Слайд 1ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО
кафедра общественных дисциплин
Проект урока по истории
по
теме: « Присоединение Украины к России (причины и последствия)».
10 класс
г. Сальск
2015г.
Слайд 2Авторы проекта:
Савченко Е.М.учитель истории МБОУ СОШ № 59 п. Белозёрный
Остапенко Л.Н.
учитель истории МБОУ СОШ № 28 с. Ивановка
Арефьева Т.И. учитель истории МБОУ СОШ № 17 с. Кручёная Балка
Косарева С.С. учитель истории МБОУ СОШ № 51 с. Березовка
Слайд 3Цель урока:
Создать условия для формирования умений раскрывать причины и последствия присоединения
Украины к России на основе коммуникативной и познавательной деятельности.
Слайд 4Задачи урока.
В результате урока обучающийся сможет:
Предметные:
- характеризовать причины и последствия процесса
присоединения Украины к России;
- назвать хронологию этапов присоединения Украины к России;
- показывать на карте территории Украины вошедшие в состав России;
- раскрыть значение смысла понятий: присоединение, воссоединение .
Слайд 5МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
познавательные
- систематизировать учебный материал и составить таблицу: «Этапы и последствия присоединения
Украины к России»;
- анализировать исторические документы этого периода;
- сделать выводы о религиозной и этнической общности русского и украинского народов;
- назвать условия заключения вечного мира с Польшей.
регулятивные
- составлять характеристику (исторический портрет) Богдана Хмельницкого), используя материал учебника и дополнительную информацию;
- определять цель , проблему в учебной деятельности, выдвигать версии,оценивать степень и способы достижения цели, аргументировать собственную точку зрения.
коммуникативные
- Уметь излагать своё мнение, рассказывать об основных событиях, происходящих в процессе присоединения Украины к России и об их участниках, используя историческую карту.
Слайд 6ЛИЧНОСТНЫЕ:
- выразить своё отношение к данной проблеме;
- высказывать свою точку
зрения о последствиях присоединения Украины к России для обеих сторон.
Слайд 7 Основная идея урока:
Россия и Украина – два братских народа, у
которых общие
историко – культурные корни.
Слайд 8Оборудование:
Компьютер, проектор
Историческая карта «Россия в 17 веке»;
Историческая карта «Освободительная война украинского
народа 1648-1654гг. И воссоединение Украины с Россией»
Слайд 9«Арка дружбы народов» –скульптурная композиция в честь объединения Украины с Россией.
Г.Киев
Слайд 10Педтехнология :Проблемное обучение
I Этап – создание проблемной ситуации:
« В Киеве не исключили демонтажа памятника воссоединению России и Украины.» Об этом сообщил вице-премьер и министр культуры Украины Вячеслав Кириленко. Арка Дружбы народов была открыта в Киеве на берегу Днепра в 1982 году и была приурочена к 60-летнему юбилею образования СССР. На монументе изображены скульптуры трудящихся - украинца и русского, а также сцены Переяславской рады, на которой в 1654 году было принято решение о присоединении Украины к России.
В советской, а позже и в современной российской историографии процесс присоединения украинских земель к Русскому царству чаще всего именовался «воссоединением Украины с Россией» и описывался как дружеский и бескорыстный жест со стороны Москвы, откликнувшейся на просьбу о помощи украинского гетмана Богдана Хмельницкого, втянутого в многолетнюю войну с поляками. В рамках этой концепции события времен Переяславской рады зачастую рассматриваются как результат взаимного притяжения двух государственных образований, представлявших, по сути, один и тот же народ — потомков Киевской Руси. Однако украинские историки еще в XIX веке по-иному стали смотреть на события тех лет. В частности, Владимир Сергийчук полагает, что Россия воспользовалась безвыходным положением Хмельницкого и во многом не сдержала свои обещания, первоначально данные украинцам.
Наконец, украинский историк готов поставить под сомнение сам факт родства двух братских народов…
Слайд 12 II этап – формирование проблемы:
Добровольно ли воссоединились два славянских народа
— русский и украинский?
И какую роль присоединение сыграло в судьбе каждого из государств?
Слайд 13
Деление на группы
:
Выяснение лексического значения понятий воссоединение и присоединение:
Работа со словарями
( приложение 2).
Кто считает что процесс вхождения Украины в состав России это воссоединение – 1 группа.
А кто придерживается мнения, что это процесс присоединения- 2 группа.
Слайд 14III – этап Выдвижение гипотез:
1 гипотеза :Присоединение Украины к России
– это процесс добровольный.
2 гипотеза: Россия воспользовалась внешнеполитической ситуацией и присоединила территории Украины.
Слайд 15IV этап – поиск решения проблемы:
1.Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч.3.
//Сочинения. В 9-ти т. Т.3. – М., 1988. - C. 109 – 113.
2. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. // Соловьв С.М. Сочинении. В 18 кн. Т. 11-12. М., 1991. –С. 180-184
3. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории . – М., 1992. – С. 254 – 256
4. Присоединение запорожских земель к России в 1654 является гениальным решением Хмельницкого или исторической ошибкой? http://diletant.ru/duels/23358503/
5. Свой цивилизационный выбор Украина уже сделала. Еще на Переяславской раде
http://v-medvedchuk.livejournal.com/56707.html
6. Толковый словарть русского языка http://www.vedu.ru/
7. Толковый словарь русского языка Ожегова С. И.
8. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
9. Владимир Сергийчук «Насилу не быть милу«31 спорный вопрос» по истории: как присоединяли Украину.» http://www.liveinternet.ru
10. 7 фактов о присоединении Малороссии к России
© Русская Семерка russian7.ru