Слайд 1Советская культура
во время
Великой Отечественной войны
«Родина-мать зовёт» 1941 г.
Ираклий Тоидзе
(1902-1985)
Слайд 2Особенности советской культуры во время Великой Отечественной войны
Тотальное подчинение задачам обеспечения
победы
Окончательный отказ от идеи интернационализма (смысл существования СССР в том, что он база мировой социалистической революции) в пользу идеи патриотизма (СССР наследник России и идеологии «Москва – Третий Рим», теперь СССР – авангард прогрессивного человечества)
Использование культурных символов Российской империи
Ослабление «железного занавеса» - расширение культурных контактов с заграницей
Начало размывания смысла существования СССР
Слайд 3Наука и техника
Катю́ша — неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллери БМ-8
(82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм).
Георгий Лангемак
1898-1938
Слайд 4Наука и техника
Михаил Кошкин
(1898-1940)
Начальник КБ танкостроения Харьковского завода транспортного машиностроения
Средний танк
Т-34, лучший танк Второй мировой войны
Слайд 5Наука и техника
Сергей Ильюшин
1894-1977
авиаконструктор
ИЛ-2 – самый массовый самолёт Второй мировой войны.
Советские конструкторы называли его «летающий танк». Немецкие пилоты за живучесть называли его «бетонный самолёт» .У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил такие прозвища, как «мясник», «мясорубка», «чума»
Слайд 6Медицина
Николай Бурденко
1876-1946
Главный хирург Красной Армии
Методы лечения, созданные Н.Бурденко, позволили снизить смертность
среди раненных с 65 до 25%.
Обработка раны, 1943 г.
(Свердловск, ныне Екатеринбург)
Слайд 7Формирование победного сознания
Илья Эренбург (1891-1967)
писатель, публицист
Не метну в Эренбурга – камней,
хоть меня вы камнями побейте.
Он, всех маршалов наших умней,
нас привел в сорок пятом к победе.
Танк назвали «Илья Эренбург».
На броне эти буквы блистали.
Танк форсировал Днепр или Буг,
но в бинокль наблюдал за ним Сталин. Не пускали, газету прочтя,
Эренбурга на самокрутки,
и чернейшая зависть вождя
чуть подымливала из трубки
Евгений Евтушенко
Слайд 8Формирование победного сознания
Некто Отто Эссман пишет лейтенанту
Гельмуту Вейганду: «У нас здесь есть пленные русские. Эти типы пожирают дождевых червей на площадке аэродрома, они кидаются на помойное ведро. Я видел, как они ели сорную траву. И подумать, что это — люди!..»
Рабовладельцы, они хотят превратить наш народ в рабов. Они вывозят русских к себе, издеваются, доводят их голодом до безумия, до того, что, умирая, люди едят траву и червей, а поганый немец с тухлой сигарой в зубах философствует: «Разве это люди?..»
Мы знаем все. Мы помним все. Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. Отныне слово «немец» разряжает ружье. Не будем говорить. Не будем возмущаться. Будем убивать. Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьет твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. Он возьмет твоих близких и будет мучить их в своей окаянной Германии. Если ты не можешь убить немца пулей, убей немца штыком. Если на твоем участке затишье, если ты ждешь боя, убей немца до боя. Если ты оставишь немца жить, немец повесит русского человека и опозорит русскую женщину. Если ты убил одного немца, убей другого — нет для нас ничего веселее немецких трупов.
И.Эренбург//Убей! // «Красная звезда», 24 июля 1942 год
Слайд 9Формирование победного сознания
Константин Симонов
1915-1979
Писатель, поэт, драматург
Так убей фашиста, чтоб
он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина,—
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!
Слайд 10Формирование победного сознания
Кукрыниксы — творческий коллектив художников —Михаил Куприянов (1903—1991, Порфирий
Никитич Крылов (1902—1990) и Николай Александрович Соколов (1903—2000).
Слайд 11Формирование победного сознания
Борис Ефимов (Фридлянд) (1890-2008)
Слайд 12Формирование победного сознания
Л. А. Русов Ленинградская Симфония. Дирижирует Е. А. Мравинский.
1980
Ленинградская симфония
Одно из главных произведений Д.Шостаковича (1906-1975)
Начато сочинение в Ленинграде в августе 1941 г.
Первое исполнение в блокадном Ленинграде – 9 августа 1942 г., дирижёр Карл Элиасберг (1907-1978)
Исполнение транслировалось по радио, в том числе на немецкие позиции
Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть… Из воспоминаний немецких ветеранов Второй мирвой войны
История создания и исполнения симфонии запечатлена в одноимённом советском фильме 1957 г.
Слайд 13Формирование победного сознания
Композитор: А. Александров
Слова: В. Лебедев-Кумач
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный
бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война
24 июня 1941 г.
Парад Победы. 24 июня 1945 г. Москва.
Низложение немецких знамен к подножию мавзолея В.И.Ленина намеренно проводилось в перчатках, чтобы подчеркнуть отвращение к разбитому врагу. После парада перчатки и деревянный помост были торжественно сожжены.
Слайд 14Формирование победного сознания
Два бойца (1943)
Реж. Леонид Луков (1909-1963)
В главных ролях:
Борис Андреев
(1915-1982)
Марк Бернес (1911-1969)
Темная ночь,
только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах,
тускло звезды мерцают.
В темную ночь
ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком
ты слезу утираешь.
Муз. Никиты Богословского
Сл. Владимира Агатова
Слайд 15Формирование победного сознания
Жди меня (1943)
Реж. Борис Иванов (1908-1964), Александр Столпер (1907-1979)
В
главной роли Валентина Серова (1917-1975)
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Константин Симонов
Слайд 16Формирование победного сознания
Радуга (1944)
Реж. Марк Донской (1901-1981)
В главной роли Наталия Ужвий
(1898-1986)
Слайд 17
Использование культурных символов Российской империи
Слайд 18Восстановление гвардии
18 сентября 1941 г. за образцовые действия, стойкость в обороне,
мужество и отвагу в наступлении, проявленные в ходе кровопролитных боёв Смоленского оборонительного сражения (10.07 — 10.09. 1941 г.), по решению Ставки ВГК, приказом Наркома Обороны (НКО) Союза ССР, от 18 сентября 1941 года № 308, четырём стрелковым дивизиям 100-я (командир генерал И. Н. Руссиянов) ,127-я (командир полковник А. З. Акименко), 153-я (командир полковник Н. А. Гаген) и 161-я (командир полковник П. Ф. Москвитин) были присвоены почётные наименования «Гвардейские» и они были переименованы и преобразованы в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю гвардейские.
Нагрудный знак гвардейца. 1942 г.
Слайд 19Образование
1943 г. введение раздельного обучения
Слайд 20Образование
В 1943 г. были созданы суворовские и нахимовские училища для подростков
для подготовки будущих офицеров. Прототипами их были кадетские корпуса в Российской империи.
Слайд 21Учитывая патриотическую позицию Русской православной церкви, активно проявлявшуюся на советской и
оккупированной территориях, а также внешнеполитические обстоятельства, И.В. Сталин сделал шаг навстречу Русской православной церкви. В ночь с 4 на 5 сентября 1943 г. он встретился в Кремле с её представителями Московской патриархии. После этого деятельность Русской православной церкви в СССР была восстановлена. Первым «советским» патриархом был избран митрополит Сергий
Слайд 22Белая эмиграция
Сергей Рахманинов (1873-1943)
давал концерты в США
в пользу Красной Армии
Антон Деникин (1872-1947), белогвардейский полководец, автор мемуаров о гражданской войне «Очерки русской смуты» призвал эмигрантов сражаться с нацизмом
Слайд 23Белая эмиграция
Александр Вертинский (1889-1957), певец, автор-исполнитель песен
в 1943
г. вернулся на родину из эмиграции
Проклинали. Плакали. Вопили.
Декламировали: "Наша мать..."
В кабаках за возрожденье пили,
Чтоб опять наутро проклинать.
А потом вдруг поняли. Прозрели.
За голову взялися. Неужели
"Китеж", оживающий без нас...
так-таки Великая? Подите ж...
а она, действительно, как Китеж,
проплывает мимо ваших глаз.
И уже сердец людских мильоны
Ждут её на дальних берегах.
И уже пылают их знамёна
Ей навстречу в поднятых руках.
А она, с улыбкой и приветом
Мир несущая народам и векам,
Вся сияет нестерпимым светом,
Всё ещё невидимая вам!
Слайд 24Начало размывания смысла существования СССР
Стиля́ги (самоназвание — штатники) — молодёжная субкультура в СССР,
зародившаяся во время Великой Отечественной войны под влиянием контактов некоторых представителей советской молодёжи с гражданами США.