Презентация, доклад на тему Урок по теме: Реформы М.М. Сперанского

Содержание

Михаил Михайлович Сперанский – выдающийся государственный деятель России. (1772-1839)Великие личности всегда наталкиваютсяна яростное сопротивление    посредственных умов.А. Эйнштейн

Слайд 1Реформы М. М. Сперанского.

Реформы М. М. Сперанского.

Слайд 2Михаил Михайлович Сперанский – выдающийся государственный деятель России.
(1772-1839)
Великие личности всегда

наталкиваются
на яростное сопротивление    посредственных умов.
А. Эйнштейн
Михаил Михайлович Сперанский – выдающийся государственный деятель России. (1772-1839)Великие личности всегда наталкиваютсяна яростное сопротивление    посредственных умов.А. Эйнштейн

Слайд 31772 год – родился в январе в семье сельского священника села

Черкутина Владимирской губернии.
1779-1790 годы – учеба во Владимирской семинарии, где за выдающиеся способности получил фамилию "Сперанский" от латинского "sperare" - надеяться. Как лучший ученик был направлен в Александро-Невскую семинарию в Петербурге.
1792 год - окончив курс Александро-Невской семинарии в Петербурге, был оставлен в качестве профессора математики, физики, красноречия и философии. Все предметы Сперанский преподавал с большим успехом.
1795 год - был назначен префектом (начальником) семинарии.

Михаил Михайлович Сперанский
(биографические данные)

1772 год – родился в январе в семье сельского священника села Черкутина Владимирской губернии.1779-1790 годы – учеба

Слайд 41801 – получил чин действительного тайного советника (IV класс по "Табели

о рангах"), занимался составлением многочисленных указов и манифестов, характеризующих "дней Александровых прекрасное начало".
1807 – стал статс-секретарем.
1809 – Сперанский составил план государственного переустройства, главными результатами которого, должны были стать конституция и отмена крепостного права.
1801 – получил чин действительного тайного советника (IV класс по

Слайд 51816 – назначен пензенским гражданским губернатором.
1819 – 1820 - стал генерал-губернатором

Сибири.
1821 – 1835 годы - является членом Государственного совета и управляющим Комиссией составления законов.
1937 – получил высшую награду Российской империи – орден Святого Андрея Первозванного.
1839 – был пожалован графским титулом.
1839, 11 (23) ноября – умер в Петербурге.

1816 – назначен пензенским гражданским губернатором.1819 – 1820 - стал генерал-губернатором Сибири.1821 – 1835 годы - является

Слайд 6Современники о М.М. Сперанском.
По отзывам современников, Сперанский своими убеж-дениями резко выделялся

из той среды, к которой принадлежал.

Как отмечал А. С. Пушкин, Сперанский и Аракчеев, как наиболее заметные фигуры в эпоху Александра I, стояли «в дверях противоположных этого царствования, как гении зла и блага». В данном случае Пушкин выражал не только свое собственное мнение, но и широко распространенную точку зрения, которая связывала либеральную тенденцию в правительственной политике при Александре I с именем Сперанского.

Замечательную характеристику Сперанского дает Л. Н. Толстой в «Войне и мире»: «…видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России».

«Вольтер в православно-богословской оболочке» - именовал его В.О.Ключевский

Николай I, узнав о смерти Сперанского, говорил М. А. Корфу: «Я нашел в нем самого верного и ревностного слугу, с огромными сведениями, с огромною опытностью, с неустававшею никогда деятельностию. Теперь все знают, чем я, чем Россия ему обязаны, и клеветники давно замолчали»

Современники о М.М. Сперанском.По отзывам современников, Сперанский своими убеж-дениями резко выделялся из той среды, к которой принадлежал.

Слайд 7Отправляясь на встречу с Наполеоном в Эрфурте осенью 1808г., Александр׀ взял

с собой Сперанского. После одной из встреч наполеон сказал: «Неугодно ли вам, государь, про-менять мне этого человека на какое-либо королевство?».

Наполеон и Сперанский.

«Единственная светлая голова в России» - гово-рил Наполеон.

Отправляясь на встречу с Наполеоном в Эрфурте осенью 1808г., Александр׀ взял с собой Сперанского. После одной из

Слайд 9 В 1804 написал две работы "О духе

правительства" и "О образе правления", но главным теоретическим трудом Сперанского по праву считается "Введение к Уложению государственных законов". Предыстория этого сочинения была такова. Еще в самом конце 1808 г. император объявил Сперанскому, что "желает даровать России конституцию". Сперанский вновь с головой погружается в работу, и в октябре 1809 г. было завершено "Введение к Уложению государственных законов". К началу октября 1809 г. "Введение к уложению государственных законов" или "План всеобщего государственного образования", как иначе называл его Сперанский.
В 1804 написал две работы

Слайд 10Сперанский приходит к заключению, что "истинная сила правительства состоит:
1) в законе,
2)

в образе управления,
3) в воспитании,
4) в военной силе,
5) в финансах".
Из этих элементов "три первые у нас", по его словам, почти не существуют.

Сперанский не посягал на монархическое государственное устройство. Императору принадлежала вся полнота власти. В "Проекте Уложения государственных законов" он очертил прерогативы монарха:
"По праву державной власти и в порядке, для нее установленном, император есть верховный законодатель, без коего никакой закон совершится не может. Он есть верховный охранитель правосудия, и в сем уважении суд производится его именем. Он есть верховное начало силы исполнительной.
От него проистекают все почести и награды в воздаяние заслуг, законом определенные. "

Сперанский приходит к заключению, что

Слайд 11 Вместе с тем в проекте М. М. Сперанского

были четко определены пределы самодержавной власти. Никакой закон не мог вступить в действие без одобрения реформированных и вновь созданных государственных органов. В основу реформы Сперанский предлагал положить традиционный принцип разделения властей. Он не уставал повторять, что нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять законы, и их исполнять. Поэтому и в своей реформаторской деятельности он пытался четко разграничить законодательную, исполнительную и судебную власти, сосредоточив их в разных, независимых друг от друга государственных учреждениях.
Вместе с тем в проекте М. М. Сперанского были четко определены пределы самодержавной власти.

Слайд 121803 г. «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России».


Цель: введение конституционной монархии
1809 г. «Введение к уложению государственных законов».

Проект политической реформы

1803 г. «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Цель: введение конституционной монархии1809 г. «Введение

Слайд 131809 год - «Введение к уложению государственных законов»:
принцип разделения властей:

законодательная власть – Государственной думе
исполнительная власть – министерствам
судебная власть – Сенату
совещательный орган – Государственный совет
установление трех основных сословий российского общества:
дворянство, «среднее состояние», «народ рабочий»
политические и избирательные права – «свободные» (первые два) сословия
четырехступенчатые выборы в Государственную думу
руководитель работы Думы – назначаемый царем канцлер


План государственных преобразований в России

1809 год - «Введение к уложению государственных законов»:принцип разделения властей:    законодательная власть – Государственной

Слайд 14Вывод: конечная цель введения данного проекта -
1. утвердить в России господство

законности – действительное, а не фиктивное;
2. введение Конституции в России ограничит императорскую власть.


Вывод: конечная цель введения данного проекта -1. утвердить в России господство законности – действительное, а не фиктивное;2.

Слайд 15Реализация проектов М.М.Сперанского.
1810 г. – Государственный Совет – рассматривает законопроекты и

отчеты министерств. (Госсекретарь – М. М. Сперанский)

1811 г. – Единый регламент деятельности министерств.

Манифест явился завершением министерской реформы, начатой введением министерств в 1802 г. «Общее учреждение министерств» было разработано М.М.Сперанским.

Структурно оно состояло из двух частей:
1). «Образование министерств»;
2). «Общий наказ мини­стерствам».
Вместе они составляли 401 параграф и одно приложение («Формы письмоводства»).

Реализация проектов  М.М.Сперанского.1810 г. – Государственный Совет – рассматривает законопроекты и отчеты министерств. (Госсекретарь – М.

Слайд 16«Общее учреждение министерств» от 25 июня (7 июля) 1811 г. стало единой законодательной основой формирующейся

министерской системы управления, воплощение ведомственно-линейного образа органов центрального управления с широкими, точно очерченными исполнительно-распорядительными функциями, высокой меры ответственности.

Манифест от 25 июня 1811 г. – Об «Общем учреждении министерств»

В манифесте 25 июня 1810 года при установлении общего разделения государственных дел предназначено было все постановления, к окончательному устройству министерств принадлежащие, соединить и издать в Общем министерском учреждении.
«Ныне, по окончательном соображении всех предметов, к сему принадлежащих, вняв мнению Государственного совета, повелеваем:
Прилагаемое при сем Общее министерств учреждение привести в надлежащую его силу и действие.
Сверх сего Общего учреждения все министерства снабжены будут на основании оного особенными их Учреждениями, кои непосредственно за сим, по мере их окончания, будут издаваемы и приводимы в исполнение».

«Общее учреждение министерств» от 25 июня (7 июля) 1811 г. стало единой законодательной основой формирующейся министерской системы управления, воплощение ведомственно-линейного образа

Слайд 17 Манифестом были определены штаты министерств, порядок

назначения, увольнения, производства в чины, порядок производства дел; степень и пределы власти министров, их отношения с законодательной властью, а также ответственность, как министров, так и разных чинов, принадлежавших к составу министерских канцелярий и департаментов.
Согласно новому закону, министерство возглавлялось министром, и его товарищем (заместителем). При министре состояли канцелярия и совет министра. Аппарат министерства состоял из нескольких департаментов, делившихся на отделения, которые, в свою очередь, делились на столы. Вся работа министерств строилась на принципе единоначалия. Министр подчинялся императору, назначаясь и смещаясь по его выбору. Непосредственно министру подчинялись директоры департаментов и канцелярии; директорам департаментов подчинялись начальники отделений; начальникам отделений — столоначальники.
«Общий наказ министерствам» устанавливал степень и пределы власти министров, департаментов и их директоров, обязанности канцелярии министра и её директора, обязанности и степень ответственности всех департаментских чиновников. Приложением к «Общему учреждению министерств» «Формы письмо­водства» вводились единые формы делопроизводственных документов всех центральных учреждений государственного управления.
Манифестом были определены штаты министерств, порядок назначения, увольнения, производства в чины, порядок

Слайд 181811 г. – Подготовлен проект Уложения Сената - правительствующий, местное самоуправление,

судебный орган. Проект не принят!

Сенат стал камнем преткновения для Сперанского. Если раньше все его предложения проходили почти без обсуждения, то в данном случае развернулись горячие прения в том самом Государственном совете, который был преобразован по его плану. Проект учреждения обоих сенатов был рассмотрен специально образованным комитетом в составе графа Завадовского, князя Лопухина и графа Кочубея, а после этого отпечатан и разослан всем членам Государственного совета. В июне 1811 г. он был внесен для обсуждения на общее собрание Совета.

1811 г. – Подготовлен проект Уложения Сената - правительствующий, местное самоуправление, судебный орган. Проект не принят!Сенат стал

Слайд 19Несмотря на все возражения, проект реформы Сената большинством голосов был одобрен,

и Александр I утвердил решение Государственного совета. Однако утвержденному проекту переустройства Сената не суждено было быть претворенным в жизнь. Приближалась война с Наполеоном, кроме того, казна была пуста. Император решил не начинать преобразование Сената до более благоприятных времен.
«Дай бог, - писал Сперанский, - чтобы время сие настало! Проект может быть переменен, исправлен или совсем переделан людьми, более меня сведующими, но я твердо уверен, что без устройства Сената, сообразного устройству министерств, без сосредоточения и твердой связи дел министерства всегда будут наносить более вреда и заботы, нежели пользы и достоинства».
Несмотря на все возражения, проект реформы Сената большинством голосов был одобрен, и Александр I утвердил решение Государственного

Слайд 20Планы Сперанского реализованы не были!!! (исключение – создание Государственного Совета);

Итоги деятельности

М. М. Сперанского.

Реформы положили основу для дальнейших преобразований в России.

Планы Сперанского реализованы не были!!! (исключение – создание Государственного Совета);Итоги деятельности М. М. Сперанского.Реформы положили основу для

Слайд 21
Но и этот план не был осуществлен, а вина за экономические

трудности пала на М.М.Сперанского.

Экономические планы.

Участие России в континентальной блокаде ухудшило экономическое положение страны. Расходы превысили доходы в 2 раза, что привело к росту инфляции.
План оздоровления экономики Сперанского предусматривал:
Прекращение выпуска ассигнаций, сокращение государственных расходов;
Постепенный выкуп ассигнаций у населения;
Введение налога на помещичьи имения;
Проведение внутренних займмов;
Введение дополнительных налогов на крестьян;
Введение нового таможенного тарифа;


Но и этот план не был осуществлен, а вина за экономические трудности пала на М.М.Сперанского. Экономические планы.

Слайд 22Отставка М. М. Сперанского
Деятельность госсекретаря подверглась резкой критике дворянства. Её

воглавил Н. М. Карамзин – идеолог консервативного течения.
Александр I воспринимал эту критику на свой счёт, и после обвинения Сперанского в симпатиях к французским порядкам, вынужден был в 1812 году отправить его в отставку, сначала в Нижний Новгород, а затем в Пермь.
Отставка М. М. Сперанского Деятельность госсекретаря подверглась резкой критике дворянства. Её воглавил Н. М. Карамзин – идеолог

Слайд 23 Таким образом грандиозный план преобразований, предложенный Сперанским, был

осуществлен лишь в отдельных частях. Деятельность вновь созданные и реорганизованные учреждения была далека от той роли, которой придавал им Сперанский. Что же касается самого главного - введения представительных учреждений и строгое разделение властей, то эта реформа была отложена на неопределенный срок. Как оказалось, этот срок продлился полвека (в случае с судебной реформой) и даже до столетия (в случае с Государственной думой).

Таким образом грандиозный план преобразований, предложенный Сперанским, был осуществлен лишь в отдельных частях. Деятельность

Слайд 241. Дмитриев О. Сперанский и его государственная деятельность // Родина. –

1996. - №7. – С. 70 – 82.
2. История СССР. XIX - начало XX в. / Под ред. В.А. Вдовина. - М.,1990.
3. История России с начала XVIII до конца XIX века / Отв. ред. А. Н. Сахаров. – М.: АСТ, 1998.
4. Коваленко В.И. Михаил Михайлович Сперанский // Вестник МГУ. Политические науки. – 1999. - №6. – С. 77 – 80.
5. Коробков Ю. Д. История России. – Магнитогорск, 1994.
6. Мунчаев Ш.М. Отечественная история: Учебник для вузов. - М., 1998.
7. Орлов А. С. История России. – М.: проспект, 1998.
8. Павленко П., Кобрин В. История России с древнейших времен: Учебное пособие для вузов. – М., 1994.
9. Тарновский К.Н. Социально-экономическая история России. - М., 1990.
10. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций. – М.: Высшая школа, 1997.

Список литературы:

1. Дмитриев О. Сперанский и его государственная деятельность // Родина. – 1996. - №7. – С. 70

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть