Презентация, доклад на тему Сравнительная характеристика дидактических единиц УМК Е.В.Пчёлова и И.Л.Андреева История России 16-17 веков по истории Русской православной церкви и иных традиционных для России конфессий

Содержание

ИКС о периоде 16-17 веков истории России:«Именно в этот исторический период Российское государство сделалось многонациональной державой, в пределах которой приобретали опыт мирного и взаимовыгодного сосуществования различные в цивилизационном, этническом и конфессиональном плане социальные группы. Данный двухвековой

Слайд 1Сравнительная характеристика дидактических единиц УМК Е.В.Пчёлова и И.Л.Андреева «История России 16-17

веков» по истории Русской православной церкви и иных традиционных для России конфессий

Выступление учителя истории
Высшей категории МБОУ «Школа № 8»
Плескач Татьяны Анатольевны

Сравнительная характеристика дидактических единиц УМК Е.В.Пчёлова и И.Л.Андреева «История России 16-17 веков» по истории Русской православной церкви

Слайд 2ИКС о периоде 16-17 веков истории России:
«Именно в этот исторический период

Российское государство сделалось многонациональной державой, в пределах которой приобретали опыт мирного и взаимовыгодного сосуществования различные в цивилизационном, этническом и конфессиональном плане социальные группы. Данный двухвековой этап ознаменовался первыми в истории страны крупномасштабными социальными потрясениями, вылившимися в начале XVII в. в т.н. Смутное время, массовые городские восстания середины XVII в., казацко-крестьянское выступление под руководством Степана Разина, а также церковный раскол.»
ИКС о периоде 16-17 веков истории России:«Именно в этот исторический период Российское государство сделалось многонациональной державой, в

Слайд 3Дидактические единицы по истории русской православной церкви 16-17 веков:
Православие, как

основа государственной идеологии. Идеология «Москва – Третий Рим», Стоглав, сосуществование религий, учреждение патриаршества, православная церковь, ислам и языческие верования в России XVII в., социальная структура российского общества, духовенство, церковный раскол, усиление светского начала в российской культуре.
Дидактические единицы по истории русской православной церкви 16-17 веков: Православие, как основа государственной идеологии. Идеология «Москва –

Слайд 4Старообрядчество, раскол, секуляризация культуры, парсуна, протопоп Сильвестр, митрополит Филипп (Колычев), патриарх

Гермоген, патриарх Филарет, патриарх Никон, протопоп Аввакум, Симон Ушаков, Симеон Полоцкий, Епифаний Славяницкий.
Старообрядчество, раскол, секуляризация культуры, парсуна, протопоп Сильвестр, митрополит Филипп (Колычев), патриарх Гермоген, патриарх Филарет, патриарх Никон, протопоп

Слайд 5
- 1551– принятие «Стоглавого собора»,
- 1589 – учреждение

в России патриаршества,
- 1653 – реформы патриарха Никона, начало церковного раскола.
- 1551– принятие «Стоглавого собора», - 1589 – учреждение в России патриаршества, - 1653 – реформы

Слайд 6УМК И.Л.Андреева о теории «Москва – третий Рим»
Авторы учебника указывают, что

данная теория обосновывала полновластие московского князя и бесправие подданных. Упускается понимание того, что появлялась истинно российская идея, превращавшая Москву в политический и религиозный центр.
УМК И.Л.Андреева о теории «Москва – третий Рим»Авторы учебника указывают, что данная теория обосновывала полновластие московского князя

Слайд 7
В параграфе 8-9 «Опричнина», приводится точка зрения, что Иван Грозный устраивал

многочисленные казни, видя в этом обязанность православного государя по отношению к «грешникам», в преддверии ожидаемого конца света. И только потом, в следующем пункте, говорится о том, что церковь не одобряла опричнину.


В параграфе 8-9 «Опричнина», приводится точка зрения, что Иван Грозный устраивал многочисленные казни, видя в этом обязанность

Слайд 8УМК Е.В.Пчёлова о сосуществовании религий:
Указывается, что христианизация народов Севера и Сибири

способствовала укреплению межнациональных отношений и положению центральной и местной власти. Но также признается, что христианизация шла слабо, насильственными методами и угрозами.


УМК Е.В.Пчёлова о сосуществовании религий:Указывается, что христианизация народов Севера и Сибири способствовала укреплению межнациональных отношений и положению

Слайд 9УМК И.Л.Андреева о введении патриаршества
Назван первый русский патриарх Иов (параграф 11),

помещён его портрет, но саркастически указывается, что «учреждение патриаршества лишь закрепило существующее положение (значимую роль русской православной церкви в 16 веке). Значение этого события до конца не раскрыто авторами учебника.
УМК И.Л.Андреева о введении патриаршестваНазван первый русский патриарх Иов (параграф 11), помещён его портрет, но саркастически указывается,

Слайд 10Вопрос о православной вере, исламе и языческих верованиях

Е.В.Пчелов

В параграфе 24 просто указывается на языческие верования народов Севера и Сибири и на буддистские верования калмыков. Говорится и о миссионерской деятельности русских монахов в Сибири по проведению христианизации местных народов

И.Л. Андреев

В параграфе 26 «Освоение Сибири и дальнего Востока», наравне с высокой оценкой влияния русской цивилизации на народы Сибири, деятельности первопроходцев в лице казаков, не упоминается что среди первых покорителей Сибири были и люди церковные, миссионеры, проводившие христианство в среду языческих народов…, что коренным образом меняло их нравы и культуру.

Вопрос о православной вере, исламе и языческих верованиях      Е.В.ПчеловВ параграфе 24 просто

Слайд 11Социальная структура российского общества. Духовенство
Е.В.Пчелов
В нескольких абзацах дается описание иерархичности русского

духовенства и объясняется деление его на белое и черное.

И.Л.Андреев

По установленной традиции авторы учебника вновь концентрируются на источниках доходов церкви, на её привилегиях, давая понять учащимся, что церковь оставалась крупным феодалом. И совершенно не указывается на духовных и нравственный подвиг русской церкви в период Смутного времени!?

Социальная структура российского общества. ДуховенствоЕ.В.ПчеловВ нескольких абзацах дается описание иерархичности русского духовенства и объясняется деление его на

Слайд 12Церковный раскол
У Пчёлова в параграфе 21 раскрываются причины раскола. Но при

внимательном прочтении несколько коробит одна фраза: «…по мере развития контактов с европейскими странами стало выяснятся, что русское духовенство недостаточно образовано , что оно плохо знает богословские основы православного вероучения и поэтому с трудом может защитить свою веру в спорах с представителями других конфессий. Для этого было необходимо приобщение к богатейшей сокровищнице византийской православной мысли…».
Церковный расколУ Пчёлова в параграфе 21 раскрываются причины раскола. Но при внимательном прочтении несколько коробит одна фраза:

Слайд 13УМК Андреева
У И.Л.Андреева довольно скудно раскрывается духовный подвиг митрополита Филиппа в

параграфе 8-9. Следовало бы отразить его более эмоциональнее и полнее, привести некоторые его высказывания в адрес царя, раскрывающие нравственную позицию этого человека.
Личность патриарха Никона у этих же авторов раскрыта глубоко и полно, приводятся доказательные факты из его биографии. Помещён его портрет и картины, относящиеся к этапам его деятельности. Но оценка реформ Никона в виде слова «грекофильство», вновь наводит на мысль, что авторы навязывают учащимся свою точку зрения на действия патриарха.


УМК АндрееваУ И.Л.Андреева довольно скудно раскрывается духовный подвиг митрополита Филиппа в параграфе 8-9. Следовало бы отразить его

Слайд 14
У И.Л.Андреева буквально в одном предложении протопоп Аввакум назван главой

старообрядцев и не раскрывается совершенно его характер, его духовный подвиг. Его публицистические способности и остроумие, его мужество затрагивается немного в параграфе «Русская культура 17 века», где описано его «Житие», правда, без ссылок на источник…
У И.Л.Андреева буквально в одном предложении протопоп Аввакум назван главой старообрядцев и не раскрывается совершенно его

Слайд 15УМК Е.В.Пчёлова
У Е.В.Пчёлова личности протопопа Аввакума не посвящен отдельный раздел

и нет даже его иллюстративного изображения. В помещённой биографической справке делается акцент не на его духовно-нравственный стоический подвиг, а приводятся примеры его скандальных столкновений с царскими чиновниками и высокопоставленными прихожанами, что создает впечатление у учащихся о том, что Аввакума казнили больше за его хулиганские антиправительственные действия, чем за его убеждения.
УМК Е.В.Пчёлова У Е.В.Пчёлова личности протопопа Аввакума не посвящен отдельный раздел и нет даже его иллюстративного изображения.

Слайд 16Протопоп Сильвестр
Е.В.Пчёлов
упоминается просто как член Избранной Рады
И.Л.Андреев
в параграфе 4 указывается

что Сильвестр подтолкнул молодого царя на проведение реформ и нравственно влиял на монарха. Авторы подчеркивают, что протопоп сдерживал «неистовый нрав» Ивана 4, напоминая за ответственность за совершённые грехи и обязанности жить в страхе Божьем. Но в то же время говорится, что Сильвестр являлся натурой фанатичной, которой часто слышались голоса и являлись видения.
Протопоп СильвестрЕ.В.Пчёловупоминается просто как член Избранной РадыИ.Л.Андреев в параграфе 4 указывается что Сильвестр подтолкнул молодого царя на

Слайд 17Симеон Полоцкий
Е.В.Пчёлов
упоминается в параграфе 25, как первый русский стихотворец, приводится его

портрет. Но совершенно не указывается, что он был вдохновителем открытия в Москве Славяно-греко-латинской академии.

И.Л.Андреев

раскрывается его личность, как воспитателя царя Фёдора Алексеевича, как основателя первого высшего учебного заведения в Москве «Славяно-греко-латинской академии». Но действительная значимость и разносторонняя натура этого человека, как поэта, вдохновителя просвещения в России до конца не затронута.

Симеон ПолоцкийЕ.В.Пчёловупоминается в параграфе 25, как первый русский стихотворец, приводится его портрет. Но совершенно не указывается, что

Слайд 18Общие проблемы обоих УМК:
У обоих авторов в вопросе о

светских началах в русской культуре в параграфе «Культура 17 века» обзорно даётся понять, что во многих жанрах – литературе, живописи архитектуре проявляется проникновение светских черт. Но чёткого понимания этого термина нет.

Проблема у обоих авторов с историческими текстами и источниками… У Пчёлова нет ссылок на Стоглавый собор, Четьи Минеи, трактатов Никона. Больше текстов помещено в УМК Андреева, но у него нет выдержек из Жития протопопа Аввакума. А это существенный недостаток.
Отсутствует описание некоторых персоналий и объяснение терминов, данных в ИКС


Общие проблемы обоих УМК: У обоих авторов в вопросе о светских началах в русской культуре в параграфе

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть