Презентация, доклад на тему СССР в послевоенное сорокалетие (1945 – 1985 гг.) Презентация интерактивного урока – зарисовки эпохи.

Ожидаемые результаты: В процессе урока ученики должны закрепить и развить полученные знания, умения и навыки: точно определять общее и отличное; коллективно составлять портрет политического деятеля и эпохи; самостоятельно определять политический силуэт лидера страны; аргументировано защищать свою

Слайд 1Это наша с тобой биография?
Конспект интерактивного урока – зарисовки эпохи

на тему:
«СССР в послевоенное сорокалетие
(1945 – 1985 гг.)»
Это наша с тобой биография? Конспект интерактивного урока – зарисовки эпохи на тему: «СССР в послевоенное сорокалетие

Слайд 2Ожидаемые результаты:
В процессе урока ученики должны закрепить и развить

полученные знания, умения и навыки:
точно определять общее и отличное;
коллективно составлять портрет политического деятеля и эпохи;
самостоятельно определять политический силуэт лидера страны;
аргументировано защищать свою точку зрения, свою позицию;
вместе с учителем анализировать события и явления;
работать самостоятельно, в группах и коллективом;
сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других;
переходить от параллельного анализа к обобщениям.
Ожидаемые результаты: В процессе урока ученики должны закрепить и развить полученные знания, умения и навыки: точно определять

Слайд 3Комплекты наглядности:
фотографии бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек учеников класса (прикрепленные

к карте СССР);
комплекты ксерокопий фото- и публицистических материалов периодической прессы эпохи;
газеты и журналы периода истории СССР 1945 – 1985 гг.;
портреты политических лидеров: Й. Сталина, М. Хрущева, Л. Брежнева, Ю. Андропова и К. Черненко.
Комплекты наглядности: фотографии бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек учеников класса (прикрепленные к карте СССР); комплекты ксерокопий фото-

Слайд 4Основные понятия:
тоталитарная система;
авторитарная система;
демократизация общественно – политической жизни;

командно – административная
система;
научно – технический прогресс;
политические репрессии;
космополитизм;
демократия;
культ личности;


догматизм;
депортации;
деформации;
тотальный контроль;
политическая борьба;
идеологическое противостояние;
плановая экономика;
«холодная война»;
гонка вооружений;
гражданская война;
ядерная монополия.

Основные понятия: тоталитарная система; авторитарная система; демократизация общественно – политической жизни; командно – административная система; научно –

Слайд 5Методы и приемы:

«Мозговой штурм»
Составление структурных элементов рисунка темы
Мини – дискуссии


Параллельные обобщения

Работа в парах

Работа в группах

Самостоятельная работа учеников

Методы и приемы:«Мозговой штурм»Составление структурных элементов рисунка темы Мини – дискуссии Параллельные обобщения  Работа в парахРабота

Слайд 6ХОД УРОКА:
Мотивационная часть
Сегодня тема нашего урока «СССР в

послевоенное сорокалетие (1945 – 1985 гг.)». Мы должны повторить и обобщить материал об этой эпохе, попробовать охарактеризовать ее, определив главное. Эта достаточно большая и по времени, и по содержанию эпоха в истории большого когда –то государства с имперскими амбициями, на руинах которого появились, вполне логично и объективно, новые суверенные государства. Для Советского Союза, и для всего мира в целом, это была сложная и противоречивая эпоха. Можно сказать, в определенном смысле, что эта эпоха Третей мировой войны – «холодной войны»; эпоха надежд и ожиданий, запугивания и страха; эпоха противостояния и разрядки, которая уступила место конфронтации капиталистического и социалистического «таборов».
ХОД УРОКА:Мотивационная часть   Сегодня тема нашего урока «СССР в послевоенное сорокалетие (1945 – 1985 гг.)».

Слайд 7 II. Основная часть

Зарисовка 1. Общая картина эпохи
Методы работы: «интеллектуальная волна »; мини – дискуссии.

Чем были эти сорок лет (1945 – 1985 гг.) для Советского Союза?
Это были годы:
послевоенной сталинской реакции;
хрущевской либерально – демократической «оттепели»;
брежневской «стабильности»;
сталинского/ хрущевского/ брежневского культа;
послевоенных репрессий;
массовых депортаций;
«ждановщины», «лысенковщины»;
ликвидации ядерной монополии США;
гражданской войны на Западной Украине, Западной Белоруссии;
«холодной войны».

II. Основная часть

Слайд 8Можно ли утверждать, что период истории СССР с 1945 по 1985

гг. был временем борьбы за власть в советском руководстве?
Ученики дают позитивный ответ.

Чем вы можете подтвердить это?
Достаточно частыми переворотами.

Какие вы знаете советские «дворцовые» послевоенные перевороты?
(Ученики дают краткие, четкие и обоснованные ответы). «Громкий» переворот 26 июня 1953 г.; «тихий» переворот 1955 г.; «громкий» - 18 – 22 июня 1957 г.;
«тихий» - октябрь 1957 г.; «тихий» 1958 г.;
«громкий» 13 – 14 октября 1964 г.; «тихий» 1970 г.

Можно ли утверждать, что период истории СССР с 1945 по 1985 гг. был временем борьбы за власть

Слайд 9

Зарисовка 2. Вожди эпохи
Методы работы: «интеллектуальная волна »; работа в парах; коллективная работа; анализ процесса и явлений.

Кто всегда побеждал в борьбе за власть? Какие личности?
неожиданные;
малообразованные люди;
хитрые;
ловкие;
с талантом перевоплощения;
те, кто хорошо знал т понимал систему;
люди с «тени».
Зарисовка 2.

Слайд 10Кому из них чего не хватало?
Й. Сталину не хватало:
дальнозоркости;
чувства

реальности;
смелого и решительного окружения;
понимания необходимости перемен.

М. Хрущеву не хватало:
интеллигентности;
выдержки;
знаний в экономике;
знания идеологии;
хороших манер.

Л. Брежневу не хватало:
амбициозности;
понимания экономических проблем;
силы воли;
сильной команды;
решительности;
последовательности;
твердости.

Кому из них чего не хватало?Й. Сталину не хватало: дальнозоркости; чувства реальности; смелого и решительного окружения; понимания

Слайд 11А у кого и какие были лишние качества?
У Й.

Сталина:
жестокости;
культа;
твердости;
догматизма;
решительности;
«непоколебимости»

У М. Хрущева:
жизненной энергии;
коммуникабельности ;
энтузиазма;
идей;
самоуверенности;
решительности.

У Л. Брежнева:
сентиментальности;
догматизма;
«стабильности»;
культа;
самоуверенности;
нерешительности;
болезней.

А у кого и какие были лишние качества?  У Й. Сталина: жестокости; культа; твердости; догматизма; решительности;

Слайд 12

Зарисовка 3. Система.
Методы работы: «интеллектуальная волна »; беседа; обобщения; анализ процесса и явлений.

Какие должности занимали лидеры СССР, о которых только что шла речь? А.Ю. Андропов? А.К. Черненко?


Й. Сталин – Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) (с октября 1952 г. – ЦК КПСС) и Председатель Совета Народных комиссаров (с марта 1946 г. Председатель Совета Министров)

М. Хрущев – Первый секретарь ЦК КПСС (с 1958 г. – Председатель Совета Министров СССР)

Л. Брежнев – Генеральный секретарь ЦК КПСС (с 1977 г. – Председатель Президиума Верховного Совета СССР)

А.Ю. Андропов – Генеральный секретарь ЦК КПСС

А.К. Черненко – Генеральный секретарь ЦК КПСС

Зарисовка

Слайд 13 Зарисовка 4. Суд истории.
Методы работы:

«интеллектуальная волна »; самостоятельная работа учащихся; анализ и обобщения.
Теперь будет возможность высказать свое мнение относительно этой эпохи и ее лидеров, и попробовать сделать это непредвзято. Выходят двое учеников – ведущих, которые ведут этот раздел урока, и вместе с классом продолжают урок, оглашая следующие вопросы:
В чем мы можем обвинить Й. Сталина? Можем ли мы защитить его?
Ученики дают лаконичные ответы:
в послевоенных массовых репрессиях;
голоде 1946 – 1947 гг.;
«ждановщине», «лысенковщине»;
отсутствии в стране демократии;
развязывании «холодной войны» и т.д.
В чем мы можем обвинить М. Хрущева? Можем ли мы защитить его?





Зарисовка 4. Суд истории.   Методы работы: «интеллектуальная волна »; самостоятельная работа учащихся;

Слайд 14
В чем мы можем обвинить Л. Брежнева? Можем ли мы защитить

его?
(четко прослеживается уменьшение обвинений от Сталина к Брежневу, что должно натолкнуть учеников на определенные размышления)

Что мы бы сделали на месте Й. Сталина/ М. Хрущева /
Л. Брежнева / Ю. Андропова / К. Черненко?


В чем мы можем обвинить Л. Брежнева? Можем ли мы защитить его? (четко прослеживается уменьшение обвинений от

Слайд 15А если бы мы были на месте Й. Сталина/ М. Хрущева

/
Л. Брежнева , чего бы мы не делали?

Итак, сделав одну зарисовку, мы значительно углубились в понимании сущности этой эпохи.
А если бы мы были на месте Й. Сталина/ М. Хрущева / Л. Брежнева , чего бы

Слайд 16III. Выводы и обобщения.
Ученики делают короткие и содержательные выводы и

обобщения. Заключительное слово учителя должно дополнить и упорядочить выводы и обобщения учащихся.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что над тем фантастически – огромным по территории и невероятно богатым природными ресурсами сверхгосударством проводились бесконечные эксперименты, которые и привели к его краху.
III. Выводы и обобщения. Ученики делают короткие и содержательные выводы и обобщения. Заключительное слово учителя должно дополнить

Слайд 17СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть