Презентация, доклад на тему Святые заступники Руси

Содержание

Цель работы:Вспомнить изначальных героев нашего Отечества, которые за свой героизм, отвагу и доблесть были канонизированы и причислены к лику святых.

Слайд 1Выполнили: ученицы 11 «Б» класса
МОУ СОШ №11
Волкова Кристина и

Зубун Кристина.
Руководитель проекта: учитель истории
Карпихина Т.В.

Презентация на тему: «Святые заступники Руси.»

Выполнили: ученицы 11 «Б» класса МОУ СОШ №11 Волкова Кристина и Зубун Кристина.Руководитель проекта: учитель историиКарпихина Т.В.Презентация

Слайд 2Цель работы:
Вспомнить изначальных героев нашего Отечества, которые за свой героизм, отвагу

и доблесть были канонизированы и причислены к лику святых.

Цель работы:Вспомнить изначальных героев нашего Отечества, которые за свой героизм, отвагу и доблесть были канонизированы и причислены

Слайд 3ИЛЬЯ МУРОМЕЦ:СВЯТОЙ БОГАТЫРЬ.
Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок ,

жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Почивающие в Антониевых пещерах мощи преп. Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.

.

.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ:СВЯТОЙ БОГАТЫРЬ.Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок , жил в XII веке и скончался

Слайд 4В XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность отождествления преп.

Илии Печерского с одноименным былинным богатырем. Однако несомненно, что для наших православных предков это было одно лицо. Например, паломник XVIII века (Леонтий) в своих записках говорит: "Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением". В советское время были предприняты большие усилия по дехристианизации образа преп. Илии Муромца с целью превращения его в "воплощение народного идеала героя-воина".
В XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность отождествления преп. Илии Печерского с одноименным былинным богатырем.

Слайд 5В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого

Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст - 40-55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей (строго в соответствии с житием); установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца . Интересен тот факт, что преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения. .
В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных

Слайд 7Борис и Глеб- святые страстотерпцы.
Князья Борис и Глеб были первыми святыми,

канонизованными Русской Церковью. Но они не были первыми святыми русской земли . Долгое время греки сомневались, что Борис и Глеб являются святыми. Нужно сознаться, что сомнения греков были вполне естественны. Борис и Глеб не были мучениками за Христа, но пали жертвой политического преступления, в княжеской усобице, как многие до и после них . С другой стороны, греческая церковь знает чрезвычайно мало святых мирян. Почти все святые греческого календаря относятся к числу мучеников за веру, преподобных (аскетов-подвижников) и святителей (епископов). Миряне в чине "праведных" встречаются крайне редко.
Борис и Глеб- святые страстотерпцы.Князья Борис и Глеб были первыми святыми, канонизованными Русской Церковью. Но они не

Слайд 8Зверское убийство братьев.
Когда Борис узнает о намерении Святополка убить его,

он решает не противиться брату, несмотря на уговоры дружины, которая после этого оставляет его . Убийцы , нанятые братом , настигают Бориса на реке Альт, когда тот молился в своем шатре. Они ворвались туда и пронзили его копьями. Верный слуга его, Георгий, пытавшийся прикрыть своим телом господина , был убит на его груди. Обвернув в шатер тело Бориса ,наемники везут его на телеге в Киев. Под городом увидев, что он еще дышит, два варяга приканчивают его мечами. Погребают его в Вышгороде у церкви св. Василия. Глеба убийцы настигают на Днепре у Смоленска, в устье Медыни. Предупреждение брата Ярослава застигшее его у Смоленска, не останавливает его. Он не хочет верить в злодейство брата Святополка. Ладья убийц встречается с ладьей Глеба, тщетно умоляющего о сострадании. По приказу Горясера собственный повар Глеба перерезает ножом его горло . Тело князя было брошено на берегу "между Двумя колодами", и лишь через несколько лет было найдено Ярославом, отмстившим братнюю смерть, и погребено в Вышгороде рядом с Борисом.
Зверское убийство братьев. Когда Борис узнает о намерении Святополка убить его, он решает не противиться брату, несмотря

Слайд 9Святые Борис и Глеб создали на Руси особый, не вполне литургический

выявленный чин "страстотерпцев" – самый парадоксальный чин русских святых. В большинстве случаев представляется невозможным говорить о вольной смерти: можно говорить лишь о непротивлении смерти. Непротивление это, по-видимому, сообщает характер вольного заклания насильственной кончине и очищает закланную жертву там, где младенчество не дает естественных условий чистоты. Замечательно, что возлюбившая страстотерпцев Русская Церковь ничем не выделила из ряда святых своих мучеников, которые в Греческой Церкви, (как и в Римской) всегда занимают первое место и в литургическом, и в народном почитании.
Святые Борис и Глеб создали на Руси особый, не вполне литургический выявленный чин

