Слайд 1«Способы достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания».
Пивоварова Е.В., учитель
истории и обществознания МКОУ ТСОШ
Слайд 2ОБРАЗОВАНИЕ:
«Образование есть то, что остаётся в голове у человека, когда всё
выученное им забыто»
Макс Лауэ
Слайд 3МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД:
Мета- «за», над- «общий».
Принцип интеграции содержания образования.
Способ формирования теоретического мышления
и УУ способов деятельности.
Формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.
Слайд 4МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Цель образования – предметное обучение через метапредметные дефиниции (формы, инструментарии).
Задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Слайд 5МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
1. Познавательные УУД.
2. Регулятивные УУД.
3. Коммуникативные УУД.
4. Формирование ИКТ компетентности.
«Способы достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания».
Слайд 6целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
волевая саморегуляция.
Регулятивные УУД
Слайд 7Познавательные УУД
общеучебные
логические
постановка и решение
проблем
Слайд 8Выделение познавательной цели
Структурирование знаний
Поиск информации
Выбор способов решения задач
Контроль и оценка процесса
Смысловое
чтение
Речевое развитие
Решение проблем
знаково-символические действия
Общеучебные универсальные действия
моделирование
преобразование модели
Слайд 9ЛОГИЧЕСКИЕ УУД
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Синтез –
составление целого из частей.
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.
Подведение под понятие, выведение следствий.
Установление причинно-следственных связей.
Построение логической цепи рассуждений.
Доказательство.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 10
УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
управление поведением партнёра
постановка вопросов
разрешение конфликтов
Коммуникативные УУД
Слайд 11ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ:
- самостоятельная организация деятельности;
- алгоритмизация и рефлексия действий;
- составление
словарного лото, кроссвордов,
схем;
-приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема), фишбоун.
Слайд 12МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
прямая и обратная методики Ривина;
проектная деятельность;
интерактивная методика;
личностно-ориентированное обучение;
исследовательская деятельность;
ТРКМ;
Слайд 13МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРИЁМЫ:
ТРКМ: кластер-гроздь («пучок, созвездие»)-графическая организация материала, устанавливающие поля понятия;
маркировочная таблица
«ЗУХ»;
знаковое чтение;
синквейн;
таблица «тонких» и «толстых вопросов»;
верные и неверные утверждения.
Слайд 14РАБОТА С ПОНЯТИЕМ:
Ученик «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в
истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания.
Осуществив работу на разном предметном материале (например, на материале биологии, литературы и химии), он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале.
Слайд 15РАБОТА С ПОНЯТИЕМ:
вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе
различений.
Слайд 16МЕТАПРЕДМЕТЫ:
«Знак»;
«знание»: техника знающего незнания»;
«проблема»: техники позиционного анализа, умение организовывать и вести
полипозиционный диалог, развитие способности проблематизации, целеполагания, самоопределения;
Слайд 17ВИДЫ СВЯЗЕЙ:
хронологические связи - ретроспективные (предшествующие), перспективные (предваряющие), сопутствующие (синхронные),
а также информационные связи - фактические, понятийные, теоретические.
Слайд 18МЕТАПРЕДМЕТЫ:
«Задача» : способности понимания и схематизации условий моделирования объекта задачи, конструирования
способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Способность узнавать и находить способ решения подобных типов задач или ситуаций.
Слайд 19ДЛЯ ПРИМЕРА:
(Например, в русском языке люди всех национальностей называются именами существительными,
и только русские ─ именем прилагательным. Почему?).
Слайд 20МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:
Создание ситуации учения-обучения;
Организация совместной работы учителя и ученика;
Работа учителя со
способностями ученика;
Работа с разными слоями мыследеятельности: коммуникация, мышление, действие, рефлексия, понимание;
Индивидуальная работа с учащимися, но в коллективной деятельности.
Слайд 21АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УРОКА:
целеполагание:
1) Подготовка к решению реальных жизненных
личностных проблем;
2) Перенос теоретических знаний на практику;
3) Формирование УУД (метаумений)
Слайд 22ТРЕБОВАНИЯ К МПУ:
1)самостоятельная деятельность учащихся, рефлексия, перевод теоретических в личностные выводы;
2)
привлечение иных знаний и опора на жизненный личный опыт;
3)проблемы, задачи, понятия урока носят интегративный характер и стимулируют к действиям;
4) формируемые УУД применяются в различных областях;
Слайд 23ТРЕБОВАНИЯ К МПУ:
5)передаются способы работы со знанием;
6)развиваются базовые способы мышления,воображения, осуществляется
работа со взаимосвязями;
7) наблюдается рефлексия способов и условий деятельности,контроль и оценка процесса и результатов деятельности (портфолио по теме).
Слайд 24ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ:
стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий
без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения (форма обсуждения версий учеников по изучаемому материалу не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций «правильно – неправильно»);
Слайд 25ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ:
использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть
субъектный опыт учащихся;
стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала;
поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Слайд 26ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
Нетрадиционное начало урока (эпиграф, ребус, кроссворд).
Постановка
и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
Использование логических схем, сравнительных таблиц;
Интерактивные формы обучения, их элементы: интервью, дебаты.
Слайд 27ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Сравнение государств по фрагментам культурной деятельности;
Сравнение
образов истор.личностей по различным худ.источникам;
Подбор аргументов;
Установление причинно-следственных связей;
Написание сочинений, изложений, исправление ошибок в тексте.
Слайд 28ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Словарная работа:устаревшие слова,фразеологизмы,крылатые выражения, определение временных
границ их возникновения;
Составление биографических справок, исторических справок;
Комплексный анализ текста.