Слайд 1Выполнили: ученицы 11 «Б» класса
МОУ СОШ №11
Волкова Кристина и
Зубун Кристина.
Руководитель проекта: учитель истории
Карпихина Т.В.
Презентация на тему: «Святые заступники Руси.»
Слайд 2Цель работы:
Вспомнить изначальных героев нашего Отечества, которые за свой героизм, отвагу
и доблесть были канонизированы и причислены к лику святых.
Слайд 3ИЛЬЯ МУРОМЕЦ:СВЯТОЙ БОГАТЫРЬ.
Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок ,
жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Почивающие в Антониевых пещерах мощи преп. Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.
.
.
Слайд 4В XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность отождествления преп.
Илии Печерского с одноименным былинным богатырем. Однако несомненно, что для наших православных предков это было одно лицо.
Например, паломник XVIII века (Леонтий) в своих записках говорит: "Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением".
В советское время были предприняты большие усилия по дехристианизации образа преп. Илии Муромца с целью превращения его в "воплощение народного идеала героя-воина".
Слайд 5В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого
Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст - 40-55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей (строго в соответствии с житием); установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца . Интересен тот факт, что преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.
.
Слайд 7Борис и Глеб- святые страстотерпцы.
Князья Борис и Глеб были первыми святыми,
канонизованными Русской Церковью. Но они не были первыми святыми русской земли . Долгое время греки сомневались, что Борис и Глеб являются святыми. Нужно сознаться, что сомнения греков были вполне естественны. Борис и Глеб не были мучениками за Христа, но пали жертвой политического преступления, в княжеской усобице, как многие до и после них . С другой стороны, греческая церковь знает чрезвычайно мало святых мирян. Почти все святые греческого календаря относятся к числу мучеников за веру, преподобных (аскетов-подвижников) и святителей (епископов). Миряне в чине "праведных" встречаются крайне редко.
Слайд 8Зверское убийство братьев.
Когда Борис узнает о намерении Святополка убить его,
он решает не противиться брату, несмотря на уговоры дружины, которая после этого оставляет его . Убийцы , нанятые братом , настигают Бориса на реке Альт, когда тот молился в своем шатре. Они ворвались туда и пронзили его копьями. Верный слуга его, Георгий, пытавшийся прикрыть своим телом господина , был убит на его груди. Обвернув в шатер тело Бориса ,наемники везут его на телеге в Киев. Под городом увидев, что он еще дышит, два варяга приканчивают его мечами. Погребают его в Вышгороде у церкви св. Василия.
Глеба убийцы настигают на Днепре у Смоленска, в устье Медыни. Предупреждение брата Ярослава застигшее его у Смоленска, не останавливает его. Он не хочет верить в злодейство брата Святополка. Ладья убийц встречается с ладьей Глеба, тщетно умоляющего о сострадании. По приказу Горясера собственный повар Глеба перерезает ножом его горло . Тело князя было брошено на берегу "между Двумя колодами", и лишь через несколько лет было найдено Ярославом, отмстившим братнюю смерть, и погребено в Вышгороде рядом с Борисом.
Слайд 9Святые Борис и Глеб создали на Руси особый, не вполне литургический
выявленный чин "страстотерпцев" – самый парадоксальный чин русских святых. В большинстве случаев представляется невозможным говорить о вольной смерти: можно говорить лишь о непротивлении смерти. Непротивление это, по-видимому, сообщает характер вольного заклания насильственной кончине и очищает закланную жертву там, где младенчество не дает естественных условий чистоты.
Замечательно, что возлюбившая страстотерпцев Русская Церковь ничем не выделила из ряда святых своих мучеников, которые в Греческой Церкви, (как и в Римской) всегда занимают первое место и в литургическом, и в народном почитании.
Слайд 10Три житийных памятника, посвященные святым князьям в первое же столетие после
их мученической смерти, дошли до нас: 1) летописная повесть под 1015 г., 2) "Чтение о житие и гибели блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба", принадлежащее перу знаменитого Нестора Летописца – конец ХI века, 3) "Сказание о св. мучениках Борисе и Глебе"."Сказание" по своему стилю и основной идее ближе всего примыкает к летописи. Это "слово о гибели" невинных и вместе с тем религиозное осмысление вольной жертвенной смерти. Это указывает нам, где мы должны прежде всего искать древнего народно-церковного понимания подвига страстотерпцев. Скажем заранее, что с этим пониманием согласны и церковные службы страстотерпцам, хотя они гораздо менее выразительны в своей греческой торжественности.
Слайд 11 Князь Александр Ярославич Невский является истинным представителем своего века.
Ему приписывают изречение «Не в силе Бог, а в правде». По крайней мере, слова эти можно считать девизом его жизни. Когда силы были, он обрушивался на врага всей своей мощью. Когда их не было, он проявлял терпение, выдержку, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, чтобы тот не уничтожил Русь, притом, что у него не было никаких гарантий собственной безопасности, говоря современным языком. За подвиг терпения и выдержки он был причислен к лику святых. Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240 г. над шведами. Побуждаемые папскими посланиями, шведы предприняли крестовый поход против Новгородской земли. По легенде, их командующий, будущий правитель Швеции Ярл Биргер , вошел на кораблях в Неву и отправил послание Александру: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю».
Биргер хотел плыть в Ладожское озеро, занять Ладогу и отсюда по Волхову идти уже к Новгороду. Но Александр сам выступил навстречу шведам. Его войска скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги, внезапно напали на них и начали рубить топорами и мечами прежде чем шведы успели взять оружие. Александр лично участвовал в битве и ранил шведского воеводу в лицо: «…самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь ». Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским.
Слайд 12Александр вернулся в Новгород с великой славой, но в том же
году рассорился с новгородцами и уехал в Переславль-Залесский. А вскоре над городом нависла угроза с запада. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля , а также заручившись поддержкой папской курии и давних соперников новгородцев псковичей, вторгся в пределы новгородских земель. Новгородцы вынуждены были обратиться за помощью к Александру. Князь немедленно пошел на немцев, захватил их крепость, гарнизон немецкий привел в Новгород, часть его отпустил на волю.
Потом он пошел в Чудскую землю, во владения Ордена, войска которого наголову разбили один из русских отрядов. Когда Александр узнал об этом, он отступил к Псковскому озеру и стал дожидаться неприятеля на льду, который был еще крепок. Утром 5 апреля 1242 г. началась знаменитая битва, известная в наших летописях под названием Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены.
Слайд 14Вскоре Александр нанес поражение семи литовским отрядам, нападавшим на северо-западные русские
земли, отбил Торопец, захваченный Литвой, уничтожил отряд у озера Жизца , разгромил литовское ополчение под Усвятом . Укрепив западные границы, Александр был вынужден полностью погрузиться в «дела восточные». В 1243 г. хан Батый, правитель западной части Золотой Орды, вручил ярлык великого князя Владимирского на управление покоренными русскими землями отцу Александра – Ярославу Всеволодовичу. Великий хан монголов Гуюк призвал великого князя в свою столицу Каракорум. Однако 30 сентября 1246 г. Ярослав неожиданно скончался – по общепринятой версии, он был отравлен.
В 1247 г. к Александру обратился Батый: «Мне покорились многие народы, неужели ты один не хочешь покориться моей державе? Если хочешь сберечь землю свою, то приходи поклониться мне, и увидишь честь и славу царства моего». Понимая, что противостоять монголам он не в состоянии, Александр не пошел на конфликт и отправился в Монголию.
Слайд 15В дальнейшем вся восточная политика Александра была направлена на то, чтобы
обезопасить Русь от новых монгольских нашествий . Пойдя на уступки и наладив дипломатические отношения с Ордой, Александр спас ослабленную Русь от полного уничтожения .
Незадолго до этого римский папа Иннокентий IV предложил ему принять католичество в обмен на свою помощь в борьбе против монголов. Александр в самой категоричной форме отверг это предложение. Он был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти.
Слайд 16Во время его погребения во владимирском монастыре Рождества Богородицы 23 ноября
1263 г. произошло событие, о котором в летописи сказано: «Чудо дивно и памяти достойно». Когда тело святого Александра положили в раку, эконом монастыря Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита.
Почитание Александра Невского как святого началось задолго до того, как он был канонизирован Русской православной церковью в 1547 г. Там, где люди истово просили у него чуда, оно непременно случалось. Святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников, например, накануне Куликовской битвы в 1380 г.
В 1725 г. императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи. Он просуществовал до 1917 г. и был вторым по значимости после ордена святого всехвального апостола Андрея Первозванного.
Слайд 17Ангел-Хранитель Земли Русской.
3 мая 1319 года ростовскому боярину
Кириллу и супруге его Марии, людям праведной и богоугодной жизни, Господь даровал сына, нареченного в святом крещении Варфоломеем . Это святое имя, в переводе на русский означает «сын радости».Еще во чреве матери своей ему было предсказано стать истинным учеником и служителем Святой Троицы и привести многих людей к познанию Бога . Будущие родители дали обет : если Бог даст им сына, посвятить его на служение Богу.
Младенец Варфоломей и по рождение стал проявлять нечто необыкновенное: в среду и пятницу он не принимал молоко матери ; то же случалось и тогда, когда случалось матери вкушать мясную пищу.
Слайд 18Младенец рос кротким и сосредоточенным.Когда ему исполнилось 7 лет, родители отдали
его учиться грамоте, но не давалась она ему. Однажды, когда он, по поручению своего отца, пас в поле коней, он увидел незнакомого старца-инока. Он поведал ему о своём горе, что не дается ему учение, и просил его молитв. Старец полюбил чистое дитя, помолился о нем, благословил его. И с того времени он стал показывать большие успехи и опередил в учении и братьев своих, и прочих товарищей.
Слайд 19Сергиева обитель.
В 1328 году родители Варфоломея вместе со своими детьми переселились
из Ростова в село Радонеж . Верстах в 3 от него находился Покровский Хотьков монастырь. Сначала Варфоломей поселился в монастыре , но оставаться в Хотькове у него не было намерения . Верстах в 10 от Хотькова находилась возвышенная местность в виде маковки, почему и называлась она Маковцем . Густой лес окружал её со всех сторон. Здесь он стал жить вместе с братом .Они поставили убогую келию и малую церковь. Митрополит Феогноста благословил намерение братьев и послал священнослужителей совершить освящение церкви во имя Пресвятой Троицы. Варфоломей стал 1-ым постриженником своей уединенной обители и был наречен Сергием.
Слайд 20Кто же такой Сергий Радонежский : провидец , волшебник или просто
священнослужитель?
С Сергием Радонежским часто происходили чудесные явления и видения. Однажды, в монастыре истощился запас хлеба; братия впали в уныние. Преподобный помолился и чудесно явилось неизвестно откуда несколько подводов с хлебами. А когда в обители вдруг не стало воды, Преподобный, видя скорбь братии, преклонил колени, увидев в овраге немного дождевой воды, помолился и вдруг из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды.
Незадолго до кончины Преподобного, во время его ночной молитвы ему явилась Матерь Божия и сказала пророческие слова: « Не бойся, избранниче Мой. Я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках твоих и об обители твоей. Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его …»
Слайд 22 Преподобный Сергий был сыном своего времени
и своего народа,но, как истинный духовный гений, он стал выше своего века. Он мог видеть не только настоящее, но созерцать будущее и вел за собой других людей к подлинной духовной свободе.
Архимандрит Алексий.
Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу : нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука- все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному.
Павел Флоренский.
Слайд 23Хвала вам , чада прежних лет ,
Хвала вам , чада
славы !
Дружиной смелой вам вослед
Бежим на пир кровавый…
В.Жуковский.
Велик , кто честь в боях снискал ,
И , страхом став для чуждых воев ,
К своим знамёнам приковал
Победу , спутницу героев!
К.Рылеев.