Слайд 1СТОЛИЧНЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Новый город
Слайд 2Что означает слово «фортификация»
1. Земляная насыпь
2. Военные укрепления
3. Судоходство
Слайд 3Главный архитектор новой крепости
Ф.Растрелли
А. Ринальди
Д. Трезини
Слайд 4Название крепости в Финском заливе на искусственном острове
1. Адмиралтейство
2. Кронштадт
3. Шлиссельбург
4.
Корелла
5. Кроншлот
Слайд 5На каком острове при Петре I находился первый военный порт, а
также склады с лесом
Адмиралтейский
Летний сад
Новая Голландия
Крестовский
Слайд 6На каком острове по плану были проложены каналы, впоследствии засыпанные
Березовый
Коломна
Васильевский
Каменный
Слайд 7Как первоначально назывался остров Декабристов
Веселый
Крестовский
Голодай
Коломна
Слайд 8Как называлась первая площадь
Березовая
Городская
Троицкая
Исаакиевская
Слайд 9На каком острове находилась первая площадь
1. Васильевский
2. Адмиралтейский
3. Березовый (Петроградский)
4. Аптекарский
Слайд 11Новая столица Российской империи
В 1712 году на невские берега из Москвы
переехал царский двор, иностранные посольства.
Петербург стал столицей.
Город задумали строить по плану: проложили прямые улицы –каналы.
Главным «прошпектом» Петербурга была река Нева.
Центром столицы должен был стать Василевский остров.
Петр I мечтал о том, что в новой столице передвигаться будут не по улицам, а по воде.
В горде сохранилась четкая планировка улиц, которые должны были стать каналами на Васильевском острове
Их называют линии.
Слайд 12Царские указы.
Указ, во избежание пожаров, строить в новом городе лишь каменные
дома.
Указ, запрещавший возводить каменные дома во всех других городах России
Указ о «каменном налоге» Все приезжавшие в Санкт-Петербург обязаны были либо платить деньги, либо ввозить камень на строительство города
Указ о разработке образцов зданий для всех сословий Архитекторы разработали образцы зданий: для богатых и знатных, для зажиточных, а также для простолюдинов (простых горожан)
Указ о переселении в новый город дворян и купцов. На их деньги строили больницы, склады, магазины
Указ о сборе дополнительного налога со всего населения России.
Указ о порядке и чистоте в городе: владельцы домов подкрашивали фасады домов, укрепляли берега реки напротив своего жилища, мостили улицу, сажали деревья.
Указ о запрещении сбрасывать в воду мусор и грязный снег
Слайд 13Доменико Трезини –
Итальянский архитектор, руководил строительством крепости и нового города
Слайд 14Центр новой столицы
На Васильевском острове появились первые красивые строения.
Боком к Неве
стояло длинное красно-белое здание. Здесь заседали члены коллегий.
Здание Двенадцати коллегий повернуто боком к Неве и уходит в глубь острова.
Состоит из 12 корпусов.
Коллегии были образованы в 1718 году Они сменили существовавшие до них приказы
Архитектор – Доменико Трезини.
В настоящее время в здании находится Государственный СПб университет.
Слайд 15Здание Двенадцати коллегий
Фасад каждого корпуса украшен продолговатыми белыми выступами – пилястрами,
имеет большие окна с фигурными наличниками в мелкую расстекловку.
Первый этаж украшен рустовкой.
Руст – большой камень, у которого не отшлифована лицевая поверхность.
Здание трехэтажное, с единой крышей и огромным 400-метровым коридором.
Завершается каждый корпус возвышением с лепниной – аттиком.
На аттиках располагались гербы коллегий
Цвет здания красно-белый
Каждый корпус имел отдельный вход и свой герб.
Слайд 17Из истории возникновения первого музея страны. Здание Кунсткамеры
Рядом со зданием двенадцати
коллегий формировался научный центр страны.
По царскому указу было велено открыть в России Академию наук.
Идея создать первый в России музей принадлежит ученому Готфриду Лейбницу.
Из Европы Петр всегда привозил необычные вещи, предметы искусства, книги, которые он покупал или получал в подарок.
Петр издает указ, в котором предписывает всем жителям России за вознаграждение приносить и сдавать «…каменья необыкновенные, старые рукописи на каменьях, железе, или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее…»
Коллекция стремительно растет, и Петр решает открыть музей, доступный для всех.
Официальное открытие Кунсткамеры состоялось в 1728 году, но строительство продолжалось до 1734 года.
В настоящее время Кунсткамера – Музей антропологии (по-гречески «антропос» - человек) и этнографии (наука о народах мира, их культуре, быте и взаимоотношениях) им.Петра Великого.
Слайд 181. Здание состоит из двух одинаковых трехэтажных корпусов, соединенных в центре
башней
2. Цвет здания бледно-зеленый с белыми пилястрами.
Верхняя башенка завершается куполом со стеклянным глобусом.
3. В восточном крыле разместили библиотеку, в западном – музейные коллекции.
Архитектура здания.
Слайд 19Готторпский глобус
В башню поместили знаменитый Готторпский глобус.
Это огромный полый шар
диаметром более 3 метров. На его внешней стороне изображена поверхность Земли. Внутри своды глобуса представляли собой карту звездного неба.
Незаметно расположенной под скамьей рукояткой глобус приводился в движение, а скамьи и стол оставались неподвижными.
Перед зрителями открывалась панорама звездного неба.
Этот глобус стал прообразом планетария.
Слайд 20Дворец первого губернатора СПб –
Александра Даниловича Меншикова
А.Д.Меншиков (1673-1729) - друг
и помощник Петра 1 во всех его делах.
Не знатного роду он сумел стать самым богатым и влиятельным вельможей петровского времени.
Петр за заслуги пожаловал ему титул светлейшего князя и Васильевский остров Остров стал называться Княжеским или Меншиковским.
Слайд 21Меншиковский дворец
Крыша с изломом
Аттик – завершение фасада здания в форме прямоугольника
Фронтон
с княжеской короной
Боковые ризалиты
Слайд 22Это выдающийся памятник петровского барокко. В те далекие времена он поражал
современников размахом и роскошью.
Дворец четырехэтажный, с высокой «ломаной» крышей, бледно-желтый по цвету.
После появления боковых двухэтажных флигелей, он превратился в замкнутый четырехугольник.
Фасад украшен белыми пилястрами.
Центральную часть завершает аттик
У здания имеются ризалиты – боковые выступы, которые наверху заканчивались фронтонами с княжеской короной.
Парадный вход оформлен портиком (парадный вход) из деревянных колонн над высоким балконом.
Возле крыльца была построена большая пристань
За дворцом простирался обширный сад, площадью в 12 гектаров. Его обслуживали 67 крепостных во главе с садовым мастером.
Сад создан в стиле парков Голландии и Франции. Были в моде регулярные сады с ровными аллеями и подстриженными деревьями.
Слайд 23Кикины палаты
Александр Кикин – сподвижник Петра I, адмиралтейств – советник, имел
в городе 5 домов.
Сохранился один – Кикины палаты, построенный недалеко от Смольного в 1714 году. Здесь находилась первая Кунсткамера и личная библиотека Петра I .
Слайд 24Архитектура здания
Фасад здания украшен белыми пилястрами
Два боковых выступа - ризалита –
завершены фигурными фронтонами (завершение фасада в виде треугольника)
Фронтон петровского барокко состоит из волют (завитки с двух сторон) и люкарны (окно в середине фронтона овальной формы)
Слайд 25Люкарна – окно в середине
фронтона овальной формы
Фронтон фасада в виде
треугольника
Волюта – декоративное украшение в виде завитка
Окна с мелкой расстекловкой
Ризалит- боковой выступ здания
Пилястры –декоративный элемент фасада здания в виде выступающей из стены колонны
Элементы архитектурного стиля «петровское барокко»
Слайд 26Летний дворец Петра I
1710г проект Д.Трезини.
находится в Летнем саду и
имеет высокую крышу.
На крыше флюгер. Он сделан в виде всадника, побеждающего дракона.
Фасады украшены большими окнами с мелкой расстекловкой. Окна имеют широкие наличники.
Между окнами первого и второго этажа расположены барельефы.
На углах дома руст.
Водосточные трубы в верхней части выглядят как головы причудливых драконов.
Внутренние помещения дворца расположены анфиладой (длинный сквозной ряд комнат)
Фриз
Слайд 27Барельеф на входной дверью
Барельеф – выпуклое изображение на поверхности стены.
Летний дворец
украшен 29 прямоугольными барельефами, прославляющими победу России в Северной войне
По периметру под крышей здание украшено фризом – вытянутой по горизонтали композицией из дубовых листьев
Над входной дверью барельеф
Слайд 28Черты петровского барокко
Яркий цвет здания (красный, желтый, светло-зеленый)
Ордерная система выделена белым
цветом, Это придает зданиям торжественность, легкость, вытянутость.
Большие окна с мелкой расстекловкой.
Боковые выступы- ризалиты, создают объем
Фронтоны на зданиях треугольной формы с волютами и люкарной
Приветствовалась отделка рустом первого этажа или края здания