Слайд 1ПРОЕКТ
«СКУЛЬПТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТОРАМ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
14 ГОРОДА КУЗНЕЦКА ИМЕНИ 354-Й СТРЕЛКОВОЙ
КАЛИНКОВИЧСКОЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА КРАСНОЗНАМЕННОЙ ОРДЕНА СУВОРОВА ДИВИЗИИ
КУЗНЕЦК, 2016
ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 8 КЛАССА УЛБУТОВ МАКСИМ.
Слайд 2Объект исследования
Литературные памятники писателям и поэтам.
Слайд 3Гипотеза проекта
Пензенская земля дала стране и миру много талантливых писателей,
и свое уважение и любовь к ним народ выразил в многочисленных памятниках мастерам слова. Это культурное наследие определяет национальную идентичность и величие нашего народа.
Слайд 4Цель проекта:
Найти интересную информацию о литературных памятниках поэтам и писателям Пензенской
области. Доказать, что отношение жителей нашего края к памятникам является идентичностью величия русского народа.
Слайд 5Предметы исследования
Памятники пензенским писателям.
Слайд 6Методы исследования:
Изучение практического материала (справочная, научно-популярная литература, статьи книг о Пензе,
библиотека, интернет).
Слайд 7Анализ ситуации
Мир скульптуры в нашей области представлен ярко и разнообразно. В
течение многих веков талантливые мастера создают свои произведения Имена Ю.М. Лермонтова, В.Г. Белинского, А.И. Куприна, А.Н. Радищева известны всему миру и увековечены в скульптурных памятниках.
Старейшим из городских памятников Пензы является бюст М.Ю. Лермонтова, установленный на частные средства жителей в 1892 году. Из числа деятелей культуры, памятники которым установлены в Пензе, своеобразным «рекордсменом» по их количеству является В. Г. Белинский: ему установлено четыре памятника. На втором месте М. Ю. Лермонтов — два памятника. Не забыты и имена А.И. Куприна, А.Н. Радищева и другие выдающиеся литераторы нашего края.
Слайд 8Анализ ситуации
Феномен идентичности — это социальное в человек и личности,
совокупность ролей, свободный выбор из нескольких социальных идентичностей. Что такое память народа в отличие от памяти индивида? Что мы называем народом и как протекает процесс формирования народной памяти? Какую роль играет память в восприятии настоящего и оказываются памятники, мемориальные доски и кенотафы. Памятник отличается от садово-парковой скульптуры тем, что он должен заставлять человека помнить. Поставленные вопросы приобретают интерес в связи с политическими отношениями граждан, когда речь идет о нации, о взаимодействии индивидов с властью. Именно культура как раз и выступает основанием как личностного строительства индивида, так и естественной преградой против манипулирования индивидуальной и коллективной памятью граждан. Смыслы и ценности культуры, историческая память и гражданский патриотизм являются базовыми основаниями единения людей в процесс строительства национального (гражданского) государства, именно это и характерно для отношения жителей Пензенщины к скульптурным памятникам на территории нашей малой родины.
Слайд 9Актуальность работы
Скульптура — это вид изобразительного искуства, произведения которого имеют объемную
форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Исторический жанр скульптуры связан с отражением конкретных исторических событий и знаменитых личностей.
Скульптура Пензенской области в полной мере эт@ому соответствует. Скульптурные памятники, расположенные в нашей области, призваны не только развивать наш художественный вкус, формировать наши представления о прекрасном, но и отражать историческиие события, напоминать об известных людях — наших земляках и героях страны.
Слайд 10Актуальность работы
Какую же роль можно отвести скульптуре в нашей жизни? Искусствовед
В.В. Ермонская в книге «Основы понимания скульптуры» пишет: «Если спросить любого человека, знает ли он, что такое скульптура», «Конечно, да», - ответит он. Но если спросить его, что он понимает под словом «Скульптура», имена каких великих скульпторов ему известны, какими средствами скульптор выражает свой замысел, каковы возможности и особенности искусства скульптуры, - то на все эти вопросы не каждый ответит сразу. Искусство ваяния играет большую роль в нашей жизни. Оно формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном, наше национальное самосознание. С помощью памяти человечество не только накапливает опыт, создает традиции, общественные институты, противостоит времени, преодолевает смерть, но и формирует национальные приоритеты, менталитет нации. Отношение к памятникам культуры — показатель культуры семьи, величия народа.
Слайд 11Памятник М.Ю.Лермонтову
Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы,
отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества, а многие из них стали народными песнями.
Слайд 12Памятник М.Ю.Лермонтову в Тарханах
Слайд 13Памятник М.Ю.Лермонтову в Тарханах
Бронзовый памятник поэту М. Ю. Лермонову был
установлен в Тарханах (село Лермонтово) 9 июня 1985 года. Расположен на территории музея-заповедника вблизи дороги, которая ведет к барскому дому.
Скульптором бронзовой статуи является О. Комов, а архитектором - Н. Комова. Создатели запечатлели уникальный момент размышлений поэта. Лермонтов изображен не в офицерской форме, а в простой одежде. Создается впечатление, будто поэт просто присел передохнуть. Памятник Михаилу Юрьевичу прекрасно сочетается с окружающей природой, становясь центром архитектурного ансамбля.
Государственный музей Тарханы - историко-культурный памятник общенационального значения. В этом месте прошли юные годы Лермонтова, здесь поэт узнавал о разнообразии жизни крестьян и получал удовольствие от единения с природой. Михаил Юрьевич будто до сих пор здесь живет - настолько гармоничен с окружением и притягателен образ задумчивого поэта.
Слайд 15Бюст М.Ю.Лермонтова
16 июля 1891 года Пензенская дума отвела на верхней площадке
городского сквера место для установки на нём памятника М. Ю. Лермонтову, открытие которого состоялось 17 мая 1892 года.
Бюст поэта выполнил петербургский скульптор Илья Яковлевич Гинцбург — будущий академик и автор памятников Пушкину, Гоголю, Айвазовскому, Плеханову, Менделееву и другим. Его отлили на заводе Морана в Петербурге. Поэт изображен в мундире офицера Тенгинского пехотного полка. Бюст поэту расположен в середине большой клумбы городского сквера. От нее расходятся радиальные пешеходные дорожки, что создает хорошую видимость скульптурного произведения. Высота пьедестала – 2 метра, на его лицевой плоскости высечена надпись: «Лермонтовъ» и под ней годы жизни «1814-1841».
Памятник М. Ю. Лермонтову был сооружён по инициативе небольшого кружка почитателей поэта на деньги, полученные от проведения различных культурных мероприятий.
Главным инициатором увековечения памяти Лермонтова, взявшим на себя большую часть хлопот по претворению её в жизнь, являлся председатель правления общественной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова, пензенский врач и гласный городской думы В. М. Мануйлов.
Слайд 17Памятник А.Н. Радищеву
Бронзовый памятник Радищеву стоит на высоком цилиндрическом постаменте-колонне, автор
– скульптор В.И. Усов. Монумент представляет собой довольно точный портрет Радищева: характерный высокий лоб, тонкие черты лица. Писатель одет в сюртук, а шею украшает жабо – модная деталь одежды тех времен.
Пьедестал декорирован картушем, где выгравировано имя Радищева.
Александр Николаевич Радищев (20 августа 1749, Верхнее Аблязово, Саратовская губерния — 12 сентября 1802, Санкт-Петербург) — российский прозаик, поэт, философ, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I.
Стал наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в 1790 году.
Слайд 19Бюст А. Н. Радищева
Установлен в центре сквера по ул. Белинского в
1980 году.
Скульптор Е.Ф. Кочуашвили. Выполнен из бронзы на высоком прямоугольном гранитном постаменте. Портрет детально проработан и создаёт строгий образ мыслителя и просветителя Александра Николаевича Радищева (1749-1802), связанного с Кузнецким краем. Неоднократно бывал в усадьбе, принадлежавшей его семье в Верхнем Аблязово (ныне с. Радищево, Кузнецкого района).
Слайд 21Памятник А. Куприну
В день 145-летия со дня рождения Александра Куприна
в Наровчате появился памятник писателю.
«Он всегда любил Россию. В своих произведениях Александр Иванович старался понять простого русского человека», - отмечал губернатор Пензенской области Иван Белозерцев.
Идея установить монумент в честь писателя возникла давно, однако воплотить ее удалось только благодаря усилиям Наровчатского землячества.
«Куприн известен всей стране, а родился он в Наровчате. Как ему здесь не поставить памятник?» - подчеркнул председатель Наровчатского землячества Валентин Журавлев.
На торжества по случаю открытия скульптуры пришли практически все местные жители, а также многочисленные гости и почитатели таланта писателя.
Фигура Александра Ивановича сделана из бронзы, на постаменте написана только его фамилия. Высота скульптуры 2,5 метра, вместе с подножием около 6. Ее создал народный художник Калмыкии Александр Хачатурян.
Слайд 23Памятник В.Г. Белинскому
Памятнику Виссариону Белинскому, который находится на улице Московской
напротив пензенского драмтеатра, летом 2016 года исполнилось 62 года. Это один из самых монументальных памятников в Пензе. Его заложили в 1948 году, а 10 июля 1954 года – торжественно памятник открыли. На закладке присутствовали писатели: А. Фадеев, И. Эренбург, П. Замойский, Ф. Гладков, П. Вершигора, академик В. Виноградов и др.
Автором скульптуры является народный художник СССР, лауреат Ленинской премии Евгений Вучетич, который так же, как и автор постамента, действительный член академии архитектуры СССР, лауреат государственной премии СССР Леонид Поляков, присутствовал при открытии памятника.
Слайд 25Памятник В. Э. Мейерхольду
В 1999 году на территории музея открыт
памятник В.Э.Мейерхольду. Автор первого памятника В.Э.Мейерхольду пензенский скульптор Ю.Е.Ткаченко.
Памятник Мейерхольду представляет очень живую бронзовую композицию, вмонтированную в кирпичную стену винного завода, когда-то принадлежащего отцу В.Э.Мейерхольда. Всеволод Эмильевич изображён, поднимающимся на ступени и идущим к приоткрытой двери. Голова повернута к правому плечу, в левой руке плащ. Фигура дана в движении, особенность этого памятника в том, что увековеченный персонаж на одном уровне со зрителем, нет отделяющего пьедестала. На верхней ступени лежит роза, а дверь приоткрывает женская рука.
Всеволод Эмиильевич Мейерхольд (настоящее имя — Карл Казимир Теодор Майергольд (нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold); 28 января (9 февраля) 1874, Пенза, — 2 февраля 1940, Москва) — русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист РСФСР (1923).
Слайд 27Памятник Денису Давыдову
Памятник Денису Давыдову был установлен в 1984 году
в сквере на углу улиц Кирова и Либерсона (к 100-летию со дня рождения поэта). Скульптор - В. Г. Курдов. Один из пяти памятников (бюстов) Д. В. Давыдову в Российской Федерации. Уникальность памятника состоит в том, что Давыдов увековечен не в военной форме, как его обычно изображали, а в гражданской одежде того времени. Этим подчёркивается, что памятник ему установлен, прежде всего, как поэту.
Памятник является объектом культурного наследия регионального значения. Впоследствии территория сквера отошла к монастырю, и в 1999 г. памятник оказался за высокой монастырской стеной. В 2002 г. памятник был, наконец, перенесён на территорию небольшого сквера на улице Московской — центральной улице города. Там он находится и в настоящее время.
Слайд 29Памятник М.Н Загоскину
Загоскин Михаил Николаевич писатель. Родился в деревне Тужиловка Мокшанского
уезда Пензенской губернии.
Прославился в начале 1830-х гг. как автор первых в России исторических романов. Один из популярнейших писателей своего времени, Загоскин при жизни имел славу «русского Вальтер Скотта», которая со временем увяла. Сын пензенского помещика Николая Михайловича Загоскина и Натальи Михайловны, тётки печально известного Н.С.Мартынова. Уже в 11 лет будущий писатель сочинил трагедию «Леон и Зыдея» и повесть «Пустынник» (не сохранились).
Память о Загоскине увековечена в его родном селе Рамзай памятником и мемориальной доской скульптора Н.А. Матвеева (1978). . В Пензе одна из улиц названа именем писателя.
Слайд 31Памятник В.О. Ключевскому
Памятник В.О. Ключевскому поставлен в г. Пензе.
Автор памятника —
скульптор Валерий Кузнецов. Открыт 11 октября 2008 года. В открытии памятника принимали участие губернатор Пензенской области Василий Бочкарев, депутат Государственной Думы Российской Федерации Михаил Питкевич и ученики средней школы села Воскресеновка Пензенского района Пензенской области, которая носит его имя.
Памятник представляет собой бронзовую статую, установленную на сборном постаменте.
Василий Осипович Ключевский (16 января 1841, Воскресеновка, Пензенская губерния — 12 мая 1911, Москва) — российский историк, ординарный профессор Московского университета, Заслуженный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (сверх штата) по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.
Слайд 32Заключение
Пензенская земля по праву гордится тем, что дала жизнь и
путевку в мир творчества многим выдающимся писателям и поэтам, литературным критикам и публицистам. Среди них: М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский, А.И. Куприн, М.Н Загоскин, И.И. Лажечников, А.Г. Малышкин, Ф.В. Гладков, П.И. Замойский, Н.Н. Задорнов и многие другие. Они оставили частичку собственной души в своём творчестве, поэтому их произведения ценились, ценятся и будут знамениты ещё много лет.
Слайд 33Заключение
В составе культурного наследия области – ценнейшие мемориальные объекты, связанные с
историческими событиями, с жизнью выдающихся деятелей культуры, науки, искусства, литературы. В их числе, крупнейшие писатели, поэты – М.Ю. Лермонтов, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, М.Н. Загоскин, И.И. Лажечников, М.Е. Салтыков-Щедрин, Д.В. Давыдов, Н.П. Огарев, А.И. Куприн, А.Г. Малышкин, деятели искусства – В.Э. Мейерхольд, И.И. Мозжухин, К.А. Савицкий, А.В. Лентулов, ученые – В.О. Ключевский, Ф.И. Буслаев, П.Н. Яблочков, врачи – Н.Н. Бурденко, Н.Ф. Филатов, Г.А. Захарьин.
Для наших земляков – это достойный пример того, как надо любить малую родину и гордиться ею.
Ценнейшие мемориальные объекты, связанные с жизнью деятелей литературы, определяют национальную идентичность и величие народа.
Слайд 34Словарь терминов.
Идентификация — отождествление себя с другим; выражает установленный эмпирический факт,
что одним из самых простых способов понимания.
Кенотаф — надгробный памятник, установленный не на месте погребения.
Ревтализация — процесс воссоздания, оживления и восстановления городского пространства.
Самодостаточность — возникновение естественным образом и возможность дальнейшего существования без воздействия извне;
Самоидентификация — это осознание человеком себя как представителя нации, к которой он принадлежит по рождению или по собственному выбору.
Слайд 35Список используемой литературы
Русские писатели Пензенского края.
2. Книга «Пенза, Край мой родной»,
1964.
3. Г. В. Мясников, «Город- Крепость Пенза», 1984.