Слайд 10Три житийных памятника, посвященные святым князьям в первое же столетие после

их мученической смерти, дошли до нас: 1) летописная повесть под 1015 г., 2) "Чтение о житие и гибели блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба", принадлежащее перу знаменитого Нестора Летописца – конец ХI века, 3) "Сказание о св. мучениках Борисе и Глебе"."Сказание" по своему стилю и основной идее ближе всего примыкает к летописи. Это "слово о гибели" невинных и вместе с тем религиозное осмысление вольной жертвенной смерти. Это указывает нам, где мы должны прежде всего искать древнего народно-церковного понимания подвига страстотерпцев. Скажем заранее, что с этим пониманием согласны и церковные службы страстотерпцам, хотя они гораздо менее выразительны в своей греческой торжественности.
Три житийных памятника, посвященные святым князьям в первое же столетие после их мученической смерти, дошли до нас:

Слайд 11 Князь Александр Ярославич Невский является истинным представителем своего века.

Ему приписывают изречение «Не в силе Бог, а в правде». По крайней мере, слова эти можно считать девизом его жизни. Когда силы были, он обрушивался на врага всей своей мощью. Когда их не было, он проявлял терпение, выдержку, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, чтобы тот не уничтожил Русь, притом, что у него не было никаких гарантий собственной безопасности, говоря современным языком. За подвиг терпения и выдержки он был причислен к лику святых. Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240 г. над шведами. Побуждаемые папскими посланиями, шведы предприняли крестовый поход против Новгородской земли. По легенде, их командующий, будущий правитель Швеции Ярл Биргер , вошел на кораблях в Неву и отправил послание Александру: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю». 
Биргер хотел плыть в Ладожское озеро, занять Ладогу и отсюда по Волхову идти уже к Новгороду. Но Александр сам выступил навстречу шведам. Его войска скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги, внезапно напали на них и начали рубить топорами и мечами прежде чем шведы успели взять оружие. Александр лично участвовал в битве и ранил шведского воеводу в лицо: «…самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь ». Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским.

 

Князь Александр Ярославич Невский является истинным представителем своего века.  Ему приписывают изречение «Не в силе

Слайд 12Александр вернулся в Новгород с великой славой, но в том же

году рассорился с новгородцами и уехал в Переславль-Залесский. А вскоре над городом нависла угроза с запада. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля , а также заручившись поддержкой папской курии и давних соперников новгородцев псковичей, вторгся в пределы новгородских земель. Новгородцы вынуждены были обратиться за помощью к Александру. Князь немедленно пошел на немцев, захватил их крепость, гарнизон немецкий привел в Новгород, часть его отпустил на волю. Потом он пошел в Чудскую землю, во владения Ордена, войска которого наголову разбили один из русских отрядов. Когда Александр узнал об этом, он отступил к Псковскому озеру и стал дожидаться неприятеля на льду, который был еще крепок. Утром 5 апреля 1242 г. началась знаменитая битва, известная в наших летописях под названием Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены.
Александр вернулся в Новгород с великой славой, но в том же году рассорился с новгородцами и уехал

Слайд 14Вскоре Александр нанес поражение семи литовским отрядам, нападавшим на северо-западные русские

земли, отбил Торопец, захваченный Литвой, уничтожил отряд у озера Жизца , разгромил литовское ополчение под Усвятом . Укрепив западные границы, Александр был вынужден полностью погрузиться в «дела восточные». В 1243 г. хан Батый, правитель западной части Золотой Орды, вручил ярлык великого князя Владимирского на управление покоренными русскими землями отцу Александра – Ярославу Всеволодовичу. Великий хан монголов Гуюк призвал великого князя в свою столицу Каракорум. Однако 30 сентября 1246 г. Ярослав неожиданно скончался – по общепринятой версии, он был отравлен.  В 1247 г. к Александру обратился Батый: «Мне покорились многие народы, неужели ты один не хочешь покориться моей державе? Если хочешь сберечь землю свою, то приходи поклониться мне, и увидишь честь и славу царства моего». Понимая, что противостоять монголам он не в состоянии, Александр не пошел на конфликт и отправился в Монголию.
Вскоре Александр нанес поражение семи литовским отрядам, нападавшим на северо-западные русские земли, отбил Торопец, захваченный Литвой, уничтожил

Слайд 15В дальнейшем вся восточная политика Александра была направлена на то, чтобы

обезопасить Русь от новых монгольских нашествий . Пойдя на уступки и наладив дипломатические отношения с Ордой, Александр спас ослабленную Русь от полного уничтожения . Незадолго до этого римский папа Иннокентий IV предложил ему принять католичество в обмен на свою помощь в борьбе против монголов. Александр в самой категоричной форме отверг это предложение. Он был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. 
В дальнейшем вся восточная политика Александра была направлена на то, чтобы обезопасить Русь от новых монгольских нашествий

Слайд 16Во время его погребения во владимирском монастыре Рождества Богородицы 23 ноября

1263 г. произошло событие, о котором в летописи сказано: «Чудо дивно и памяти достойно». Когда тело святого Александра положили в раку, эконом монастыря Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. Почитание Александра Невского как святого началось задолго до того, как он был канонизирован Русской православной церковью в 1547 г. Там, где люди истово просили у него чуда, оно непременно случалось. Святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников, например, накануне Куликовской битвы в 1380 г.  В 1725 г. императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи. Он просуществовал до 1917 г. и был вторым по значимости после ордена святого всехвального апостола Андрея Первозванного. 
Во время его погребения во владимирском монастыре Рождества Богородицы 23 ноября 1263 г. произошло событие, о котором

Слайд 17Ангел-Хранитель Земли Русской.
3 мая 1319 года ростовскому боярину

Кириллу и супруге его Марии, людям праведной и богоугодной жизни, Господь даровал сына, нареченного в святом крещении Варфоломеем . Это святое имя, в переводе на русский означает «сын радости».Еще во чреве матери своей ему было предсказано стать истинным учеником и служителем Святой Троицы и привести многих людей к познанию Бога . Будущие родители дали обет : если Бог даст им сына, посвятить его на служение Богу.
Младенец Варфоломей и по рождение стал проявлять нечто необыкновенное: в среду и пятницу он не принимал молоко матери ; то же случалось и тогда, когда случалось матери вкушать мясную пищу.
Ангел-Хранитель Земли Русской.   3 мая 1319 года ростовскому боярину Кириллу и супруге его Марии, людям

Слайд 18Младенец рос кротким и сосредоточенным.Когда ему исполнилось 7 лет, родители отдали

его учиться грамоте, но не давалась она ему. Однажды, когда он, по поручению своего отца, пас в поле коней, он увидел незнакомого старца-инока. Он поведал ему о своём горе, что не дается ему учение, и просил его молитв. Старец полюбил чистое дитя, помолился о нем, благословил его. И с того времени он стал показывать большие успехи и опередил в учении и братьев своих, и прочих товарищей.
Младенец рос кротким и сосредоточенным.Когда ему исполнилось 7 лет, родители отдали его учиться грамоте, но не давалась

Слайд 19Сергиева обитель.
В 1328 году родители Варфоломея вместе со своими детьми переселились

из Ростова в село Радонеж . Верстах в 3 от него находился Покровский Хотьков монастырь. Сначала Варфоломей поселился в монастыре , но оставаться в Хотькове у него не было намерения . Верстах в 10 от Хотькова находилась возвышенная местность в виде маковки, почему и называлась она Маковцем . Густой лес окружал её со всех сторон. Здесь он стал жить вместе с братом .Они поставили убогую келию и малую церковь. Митрополит Феогноста благословил намерение братьев и послал священнослужителей совершить освящение церкви во имя Пресвятой Троицы. Варфоломей стал 1-ым постриженником своей уединенной обители и был наречен Сергием.
Сергиева обитель.В 1328 году родители Варфоломея вместе со своими детьми переселились из Ростова в село Радонеж .

Слайд 20Кто же такой Сергий Радонежский : провидец , волшебник или просто

священнослужитель?

С Сергием Радонежским часто происходили чудесные явления и видения. Однажды, в монастыре истощился запас хлеба; братия впали в уныние. Преподобный помолился и чудесно явилось неизвестно откуда несколько подводов с хлебами. А когда в обители вдруг не стало воды, Преподобный, видя скорбь братии, преклонил колени, увидев в овраге немного дождевой воды, помолился и вдруг из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды.
Незадолго до кончины Преподобного, во время его ночной молитвы ему явилась Матерь Божия и сказала пророческие слова: « Не бойся, избранниче Мой. Я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках твоих и об обители твоей. Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его …»

Кто же такой Сергий Радонежский : провидец , волшебник или просто священнослужитель?С Сергием Радонежским часто происходили чудесные

Слайд 22 Преподобный Сергий был сыном своего времени

и своего народа,но, как истинный духовный гений, он стал выше своего века. Он мог видеть не только настоящее, но созерцать будущее и вел за собой других людей к подлинной духовной свободе. Архимандрит Алексий. Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу : нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука- все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному. Павел Флоренский.


Преподобный Сергий был сыном своего времени и своего народа,но, как истинный духовный

Слайд 23Хвала вам , чада прежних лет , Хвала вам , чада

славы ! Дружиной смелой вам вослед Бежим на пир кровавый… В.Жуковский. Велик , кто честь в боях снискал , И , страхом став для чуждых воев , К своим знамёнам приковал Победу , спутницу героев! К.Рылеев.
Хвала вам , чада прежних лет ,  Хвала вам , чада славы ! Дружиной смелой вам

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть