Слайд 1
Творческая работа на тему: «Обычаи и обряды казахского народа»
Автор: учитель истории
Николаева О.Н.
Слайд 2Разрезание пут малышам.
Наши предки в далеком прошлом верили в судьбу, считали,
что жизнь каждого человека зависит от неких сверхсил. Поэтому было принято отмечать каждую ступеньку жизни, прожитую ребенком, устраивая обрядовые праздники. Одним из таких обрядов, которые сохранились до сих пор, является тұсаукесер (разрезание пут).
Слайд 3Как только ребенок начинает делать свои первые шаги, родители зовут гостей
на той (праздник) тұсаукесер. Человек, которому будет доверена столь почетная миссия – разрезание пут, назначается заранее. Право это дается не каждому. Тұсау кесуші (разрезающий путы) должен быть человеком, положительным во всех отношениях – основательным, мудрым, честным, успешным, словом таким, чей жизненный путь достоин подражания, ибо, по поверью, судьба ребенка будет похожа на судьбу этого человека.
Слайд 4Раньше путы для обряда тұсаукесер изготавливали из трех видов различных материалов.
Одни использовали для плетения пут растения. Считалось, что в этом случае ребенок будет иметь многочисленное потомство, расти и множиться, как растение. Но большинство же людей мечтают видеть своего ребенка человеком честным, благородным, любящим свою нацию, свое отечество и радеющим за счастье своего ребенка. В этом случае путы плетут из шерстяных ниток трех цветов. Такой вид изготовления пут был наиболее распространенным, и в наше время при совершении обряда тұсаукесер в основном используется именно этот метод.
Каждый цвет имеет свое предназначение: белый, чтобы ребенок вырос благородным; зеленый, чтобы жил долго; красный, чтобы был богатым.
Слайд 5Пестрота пут имеет еще одно значение: у казахов есть выражение «ала
жіптен аттамау» (буквально: не перешагивать через пестрые нитки, смысловое значение которого – не обманывать людей, не присваивать чужое). Поэтому, перерезая во время обряда тұсаукесер путы из пестрых ниток, взрослые как бы убирают их с жизненного пути ребенка. То есть создают условия для того, чтобы он не совершал в жизни дурных поступков, а вырос человеком честным и порядочным.
После окончания обряда родители ребенка преподносят дорогой подарок разрезавшему путы и устраивают веселый той.
Слайд 6Укладывание в колыбель.
БЕСІККЕ САЛУ. Әлди-әлди, ақ бөпем, ақ бесікке жат, бөпем
– (баю-баю, мой малыш, в колыбельку ты ложись). Эти строчки из Бесік жыры (Колыбельной песенки) – знакомы почти всем казахам.
Слайд 7Бесік (колыбель) считается священной реликвией каждой семьи.
Её в большинстве случаев
дарят внуку родственники по линии матери – нағашы. Бесік бережно хранится в доме и передается из поколения в поколение. Иногда сыну может посчастливиться спать в колыбельке, в которой некогда спал его отец.)
Слайд 8Право осуществить такую ответственную миссию поручается, как правило, специально приглашенной мудрой
и уважаемой бабушке, имеющей многочисленное потомство.
Слайд 9. Прежде чем укладывать ребенка в колыбель, к его изголовью привязывают
амулет, который согласно поверью, будет защищать ребенка от злых духов: затем в дырочку, расположенную в середине колыбели, где установлен специальный горшочек – түбек обеспечивающий сухость и чистоту ребенка (далекий предок нынешних памперсов), кидают конфеты и другие сладости. Их тут же, подставив ладони, разбирают женщины, не имеющие детей.
Слайд 10!
После того, как уложили ребенка, колыбельку накрывают семью различными вещами, каждая
из которых, согласно поверью, имеет определенный смысл и окажет свое влияние на судьбу ребенка.
Слайд 11Например, шуба или дорогой чапан является символом богатства, положения в обществе.:
уздечка означает пожелание родителей видеть сына сильным и ловким, умеющим обуздать любого коня, а кебенек (походная одежда) символизирует героизм и храбрость и обеспечивает ребенку славу батыра, защитника Отечества. Девочкам под подушку кладут зеркало и расческу – чтобы выросла красавицей