Филаткина Р.П.
МОУ «Ключевская СОШ № 2
Филаткина Р.П.
МОУ «Ключевская СОШ № 2
«Источник возникает в процессе реальной человеческой деятельности, в процессе отображения сознанием человека реальной (исторической) действительности. На этой основе формируется восприятие, суждения, идеи, которые воплощаются в тех или иных носителях информации, после чего они выступают как свидетельства прошлого, т.е. как исторические источники»
(Источники Российской истории. М., 1998)
«Историческим источником является носитель информации, созданной в процессе человеческой деятельности и окружающий историю конкретного этапа развития либо человеческого общества в целом, либо конкретного этапа развития российского общества».
1. письменные;
2. устные;
3. вещественные;
4. этнографические;
5. лингвистические;
6. кино - фотодокументы;
7. фонодокументы» (Источники Российской истории. М., 1998, с. 35)
Исторические документы – непосредственные памятники прошлого и в силу этого обладают убедительностью и доказательностью.
Документ позволяет почувствовать колорит эпохи, помогает создать яркие образы прошлого, условия для развития воображения школьников, уменьшает возможность модернизации отдельных событий.
Как источник исторических знаний, документ требует анализа содержания, обобщения извлечённых из него сведений, определённой оценки.
Работа с документами учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию.
Документы помогают усвоению важнейших фактов, понятий, закономерностей общественного развития, формируют убеждения школьников.
Использование документального материала активизирует мышление школьников, учит анализу и синтезу при рассмотрении событий прошлого и современности.
Самостоятельный анализ документов вооружает учащихся элементарными навыками исследовательской работы, учит приемам критического осмысления исторических источников.
Практические методы работы с источниками весьма многообразны в зависимости от возраста школьников, их умственных возможностей, сложности изучаемых тем. Наиболее распространены три метода:
последовательно - текстуальный;
поэтапный;
метод логических заданий.
1. сущность факта, явления, события;
2. причины его происхождения;
3. взаимодействие с окружающей действительностью;
4. значение для времени его происхождения и современности.
Так можно рассматривать факты и события, встречающиеся в изучаемых источниках.
1. подбор конкретного примера (факта, события, идеи, положения и т.п.) для анализа;
2. отбор аналогов из изучаемого источника;
3. нахождение развития этих аналогов в современных условиях;
4. размышление над возможной реализацией исторического опыта в текущей жизни общества.
Этим завершается работа по соотнесению идей и положений источника с окружающей действительностью.
Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания.)
Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?
Объясните основные / новые понятия, употребляющиеся в тексте документа.
Интересы каких слоёв, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом?
Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?
К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?
Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т.п.
Покажите на карте государства, составившие этот документ.
Охарактеризуйте исторические условия его создания.
Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом.
Объясните, в чём и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).
Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?
Какой характер носил этот документ: открытый или секретный — и почему?
Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.
Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил.
Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?
Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился?
К чему призывает и что осуждает автор документа?
Интересы какого слоя населения он выражает?
Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?
Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа?
Дайте историческую оценку документу
Какие исторические факты излагаются в документе?
Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события.
Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летосчисления.
Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?
По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?
В чем позиция автора совпадает / не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение / несовпадение можно объяснить?
Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям
Кто автор документа? Каково его социальное положение? должность? занятия? Причастность к описываемым событиям?
Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым им событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.
Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?
В чём совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту?
Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?
Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?
Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника.
По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время действия или написания произведения./ Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху...
Какие образы исторических героев, событий создаёт автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искажённым, предвзятым и т.п.? Как вы думаете, с какой целью автор сделал это?
Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами?
К какому общественному слою, группе населения принадлежал автор? Насколько он оказался объективным и беспристрастным в передаче событий или автор совершенно к этому не стремился?
6. В каких других литературных произведениях вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространённость?
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть