Слайд 1Тема урока:
Становление Казахстана, как независимое суверенное государства
Слайд 2 Цель урока:
Углубить и систематизировать знания учащихся по
теме
«Становление Казахстана как независимое суверенное государства»
и раскрыть ее особенности на пути развития.
Слайд 3 «Я верю в наше благополучие, вдостойное будущее на основе единства,
межнационального согласия общей высокой цели.»
Н.А.Назарбаев.
Слайд 4Экономика начала реформироваться в условиях глубокого кризиса.
На первом этапе (1992-1994) реформы
были направлены на либерализацию экономики, создание законодательной и институциональной базы рыночных отношений.
Слайд 5
На данном этапе отмечалось значительное сокращение объемов производства продукции, работ
и услуг во всех отраслях. Инфляция за короткий срок обесценила все накопления и имеющиеся оборотные средства. Предприятия продолжали производить продукцию, не находящую реализации на внутреннем и внешнем рынках. Готовая продукция или заполняла складские и производственные помещения предприятий-производителей, или использовалась неплатежеспособными потребителями. Основная причина - низкая степень адаптации предприятий к рыночным условиям.
Начиная с 1994 г., с приходом в промышленность иностранных компаний, наблюдается значительный рост инвестиций.
Слайд 6Второй этап (1995-1999) проведения рыночных реформ в промышленности связан с реализацией
мероприятий, направленных на рост производства экспортной продукции и стабилизацией производства в отраслях, обеспечивающих потребности внутреннего рынка.
Экономические реформы перемещаются в реальный сектор экономики и ее главное звено - промышленность.
Активизирован процесс реформирования предприятий путем их реструктуризации, проведения мер по санации и банкротству финансово несостоятельных предприятий. Созданы условия для притока иностранных инвестиций в стратегические отрасли казахстанской экономики.
Наметился процесс роста внутреннего потребления.
Современный этап характеризуется в промышленной политике поддержкой отечественных товаропроизводителей за счет проведения государственной политики импорта замещения и реализации мер по защите отечественного рынка от недобросовестной конкуренции.
Слайд 7
На пути системных экономических преобразований в стране за прошедшие десять лет
можно выделить определенные этапы.
Первый из них охватывает период 1992 - 1993 гг., то есть, от начала коренного реформирования экономики до введения собственной валюты. Макроэкономическая политика в этот период определялась в России. Да и вся экономика республики во многом зависела от решений, принимавшихся в соседней стране. Невиданных темпов достигла инфляция. Индекс потребительских цен в процентах к декабрю предыдущего года составлял в конце 1992 года 3060, 1993 года - 2265.
Второй этап рыночных преобразований в стране начался с введения в ноябре 1993 года национальной валюты и формирования собственной макроэкономической политики. Он характеризовался созданием нормативно-правовой базы, регулировавшей отношения в области налогообложения, бюджетной и банковской сферах, внешнеэкономической деятельности, в том числе привлечения иностранного капитала и таможенного дела, развития рынков и рыночной инфраструктуры.
Главным результатом второго этапа реформ стала принципиально новая экономическая ситуация, в результате которой процесс трансформации административно-командной экономики в рыночную принял необратимый характер на основе важных системных преобразований. В числе основных из них можно выделить следующие.
Слайд 8
Развитие институтов рыночной экономики и инфраструктуры. Была создана основа рыночной
инфраструктуры, включающей сеть банков, инвестиционных и страховых компаний, бирж, аудиторских фирм и других объектов, призванных обслуживать хозяйствующие субъекты, помогать им в сбыте произведенной продукции, повышении надежности функционирования и уменьшении коммерческих рисков.
Создание относительно равновесного потребительского рынка. на третьем этапе развития национальной экономики страны - в 1997 -2000 гг. На протяжении 1997 - 2000 гг. начался рост ВВП, промышленного производства, объемов инвестиций и других важнейших показателей товаро производителей и малого бизнеса, углубления структурных реформ экономики, направленных на преодоление сырьевой ориентации хозяйственного комплекса.
Слайд 9Таблица 1. Динамика основных показателей социального развития Республики Казахстана за 1995
- 1999 гг.
1995 1996 1997 1998 1999 Динамика дохода Q населения в тенге
Среднемесячная начисленная заработная плата 4786 6841 8541 9683 10984
Среднемесячный прожиточный минимум населения
3505 3716 3394
Среднегодовой доход на душу населения 20646 28450 34187 36241 40986
Удельный вес трудовых доходов в денежных доходах населения, процентов 73 72 74 74 73
Среднемесячная заработная плата по промышленности, тенге
7792 10198 12489 13465 18007
Расходы государственного бюджета на coциальныe нужды, млн. тенге
Образование 45830 65608 73375 69462 77912
Здравоохранение 29954 35743 35270 26024 44474
Социальное обеспечение и социальная помощь
7837 9212 26566 53618 158942
Слайд 10Решение данных проблем нашло свое выражение в существенном углублении институциональных преобразований
на третьем этапе реформ. Проведение пенсионной реформы, ориентированной на мощных национальных инвестиционных институтов пенсионных средств граждан в системе накопительных фондов, выполняющих, кроме того, функцию; совершенствование процессов приватизации и управления государственной собственностью; принятие комплекса мер по поддержке отечественных товаропроизводителей и импортозамещению, позволившей начать восстановление предприятий обрабатывающей промышленности;
·углубление реформ в финансовой сфере, направленное на дальнейшее укрепление отечественного банковского сектора и вовлечение в инвестиционные процессы средств населения · принято решение о формировании Национального фонда Республики Казахстан, позволяющего снизить зависимость страны от неблагоприятных изменений ценовой конъюнктуры мировых рынков.
В целом, последние годы десятилетия можно охарактеризовать как этап завершения основной части экономических реформ в Казахстане.
Слайд 11 ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРИОРИТЕТ 1:
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ИЗЛИШНЯЯ ОСТОРОЖНОСТЬ
ЛИШНИЙ РАЗ БЕДУ ОТВОДИТ
Народная мудрость
Весь исторический опыт развития человеческой цивилизации свидетельствует, что изначальным из всех необходимых условий, в рамках которых осуществляется поступательный и устойчивый рост государства, является безопасность его нации и сохранение государственности. Мало завоевать свободу и независимость, их надо отстоять и закрепить, передать нашим потомкам. Будущие поколения нам могут простить те доставшиеся им тяготы, невзгоды и проблемы, которые наше поколение не смогло преодолеть. Но нам не будет прощения, если мы утратим государственность, поступимся стратегическими основами суверенности, своими землями и ресурсами. Безусловно, что данная логика видения перспективы должна быть перманентной во времени при любых внутренних и внешних обстоятельствах для стратегического курса казахстанской политики на долгосрочный период. Это является первым стратегическим приоритетом развития Казахстана до 2030 года.
Слайд 12ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРИОРИТЕТ 2:
ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И
КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА
БЕЗ ЕДИНСТВА НИ В ОДНОМ ДЕЛЕ ТОЛКУ НЕТ
Толе би
Наша задача заключается в том, чтобы разрушить старые и предотвратить появление новых барьеров, которые создают трудности на пути к единству, независимо от того, на чем эти барьеры основываются — на привычках, привязанностях, особых интересах, предвзятом отношении, религии, возрастной общности или других факторах. Путем поощрения всевозможных форм диалога, а также усиления взаимных связей и отношений между людьми мы постепенно, шаг за шагом будем углублять нашу национальную солидарность и увеличивать наш национальный потенциал.
Слайд 13 ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРИОРИТЕТ 3:
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, БАЗИРУЮЩИЙСЯ НА РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
ЧЕМ СВОБОДНЕЕ ЭКОНОМИКА,
ТЕМ ОНА БОЛЕЕ СОЦИАЛЬНА
Эрхард
На первых порах, до 2010 года, нам необходимо сосредоточиться на трудоемких отраслях, которые перспективны с позиции их возможностей и конкурентоспособности. Это, в порядке приоритетов, сельское хозяйство, лесная и лесоперерабатывающая промышленность, легкая и пищевая промышленность, туризм, жилищное строительство
и создание инфраструктуры.
Развивая эти отрасли, мы решаем не только структурные вопросы экономики, но и вопросы занятости и бедности, что в настоящее время особенно важно.
Все мы понимаем, сколь велика роль экономического роста в развитии нашей страны.
Без набирающей обороты экономики мы не сможем финансировать школы и больницы, не сможем защитить общество от коррупции и преступности.
Поэтому этот приоритет будет одним из самых важных и сегодня, и завтра, и в течение следующих тридцати лет.
Слайд 14ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРИОРИТЕТ 4:
ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ
ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА
ЧИСТОТА — ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ,
ЗДОРОВЬЕ — ОСНОВА БОГАТСТВА
Казахская народная пословица
Экономический рост сам по себе не сможет гарантировать благополучия наших граждан. Не сложно представить себе процветающую экономику, в которой люди из года в год становятся все более больными в результате неправильного подхода к своему здоровью и загрязненной окружающей среды. По мере того, как мы строим свое общество, необходимо применять нарастающие усилия в том, чтобы наши граждане были здоровыми на протяжении всей своей жизни и их окружала здоровая природная среда. Наша стратегия в реализации этой цели состоит из следующих компонентов:
Слайд 15 Предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни
Борьбу с наркоманией
и наркобизнесом.
Сокращение потребления алкоголя и табака.
Улучшение здоровья женщин и детей. Охрана здоровья матери и ребенка
Улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии.
Слайд 16ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРИОРИТЕТ 5:
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
БОГАТСТВО—НЕ В САМОМ ОБЛАДАНИИ БОГАТСТВОМ, А В УМЕНИИ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ.
Сервантес
Казахстан обладает огромными запасами природных и особенно энергетических ресурсов. На территории нашей страны есть месторождения нефти и газа, которые выводят нас в первую десятку нефтяных стран. В Казахстане также есть крупные запасы угля, урана, золота и других ценных минералов. У нас большой потенциал использования солнечной и ветровой энергии. И, наконец, стратегия подразумевает крайне рачительное использование будущих доходов от этих ресурсов.
Мы должны иметь строгий контроль за своими стратегическими ресурсами, жить экономно и по-хозяйски использовать средства, откладывая часть из них для наших будущих поколений.
Слайд 17 ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРИОРИТЕТ 6:
ИНФРАСТРУКТУРА, ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ
ТРИ ДЕЛА ЧЕЛОВЕКУ ДЕЛАЮТ ЧЕСТЬ:КОЛОДЕЦ,
ВЫРЫТЫЙ В ПУСТЫНЕ; МОСТ, ПРОЛОЖЕННЫЙ ЧЕРЕЗ РЕКУ;
ДЕРЕВО, ПОСАЖЕННОЕ У ДОРОГИ
Восточная пословица
Слайд 18ДОЛГОСРОЧНЫЙПРИОРИТЕТ 7: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО, ОГРАНИЧЕННОЕ
ДО ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ
СТРАНА ОТСТУПАЕТ ОТ ЗАКОНА,
КОГДА В НЕЙ МНОГО НАЧАЛЬНИКОВ
Соломон
Необходимо создать общегосударственную систему управления кадрами с мощной и эффективной подготовкой в стране и за ее пределами, со справедливым порядком продвижения по служебной лестнице, с единой информационной системой, с гарантированной системой социальной защиты, с бережным отношением к основополагающему ресурсу управления — человеческому капиталу.
Вместе с тем, эта государственная система должна обладать способностью отсева неумелых и неквалифицированных работников. Каждый работник должен на деле и регулярно доказывать свою полезность и необходимость
Слайд 19Семь основных принципов стратегии, на основе которой будут окончательно сформированы
Правительство
и местная власть, заключаются в следующем:
1. Компактное и профессиональное Правительство, сконцентрированное на выполнении лишь нескольких наиболее важных функций.
2. Работа по программам действий на основе стратегий.
3. Четко налаженная межведомственная координация.
4. Повышение полномочий и ответственности министров, их подотчетность и стратегический контроль за их деятельностью.
5. Децентрализация внутри министерств, от центра к регионам и от государства в частный сектор.
6. Решительная и беспощадная борьба с коррупцией.
7. Улучшение системы найма, подготовки и продвижения кадров.
Слайд 20 В чем состоит необходимость переноса
столицы?
Существовало много разных мнений о переносе столицы.
Даже присутствовали предложения о создании новой столицы в предгорьях Улутау. Надо сказать, что перенос столицы из Алматы в Астану оправдан с нескольких точек зрения. Во-первых, как было (отмечено, Астана естественный центр Казахстана. В силу этого обстоятельства она концентрирует вокруг себя и социально-хозяйственную и культурную жизнь. Во-вторых, получает новое развитие весь обширный регион Центрального Казахстана. В-третьих, перенос столицы в определенной мере решает проблему перенаселенности южных регионов Казахстана. В-четвертых, перенос столицы не очень дорого обходится государственной казне. Как отмечал Президент Н.А.Назарбаев, создание новой столицы обходится преимущественно за счет иностранных инвестиций.
Слайд 21
Сегодня мы находимся на пороге больших возможностей. Многие из вас знают,
как некоторые из беднейших стран в Азии выкарабкались из нищеты в течение 30 лет и стали процветающими производительными государствами. Первыми были Корея, Тайвань и Сингапур, а сейчас к ним присоединились Малайзия, Индонезия и Таиланд. Изумительные темпы демонстрирует наш великий сосед — Китай. Разворачивают свою мощь и стать Индия и Бразилия. Мы искренне надеемся и уверены, что скоро обретет новый облик великой страны и дружественная Россия.
Сорок лет назад, когда Сингапур получил независимость, он был одной из самых бедных стран в мире с подушевым доходом менее 200 долларов в год. Сегодня сингапурцы имеют подушевой доход более 20 тысяч долларов. Малайзия, страна, схожая с нами своим населением, этническим составом и многими другими параметрами, добилась десятикратного увеличения уровня жизни своих граждан менее чем за 20 лет. В результате таких успехов эти страны известны во всем мире как Азиатские Тигры.
Слайд 22
Граждане 2030 года будут уверены, что государство защитит их права
и будет отстаивать их интересы. При этом они будут знать, что государство позаботится о тех немногих, которым в силу неблагоприятных обстоятельств не удалось найти свое место в жизни и пришлось обратиться к государству за социальной помощью.
Казахстан 2030 года должен стать чистой и зеленой страной со свежим воздухом и прозрачной водой. Промышленные отходы и радиация больше не будут проникать в наши дома и сады. Наши дети и дети наших детей будут жить полноценной жизнью в здоровых условиях.
В 2030 году наши потомки будут жить в стране, которая не будет более находиться на заднем плане мировых событий. Их Казахстан, являясь центром Евразии, будет играть роль экономического и культурного связующего звена между тремя быстро растущими регионами — Китаем, Россией и Мусульманским миром.
В стране будут жить представители многих национальностей, уверенных в равных возможностях для всех наций, но считающих себя прежде всего гражданами Казахстана.
Казахстан 2030 года еще не будет совершенен. Он еще не станет самой богатой, самой образованной, самой развитой страной в мире, но он успешно пройдет сложный путь и твердой поступью вступит в следующий этап развития.
Слайд 23
Рефлексия
написать небольшое эссе
на тему :
«Развития Казахстана моими
глазами »
«Мое будущее – будущее Казахстана»