает»
В. В. Пукирёв (1832-1890)
«Неравный брак»
Н. Н. Ге (1831-1894)
Реформатор исторического жанра, друг и последователь Л. Толстого
Репин вскрывал противоречия действительности. В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты, создал яркие вольнолюбивые образы. В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане.
Плэнерные пейзажи, бытовые, исторические картины
Художники-передвижники: Г.Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е.Е. Волков, В. И. Суриков, И.И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, Н. Е. Маковский, И. Е. Репин, И. Н. Крамской, К. В. Лемох, С. Н. Аммосов и другие
Художники-передвижники
правдиво воспроизводили действительность;
объясняли действительность;
произносили приговор над действительностью;
учили жить, мыслить, бороться.
В. М. Максимов Всё в прошлом.
В атмосфере 60-х годов чётко определились три основные общественные группы
консерваторы
либералы
революционные
демократы
II половина XIX века – это новый период в историческом развитии русской художественной литературы. Литература становится всё более социальной по проблематике и значительно в большей мере демократической по идейной направленности и формам. В ней получает дальнейшее развитие реалистический принцип отражения жизни и активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской действительности. Развивается направление критического реализма. Появляется жанр социально-бытового романа и повести, психологических по изображению характеров героев(Л. Толстой, Тургенев, Достоевский), проблемный роман, жанр художественного очерка и целых циклов очерков (Некрасов, Тургенев, Г. Успенский),романы политические по проблематике и конфликтам (Чернышевский, Слепцов).
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть